ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Государственная собственность
одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности. — См. также: «Частная собственность», «Право собственности».

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Государственная собственность
1) объекты, принадлежащие государству на праве собственности. Государство может иметь в собственности любое имущество, при этом объекты, которые могут быть исключительно только в государственной собственности должны быть прямо указаны в законе; 2) тип экономических отношений между людьми по поводу условий производства, при которых управление и распоряжение объектом собственности от имени народа (населения административно-территориального образования) осуществляют органы государственной власти.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г. с. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в Г. с., закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Источник: Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным образованиям (собственность субъекта РФ). Земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г.с. Имущество, находящееся в Г.с., закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Государственная собственность

Форма собственности, при которой средства и продукты производства принадлежат государству. В соответствии с гражданским законодательством (ст. 214 ГК РФ) государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично-правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Отношения по поводу Г.с. являются объектом регулирования нормами многих отраслей права – конституционного, административного, гражданского, трудового, природопользования, уголовного и др. В Конституции РФ Г.с. получила одинаковые с другими формами собственности общественный и юридический статус, равные права на защиту (ст. 8, 9). Для гражданского права, центральным правовым институтом которого является право собственности, Г.с. – лишь одна из разновидностей собственности наряду с частной, муниципальной и другими видами собственности.
По признаку субъектной принадлежности Г.с. Конституция РФ (п. «д» ст. 71) выделяет, прежде всего, федеральную Г.с. Более детально Г.с. подразделяется в ГК РФ (ст. 212, 214), согласно которому Г.с. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ).
Право Г.с. защищается наравне с правом собственности иных субъектов.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
один из видов собственности в Российской Федерации, наряду с частной, муниципальной и иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Раньше в нашей стране Г. с. имела приоритетный характер. В Г. с. находились земля, ее недра, большинство фабрик, заводов, учреждений и т. д. Объекты Г. с. указывались в прежних конституциях советского периода.
В ходе конституционных и экономических реформ в СССР и России монопольное положение государства в вопросах собственности было изменено. Теперь все указанные объекты, в том числе земля и природные ресурсы, могут находиться в любой из форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8-9 Конституции РФ). В соответствии со ст. 212 ГК РФ законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Г. с. в Российской Федерации делится на федеральную Г. с. и Г. с. субъектов РФ. Основой для разграничения Г. с. по уровням и отнесения ее к соответствующему виду являются полномочия РФ или субъектов РФ. Например, Г. с. РФ являются средства федерального бюджета, федеральных фондов регионального развития, федеральные энергетические системы, объекты ядерной энергетики, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, объекты деятельности в космосе и др. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
в соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь и ст. 213 ГК государственная собственность является одной из форм собственности.
Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы (п. 2 ст. 213 ГК).
Основным Законом страны предусмотрено, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности (ч. шестая и седьмая ст. 13 Конституции Республики Беларусь).
Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц) (п. 1 ст. 215 ГК).
Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь. Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы (п. 2 и 3 ст. 215 ГК).
Согласно ст. 216 ГК имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, могут устанавливаться законодательством, а в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, - только законом (п. 4 ст. 213 ГК).
См. также Право собственности; Основания прекращения права собственности; Основания приобретения права собственности.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Государственная собственность
это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала*(12). Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения. Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными. В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов - субъектов федерации. Четко провести грань между государственной и общенародной собственностью трудно. Объектами общенародной собственности по логике должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты. В соответствии с п. 2 ст. 216 ГК РФ вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Отсюда возникает вопрос: какому собственнику выгодно передавать свое имущество на таких условиях? Поскольку в дореформенный период (до 1990-х годов) в России государство являлось собственником основной массы имущества, то при переходе к рыночным отношениям государство, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности и с целью того, чтобы избежать социальных потрясений от скачкообразного перехода к рынку - в случае продажи (приватизации) большей части имущества в частную собственность, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот "самостоятельные" юридические лица- "предприятия" и "учреждения", закрепляя за ними свое имущество на определенном вещном праве. Это и явилось важнейшей причиной появления наряду с другими вещными правами права хозяйственного ведения, правовой статус которого определен ст. 294, 295, 299 и 300 ГК РФ.

Источник: Жилищная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
один из видов собственности В Российской Федерации, наряду с частной, муниципальной и иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Ранее г.с. имела приоритетный характер в нашем государстве. В г.с. находились земля, ее недра, большинство фабрик, заводов, учреждений и т. д. Объекты г.с. указывались в прежних советских конституциях.
В ходе конституционных и экономических реформ в СССР и России монопольное положение государства в вопросах собственности было изменено. Теперь все указанные объекты, в том числе земля и природные ресурсы могут находиться в любой из форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8–9 Конституции РФ).
В Гражданском кодексе РФ (ред. от 22 октября 2014 г.) есть ст. 214 «Право государственной собственности». В ней говорится что г.с. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также действующие по их поручению граждане и юридические лица. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим ГК. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Отметим, что законодательство, обращенное к органам государственной власти субъектов РФ, значительно детальнее регулирует вопросы экономических основ и собственности. В частности, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит ст. 26.10 «Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации», в ней определено, что данную основу составляют находящиеся в собственности субъекта РФ, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, а также имущественные права субъекта РФ. В той же статье обозначено: «Собственность субъекта Российской Федерации признается и защищается государством наравне с иными формами собственности» (ч. 2).
Помимо этого в Законе имеется обширная ст. 26.11 «Собственность субъекта Российской Федерации». В ней закреплено, что в собственности субъекта РФ имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях данного Закона, для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ, для материальнотехнического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти и референдумов субъекта РФ, архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения, имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания; имущество библиотек субъекта РФ, межмуниципальных библиотек, музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления; пожарные объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров; имущество, необходимое для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, иной официальной информации; пассажирский транспорт и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок межмуниципального сообщения; имущество, необходимое для материальнотехнического обеспечения деятельности мировых судей; и др.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Государственная собственность
форма собственности, при которой объект собственности полностью либо на основе долевой или совместной собственности принадлежат государству.
В исключительной собственности государства находятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также особо охраняемые природные объекты, объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны, Вооруженных Сил; объекты оборонного производства, ядерной энергетики; расщепляющиеся материалы; ядовитые и наркотические вещества и некоторые другие объекты.
Объектом государственной собственности могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, а также различные виды движимого имущества, транспортные средства, ценные бумаги, вклады и валютные ценности; памятники истории и культуры, некоторые нематериальные объекты.
Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.
Понятия «государственная собственность» и «государственное имущество» не тождественны, поскольку государственная собственность не имущество, а особая форма отношений присвоения. Субъектами этих отношений становятся, с одной стороны, государство, а с другой — предприниматели, наемные работники и т. д. Государственное имущество — это сами объекты, средства, находящиеся в собственности государства. По своей предметной определенности государственное имущество включает в себя природные, производственные объекты, денежные средства, ценные бумаги.
Общественную природу государства как хозяйствующего субъекта непосредственно определяет характер государственной собственности. В конституциях разных стран нет прямого определения характера государственной собственности. О характере государственной собственности юридически можно судить по тому, как в конституции той или иной страны определяется назначение государства. Однако реальная экономическая природа государственной собственности обнаруживается не толкованием конституционных текстов, а фактически сложившейся практикой этой формы присвоения.
Экономический смысл государственной собственности раскрывает цель и направленность использования государственного имущества, виды доходов, получаемых от использования названного имущества, практику их распределения, а в конечном итоге — общие социально-экономические последствия государственного присвоения средств.
Если государство выступает как институт, ведущий экономику в интересах капиталистического предпринимательства, то в этом случае его собственность существует в качестве обобществленной капиталистической или государственно-капиталистической собственности. В случае, когда государство представляет своей экономической деятельностью в основном олигархический капитал, его собственность становится государственно-олигархической, а само государство превращается в комитет по делам олигархических кланов. Если государство действует как институт, ведущий экономику в интересах народа, то его собственность получает содержание общенародного присвоения.
Правовое уровневое устройство государственной собственности образует ее организационную структуру. В Конституции Российской Федерации названы два уровня государственной собственности: федеральная государственная собственность и собственность субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. При этом ст. 71 Конституции определено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею. Это означает, что именно Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.
Государственной федеральной собственностью служит собственность, переданная по воле народа и решению органов народовластия в управление федеральным органам власти. Собственность субъектов РФ — это собственность, которая передана в управление (владение и распоряжение) региональным органам власти. Таким образом, государственная собственность — это собственность, правами на распоряжение которой обладают государственные органы разных уровней власти.
Н. И. Кузьмичева
Список литературы
Ануприенко В. Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономики. — М.: Экономика, 2007.
Макаров С. П. Основы государственного ведения национальной экономики. — М.:
ТЕИС, 2005.
Управление государственной собственностью / под ред. В. И. Кошкина. — М.: ЭКМОС, 2002.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
право государственной собственности) — система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государством коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом. Присвоение государством материальных благ имеет целью удовлетворение общественных потребностей, что проявляется, во-первых, в материальном обеспечении существования самого государства как формы организации политической власти в обществе (в узком смысле — содержание государственного аппарата), во-вторых, создании материальной базы для осуществления им его функций, в т.ч. социальной защиты малообеспеченных слоев населения. В последнем случае через государство опосредуется присвоение материальных благ его гражданами. Поэтому государство нередко именуют публичным собственником в отличие от частного собственника. Во всех странах с рыночной экономикой Г.с. — обязательная составная часть многоукладной экономической структуры общества. Современная тенденция к оптимизации структуры Г.с. выражается в сокращении ее массы и объектного состава (в основном путем приватизации) до размеров, позволяющих, во- первых, обеспечивать необходимые основы общественного воспроизводства (опираясь на сохраняющиеся в руках государства экономические инфраструктуры, коммуникации, стратегический научно-технический потенциал и другую Г.с), и, во-вторых, осуществлять функции современного социального государства в сферах социального обеспечения, здравоохранения, культуры и др. Формой правового выражения отношений по поводу Г.с. является право Г.с. Отношения по поводу Г.с. являются объектом регулирования нормами многих отраслей права — конституционного, административного, гражданского, трудового, природопользования, уголовного и др. В Конституции РФ, в отличие от конституций советского периода российской истории, закреплявших главенствующую роль общенародной социалистической собственности как экономической основы общества, Г.с. впервые получила одинаковые с другими формами собственности общественный и юридический статус, равные права на защиту (ст. 8,9). Для гражданского права, центральным правовым институтом которого является право собственности, Т.е. — лишь одна из разновидностей собственности наряду с частной, муниципальной и другими основными видами собственности. Функционирование Г.с. обеспечивается в процессе реализации права Г.с. По признаку субъектной принадлежности Г.с. Конституция РФ (п. «д» ст. 71) выделяет прежде всего федеральную Г.с. Более детально Г.с. подразделяется в ГК РФ (ст. 212,214), согласно которому Г.с. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ). Исходя из этого право Г.с. делится на подвиды: право собственности РФ (право федеральной Г.с.) и право собственности субъекта РФ. Природа этих подвидов права собственности идентична, и такое деление предполагает разделение между ними правомочий владения, пользования и распоряжения на определенные материальные объекты — государственное имущество. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ в порядке, установленном законом. Пока такой закон не принят, сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992. Объектом права Г.с. является имущество, в т.ч. — изъятое из гражданского оборота, право собственности на которое может принадлежать исключительно государству. Виды такого имущества устанавливаются законом в целях обеспечения безопасности государства и общества в широком смысле (оборонной, экономической, информационной и иной). Государству принадлежит имущество Вооруженных Сил РФ, федеральный железнодорожный транспорт, федеральные средства связи, ресурсы недр, континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны; памятники истории и культуры. В то же время отдельные виды имущества не могут принадлежать государству на праве собственности. Это, во-первых, те объекты, абсолютность прав на которые невозможно обеспечить правовыми средствами и которые приобретают статус общественного достояния. Потребление таких материальных благ осуществляется непосредственно, безвозмездно (например атмосферного воздуха); во-вторых, объекты исключительной муниципальной собственности (например муниципальный жилой фонд); в-третьих, имущество, которое по своему характеру может принадлежать только физическим лицам (например доля в праве общей собственности на жилое помещение). В отношении такого вида имущества, как земля и другие природные ресурсы, которые в силу Конституции РФ могут находиться не только в публичной, но и в частной собственности, устанавливается общее правило, согласно которому такие объекты, если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г.с. Таким образом, земля и другие природные ресурсы не могут признаваться бесхозяйным имуществом и на них нельзя приобрести право собственности за давностью владения. Объекты права Г.с. могут находиться как на территории РФ, так и за ее пределами. В последнем случае правовой режим такого имущества определяется нормами международного права (частного и публичного) и соответственно национальными нормами государства, на территории которого находится такое имущество. Его особый гражданско-правовой режим обусловлен иммунитетами государства. И РФ, и ее субъекты осуществляют правомочия собственника как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае — через органы государственной власти, соответственно федеральные и субъектов Федерации, в пределах их компетенции. Наиболее важную роль при этом играет исполнительная власть — Правительство РФ и органы исполнительной власти, прежде всего в области управления Г.с, финансами, государственным бюджетом. Во втором случае — через учреждаемые юридические лица — унитарные предприятия, в т.ч. казенные (см. Казенные предприятия), и учреждения. Все государственное имущество подразделяется на две части и в зависимости от этого приобретает соответствующий правовой статус. В одну часть входит имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Оно обособляется от иного государственного имущества, на него не может быть непосредственно обращено взыскание по долгам государства. Во вторую часть входит все остальное имущество, в т.ч. средства соответствующего государственного бюджета, имущество, временно не закрепленное за государственными юридическими лицами. Это имущество составляет государственную казну — федеральную или субъекта РФ. Это прежде всего средства федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации. За счет средств казны государство производит, в частности, расчеты по своим гражданско-правовым обязательствам, например по государственным контрактам. Из средств государственного бюджета соответствующего уровня возмещается вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. Правомочия владения государство как собственник реализует через государственных юридических лиц, поскольку государственный орган, за которым закреплено имущество, представляющее средства казны, приобретает, с точки зрения гражданского права, статус учреждения (Министерство финансов РФ, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ и т.п.). Правомочие пользования реализуется также в основном через государственных юридических лиц. Свои права они получают от соответствующих органов государственной власти в порядке осуществления ими законодательной и исполнительно- распорядительной деятельности. Особенность права Г.с. отражается в его правомочии распоряжения, которое в отношении отдельных видов имущества имеет ограничения. Государство не может распорядиться своим имуществом, которое отнесено законом к изъятому из гражданского оборота, путем его отчуждения другому собственнику. Государство может приобретать имущество специальными способами, например, путем конфискации, национализации, сбора государственных налогов и сборов, приобретения права собственности на клад, представляющий собой памятник истории или культуры, а также прекращать право собственности путем разгосударствления в форме приватизации и муниципализации. Право Г.с. защищается наравне с правом собственности иных субъектов. В зарубежном праве Г.с. имеет еще две разновидности, не получившие пока в российском праве четкого юридического оформления, хотя фактически процесс их размежевания идет интенсивно. Это — публично- правовая и частноправовая разновидности Г.с. Во многих странах такое деление существует официально. В основе разграничения — критерий гражданской оборотоспособности и коммерческого назначения Г.с «Частная» Г.с полноценно участвует в гражданском обороте, может свободно и неограниченно отчуждаться, а государство — ее собственник выступает как обычный частный предприниматель, участвующий в коммерческих, рыночных отношениях с целью извлечения прибыли. Публично-правовая Г.с либо полностью исключается из гражданского оборота, либо допускается к участию в нем опосредованно, через плоды, продукцию или доходы от ее использования (так, недра земли в их естественных ложах и состоянии могут быть неотъемлемой, неотчуждаемой собственностью государства, тогда как извлеченные полезные ископаемые становятся товарной, рыночной продукцией). Исторической основой публично- правовой собственности послужили вещи, которые в силу их природных свойств невозможно присвоить, физически обладать ими или документально засвидетельствовать право собственности на них, вследствие чего такие вещи всегда рассматривались как принадлежащие всему обществу в целом, всем его членам. В эпоху римского права к ним относились «общие» вещи — такие, как солнце, луна, звезды, солнечный и лунный свет, воздух, море. Изымались из гражданского оборота также вещи рукотворного происхождения, бывшие в пользовании всех членов общества (сооружения общественного назначения, оборонительные объекты, культовые постройки и т.п.). Такие вещи неотчуждаемы, неотъемлемы, на них не распространяются сроки давности владения, они не подлежат аресту по постановлению суда. В более поздние исторические эпохи, с возникновением политико-правовых концепций общественного интереса, общественной полезности собственности изъятия из гражданского оборота стали осуществляться уже и по закону. Это — либо вещи, не имеющие коммерческой природы (или неотделимые от личности их обладателя), либо вещи, хотя и способные к коммерческому использованию, но изъятые из оборота законодателем в силу общественного интереса или публичной полезности. Как и вещи общего пользования, они неотчуждаемы и неотъемлемы, и само государство — их собственник не может свободно распоряжаться ими по нормам гражданского права. ГК РФ признает категорию вещей, изъятых из оборота, но именует их объектами гражданских прав. Так, согласно ст. 129, виды гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Фактическое образование в РФ категорий объектов неотчуждаемой и неотъемлемой Гс. («исключительной Г.с.» или «общественного достояния») уже давно происходит. Прежде всего из государственных программ приватизации исключаются категории объектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут подлежать приватизации. Особенно много их среди объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с законодательством о разграничении объектов Г.с. между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями к объектам исключительной федеральной собственности относятся, во-первых, объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые или особым образом используемые природные объекты типа заповедников, национальных природных парков, курортов и т.п.), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения; во-вторых, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; в-третьих, объекты оборонного производства; в-четвертых, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие его иных отраслей. Другой путь образования неотъемлемой и неотчуждаемой Г.с. — установление законодательством в индивидуальном, именном порядке объектов культурного, научного, исторического и иного общественного достояния, причем не только национального (федерального) по своему значению, но и республиканского, областного, краевого, окружного значения. Муниципальные образования тоже могут иметь в составе своей собственности (см. Муниципальная собствен- ность) объекты неотчуждаемого и неотъемлемого муниципального достояния. С. А. Сосна, Е.Н. Васильева

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено схем по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.96 мб

Управление государственной собственностью

Бурибаев Ермек Абильтаевич, Хамзина Жанна Амангельдиновна
Данная статья определяет механизм управления государственной собственностью, раскрывает способ образования и основные виды законодательных норм государственной собственности как объекта управления, рассматривает правовые свойства
Читать PDF
596.32 кб

Приватизация государственной собственности

Магомедова Камилет Махмудагаевна, Абуев Зураб Джафарович, Рамазанова Альбина Олеговна
В статье авторы рассматривают сущность приватизации, разгосударствления, формирования рыночной экономики.
Читать PDF
171.07 кб

Государственная собственность и будущее России

Осадин Н. Н.
Читать PDF
92.28 кб

Формы собственности государственных корпораций

Кононкова Наталья Петровна
Данная статья посвящена анализу форм собственности госкорпораций, появившихся сравнительно недавно в российской экономике.
Читать PDF
110.18 кб

К проблеме государственной собственности на недра

Кимельман Семен Аронович
Автором рассматривается проблема собственности государства на участки недр, содержащие полезные ископаемые, на геологическую информацию и недвижимое горное имущество.
Читать PDF
98.12 кб

Становление учения о государственной собственности

Горчакова И. Ю.
В данной статье рассматривается условия для формирования конституционно-правовой концепции государственной собственности.
Читать PDF
4.13 мб

К СОДЕРЖАНИЮ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

Пашков В. П.
Читать PDF
94.19 кб

О противоречиях государственной и частной собственности

Шибаев С.Р.
В статье раскрываются основные проблемы взаимодействия государственной и частной собственности на средства производства в рамках единого хозяйственного механизма.
Читать PDF
615.74 кб

О роли стратегии управления государственной собственности

Апаева Марианна Магомедбасировна
В статье исследуется роль стратегии управления государственной собственности в национальной экономике.
Читать PDF
129.76 кб

Совершенствование управления государственной собственностью

Бобров А. В.
Читать PDF
107.29 кб

Субъекты и уровни управления государственной собственностью

Зайналов М. И., Алиева Т. М.
Читать PDF
146.53 кб

Государственная собственность в переходной экономике России

Алиева Т. М.
Читать PDF
192.11 кб

Управление государственной собственностью России за рубежом

Попова Ольга Александровна
В статье предпринята попытка упорядочить характерные черты управления государственной собственностью России за рубежом. В статье выделены организационные проблемы в этой области и осуществлен поиск путей их решения.
Читать PDF
181.58 кб

Единый реестр учета государственной собственности за рубежом

Гайдаржи С. И.
Анализируется система учета и ведения реестра федеральной собственности, находящейся за рубежом, нормативно-правовое регулирование ее использования в коммерческих целях
Читать PDF
237.97 кб

Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике

Михнева Светлана Георгиевна, Русакова Юлия Игорьевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением места государственной собственности в рыночной экономике. Определяется ее доля в экономике развитых стран, Китая и России.

Похожие термины:

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ РФ

    собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации - входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: зо
  • Государственная собственность на недра

    1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Закона Российской Федерации "О недрах") форма собственности на недра, объектами
  • Государственная собственность на землю

    1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Земельного кодекса Российской Федерации) форма собственности на землю, объекто
  • Государственная собственность на лесные участки

    1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Лесного кодекса Российской Федерации) форма собственности на лесные участки, об
  • Государственная собственность на водные объекты

    1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Водного кодекса Российской Федерации) форма собственности на водные объекты, об
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

    юридический акт признания и подтверждения государством приобретения или прекращения права собственности по основаниям, предусмотренным законодательством.
  • Государственная собственность в Российской Федерации

    Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на
  • Государственная собственность на объекты животного мира

    1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Федерального закона "О животном мире") форма собственности на животный мир, объе