ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Форма правления
структура и правовое положение высших государственных органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный между ними порядок взаимоотношений.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Форма правления
есть исторически сложившася модель организации верховной государственной власти, функционирующей в рамках и на основе особых видов правосознания и правового мышления народа (республиканского или монархического).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Форма правления
способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные формы правления — монархия и республика.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Форма правления
элемент формы государства, представляющий совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, характеризующийся степенью участия народа в формировании этих органов.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
организация высших органов государственной власти, порядок их образования, их взаимоотношения между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Принято различать две Ф.п. - монархическую (монархию) и республиканскую (республику).
(Г.И.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
порядок образования и структура высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними. По Ф.п; государства подразделяются на монархии и республики. Главным, определяющим признаком Ф.п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Форма правления
система высших органов власти, определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти: главы государства, парламента, правительства, а также установленным порядком взаимоотношений между ними. Определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства: выборного и сменяемого - в республике, наследующего власть - в монархических государствах (см.: Монархия; Республика).

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком Ф. п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве). Для современных государств характерны две Ф. п.: республика и монархия.

Источник: Большой юридический словарь

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
один из элементов более широкого понятия формы государства, характеризующий структуру высших органов законодательной и исполнительной власти и способы взаимоотношений между ними. По Ф.п. государства делятся на монархии и республики. Различие между ними состоит прежде всего в том, кто и каким образом занимает пост главы государства. В монархии глава государства занимает свой пост бессрочно и по наследству, им может быть лишь лицо из определенной династии, исключения из этого (выборная монархия и др.) крайне редки. В республике президент избирается на срок, им может быть любой гражданин, удовлетворяющий установленным законом избирательным квалификациям вообще и для этой должности в частности. Республики бывают президентскими, парламентарными и полупрезидентскими (полупарламентарными). Последняя форма получает все более широкое распространение, особенно в посттоталитарных странах. Некоторые республики в Латинской Америке, где власть президента особенно велика, называют суперпрезидентскими, а в некоторых странах Европы (Югославия после Второй мировой войны до смерти первого президента И. Броз- Тито), Африки и Азии до рубежа 80—90-х гг. существовали президентские монократические республики с пожизненными президентами (КНДР, Заир, Тунис и др.), в 2000 пожизненный президент провозглашен в Туркменистане. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллективному выборному органу, различаются монархическая и республиканская Ф.п. (см. Монархия, Республика).
При монархической Ф.п. носителем и источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный орган.
На современном этапе развития общества и государства существуют монархии двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.
Современные республики можно разделить на два вида: президентские, особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные, для которых характерна довольно слабая власть президента. Особенностью парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.
Примерами президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия, США, парламентарной - Греция, Германия.
Промежуточным видом между парламентарной и президентской республикой является полупрезидентская республика (см. Республика смешанного типа). Такая республика существует во Франции, Португалии, Польше и ряде других стран.
РФ - президентская республика. Согласно Конституции РФ президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в ГД, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы.

Источник: Энциклопедия юриста

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская.
При монархической Ф. п. источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный государственный орган. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.
На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов: дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Однако парламент фактически подчиняется монарху.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства - символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция.
Различают два вида современных республик: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента, а также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.
К президентским республикам относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США и др., к парламентарным - Греция, Германия и др.
В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью Президента. Согласно Конституции РФ 1993 г., Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, назначает референдумы, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и т. д. (см.: Президент Российской Федерации). (М. М.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Форма правления
способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования высших и местных органов государственной власти и модель их взаимоотношений в зависимости от степени реализации принципа разделения властей. Ф.п. характеризует модель формирования высших органов государственной власти, их структуру, принципы, лежащие в основе взаимодействия между органами государственной власти, систему взаимоотношений между органами власти и гражданским обществом.
Главным, определяющим признаком Ф.п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный — в монархическом государстве). Для современных государств характерны две Ф.п.: республика и монархия. Выделяют монархическую Ф.п. (абсолютную, дуалистическую и конституционную) и республиканскую Ф.п. (президентскую и парламентскую).
Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти в руках монарха. В абсолютной монархии монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную — при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых). Какие-либо законные способы лишения правителя власти в абсолютных монархиях отсутствуют.
Власть монарха по официальной доктрине имеет божественное происхождение и в некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие государства носят название теократических монархий (например, Ватикан, Саудовская Аравия). В настоящее время в мире сохраняются несколько абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан и Святой Престол, Катар, Кувейт, Лихтенштейн, Монако, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии.
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Конституционные монархии делятся на два вида: представительные, или дуалистические, и парламентарные. И в тех и в других М. делит власть с парламентом, но в первых за ним остается вся исполнительная власть, тогда как во вторых он и ее отправляет через посредство министров, ответственных перед парламентом. Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрассигновано министром.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Ее также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента
Отличительные черты такой формы правления: внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США), формирование правительства президентом. Президент является главой государства. Правительство несет ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку. Классический пример президентской республики — Соединенные Штаты Америки.
Суперпрезидентская республика — республиканская Ф.п., характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента. В этом случае президент является главой государства, главой правительства и лидером правящей партии.
Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность (Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Парламентская Ф.п. отводит парламенту как представительному и законодательному органу государства значительно большую роль, чем при других Ф.п. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Выражение парламентом недоверия правительству или иная форма несогласия парламента с программой правительства или предлагаемыми им мероприятиями большой важности влечет за собой уход правительства в отставку. Глава государства в парламентской республике избирается не населением, а либо самим парламентом, либо особой ассамблеей, создаваемой на основе парламента. Его влияние на государственное управление не очень значительно, однако постановка в парламенте вопроса о вотуме доверия главе государства невозможна. Президент, являясь главой государства, не становится здесь главой исполнительной власти, т. е. правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и не обязательно глава победившей партии. Премьер-министр формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Тезис о верховенстве парламента при парламентской Ф.п. требует существенной оговорки, поскольку почти повсеместно наблюдается процесс усиления правительственной власти. Правительства обладают не только широкой самостоятельной компетенцией, но и не- малыми возможностями воздействия на парламент, в том числе таким сильным конституционным способом, как роспуск парламента.
Смешанная (полупрезидентская) республика объединяет в себе черты президентской и парламентарной республик. С одной стороны, для такой республики характерен внепарламентский способ формирования правительства, парламент не имеет права выразить недоверие правительству, с другой — президент имеет право роспуска парламента, всегда есть пост премьер-министра. Президент, не являясь юридическим главой исполнительной власти, фактически руководит правительством. К таким республикам можно отнести Францию и Российскую Федерацию.
В своей новейшей истории Россия только в короткий период времени после образования в 1989 г. новых высших представительных органов государственной власти (Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ) и до введения поста Президента РФ в 1991 г. имела Ф.п. парламентского типа. С избранием Президента РФ путем прямых общенародных выборов Россия стала республикой президентского типа.
И. Н. Барциц
Список литературы
Стародубский Б. А. Политические режимы европейских буржуазных стран. — Свердловск, 1989.
Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века. — М., 1997.
Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. — 1994. —№ 4.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
364.70 кб

Форма правления Республики Косово

Морозов Игорь Константинович
В данной статье подробно исследуется форма правления Республики Косово, рассматривается вопрос о влиянии международных посредников на процесс становления формы правления Республики Косово.
Читать PDF
243.87 кб

Форма правления современной России

Видяйкин Игорь Евгеньевич, Любушкин Василий Анатольевич
В статье определяется существующая форма правления в Российской Федерации путем выявления признаков, позволяющих относить ее к какой-либо форме. Проводится сравнительный анализ полномочий президента и парламента.
Читать PDF
5.03 мб

Современная форма правления России

Авдеев Дмитрий Александрович
Представлен авторский подход к классификации форм правления и показано положение современной формы правления в Российской Федерации в предложенной классификации.
Читать PDF
870.26 кб

Форма правления Республики Южная Осетия

Морозов Игорь Константинович
В статье подробно исследуется форма правления Республики Южная Осетия. Автор относит Южную Осетию к категории «спорных государств».
Читать PDF
120.95 кб

Форма правления как особый вид правоотношения

Пушкарев Станислав Вадимович
В научных кругах ведется дискуссия относительно определения такого важного института теории государства и права как форма правления.
Читать PDF
345.21 кб

Полития как наилучшая форма правления, по Аристотелю

Беляева О. М.
Целью государства, по Аристотелю, является общее благо, достижение счастья каждым гражданином. При этом полис рассматривается как политическое общение свободных и равных людей.
Читать PDF
190.43 кб

Форма правления: особенности понимания и определения

Аникушин А. В.
Рассмотрены особенности понимания формы правления на различных исторических этапах развития теоретико-правовой науки, выявлены и обозначены некоторые проблемы, препятствующие выработке единой позиции по поводу определения понятия
Читать PDF
95.41 кб

Форма правления и разделение властей: зарубежный опыт

Соколов В. М.
In many countries the principle of separation of powers is embodied differently.
Читать PDF
107.21 кб

Форма правления в современных федеративных государствах

Селютина Елена Николаевна
В статье изучена роль исторических, политических, социокультурных факторов в образовании определенной формы правления, обусловливающей структуру государственной власти; проанализированы формы правления в современных федеративных г
Читать PDF
601.40 кб

Форма государственного правления в Российской Федерации

Шестернина Дарья Сергеевна
В данной статье на тему «Форма государственного правления в Российской Федерации» затрагивается проблема определения вида республиканской формы правления в Российской Федерации, а также различные мнения ученых по данному вопросу.
Читать PDF
240.40 кб

Абсолютная монархия как форма государственного правления

Процюк И. В.
В статье анализируются основные типологические признаки абсолютной монархии как формы правления, ее соотношение с другими формами правления.
Читать PDF
328.48 кб

Особенности правосознания в государствах с разными формами правления

Ивлева Наталия Юрьевна
В статье рассматриваются особенности правосознания в государствах с разными формами правления. Выделяются монархический и республиканский типы правосознания.
Читать PDF
469.09 кб

Форма правления и государственный режим: поиск оптимального сочетания

Осавелюк Алексей Михайлович
В статье на примере взаимодействия формы правления и различных форм государственного режима в России и других государствах показано реальное моделирование различных форм государственного режима в рамках одной формы правления.
Читать PDF
469.13 кб

Форма правления российского государства в конце ХХ - начале ХХI веков

Поцелуев Евгений Леонидович, Меркуленко Александр Александрович
Анализируемая статья посвящена форме правления современного российского государства.
Читать PDF
227.11 кб

Форма правления и разделение властей: конституционно-правовые взаимосвязи

Червонюк В. И., Варнавский А. Г.
Форма правления характеризует организацию верховной власти страны, а сформулированный и существующий в виде неписанной нормы конституционного права или получивший формально юридическое (текстуальное) закрепление в основном законе

Похожие термины:

  • РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

    понятие российского конституционного лексикона. Используется в ст. 1 Конституции РФ, которая гласит, что РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с р.ф.п. Означает прина
  • Форма государственного правления

    организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, принципы взаимоотношения между собой, степень участия народа в их формировании и деятельности, длительность