это закон, принимаемый по вопросам, специально оговоренным в Конституции РФ. Они посвящены: а) конкретным государственно-правовым институтам; б) особым правовым режимам; в) федеративным отношениям и их субъектам; г) официальной государственной символике. Федеральные конституционные законы отличаются содержанием, высшей юридической силой и особым порядком введения в действие. Они принимаются квалифицированным большинством голосов: в Государственной Думе - 2/3, в Совете Федерации - 3/4, Президент РФ обязан его подписать и не может наложить на него вето.
Федеральный конституционный закон
Федеральный конституционный закон
Источник: Большой юридический словарь
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
принимаемый в особом порядке закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ по вопросам, специально указанным в ней, обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. Могут приниматься только по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению федерации. Федеральные законы не могут противоречить Ф. к. з. Важность Ф. к. з. обусловливает особую процедуру их принятия: одобрение большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов верхней палаты парламента — Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов нижней палаты — Государственной думы Федерального собрания РФ. В отношении федеральных конституционных законов не применяется президентское вето.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
один из видов нормативных правовых актов Российской Федерации. В иерархии нормативных актов ему следует поставить на третье место – вслед за Конституцией РФ и законами РФ о поправках к Конституции РФ. Ф.к.з. принимаются по конкретному кругу вопросов, обозначенных в Конституции РФ (хотя в законодательной практике имел место случай принятия ф.к.з. по вопросу, не указанному в Конституции РФ). Для примера назовем ф.к.з. о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, о Верховном Суде РФ и др.
Для принятия ф.к.з. требуется так называемое в каждой из палат Федерального Собрания – он должен быть одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Для принятия ф.к.з. требуется так называемое в каждой из палат Федерального Собрания – он должен быть одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
акт парламента РФ (Федерального Собрания), принимаемый по указанным в Конституции РФ вопросам в порядке усложненной процедуры, поскольку, как правило, такими законами регулируются наиболее важные вопросы. Ф.к.з. принимаются большинством не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. В отличие от Федерального закона по отношению к Ф.кл. Президент не имеет право вето, и в течение 14 дней он подлежит подписанию и обнародованию. Порядок обнародования тот же, что и для федеральных законов. Ф.к.з. вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Федерации. В Конституции РФ точно указаны вопросы (их около полутора десятков), по которым должен быть принят Ф.к.з.: порядок введения чрезвычайного положения, принятие новых субъектов в состав Федерации, изменение статуса субъектов Федерации, порядок проведения реаЬерендума, описание и порядок использования государственного флага, герба, гимна, режим военного положения, судебная система России, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и других федеральных судов, порядок созыва Конституционного собрания для пересмотра Конституции РФ, порядок деятельности Уполномоченного по правам человека. По многим из перечисленных вопросов Ф.к.з. еще не приняты. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия
Федеральный конституционный закон
федеральный закон, принятый по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 108), квалифицированным большинством голосов членов Федерального Собрания (не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Конституционные законы отклонению Президентом Российской Федерации не подлежат.
Регулированию федеральными конституционными законами подлежат следующие вопросы: режим чрезвычайного положения; режим военного положения; порядок возникновения статуса субъекта Российской Федерации и изменения статуса субъекта Российской Федерации; государственная символика Российской Федерации; назначение референдума Российской Федерации; статус Уполномоченного по правам человека; установление судебной системы Российской Федерации; установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов; созыв Конституционного Собрания; порядок изменения Конституции Российской Федерации в связи с изменением состава Российской Федерации.
В настоящее время в России приняты и действуют следующие федеральные конституционные законы:
"О Конституционном Суде Российской Федерации" (от 25 июля 1994 г. N1-ФКЗ);
"О референдуме Российской Федерации" (от 10 октября 1995 г. N2-ФКЗ);
"О судебной системе Российской Федерации" (от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ);
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (от 26 февраля 1997 г. N1-ФКЗ);
"О Правительстве Российской Федерации" (от 17 декабря 1997 г. N2-ФКЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. N3-ФКЗ).
См. Закон, Источники избирательного права.
Регулированию федеральными конституционными законами подлежат следующие вопросы: режим чрезвычайного положения; режим военного положения; порядок возникновения статуса субъекта Российской Федерации и изменения статуса субъекта Российской Федерации; государственная символика Российской Федерации; назначение референдума Российской Федерации; статус Уполномоченного по правам человека; установление судебной системы Российской Федерации; установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов; созыв Конституционного Собрания; порядок изменения Конституции Российской Федерации в связи с изменением состава Российской Федерации.
В настоящее время в России приняты и действуют следующие федеральные конституционные законы:
"О Конституционном Суде Российской Федерации" (от 25 июля 1994 г. N1-ФКЗ);
"О референдуме Российской Федерации" (от 10 октября 1995 г. N2-ФКЗ);
"О судебной системе Российской Федерации" (от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ);
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (от 26 февраля 1997 г. N1-ФКЗ);
"О Правительстве Российской Федерации" (от 17 декабря 1997 г. N2-ФКЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. N3-ФКЗ).
См. Закон, Источники избирательного права.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
принимаемый в особом порядке закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ по вопросам, специально указанным в Конституции, обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. К Ф.к.з. относятся законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108), в предусмотренном ею же порядке. Ф.к.з. принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108). Ввиду того, что Ф.к.з. принимаются квалифицированным большинством голосов, в отношении них не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, т.е. Президент РФ не вправе применить к ним право отлагательного вето. Юридическая сила Ф.к.з. предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, в которой говорится о том, что федеральные законы не могут им противоречить. Ф.к.з. принимаются по предметам ведения РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). В настоящее время действуют Ф.к.з. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994), "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (1995), "О референдуме Российской Федерации" (1995), "О судебной системе Российской Федерации" (1996), "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997), "О Правительстве Российской Федерации" (1997), "О Государственном гербе Российской Федерации" (2000), "О Государственном флаге Российской Федерации" (2000), "О Государственном гимне Российской Федерации" (2000), "О чрезвычайном положении" (2001), "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", "О военном положении" (2002). Конституцией РФ предусмотрено принятие следующих Ф.к.з.: по вопросам федеративного устройства, изменения статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137); о полномочиях, порядке образования и деятельности Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 128); о пересмотре Конституции РФ и о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).
(В.Ч.)
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. Принимается квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания (ФС) РФ, имеет более высокую юридическую силу по сравнению с федеральными законами и, тем более, иными правовыми актами. Для принятия ф. к. з. требуется одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый Ф. к. з. подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (в отличие от федеральных законов права вето Президента не предусмотрено). Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы не могут противоречить Ф. к. з.
Ф. к. з. принимаются по следующим вопросам:
1) о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта, решения иных вопросов, связанных с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ;
2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ;
3) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ;
4) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ;
5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования;
6) о референдуме РФ;
7) о режиме военного положения;
8) о чрезвычайном положении. В ч. 1 ст. 56 Конституции РФ говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Ф. к.з. могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным Ф. к. з., так и Ф. к. з. о чрезвычайном положении;
9) об Уполномоченном по правам человека;
10) о Правительстве РФ;
11) о судебной системе РФ, об отдельных частях этой системы - общих судах, арбитражных судах и др.;
12) о Конституционном Суде РФ;
13) о Верховном Суде РФ;
14) о Высшем Арбитражном Суде РФ;
15) о Конституционном Собрании. На данный момент приняты Ф. к. з. о Конституционном Суде РФ, о референдуме РФ, об арбитражных судах в РФ, о военных судах РФ, об Уполномоченном по правам человека, о судебной системе РФ, о Правительстве РФ. (С. А.)
Ф. к. з. принимаются по следующим вопросам:
1) о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта, решения иных вопросов, связанных с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ;
2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ;
3) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ;
4) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ;
5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования;
6) о референдуме РФ;
7) о режиме военного положения;
8) о чрезвычайном положении. В ч. 1 ст. 56 Конституции РФ говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Ф. к.з. могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным Ф. к. з., так и Ф. к. з. о чрезвычайном положении;
9) об Уполномоченном по правам человека;
10) о Правительстве РФ;
11) о судебной системе РФ, об отдельных частях этой системы - общих судах, арбитражных судах и др.;
12) о Конституционном Суде РФ;
13) о Верховном Суде РФ;
14) о Высшем Арбитражном Суде РФ;
15) о Конституционном Собрании. На данный момент приняты Ф. к. з. о Конституционном Суде РФ, о референдуме РФ, об арбитражных судах в РФ, о военных судах РФ, об Уполномоченном по правам человека, о судебной системе РФ, о Правительстве РФ. (С. А.)