Городской округ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установ ленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Городской округ
город с большой перспективой развития в 21 веке и не только в России. За городскими округами-локомотивами социально-экономического и инновационного развития России просматриваются огромные возможности при правильном их градостроительно-планировочном решении и использовании демографической составляющей. В соответствии с имеющейся компетенцией статус городской округ был прописан и введен в правовой оборот Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.№ 131-Ф3, в котором ч.1, ст. 2 записано — «городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и муниципального района, а так же могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».
Поселения, как правило, городские, которые могут получить статус городского округа, названы в Федеральном законе № 131-Ф3: ст. 80-ЗАТО, ст. 81-наукограды. Кроме того, не названы, но справедливо и целесообразно получают статус городского округа центры субъектов РФ. Процедуру по присвоению или лишению определенного статуса городскому поселению (городскому округу) выполняют органы государственной власти субъекта РФ. С предложением о преобразовании МО могут выйти: органы МСУ, население, органы государственной власти субъекта РФ. Изменение статуса осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения городского поселения (городского округа), а также населения присоединяемых территорий муниципального района (см. Преобразование муниципальных образований).
Городской округ, являясь юридическим центром района, имеет бюджет и население, обособленные от района (выведенные из района). В ст. 16, ФЗ № 131 отдельно от муниципального района прописаны вопросы местного значения городского округа (см. Вопросы местного значения городского округа), учитывающие функциональные и территориальные особенности наукоградов и ЗАТО (см. Наукоград; Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях).
В России субъектами РФ на 1 янв. 2010 г. образовано 512 городских округов. Один городской округ имел и 12 субъектов РФ: из них Новгородская обл., Респ. Калмыкия, Чеченская Респ., Респ. Мордовия, Еврейская авт. обл., Чукотский АО и др. Наибольшее число городских округов образовано в: Свердловской обл. —68, Московская обл-38, Красноярском крае-17, Сахалинской обл-17,
Кемеровской обл. —16, Челябинской обл. —16, Ханты-Манскийском АО-13, Мурманской обл. —12 и др.
Московская и Свердловская области отличаются не только большим количеством городских округов, но кроме того расширяют понимание этого нового перспективного муниципального образования. В Московской обл. три района субъекта РФ Балашихинский, Домодедовский и Химкинский поменяли свой статус и были преобразованы в городские округа. В Свердловской области также территории огромных размеров переданы городским округам, центрами которых даже не являются большие города (см. Город). Такие расширения способствуют повышению экономического потенциала территории (см. Экономический потенциал муниципального образования) и обеспечивают большую самодостаточность МО (см. Самодостаточность региона).
С. В. Шапошников
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-Ф3.
Росстат. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. —
М.:2010 г. — с.38
Росстат. Российский статистический ежегодник 2003. — М.:2003 г.
Росстат. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 г. — М.:2010.
Социальное и экономическое положение муниципальных образований Московской
обл. в 2008 г.: Стат. Сб./Фед. Служба гос. статистики по Московской обл. — М:2009 г.
Социально-экономическое положение городов и районов Свердловской обл. в 2006– 2010 годах: Стат.сб./Территориальный орган Фед. службы гос. статистика по Свердловской обл. — Екатеринбург,2011 г.
Поселения, как правило, городские, которые могут получить статус городского округа, названы в Федеральном законе № 131-Ф3: ст. 80-ЗАТО, ст. 81-наукограды. Кроме того, не названы, но справедливо и целесообразно получают статус городского округа центры субъектов РФ. Процедуру по присвоению или лишению определенного статуса городскому поселению (городскому округу) выполняют органы государственной власти субъекта РФ. С предложением о преобразовании МО могут выйти: органы МСУ, население, органы государственной власти субъекта РФ. Изменение статуса осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения городского поселения (городского округа), а также населения присоединяемых территорий муниципального района (см. Преобразование муниципальных образований).
Городской округ, являясь юридическим центром района, имеет бюджет и население, обособленные от района (выведенные из района). В ст. 16, ФЗ № 131 отдельно от муниципального района прописаны вопросы местного значения городского округа (см. Вопросы местного значения городского округа), учитывающие функциональные и территориальные особенности наукоградов и ЗАТО (см. Наукоград; Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях).
В России субъектами РФ на 1 янв. 2010 г. образовано 512 городских округов. Один городской округ имел и 12 субъектов РФ: из них Новгородская обл., Респ. Калмыкия, Чеченская Респ., Респ. Мордовия, Еврейская авт. обл., Чукотский АО и др. Наибольшее число городских округов образовано в: Свердловской обл. —68, Московская обл-38, Красноярском крае-17, Сахалинской обл-17,
Кемеровской обл. —16, Челябинской обл. —16, Ханты-Манскийском АО-13, Мурманской обл. —12 и др.
Московская и Свердловская области отличаются не только большим количеством городских округов, но кроме того расширяют понимание этого нового перспективного муниципального образования. В Московской обл. три района субъекта РФ Балашихинский, Домодедовский и Химкинский поменяли свой статус и были преобразованы в городские округа. В Свердловской области также территории огромных размеров переданы городским округам, центрами которых даже не являются большие города (см. Город). Такие расширения способствуют повышению экономического потенциала территории (см. Экономический потенциал муниципального образования) и обеспечивают большую самодостаточность МО (см. Самодостаточность региона).
С. В. Шапошников
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-Ф3.
Росстат. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. —
М.:2010 г. — с.38
Росстат. Российский статистический ежегодник 2003. — М.:2003 г.
Росстат. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 г. — М.:2010.
Социальное и экономическое положение муниципальных образований Московской
обл. в 2008 г.: Стат. Сб./Фед. Служба гос. статистики по Московской обл. — М:2009 г.
Социально-экономическое положение городов и районов Свердловской обл. в 2006– 2010 годах: Стат.сб./Территориальный орган Фед. службы гос. статистика по Свердловской обл. — Екатеринбург,2011 г.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия