ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
палата Федерального Собрания - парламента РФ, состоящая из 450 депутатов, избираемых сроком на четыре года в соответствии с федеральным законодательством о выборах.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Государственная Дума
законосовещательное представительное учреждение России в 1906-1917 гг. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Госсовете и утверждались царем. Формировалась путем многоступенчатых выборов по 4-м куриям. Не имела права изменять Основные законы империи, ее же решения могли быть отменены верхней палатой - Государственным Советом. Ликвидирована в ходе Февральской революции.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

Государственная Дума
Представительный орган государственной власти. Одна из двух палат Федерального Собрания РФ (вторая палата – Совет Федерации). Избирается каждые 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Термин введён во время правления императора Николая II Александровича Кровавого Манифестом от 17. 10. 1905 г. как законосовещательное представительное учреждение. До этого представительным органом являлся Земский собор, впервые созванный при Иване IV Васильевиче Грозном (1550г.), Боярская дума, Земская дума.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
1) в Российской империи в 1906-1917 гг. представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами, созданное в результате революции 1905-1907 гг. Избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Г. д. не имела права изменять Основные законы Российской империи, ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Ликвидирована в результате Февральской революции 1917 г.; 2) в соответствии с Конституцией РФ - нижняя палата Федерального Собрания. Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. Главными полномочиями Г.д. являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью Правительства РФ.

Источник: Большой юридический словарь

Государственная Дума
в настоящее время это одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации - парламента Российской Федерации. Состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года. В 1993- 2007 гг. половина состава Государственной Думы (225 депутатов) избиралось по одномандатным округам, другая половина в этот период избиралась по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства. Сейчас избирается из кандидатов, входящих в список всероссийских политических партий, которые набрали по результатам голосования не менее 7% голосов избирателей. Основное направление деятельности Государственной Думы - принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправке к Конституции. Для осуществления этих целей она образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока своих полномочий только в ряде случаев, предусмотренных Конституцией России.

Источник: Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
англ. State Duma) – одна из палат Федерального Собрания – парламента РФ. Согласно Конституции РФ Г.Д. относится к законодательной ветви власти. Кроме того, так именуются органы законодательной (представительной) власти в отдельных субъектах РФ (например, в Ставропольском крае, Ярославской области).
Г.Д. состоит из 450 депутатов. Срок полномочий Г.Д. – 4 года. Депутаты Г.Д. работают на профессиональной постоянной основе, т.е. они получают вознаграждение за свою работу, не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Г.Д. считается нижней палатой Федерального Собрания, Совет Федерации – верхней. Такие характеристики палат не содержатся в Конституции. Они связаны с тем, что законодательный процесс начинается «снизу» и идет «вверх». А поскольку первой рассматривает законы Г.Д., ее и называют нижней палатой.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, избираемых всем населением страны пропорционально своему составу соответственно по одномандатным избирательным округам и по единому федеральному избирательному округу. В соответствии с Конституцией РФ Г.Д. формируется путем выборов. Порядок выборов депутатов Г.Д. устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Депутаты Г.Д. избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является добровольным. Депутатом Г.Д. может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам; 225 депутатов - по федеральному избирательному округу (депутатские мандаты между избирательными объединениями и блоками в этом случае распределяются пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками). Выборы депутатов Г.Д. первого и второго созывов проводились по смешанной системе: половина депутатов (225) избирались по мажоритарной системе, а другая половина - на основе пропорциональной системы. Г.Д. второго созыва формировалась в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы от 21 июня 1995 г., а третьего - на основе Федерального закона от 24 июня 1999 г. путем проведения общенациональных парламентских выборов.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
1) в Российской Империи в 1906-1917 гг. - представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами; создана в результате революции 1905-1907 гг. Избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Г.д. не имела права изменять Основные государственные законы Российской империи (Конституцию 1906 года), ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Ликвидирована в результате Февральской революции 1917 г.; 2) в настоящее время - нижняя палата Федерального Собрания - парламента РФ. Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Порядок выборов в Г.д. устанавливается федеральным законом. Депутатом Г.д. может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Г.д. работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. В законе РФ "О выборах депутатов Государственной Думы" установлено равенство депутатов, избираемых по мажоритарной и пропорциональной системам (225 и 225), при этом значительно расширены возможности субъектов Федерации в проведении своих кандидатов в депутаты по партийным спискам. Половина депутатов избирается по т.н. одномандатным округам (т.е. один округ - один депутат), а вторая половина- по т.н. общефедеральному округу (которым является территория всей России) от политических партий, объединений и движений: чем больше голосов на выборах получила та или иная партия, тем больше мест в Г.д. ей будет принадлежать. При этом каждая из политических партий должна преодолеть своего рода "предварительный барьер" в 5 % голосов, так как в противном случае представители от данного избирательного объединения, блока или партии в Государственную Думу не попадают. К ведению Г.д. относятся: принятие федеральных конституционных, федеральных законов, дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной палаты. Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии и др.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
представительное законодательное учреждение, нижняя палата отечественного парламента начала ХХ в. Первоначально Государственная Дума была учреждена Манифестом Николая II от 6 августа 1905 г. как законосовещательное народное представительство. Однако подъем первой российской революции вынудил власть пойти на более серьезные уступки. Манифест 17 октября 1905 г. декларировал предоставление Думе законодательных полномочий. Основные государственные законы, утвержденные Николаем II 23 апреля 1906 г., провозглашали, что «никакой закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Государственная Дума созывалась сроком на 5 лет, но император имел право досрочного ее роспуска с обязательным назначением новых выборов. К предметам ведения Государственной Думы относились обсуждение новых законов; изменений, дополнений или отмены действовавших; государственного бюджета; финансовых смет министерств и главных управлений; расходов, не предусмотренных бюджетом; отчетов государственного контролера; дел об отчуждении государственных доходов и имуществ, постройке железных дорог за счет казны и по ее распоряжению, учреждении акционерных компаний и дел по особым повелениям. Государственная Дума обладала правом законодательного почина (законодательной инициативы), за исключением вопросов изменения Основных государственных законов; могла обращаться к министрам с запросами по поводу незаконных действий правительственных учреждений. Вместе с тем законодательная, бюджетная и контрольная функции нижней палаты отечественного парламента были существенно ограничены. Манифестом «Об изменении Учреждения Государственного Совета и о пересмотре Учреждения Государственной Думы» от 20 февраля 1906 г. депутаты рассматривались в качестве народных представителей, посредством которых для подданных российского императора открывались «пути к участию… в делах законодательства». Членам Думы гарантировалась свобода суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, они не были обязаны отчетами перед своими избирателями. Для лишения свободы депутата во время сессии требовалось предварительное согласие Думы, если только он не был задержан на месте преступления или на следующий день. Не подлежали члены Думы и задержанию за долги. Депутат выбывал из состава Думы, если он утрачивал русское подданство или ценз, дававший право на участие в выборах; поступал на действительную военную или гражданскую службу, связанную с определенным окладом содержания, за исключением министерских должностей; признавался виновным за преступные деяния, повлекшие за собой лишение или ограничение прав состояния; отказывался от звания члена Думы или принесения торжественного обещания при вступлении в Думу. Член Думы мог быть временно устранен от участия в ее работах, если он привлекался к суду или следствию по делам, влекущим ограничение или лишение прав состояния, отрешение от должности, а также при объявлении его несостоятельным должником. Думцы получали во время сессии суточное содержание в размере 10 рублей. 06 июля 1908 г. депутатам было установлено ежегодное жалование в размере 4200 рублей. В дореволюционной России депутатами Думы избирались 1724 человека. Местом резиденции Государственной Думы был Таврический дворец.

Источник: Словарь парламентских терминов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
1) В Российской Империи в 1906- 1917гг. представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами, созданное в результате революции 1905- 1907 гг. Избиралась по куриальной системе, выборы были не равными и непрямыми. ГД не имела права изменять основные государственные законы Российской Империи, ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Ликвидирована в результате февральской революции 1917г.
2) В настоящее время ГД - одна из палат ФС - парламента РФ. Согласно Конституции РФ ГД относится к законодательной ветви власти. Кроме того, так именуются органы законодательной (представительной) власти в отдельных субъектах РФ (например, в Ставропольском крае, Ярославской области, Ямало-Ненецком автономном округе).
Впервые ГД предусмотрена Положением о федеральных органах власти на переходный период, утвержденным Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400, которым была прекращена деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Затем существование ГД было зафиксировано Конституцией РФ. Первые выборы проводились 12 декабря 1993 г. ГД состоит из 450 депутатов. Срок полномочий ГД - 4 года. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, т.е. они получают вознаграждение за свою работу, не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Половина депутатов - 225 - избирается по территориальным одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам. Другая половина депутатов избирается по спискам избирательных объединений и избирательных блоков по пропорциональной избирательной системе.
ГД считается нижней палатой ФС, СФ - верхней. Такие характеристики палат не содержатся в Конституции. Они связаны с тем, что законодательный процесс начинается «снизу» и идет «вверх». А поскольку первой рассматривает законы ГД, ее и называют нижней палатой. Никакой субординации между палатами не существует, они самостоятельны в своей деятельности.
Основные вопросы компетенции ГД отражены в Конституции РФ. К ее ведению относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ: решение вопроса о доверии Правительству: назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Значительный объем деятельности ГД приходится на законодательный процесс.
Внутренняя структура и организация деятельности ГД регулируется в общих чертах Конституцией РФ и более подробно Регламентом ГД.
ГД избирает из своего состава Председателя, первого заместителя и заместителей. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты имеется Совет ГД, куда входят Председатель ГД, руководители фракций и депутатских групп.
ГД созыва 1995 г. образовала 28 комитетов: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов: по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и энергетике: по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связи с соотечественниками; по делам национальностей; по делам федерации и региональной политике: по вопросам местного самоуправления; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по регламенту и организации работы; по информационной политике и связи; по вопросам геополитики;по конверсии и наукоемким технологиям; по культуре; по туризму и спорту; по проблемам Севера.
На постоянной основе функционирует мандатная комиссия, по мере необходимости образуются временные комиссии.

Источник: Энциклопедия юриста

Государственная Дума
это палата Федерального Собрания. Федеральное Собрание – парламент России – является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Федерации, а Государственная Дума выражает интересы российских граждан независимо от их места жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:
- посланий Президента РФ;
- посланий Конституционного Суда РФ;
- выступлений руководителей иностранных государств. В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат. Основное направление деятельности Думы – принятие федеральных конституционных и федеральных законов, законов о поправке к Конституции. Для осуществления своих полномочий она образует из числа депутатов комитеты (по экономической политике и предпринимательству, по собственности, по вопросам местного самоуправления, по конституционному законодательству и государственному строительству и др.) и комиссии (по мандатным вопросам и парламентской этике, для подсчета результатов тайного голосования и др.). В комитетах и комиссиях осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов. В состав комитета должно входить до 35 депутатов. Поскольку на Думу приходится основная законодательная нагрузка, в ней больше комитетов, чем в Совете Федерации. Председатели и заместители председателей комитетов избираются палатой, а их персональный состав утверждается палатой с учетом пожеланий депутатов. В соответствии с Регламентом в Государственной Думе четвертого созыва (январь 2004 г.) было образовано 29 комитетов, а в Думе пятого созыва (январь 2008 г.) – 32 комитета. Кроме того, внутри Думы могут создаваться депутатские объединения: фракции и группы, внутренняя деятельность которых организуется самостоятельно. Фракциями являются депутатские объединения, сформированные на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу. В Государственной Думе третьего созыва было образовано шесть фракций, в Государственной Думе четвертого и пятого созывов – четыре фракции. Самая крупная и влиятельная– «Единая Россия». Фракция и депутатские группы обладают равными правами. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении. Совместная деятельность депутатов в группах и фракциях необходима для выработки единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. На весь срок своих полномочий Дума избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителей. Председатель Думы ведет заседания палаты, ведает ее внутренним распорядком, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством, а также парламентами зарубежных государств. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты в Государственной Думе создается Совет Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций. Регламентные нормативы проведения сессий: весенней с 12 января до 20 июля; осенней с 1 сентября до 25 декабря. Однако Дума может продлить свою работу или же приступить к сессионной работе раньше. Сессия Думы заключается в проведении пленарных заседаний, заседаний Совета Государственной Думы, заседаний ее комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работы депутатов во фракциях, в депутатских группах, комитетах и комиссиях. Парламентские слушания проводятся, как правило, открыто. На них обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет и др. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Кроме основной законодательной деятельности Государственная Дума вправе решать и др. вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ее ведению. Заседания Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, сво бодного обсуждения и коллективного решения вопросов. Внутренняя структура и организация деятельности палат Федерального Собрания определяются их регламентами.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ограниченное в правах представительное учреждение в России, созданное царским правительством в период буржуазно-демократической революции 1905–07 гг. Учреждением Г. д., этой, по выражению В. И. Ленина, жалкой подделки народного представительства, царское правительство преследовало цель сплотить помещиков и буржуазию, оторвать крестьян от революции, подавить революцию.
Всероссийская Октябрьская стачка (1905 г.) вырвала у царя манифест 17 октября (см.), в котором он обещал созвать «законодательную» думу, в отличие от сметенной большевистским бойкотом совещательной булыгинской думы, и привлечь к выборам все классы населения.
Царский указ 11 декабря 1905 г., не изменяя куриальной системы, установленной при выборах в бу-лыгинскую думу, прибавил к ранее установленным куриям (землевладельческой, городской и крестьянской) рабочую курию и несколько расширил состав городских избирателей. Выборы были не всеобщие: лишались права голоса женщины, значительная часть рабочих, крестьянская беднота, кочевые народы, военнослужащие, молодежь до 25 лет. Выборы были неравные: 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямые, а многостепенные: избрание выборщиков, которые затем в губернском избирательном собрании избирали депутатов Г. д., происходило раздельно по каждой курии. Для помещиков и буржуазии была установлена двухстепенная подача голосов, для рабочих трехстепенная, а для крестьян даже четырехстепенная. Выборы фактически были не тайные: на эолостных сходах нередко присутствовали земские начальники и полицейские чины, которые путем запугивания навязывали крестьянам угодных царской администрации кандидатов в уполномоченные на уездный съезд.
Антидемократический избирательный закон «...обеспечивал громадное преобладание в думе кучки помещиков и капиталистов над миллионами рабочих и крестьян» (История ВКП(б), Краткий курс, стр. 81).
Признав за Г. д. «законодательные» права, царское правительство после поражения декабрьского вооруженного восстания всячески стремилось их ограничить. Накануне открытия Г. д., 23 апреля 1906 г., была опубликована новая редакция Основных законов (см.), которые изъяли из ведения Г. д. наиболее важные вопросы государственной жизни. Равные с Г. д. права в области законодательства получал Государственный Совет (см.).
«Дума, – указывал в 1906 г. И. В. Сталин, – это ублюдочный парламент. Она только на словах будет обладать решающим голосом, на деле же у нее будет лишь совещательный голос, ибо в качестве цензоров над нею будут стоять верхняя палата и вооруженное до зубов правительство» (Сталин И. В., Соч., т. 1, стр. 207).
Первая Г. д. (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Выборы в 1-ю Г. д. происходили в феврале – марте 1906 г. в обстановке жестокого правительственного террора. Большевики, рассчитывая на дальнейший подъем революции, объявили активный бойкот выборов. Бойкот значительно подорвал авторитет Думы и ослабил веру в нее части населения, однако сорвать выборы в Г. д. не удалось. На выборах победили кадеты, которые обманывали рабочих и крестьян, доказывая, что без восстания, без революции можно добиться нужных народу порядков.
Центральное место в 1-й Г. д. занимал аграрный вопрос. Кадетский проект земельной реформы предусматривал отчуждение за выкуп только тех помещичьих земель, которые обрабатывались исполу крестьянским инвентарем или сдавались в аренду. Крестьянские депутаты, образовавшие в Думе трудовую группу, внесли свой проект земельной реформы. По этому проекту частные владения, превышавшие трудовую норму, поступали в общенародный земельный фонд. В отличие от кадетского проекта, проект трудовиков отвергал выкуп и возлагал наделение крестьян землей на местные комитеты, избранные всеобщим голосованием.
После окончания прений по аграрному вопросу Дума поручила особой комиссии составить земельный закон на началах принудительного отчуждения за выкуп части помещичьих земель. В ответ на это решение царское правительство заявило, что оно не допустит принудительного отчуждения, и 8 июля 1906 г. разогнало Г. д.
Вторая Г. д. (20 февраля – 2 июня 1907 г.). Выборы во 2-ю Г. д. происходили в обстановке убыли, упадка революции. В новых условиях большевики считали целесообразным использовать трибуну Г. д. в целях революционной агитации. Участие большевиков в выборах, возросшая политическая активность народа, отход значительной части крестьянства от кадетов – все это, несмотря на свирепый правительственный террор, привело к тому, что 2-я Г. д. оказалась левее 1-й.
Главным во 2-й Г. д., как и в 1-й, был аграрный вопрос. Царское правительство, главой которого одновременно с разгоном 1-й Г. д. был назначен Столыпин, стремилось укрепить в деревне кулачество, чтобы опереться на него против неимущих крестьян. Указом от 9 ноября 1906 г. правительство отдало крестьянские общинные земли на расхищение кулакам, открыто и цинично провозгласив ставку на «крепких и сильных» крестьян-собственников (см. Столыпинская аграрная реформа). В самой Думе Столыпин добивался при посредничестве кадетов соглашения с крестьянскими депутатами на базе своего аграрного законодательства. Однако правительству, как указывал И. В. Сталин, не удалось сплотить крестьянских депутатов вокруг либералов, а через них – вокруг старой власти. Наоборот: крестьянские депутаты все более и более сплачивались вокруг пролетарских депутатов. А это значительно облегчало дело сплачивания крестьян вокруг пролетариата вне Думы. Ввиду этого существование 2-й Думы делалось для правительства все более и более опасным, и оно «распустило» Думу.
3 июня 1907 г. был опубликован манифест о роспуске 2-й Г. д. и изменении положения о выборах. Царское правительство издало новый закон о выборах в 3-ю Г. д., нарушив тем самым манифест 17 октября 1905 г. и Основные законы, согласно которым оно должно было издавать новые законы только е согласия Думы. Члены социал-демократической фракции 2-й Г. д. были арестованы и преданы суду, представители рабочего класса были отправлены на каторгу и в ссылку. Новый избирательный закон еще более сократил представительство от рабочих, крестьян и. городской мелкой буржуазии.
Третья Г. д. (1 ноября 1907 г.–9 июня 1912 г.). Реакционный третьеиюньский избирательный закон обеспечил угодный царизму партийный состав Г. д. 3-я Дума была черносотенно-кадетской: в ней было два контрреволюционных большинства – право-октябристское и октябристско-кадетское. Первое большинство обеспечивало царизму проведение его грабительской аграрной политики, беззастенчивую эксплуатацию рабочего класса и жесточайшее угнетение народов России. Второе большинство было нужно царизму, чтобы пытаться вести страну по-буржуазному вперед. Либеральное большинство должно было путем проведения призрачных «реформ» отвлекать массы от революции. Царизм нуждался в парламентском фасаде также для «представительства» в буржуазной Европе и получения займов у иностранных банкиров.
3-я Г. д. всецело поддерживала столыпинскую политику кровавого террора и провокации. Она охотно и щедро ассигновывала деньги на полицию, жандармов, земских начальников, тюрьмы. 3-я Г. д. послушно штемпелевала кабальные займы, которые шли на подавление революции и новые вооружения, вотировала крепостнический бюджет, строившийся на косвенных налогах и спаивании народа водкой. Свою реакционность 3-я Г. д. ярко проявила также в области рабочего законодательства (одобренные ею в 1912 г. законопроекты о страховании рабочих на случай болезни и от несчастных случаев распространяли страхование лишь на 2 1/2 млн. рабочих из 13 млн. лиц наемного труда, относили значительную часть расходов по страхованию на счет рабочих и предоставляли управление больничными кассами предпринимателям). Полное одобрение со стороны 3-й Г. д. встречали великодержавная политика Столыпина по отношению к национальным меньшинствам, а также аграрные мероприятия правительства.
В 3-й Г. д. меньшевики, составлявшие большинство социал-демократической фракции, извращали партийную линию, толкали фракцию на путь поддержки кадетов, на путь «положительной» работы в Думе. Подлинными представителями рабочего класса в 3-й Г. д. были только большевистские депутаты. Депутаты-большевики (Полетаев – от рабочих Петербурга и др.) использовали Думу как трибуну для обращения к массам, для разоблачения антинародной политики правительства и черносотенно-кадетской Думы, для сплочения рабочих и привлечения крестьянства на сторону большевиков.
Четвертая Г. д. (15 ноября 1912 г. – 25 февраля 1917 г.).
Выборы в 4-ю Г. д. происходили в обстановке нарастания революционного кризиса в стране. Большевики использовали выборы для просвещения и организации народа, для развертывания революционной агитации. Непосредственное руководство избирательной кампалаей, осуществлял И. В. Сталин. Им был написан знаменитый «Наказ петербургских рабочих своему рабочему депутату», призывавший рабочих к борьбе на два фронта – как против царского правительства, так и против либеральной буржуазии. На выборах от рабочей курии большевики одержали блестящую победу. Использование большевиками думской трибуны для революционной агитации примяло значительные размеры после раскола социал-демократической фракции, когда большевистские депутаты сорганизовались в самостоятельную фракцию (октябрь 1913 г.). Большевистская фракция, руководимая В. И. Лениным и И. В. Сталиным, возглавила борьбу за свободу демократической печати и депутатского слова. Из уст большевиков с думской трибуны раздавались призывы к крестьянам взять решение земельного вопроса в свои руки. В. И. Ленин написал проекты речей об аграрной политике царизма, которые были произнесены рабочими депутатами Шаговым и Петровским в 1913 и 1914 гг. Большевистская фракция боролась также за демократическое решение национального вопроса.
После вступления царской России в 1914 г. в войну буржуазно-помещичьи фракции 4-й Г. д. провозгласили лозунг сплочения вокруг царя для победоносного ведения войны. Только большевистская фракция отказалась голосовать за военные кредиты и пошла в широкую массу рабочих с протестом против империалистической войны.
2 ноября 1914 г. большевистские депутаты были арестованы и сосланы в Нарымский край. Поражение царских войск в 1915 г. вместе с ростом революционного движения заставило русскую буржуазию забить тревогу. В августе 1915 г. буржуазные фракции Г. Д. образовали т. н. «прогрессивный блок» для соглашения с царем на программе реформ и мо-"билизации промышленности для победы над Германией. Главным в программе блока было требование создания «правительства доверия» из популярных в буржуазных кругах лиц. Однако царь не пошел на создание «правительства доверия» и 3 сентября 1915 г. прервал работу Г. д. на неопределенный срок. «Перед нами ясная позиция монархии и крепостников-помещиков: «не отдать» России либеральной буржуазии; скорее сделка с монархией немецкой» (Ленин В. И., Соч., т. 21, стр. 346).
В день свержения самодержавия, 27 февраля 1917 г., буржуазно-помещичьи фракции образовали Временный комитет Г. д., который 2 марта при поддержке эсеро-меныневистских лидеров Петроградского Совета сформировал буржуазно-помещичье Временное правительство.
По мере углубления революции члены Г. д. все более открыто и решительно выступали против Советов. Они были вдохновителями и активными участниками корниловского мятежа. Разгром корниловщины и большевизация Советов нанесли сокрушительный удар по планам думских черносотенцев. Под давлением возмущения широких масс Временное правительство 6 октября 1917 г. было вынуждено издать акт о роспуске Г. д. Но только с победой Великой Октябрьской социалистической революции был окончательно ликвидирован этот контрреволюционный центр, пытавшийся вести упорную борьбу с Советской властью.

Источник: Советский юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
1) первый в истории России орган национального представительства, созванный самодержавной властью под давлением революции 1905-1907. Всего до 1917 было четыре созыва Г.Д. 1-я Государственная Дума действовала всего 72 дня (27 апреля — 8 июля 1906); 2-я — 102 дня (20 февраля — 3 июня 1907); 3-я — 5 лет (1 ноября 1907 —9 июня 1912); 4 - я - ок. 5 лет (15 ноября 1912 — 6 октября 1917). Дума созывалась указами императора, он определял сроки перерывов ее занятий, а также имел право ее роспуска. На основе этого права он распустил, точнее «разогнал» 1-ю и 2-ю Думы. Согласно закону от 20 февр. 1906 об учреждении Г.Д. она избиралась сроком на 5 лет. Ее ведению подлежали: вопросы, требующие издания законов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи; разрешение займов; дела об отчуждении имуществ; дела о постройке железных дорог казной; дела об учреждении компаний на акциях, а также ряд других менее важных дел. Избирательное право, регулируемое законом от 11 дек. 1905, было не всеобщим, не прямым и неравным. Избиратели распределялись по четырем куриям: уездных землевладельцев, волостных крестьян, городских избирателей и рабочих. Курии на своих съездах избирали выборщиков, а последние выбирали непосредственно в Думу. Однако практически для рабочих выборы были трехстепенные, а для крестьян — даже четырехстепенные (поскольку те и другие выбирали сначала уполномоченных на избрание выборщиков, соответственно на предприятиях и сельских и волостных сходах). Из общего числа выборщиков в 1 Государственную Думу (7211 человек) помещики и крупная буржуазия получили 4229 выборщиков, т.е. 58%. Были лишены избирательного права многие категории населения: лица женского пола; лица моложе 25 лет; обучающиеся в учебных заведениях; воинские чины армии и флота, состоящие на действительной службе; «бродячие инородцы», иностранные подданные; подвергшиеся наказанию за преступные деяния, которые влекли за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение со службы; отрешенные по судебным приговорам от должности; состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния или исключение со службы; подвергшиеся несостоятельности впредь до определения ее свойства; несостоятельные, кроме тех, несостоятельность которых признана несчастною; лишенные духовного звания или сана за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; осужденные за уклонение от воинской повинности. Избирательной кампанией ведало Министерство внутренних дел, в составе которого действовало созданное в сент. 1905 Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный совет. Циркуляр Министерства внутренних дел предписывал, чтобы на собраниях рабочих не произносилось речей, не относящихся непосредственно к процедуре выборов. В период избирательной кампании во 2-ю Думу были опубликованы сенатские разъяснения к избирательному закону, которыми урезались права избирателей, уполномоченных и выборщиков. Избирательный закон от 3 июня 1907 (фактически означавший государственный переворот, т.к. согласно ст. 86 Основных государственных законов этот закон должна была рассматривать Дума) резко сократил избирательные права населения. Так, число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%, а число выборщиков от помещиков возросло почти на 33%. Урезались права избирателей второй городской курии (мелкая буржуазия); заметно сократилось представительство национальных окраин. Большим ограничениям подверглись избирательные права рабочих. В результате этих изменений число членов 3-й Думы уменьшилось с 524 до 442, т.к. фактически более половины взрослого населения страны было лишено избирательных прав. Император получил послушную ему ГД., в которой явно преобладали помещики, буржуа и партии правых (черносотенцев и националистов). Принципиальные положения об устройстве Думы, ее функциях и отчасти думской процедуре содержались в таких актах, как «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 и «Основные государственные законы» в редакции 23 апреля 1906. В развитие правил «Учреждения» Дума выработала «Наказ», т.е. регламент, определявший «подробности внутреннего ее распорядка» и «предметы ведомства». Дума избирала из своей среды председателя сроком на 1 год и двух его товарищей, а также секретаря (и его товарищей) сроком на 5 лет. Председатель Думы руководил прениями, наблюдая за тишиной и порядком. Члены Думы при вступлении в нее давали торжественное обещание (присягу). Отказ принять присягу влек за собой автоматическое исключение из состава Думы. Признавалось несовместимым звание члена Думы с занятием оплачиваемых государственных должностей. Должностное лицо в случае его избрания обязано было отказаться от должности. И обратно: получивший назначение по гражданской государственной службе с окладом содержания выбывал из состава Думы. Впрочем, это правило не распространялось на министров и главноуправляющих. Члены Думы в течение сессии получали суточные в размере 10 рублей. Возмещались и путевые издержки по расчету 5 коп. на версту от места жительства до С.-Петербурга и обратно. Позднее (на основе Закона от 6 июля 1908) они стали получать из казны довольствие в размере 4200 руб. в год (из расчета 350 руб. в месяц). Сверх того, члены комиссии за участие в работе до открытия сессии получали дополнительно по 10 руб. в день. Уже в 1-й Думе оформились фракции, возглавляемые лидерами соответствующих партий. Количественный состав фракций не был постоянным. Всякая фракция имела право на представительство в комиссиях и получение всех думских материалов. Фракции при открытии Думы в ответ на правительственную декларацию выступали со своими декларациями. Время от времени проходили «совещания Думы», состоявшие из президиума и руководителей фракций. Статья 14 «Учреждения» признавала свободу депутатского слова, но этой статье противоречила ст. 22, провозглашавшая, что члены Думы «за преступные деяния, совершенные при исполнении ими и по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления ». Правительство нарушало принцип депутатской неприкосновенности. В ходе третьеиюньского государственного переворота 1907 были арестованы члены социал-демократической фракции, большинство из которых в 1907—1908 было приговорено к каторге и ссылке. Постепенно выработался порядок обсуждения законопроектов. Председатель, вооруженный звонком, делал замечания оратору, если тот уклонялся в сторону от обсуждаемого вопроса. Он мог лишить слова выступающего в случае резких или оскорбительных выражений по адресу отдельных лиц и учреждений, а также в случае игнорирования его замечаний. Любой сидящий в зале депутат мог быть удален на несколько заседаний за выкрики и места, провоцирование скандала и т.п. По общему правилу, законопроект обсуждался довольно основательно, в трех чтениях. В ходе дискуссии членами Думы вносились те или иные поправки, предложения что-либо добавить или устранить. Предлагаемые поправки голосовались прежде тех пунктов или статей законопроекта, к которым они относились. Поправки либо принимались, либо отвергались. Если имела место открытая подача голосов, то она производилась либо поднятием рук, либо посредством сидения и вставания. Каждый член Думы подавал голос за себя. Подача голоса за отсутствующего не допускалась. Помимо голосования путем «разделения», применялось и голосование путем поименного опроса. В последнем случае один из товарищей секретаря вызывал по списку всех членов Думы поочередно. Каждый член, встав с места, отвечал на баллотируемый вопрос: «да» или «нет». Второй товарищ секретаря отмечал полученный ответ в списке. Теоретически считалось, что по поводу думских постановлений не могут иметь места ни знаки протеста, ни знаки одобрения (аплодисменты), но на практике это не соблюдалось. Согласно ст. 86 Свода основных государственных законов новый закон должен был получать одобрение Государственного совета и Г.Д. и утверждение императора. Дума могла инициировать отмену или изменение действующих и издание новых законов, но пересмотр Основных государственных законов относился к прерогативам императора. Если Дума высказывалась за «желательность» нового закона, то она «поручала» министрам или главноуправляющим разработать соответствующий законопроект. При отказе она сама приступала к разработке законопроекта в соответствующей комиссии. Подготовленный законопроект поступал на обсуждение общего собрания. Законодательные предположения, одобренные Думой, затем поступали в Государственный совет. Законопроект, принятый Государственным советом по его почину и одобренный им, поступал в Думу. Признавались отклоненными законопроекты, не принятые Государственным советом или Г.Д. Одобренные обеими палатами законопроекты поступали на утверждение императору (их представлял председатель Государственного совета, что тоже означало ущемление прав Думы). Император мог не утвердить законопроект. Законодательные права Думы были существенно урезаны ст. 87 Основных законов, которая в случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного Совета, если чрезвычайные обязательства вызывают необходимость, проводят обсуждение законопроекта в правительстве, а затем они утверждались императором в виде «высочайших указов», немедленно вступавших в силу. Такой указ подлежал затем утверждению палат в течение двух месяцев после возобновления их деятельности. Правительство широко пользовалось этим по существу чрезвычайным указным правом. Порой оно специально распускало Думу на несколько дней с тем, чтобы беспрепятственно принять угодный ему закон. Закон предоставлял Г.Д. бюджетные права. Она рассматривала: государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, а также предположения о сверхсметных ассигнованиях; отчет Государственного надзора по исполнению государственной росписи; дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующих «высочайшего соизволения »; дела о разрешении государственных займов; сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами. Однако бюджетные права Думы были существенно урезаны бюджетными правилами (указом) 8 марта 1906. Отказ утвердить бюджет все же не приостанавливал его исполнение. Недостаточно эффективна была и контрольная функция ГД. в отношении правительства. Она могла делать запросы к правительству или к отдельным министрам по поводу «незакономерных» действий последних (или подведомственных им лиц). Для внесения запроса требовалось собрать минимум 30 подписей, что создавало затруднения для немногочисленных фракций. Правительство подолгу не отвечало на запросы: порой для дачи объяснений по запросу привлекались второстепенные чиновники; а главное — множество запросов оставались без реагирования правительства. После получения ответа правительства на запрос начиналось его обсуждение, после чего думские фракции или отдельные члены Думы предлагали формулы перехода к очередным делам. В этих формулах политическая и юридическая стороны тесно переплетались. Помимо «запросов», Дума могла обращаться к министрам и с «вопросами», обставляемыми меньшими формальностями и имевшими еще меньшие юридические последствия, чем «запросы». Либералы стремились к тому, чтобы правительство стало ответственным перед ГД. Что касается самого императора, камарильи, а в стенах Думы — правых и националистов, то все они, ратуя за неограниченное самодержавие, желали даже упразднить Г.Д., возвратившись к додумскому «чистому» самодержавию. Временный комитет ГД., созданный 27 февр., до 3 марта 1917 принимал участие в формировании Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. С принятием на себя власти Временным правительством думский комитет не устранился с политической арены: он продолжал действовать как фактический общественно- политический центр всех буржуазных и правее их стоящих партий и организаций. Комитет был постоянно в курсе дел Временного правительства, между ними существовала тесная связь. Различные вопросы внутренней и внешней политики обсуждались и на так называемых частных совещаниях членов Думы. С 28 февраля и позднее личный состав многих центральных правительственных учреждений (комитетов, комиссий, совещаний, министерств и т.п.) комплектовался в той или другой степени и з числа членов ГД., причем не только IV, но и предшествующих трех созывов. Начиная с марта, революционные рабочие и солдаты требовали роспуска IV Думы, как «гнезда контрреволюции ». Острая борьба по этому вопросу завязалась между большевиками, с одной стороны, и меньшевиками — с другой, на I Всероссийском съезде Советов. Большевики настаивали на издании Временным правительством формального юридического акта (закона, декрета) о роспуске Думы. По их мнению, ни Думе, ни Государственному совету не должно быть места в системе государственных учреждений России. 6 октября 1917 Временное правительство распустило Г.Д., что мотивировалось началом избирательной кампании в Учредительное собрание. Е.А. Скрипилев 2) В РФ с 1993 палата Федерального Собрания РФ, орган законодательной власти. Впервые была избрана в окт. 1993 на 2 года в соответствии с указами Президента РФ, приостановившими полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Выборы состоялись также в 1995 и 1999. По Конституции РФ 1993 Г.Д. формируется на основе прямых выборов и представляет население страны в целом. Численность ГД. — 450 депутатов, половина из них избирается по партийным спискам, на основе пропорциональной избирательной системы, по единому федеральному избирательному округу, другая половина избирается по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы. Действующая Г.Д. избрана на 4 года в 1999 (срок, установленный Конституцией РФ). Основная функция Думы — законодательство, в процессе принятия законов она играет ведущую роль. Г.Д. дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства (министров назначает сам Президент), решает вопрос о доверии Правительству (см. Вотум доверия), а также выдвигает обвинение для отрешения Президента от должности в установленных Конституцией случаях. Г.Д. назначает на должность и освобождает от должности некоторых высших государственных служащих: председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ), председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека). Только она вправе объявлять амнистию, принимать государственный бюджет и заслушивать отчет о его исполнении. Законы, принятые Г.Д., направляются на рассмотрение во вторую палату — Совет Федерации, вето которого Дума может преодолеть квалифицированным большинством (см. подробнее в ст. Законодательный процесс). Законодательные полномочия Г.Д. и иные ее полномочия определяются Конституцией. Внутренняя организация Г.Д. и порядок ее работы определяется ее регламентом. В Думе создаются партийные и иные фракции депутатов, образуются парламентские специализированные (профильные) комитеты и комиссии. Каждый депутат обязан принимать участие в работе хотя бы одного комитета. Общее руководство Г.Д. осуществляют избираемый ею председатель Думы (спикер) и его заместители, а также Совет Думы, куда входят должностные лица Думы и руководители фракций и депутатских групп. Руководители комитетов входят в Совет Г.Д. только с правом совещательного голоса. ГД. — постоянно действующий орган: она проводит ежегодно две сессии — весеннюю, длительностью 6 месяцев (с 12 января по 20 июля), и осеннюю — 3 мес. (1 октября — 25 декабря). Заседания Г.Д. проводятся, как правило, открыто (см. также а. Депутат). Лит.: Собрание узаконений. 20 февраля 1906. № 38. Ст. 197; Юшков СВ. История государства и права СССР. Ч. 2. 2-е изд. М., 1947; Калинычев Ф.И. Государственная дума в России в документах и материалах. М., 1957; СидельниковСМ. Образование и деятельность Первой думы. М., 1962; Аврех А.Я. Столыпин и III Дума. М., 1968; его же. Царизм и IV Дума. 1912—1914 гг. М., 1981; его же. Распад третьеиюньской системы. М., 1985. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
15.14 мб

Государственная Дума в России как хронодискретный институт

Леонов Александр Петрович
В статье на основе методологии хронодискретно-го моногеографического сравнительного правоведения обосновывается положение о том, что Государственная Дума в России является хронодискретным институтом.
Читать PDF
122.45 кб

Государственная Дума РФ разрешила безвизовый въезд для туристов

Читать PDF
77.44 кб

Государственная Дума РФ и модельные акты Межпарламентской Ассамблеи СНГ

Красухина Юлия Борисовна
Читать PDF
126.64 кб

Вопросы государственного устройства и государственная дума Российской империи в начале XX в

Дарчиева Светлана Валерьевна
Статья посвящена реформе политической системы России в ходе Первой русской революции 1905-1907 гг. как началу трансформации самодержавия в конституционную монархию.
Читать PDF
229.86 кб

Государственная Дума и Министерство юстиции Российской империи: механизм парламентского запроса

Яковлева О.Н.
В статье рассматривается процедура парламентского запроса в деятельности Министерства юстиции Российской империи
Читать PDF
219.18 кб

М.С. АДЖЕМОВ В III - IV ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМАХ 1907 - 1917 гг. (УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ И ПРОДВИЖЕНИИ ЗА

Звездова Н. В.
Исследуется деятельность депутата-кадета от Ростова-на-Дону М.С. Аджемова в III IV Государственных думах по «осуществлению конституционных начал, провозглашенных Манифестом 17 октября 1905 г.
Читать PDF
300.22 кб

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как орган народного представительств

Грудинин Никита Сергеевич
В статье рассмотрены проблемы функционирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как органа народного представительства.
Читать PDF
188.29 кб

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в международном договорном измерении

Лихачев Василий Николаевич

Похожие термины:

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПЕРВОГО СОЗЫВА

    27.04. - 08.07.1906). Парламентская история России началась 27 апреля 1906 г. с торжественного приема членов законодательных палат в Зимнем дворце, на котором Николай II выступил с тронной речью. Оппозиционный
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ВТОРОГО СОЗЫВА

    20.02. - 03.06.1907). В работе второго созыва нижней палаты приняло участие 518 парламентариев, при этом фракции и группы социалистической ориентации объединяли до 40% депутатского корпуса второго созыва. Пр
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

    01.11.1907 - 15.11.1912). Единственный созыв нижней па латы дореволюционного парламента, проработавший весь определенный законом срок. Руководящую роль в течение первых сессий играла фракция «Союза 17 октяб
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

    15.11.1912 - 06.10.1917). Деятельность Думы четвертого созыва достаточно четко подразделяется на два периода: довоенный, включавший первые две сессии, в течение которых продолжалась «будничная работа» нижн
  • Государственная Дума Российской империи

    законодательный орган, образованный по Манифесту императора от 17 октября 1905 г. Г. Д. являлась центральным представительным органом, избиралась населением сроком на пять лет по четырем куриям. Дейс
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СО> БРАНИЯ РФ

    нижняя палата современного российского парламента. Статус Государственной Думы определен в главе 5, принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Государственная Дума принимает федеральные
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    нижняя палата Федерального Собрания – парламента РФ, состоящая из 450 депутатов, избираемых сроком на четыре года в соответствии с федеральным законодательством о выборах.