ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
См. Сведения, составляющие государственную тайну.
Источник: Толковый словарь гражданского процесса.
Источник: Понятия современного уголовного процесса
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
В «Перечне сведений, относящихся к государственной тайне», утвержденной Указом Президента РФ от 24.01.1998 г. № 61 приведено 87 контрольных позиций, составляющих 4 информационных направления: сведения в военной области: сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; сведения в области экономики, науки и техники; сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и организации защиты государственной тайны.
Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар
Не подлежат засекречиванию: сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности; о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов; о состоянии здоровья высших должностных лиц; о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
Законодательство РФ о Г.т. основывается на Конституции РФ (ст. 29 ч. 4 Конституции предусматривает, что перечень сведений, составляющих Г.т., определяется ФЗ) и Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности». Оно включает в себя в качестве базового компонента Закон «О государственной тайне», а также положения других законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой Г.т.
Закон «О государственной тайне» содержит подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к Г.т., как-то: различные сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; внешней политики и экономики; разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Закон определяет критерии, принципы, в соответствии с которыми органы защиты Г.т. должны осуществлять засекречивание сведений: законность, обоснованность, своевременность. Не должны засекречиваться сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина: о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о нарушении законности органами государственной власти и их должностными лицами. Граждане имеют право обжаловать в суд решения должностных лиц о засекречивании тех или иных сведений. Субъектами ответственности за нарушение законодательства РФ о Г.т. являются должностные лица и граждане, виновные в такого рода нарушениях. В соответствии с действующим законодательством в зависимости от обстоятельств дела они несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность. Уголовная ответственность за разглашение Г.т. предусмотрена ст. 283 УК, а ст. 284 УК регламентирует ответственность за утрату документов, содержащих Г.т.
Источник: Энциклопедия юриста
Закон устанавливает три степени секретности сведений, составляющих Г. т., и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания по предложению Правительства РФ Президентом РФ утверждаются состав, структура Межведомственной комиссии по защите Г. т. и Положение о ней, а также перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к Г. т. Указанная комиссия формирует Перечень сведений, отнесенных к Г. т., в котором указываются органы государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению данными сведениями. Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Указ Президента "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" принят 30 ноября 1995 г., а сам перечень сведений действует в редакции Указа от 24 января 1998 г.
Следует иметь в виду, что сведения подлежат не только засекречиванию, но и рассекречиванию. Для этого компетентные органы периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, обязаны пересматривать перечни сведений в части обоснованности засекречивания и их соответствия установленной ранее степени секретности. Общий срок засекречивания сведений, составляющих Г. т., не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях он может быть продлен по заключению указанной выше Межведомственной комиссии. (С. А.)
Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия
Согласно Закону г.т. – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (по каждому виду сведений в Законе дается их подробная расшифровка).
Закон устанавливает три степени секретности сведений, составляющих г.т., и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Правила отнесения сведений, составляющих г.т., к различным степеням секретности утверждены постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. (с изменениями и дополнениями).
Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведения по предложению Правительства РФ Президентом РФ утверждаются состав, структура Межведомственной комиссии по защите г.т. и Положение о ней, а также перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к г.т. Указанная комиссия формирует Перечень сведений, отнесенных к г.т., в котором указываются органы государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению данными сведениями. Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Принят Указ Президента от 30 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
Сведения подлежат не только засекречиванию, но и рассекречивание. Для этого компетентные органы периодически, но не реже чем через каждые 5 лет обязаны пересматривать перечни сведений в части обоснованности засекречивания и их соответствия установленной ранее степени секретности. Общий срок засекречивания сведений, составляющих г.т., не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях он может быть продлен по заключению указанной выше Межведомственной комиссии.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
- о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан;
- о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности;
- о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц;
- о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами. Основания рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну: а) взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну; б) истечение установленного срока засекречивания (общий срок — 30 лет, но возможно установление большего срока межведомственной комиссией по защите государственной тайны); в) изменение объективных обстоятельств. Существует три степени секретности: а) особая важность — такой гриф имеют сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ; б) совершенно секретно — такой гриф имеют сведения, разглашение которых, может причинить ущерб министерствам и ведомствам; в) секретно — такой гриф имеют сведения, разглашение которых, может причинить ущерб предприятиям, учреждениям, организациям (до 1991 г. сведения такого рода относились к служебной тайне).
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
– о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
– о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
– о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
– о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
– о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
– о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; 2) сведения в области экономики, науки и техники:
– о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
– об использовании инфрастуктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
– о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
– об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
– о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
– о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ); 3) сведения в области внешней политики и экономики:
– о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
– о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
– о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
– о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
– об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
– о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
– о методах и средствах защиты секретной информации;
– об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
– о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
– о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
– о подготовке кадров, включая мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
Источник: Словарь по уголовному праву.
В целях борьбы с разглашением Т.г. устанавливается специальный порядок составления, хранения и использования документов и предметов, сведения о которых содержат Т.г. Сведения, составляющие Т.г., имеют гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.
В целях охраны Т.г. создана система защиты, представляющая собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих Т.г., и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. К средствам защиты относятся различного рода технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих Т.г., средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Отнесение сведений к Т.г. осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с перечнем сведений, составляющих Т.г., определяемым Федеральным законом «О государственной тайне».
Допуск к Т.г. предполагает наличие определенной процедуры, заключающейся в оформлении права на доступ к сведениям, составляющим Т.г., а для предприятий, учреждений и организаций — оформление права на проведение работ с использованием таких сведений.
На государственных служащих возлагается обязанность хранить Т.г. Допуск государственных служащих к Т.г. осуществляется в добровольном порядке после принятия следующих обязательств: неразглашение доверенных им сведений; согласие на частичные временные ограничения в правах; ознакомление с нормами законодательства о Т.г.; письменное согласие на проведение проверочных мероприятий в отношении допускаемого к Т.г. Для допущенных к Т.г. на постоянной основе устанавливаются льготы, в том числе процентные надбавки к зарплате и преимущественное право на оставление на работе при проведении организационных и штатных мероприятий.
Существует три формы допуска к Т.г.: к «сведениям особой важности», «совершенно секретным» и «секретным». Наличие у государственного служащего допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.
Основаниями для отказа государственному служащему в допуске к Т.г. являются следующие показатели: признание его недееспособным или ограниченно дееспособным, а также опасным рецидивистом; нахождение его под судом или следствием за государственные или тяжкие преступления или наличие неснятой судимости за такие преступления; наличие медицинских противопоказаний (согласно утвержденному перечню), постоянное проживание его самого или близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов на выезд на постоянное проживание в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий, создающих угрозу безопасности РФ, или уклонение от проверочных мероприятий.
Прекращение допуска государственного служащего к Т.г. может быть осуществлено в случаях расторжения трудового договора, однократного нарушения взятых обязательств или в связи с возникшими обстоятельствами, представляющими основание для отказа в допуске к Т.г. При этом прекращение допуска к Т.г. не освобождает государственного служащего от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих Т.г.
В связи с допуском (настоящим или бывшим) к Т.г. государственные служащие могут подвергаться ограничениям в плане выезда за границу, распространения сведений, составляющих Т.г. и неприкосновенности частной жизни, при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к Т.г.
Законом определяется, что руководители структур государственной службы несут персональную ответственность за создание условий, при которых государственный служащий, допущенный к Т.г., знакомится только с теми сведениями и в том объеме, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей.
Не подлежат отнесению к Т.г. и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Государственные служащие, принявшие решения по засекречиванию вышеперечисленных сведений, согласно закону несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам ущерба. Подобные решения могут быть обжалованы в суде.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к Т.г., обязаны не реже чем каждые 5 лет пересматривать перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Срок засекречивания сведений, составляющих Т.г., не должен превышать 30 лет, но в исключительных случаях он может быть продлен по заключению межведомственной комиссии.
Рассекречивание сведений осуществляется не позднее установленных сроков. Руководители органов государственной власти наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.
Лица, допущенные к сведениям, составляющим Т.г. несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за разглашение таких сведений, а также за нарушение правил обращения с документами, содержащими Т.г. и предметами, сведения о которых составляют Т.г.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия