ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
форма государственного управления внешнеторговой деятельностью, характерная для государств, осуществляющих плановое руководство народным хозяйством. В советском государстве после Октябрьской революции Г.м.в.т. была установлена Декретом СНК от 22 апр. 1918 «О национализации внешней торговли». «Вся внешняя торговля национализируется, — говорилось в первой статье Декрета, — торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами...» Хотя в этом Декрете был применен термин «национализация внешней торговли», по существу речь шла о введении государственной монополии. На всех дальнейших этапах развития советского государства принцип Г.м.в.т, а затем и внешнеэкономической деятельности оставался неизменным, хотя организационно-правовые формы его осуществления менялись неоднократно. В двух первых конституциях СССР (1924 и 1936) предусматривалась монополия внешней торговли. Конституция СССР 1977 установила, что ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии». Т.е. в Конституции 1977 сфера Г.м.в.т. была определена шире, что было обусловлено развитием новых форм внешних экономических связей, выходящих за рамки обычной торговли. Фактически монополия государства на все виды внешнеэкономической деятельности сложилась до 1977, но как правовой институт была закреплена именно в Конституции СССР 1977. Первоначально существенным элементом Г.м.в.т было то, что внешнеторговые сделки заключались обычно от лица советского государства, как правило, прежде всего торгпредствами. В дальнейшем в результате реформы 30-х гг. сделки стали заключаться, как правило, не торгпредствами, а внешнеторговыми объединениями, как государственными юридическими лицами, входящими в систему наркомата внешней торговли. В последний период существования советского государства определились следующие существенные черты Г.м.в.т: государственное руководство всеми видами внешнеэкономической деятельности, осуществляемое через систему органов государственного управления. Это означало централизацию руководства внешнеэкономической деятельностью; планирование внешнеэкономической деятельности: она осуществлялась на основе государственных планов экономического и социального развития СССР; установление порядка осуществления внешнеэкономической деятельности и обеспечения его соблюдения; определение организаций, правомочных совершать внешнеторговые и другие внешнеэкономические сделки. Государство всегда определяло, кто может быть субъектом непосредственного осуществления внешнеэкономических операций. Таким образом, сложившееся понимание Г.м.в.т. и внешнеэкономической деятельности состояло в том, что советское государство планировало внешнеэкономическую деятельность, устанавливало порядок ее осуществления и обеспечивало его соблюдение, определяло организации, правомочные проводить внешнеэкономические операции, в т.ч. заключало внешнеэкономические договоры, устанавливало пределы осуществления таких операций. Перестройка системы внешнеэкономических связей привела к тому, что существенным образом изменился круг субъектов внешнеэкономической деятельности. С 1 апреля 1989 право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций было предоставлено всем предприятиям, объединениям, производственным кооперативам и иным организациям, продукция (работы и услуги) которых обладает конкурентоспособностью на внешнем рынке; была введена специальная регистрация субъектов внешнеэкономической деятельности (впоследствии отменена). В новых условиях осуществления внешнеторговой деятельности в РФ правом осуществления такой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Согласно Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности может участвовать и само Российской государство, а также субъекты РФ и муниципальные образования. Однако такое непосредственное участие государства носит исключительный характер: оно должно быть предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно действующему законодательству РФ государство осуществляет регулирование внешнеторговой деятельности. Для РФ характерно единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что, однако, не исключает возможность принятия субъектами Федерации своих законов по внешнеторговой деятельности. Координация внешнеэкономических связей субъектов РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующее законодательство предусматривает возможность введения государственной монополии на экспорт или импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров определяются федеральными законами. Государственная монополия такого рода осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту. Лицензии на осуществление такой деятельности выдаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Лит.: Поздняков В.С Государственная монополия внешней торговли в СССР. М., 1969; Правовые аспекты совершенствования хозяйственного механизма в СССР: внешнеэкономические аспекты. М , 1990. М.М. Богуславский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
170.15 кб

Из истории государственной монополизации внешней торговли в России. Опыт правительства генерала П. Н

Карпенко Сергей Владимирович
Рассматривается регулирование правительством генерала П.Н. Врангеля внешней торговли в Крыму в 1920 г.