ЭВТАНАЗИЯ
Эвтаназия
Удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. По законодательству РФ медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и/или осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
ЭВТАНАЗИЯ
от греч. ей - хорошо и Thanatos - бог смерти) - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти к.-л. действиями или средствами, в т.ч. прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. В соответствии со ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 к медицинскому персоналу запрещается осуществление Э. Лицо, которое сознательно побуждает больного к Э. и (или) осуществляет Э., несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Эвтаназия
умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, и в результате которых наступает его смерть. Понятие «информированный больной», употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает такого пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения, либо отказа от него. Различают активную (позитивную) Э. – использование средств или действий, ускоряющих наступление смерти (смертельная инъекция, передозировка снотворного и т.д.) и пассивную (негативную) Э., которая означает отказ от искусственных мер по поддержанию жизни (реанимационные услуги).
Источник: Некоторые юридические термины
ЭВТАНАЗИЯ
лишение жизни смертельно больного человека медицинским персоналом для избавления его от мучительных страданий по волеизъявлению самого больного и с согласия его родственников. В ряде стран, в т. ч. в Российской Федерации, Э. запрещена и преследуется по закону. Э. является актуальной практической проблемой прикладной этики. Нравственный аспект Э. заключается в моральном выборе, который осуществляет смертельно больной человек, между своими физическими и духовными страданиями, а также неудобствами, причиняемыми им своим родственникам, и возможностью легкой и безболезненной смерти, которая избавляет его самого и его близких от этих бессмысленных страданий. Как нравственная проблема Э. не имеет и, по-видимому, не может иметь однозначного решения. В Э. налицо противоречие между нравственной целью и безнравственными средствами, поскольку лишение человека жизни в любых обстоятельствах безнравственно. Кроме того, в тех странах, где Э. разрешена законом, она порождает проблему злоупотребления со стороны медицинского персонала и родственников смертельно больного человека, когда человек лишается жизни без своего волеизъявления.
Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
ЭВТАНАЗИЯ
греч. euthanasiaeu - хорошо и thanatos - смерть) - убийство из милосердия, лишение жизни с целью освободить больного от неизлечимой болезни или невыносимого страдания.
Добровольная Э. предполагает просьбу о смерти со стороны пациента или его законного представителя. Пассивная Э. означает невыполнение каких-либо действий, необходимых, чтобы предотвратить смерть; активная Э. предполагает преднамеренное действие, причиняющее смерть.
Э. была принята, и юридически и нравственно, во многих обществах. В Древней Греции и Риме Э. была допустима в некоторых ситуациях. Например, Плутарх упоминает, что в Спарте умерщвлялись дети, которые испытывали недостаток "здоровья и энергии". Допустимость Э. в отдельных случаях признавали Сократ и Платон. Добровольная Э. престарелых была в традициях многих древних обществ.
С распространением современных религий Э. стала совершенно неприемлемой с нравственной точки зрения. Христианство, иудаизм и ислам одинаково считают человеческую жизнь священной и осуждают Э. в любой форме. В соответствии с новыми религиозными принципами законы стали рассматривать акт помощи кому бы то ни было умереть как форму убийства, со всеми вытекающими юридическими санкциями. Даже пассивный отказ в помощи, влекший смерть, часто строго наказывался. Э., однако, продолжала совершаться тайно во всех обществах, включая те, в которых она признавалась безнравственной и преступной.
Организации, поддерживающие легализацию добровольной Э., были созданы в Великобритании в 1935 г. и в США в 1938 г., где они завоевали некоторую общественную поддержку. В последние десятилетия законы против пассивной и добровольной Э. постепенно были ослаблены, хотя серьезные моральные и юридические вопросы все еще не получили разрешения.
В 40 государствах движение в поддержку Э. добилось к 1990 г. принятия законов, которые позволяют дееспособным индивидуумам делать "завещания относительно жизни". Эти завещания уполномочивают и инструктируют докторов отказывать в системах жизнеобеспечения, если индивидуумы станут неизлечимо больными.
В соответствии со ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. медицинскому персоналу запрещается осуществление Э. - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к Э. и (или) осуществляет ее, несет уголовную ответственность за убийство без отягчающих обстоятельств.
Добровольная Э. предполагает просьбу о смерти со стороны пациента или его законного представителя. Пассивная Э. означает невыполнение каких-либо действий, необходимых, чтобы предотвратить смерть; активная Э. предполагает преднамеренное действие, причиняющее смерть.
Э. была принята, и юридически и нравственно, во многих обществах. В Древней Греции и Риме Э. была допустима в некоторых ситуациях. Например, Плутарх упоминает, что в Спарте умерщвлялись дети, которые испытывали недостаток "здоровья и энергии". Допустимость Э. в отдельных случаях признавали Сократ и Платон. Добровольная Э. престарелых была в традициях многих древних обществ.
С распространением современных религий Э. стала совершенно неприемлемой с нравственной точки зрения. Христианство, иудаизм и ислам одинаково считают человеческую жизнь священной и осуждают Э. в любой форме. В соответствии с новыми религиозными принципами законы стали рассматривать акт помощи кому бы то ни было умереть как форму убийства, со всеми вытекающими юридическими санкциями. Даже пассивный отказ в помощи, влекший смерть, часто строго наказывался. Э., однако, продолжала совершаться тайно во всех обществах, включая те, в которых она признавалась безнравственной и преступной.
Организации, поддерживающие легализацию добровольной Э., были созданы в Великобритании в 1935 г. и в США в 1938 г., где они завоевали некоторую общественную поддержку. В последние десятилетия законы против пассивной и добровольной Э. постепенно были ослаблены, хотя серьезные моральные и юридические вопросы все еще не получили разрешения.
В 40 государствах движение в поддержку Э. добилось к 1990 г. принятия законов, которые позволяют дееспособным индивидуумам делать "завещания относительно жизни". Эти завещания уполномочивают и инструктируют докторов отказывать в системах жизнеобеспечения, если индивидуумы станут неизлечимо больными.
В соответствии со ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. медицинскому персоналу запрещается осуществление Э. - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к Э. и (или) осуществляет ее, несет уголовную ответственность за убийство без отягчающих обстоятельств.
Источник: Энциклопедия юриста