ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ

Найдено 1 определение
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ
государство в Западной Европе, образованное 3 октября 1990 г. в результате объединения Федеративной Республики Германия, Германской Демократической Республики и Западного Берлина, являвшегося самостоятельной политической единицей с особым международным статусом. Договор об объединении ФРГ и ГДР подписан 31 августа 1990 г. До его подписания действовал Договор о создании валютного, экономического и социального союза от 18 мая 1990 г. 1 октября 1990 г. в Москве между СССР, США, Великобританией, Францией, ФРГ и ГДР был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.
Столица - г. Берлин, место пребывания правительства - г. Бонн.
ФРГ - федеративное государство. Состоит из 16 земель: Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мек-ленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрин-гия, Шлезвиг-Гольштейн. Каждая земля (ланд) имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган - ландтаг (в 15 землях - однопалатный, в Баварии - двухпалатный) - и правительство во главе с премьер-министром.
Конституция - Основной закон ФРГ - принята Парламентским советом (избранные ландтагами западногерманских земель 65 депутатов, представлявшие основные политические партии) 23 мая 1949 г.
Форма правления - парламентарная республика (Германия была провозглашена республикой Веймарской конституцией 31 июля 1919 г.).
Глава государства - Федеральный президент. Избирается сроком на 5 лет специально создаваемым органом - Федеральным собранием (состоит из членов нижней платы - Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель пропорционально их населению). Переизбрание допускается только на один срок. Акты президента требуют контрасигнации главы правительства (канцлера) либо соответствующих министров.
Законодательная власть осуществляется Бундестагом и Бундесратом. Бундестаг избирается всеобщим прямым голосованием по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе в составе 672 депутатов (до объединения Германии - 496 депутатов) сроком на 4 года. Бундесрат формируется правительствами земель из своего состава по квотам, пропорциональным численности населения земель (от 3 до 6 представителей) сроком на 4 года. Всего в Бундесрате 68 членов. Председатель Бундесрата избирается ежегодно.
Законопроекты принимаются Бундестагом и передаются на утверждение Бундесрата. В случае отклонения законопроекта верхней палатой создается согласительный комитет. Вторично одобренный Бундестагом законопроект может быть отклонен Бундесратом в течение недели. В этом случае законопроект направляется в Бундестаг в третий раз и считается окончательно принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Бундестага. Особенностью законодательного процесса в ФРГ является право Бундесрата самостоятельно (практически без согласия Бундестага) принимать законы в условиях так называемого состояния законодательной необходимости, в случае если федеральное правительство считает такой законопроект неотложным. Кроме того, парламент может делегировать федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли право издания актов по вопросам, входящим в их законодательную компетенцию. Правительство ФРГ обладает также правом законодательной инициативы, причем правительственные законопроекты имеют приоритет перед парламентскими.
Наряду с законодательными полномочиями Бундестаг имеет также обширные контрольные полномочия в отношении правительства: интерпелляции (запросы), устные вопросы, следственные комиссии. Члены федерального правительства несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Бундестагом; в исключительных случаях Бундестаг может сместить канцлера путем выражения так называемого конструктивного вотума недоверия (путем избрания нового главы правительства). В свою очередь и канцлер может выступить с инициативой постановки вопроса о вотуме доверия. В случае если голосование о доверии канцлеру не соберет большинства голосов, наступает состояние правительственного кризиса, и президент по предложению канцлера может в течение 21 дня распустить Бундестаг и назначить новые выборы. В случае если Бундестагу удастся в этот срок избрать нового канцлера, роспуск прекращается.
Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с Федеральным канцлером. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению Федерального президента. Статья 63 конституции предусматривает, что избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение четырнадцати дней после выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. В этом случае Федеральный президент должен назначить его в течение семи дней после выборов. Если кандидатура не собрала такого большинства, Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить канцлера, либо распустить Бундестаг. Министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению канцлера.
Правительство имеет по Конституции весьма обширные полномочия, осуществляя практически все функции по управлению страной. Правительство имеет также право законодательной инициативы. Особенно велика роль Федерального канцлера: в соответствии со ст. 65 Конституции "Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность". В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли. Федеральный канцлер ведет дела правительства согласно регламенту, принятому федеральным правительством и одобренному Федеральным президентом. Правительство уходит в отставку со сменой Федерального канцлера. Исключительно активная роль Федерального канцлера в управлении страной дает основания некоторым конституционалистам квалифицировать форму правления как "канцлерскую республику".
Правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель.
Федеральный конституционный суд обладает широкими полномочиями: по толкованию Основного закона; по разрешению "разногласий и сомнений" относительно того, соответствует ли федеральное право и право земель по своим форме и содержанию Основному закону; по разрешению разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель; по рассмотрению жалоб на неконституционность действий или предписаний, поданных любым лицом, считающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав, и т. д. федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов). Половина судей (8 членов) избирается Бундестагом, другая - Бундесратом. Срок полномочий судьи - 12 лет.
Для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции учреждены пять систем судов, каждая из которых имеет высший судебный орган.
Система общих судов возглавляется Верховным федеральным судом в г. Карлсруэ, состоящим из председателя суда, председателей сенатов и членов суда. В составе Верховного федерального суда: 11 сенатов - по гражданским делам, 5 - по уголовным делам и 7 - для рассмотрения специальных вопросов. Образуются также так называемые большие сенаты по гражданским и уголовным делам - в обоих случаях во главе с Председателем Верховного федерального суда - для решения по вопросам, имеющим принципиальное значение для соответствующей отрасли права. Высшие суды земель выступают в качестве апелляционной и кассационной инстанций, а также как суды первой инстанции (в каждой земле образовано от одного до четырех таких судов). Кроме того, они имеют в своем составе палаты (сенаты) по гражданским и уголовным делам. Действуют также суды земель, участковые суды и суды по делам несовершеннолетних.
Во главе системы административной юстиции стоит Федеральный административный суд в Берлине, имеющий в своей структуре 12 сенатов (по 5 судей в каждом). В землях действуют Высшие административные суды.
Система финансовых судов создана для рассмотрения споров по уплате налогов и таможенных сборов. Включает в себя Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых судов земель.
Суды по трудовым делам рассматривают споры между работодателями и наемными работниками по вопросам оплаты труда, увольнений и т. п., а также конфликты между профсоюзами и объединениями предпринимателей по вопросам правомерности забастовок, закрытия предприятий и др. Федеральный суд по трудовым делам в г. Касселе состоит из пяти сенатов. Имеются суды по трудовым делам земель и суды по трудовым делам, рассматривающие все трудовые конфликты по первой инстанции.
Для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий по безработице, медицинской помощью, создана система судов по социальным вопросам во главе с Федеральным судом по трудовым делам в г. Касселе, состоящим из 12 сенатов.
Для обеспечения единства правосудия и разрешения противоречий по правовым вопросам между высшими федеральными судами, согласно ст. 95 Конституции, создан общий сенат высших федеральных судов, выносящий решения, обязательные для судов всех систем.
Самостоятельными судебными учреждениями являются Федеральный дисциплинарный суд и Федеральный патентный суд в г. Мюнхене. (А. К.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
470.91 кб

Налоговая политика Федеративной Республики Германии

Шувалов Александр Евгеньевич, Степина Анна Михайловна
Значительный интерес, в связи с реформированием налоговой системы России, представляет система налогообложения Германии, основанная на принципе множественности налогов и имеющая федеративное устройство.
Читать PDF
74.50 кб

Конституционная жалоба в федеративной Республике Германии

Свистунова М. А.
Читать PDF
593.10 кб

Исправление судебных ошибок в Федеративной Республике Германия

Новикова Анастасия Мансуровна
Данной статье анализируется способ исправления судебных ошибок в Германии. В УПК ФРГ он именуется как возобновление производства, оконченного вступившим в законную силу приговором суда.
Читать PDF
1.53 мб

Опыт проведения сортоиспытаний в Федеративной Республике Германия

Завальнюк А.И., Бобырь Т.А.
В статье проанализирована система организации сортоиспытаний в наиболее экономически развитой стране -участнице Международного Союза по охране прав на сорта растений Федеративной Республике Германия.
Читать PDF
401.95 кб

Виды убийств по уголовному кодексу Федеративной Республики Германии

Серебренникова Анна Валерьевна
В статье рассматриваются такие преступные деяния против личности по УК Федеративной Республики Германии, как убийства. Анализируются признаки простого состава убийства, его квалифицированный и привилегированный составы.
Читать PDF
70.94 кб

Борьба с организованной преступностью в Федеративной Республике Германии

Шредер Фридрих-Кристиан
В статье обсуждаются проблемы, связанные с понятием «организованная преступность» в Германии, рассматривается уголовное законодательство по борьбе с организованной преступностью, анализируются законодательные нормы о конфискации н
Читать PDF
746.51 кб

Опыт федерализма: российская Федерация и Федеративная Республика Германия

Попенова Наталья Евгеньевна
В данной статье рассматривается вопрос об опыте федеративного строительства в Федеративной Республике Германия и Российской Федерации.
Читать PDF
5.37 мб

Выступление депутата Бундестага Федеративной Республики Германия Т. Й цеха

Читать PDF
943.45 кб

Государственная система поддержки экспорта федеративной Республики Германии

Денисов Александр Сергеевич
Рассмотрены особенности построения системы государственной поддержки своим производителям, ориентированным на экспорт, в продвижении продукции на мировые рынки.
Читать PDF
433.86 кб

Организация профилактической работы полиции Федеративной Республики Германия

Земляков В.Д., Землякова Т.А.
В статье рассматривается многолетняя работа сотрудников полиции Федеративной Республики Германия, которая уже дает значительные результаты в сфере профилактики совершения различных правонарушений.
Читать PDF
184.46 кб

Истоки судебного конституционного контроля в Федеративной Республике Германии

Свистунова Мария Алексеевна
Читать PDF
588.44 кб

Принципиальные особенности налоговой системы федеративной Республики Германия

Орлова Анастасия Александровна
Современная налоговая система ФРГ основывается на принципах, которые были заложены еще федеральным канцлером Л. Эрхардом, автором немецкого «экономического чуда».
Читать PDF
273.47 кб

Исполнение наказания в отношении осужденных в федеративной Республике Германии

Гаджиев Артур Эйлерович
в статье рассматриваются особенности исполнения наказания в отношении осужденных, больных алкоголизмом, в ФРГ.
Читать PDF
957.76 кб

Основания несостоятельности по законодательству Федеративной Республики Германия

Поцелуев Евгений Леонидович, Чистяков Павел Дмитриевич
Анализируемая статья посвящена анализу института несостоятельности по действующему немецкому законодательству: его нормативному закреплению, основаниям несостоятельности (неплатежеспособность, угрожающая неплатежеспособность, свер
Читать PDF
289.00 кб

Межбюджетное выравнивание в Российской федерации и федеративной Республике Германии

Пономарева Карина Александровна
Статья посвящена проблемам межбюджетного выравнивания в РФ и ФРГ.

Похожие термины:

  • Германия, Федеративная Республика Германия

    Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Госуд