совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
Источник: Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
1) кредит, предоставленный государством обычно юридическим лицам для выполнения бюджетных программ; 2) кредит, предоставленный государству (см. Договор государственного займа).
Источник: Энциклопедия юриста
КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
кредит, в котором заемщиком выступает государство, а кредиторами - физические или юридические лица. Осуществляется главным образом через государственные займы, облигации, которые реализуются населению.
Источник: Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором либо заемщиком) является государство, а другой - физические и юридические лица. Г. к. осуществляется главным образом через государственные займы, облигации, которые реализуются населению. В сфере международного кредита государства могут выступать одновременно и кредиторами, и заемщиками. Обычно государство выступает заемщиком денежных средств, а кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые компании, т.ж. государство выступает и в роли кредитора, а заемщиками являются местные органы управления, государственные предприятия и др.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Государственный кредит
денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Отличия государственного кредита от частного:
Частный кредит:
1. Мобилизуется для производственных нужд.
2. Мобилизуется ссудный капитал.
3. Погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства.
4. Расширяет сферу применения капитала (производственную сферу).
Государственный кредит:
1. Мобилизуется для непроизводственных нужд.
2. Мобилизуются платежные и покупаельские средства.
3. Погашение производится из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений).
4. Сужает сферу применения капитала.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Отличия государственного кредита от частного:
Частный кредит:
1. Мобилизуется для производственных нужд.
2. Мобилизуется ссудный капитал.
3. Погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства.
4. Расширяет сферу применения капитала (производственную сферу).
Государственный кредит:
1. Мобилизуется для непроизводственных нужд.
2. Мобилизуются платежные и покупаельские средства.
3. Погашение производится из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений).
4. Сужает сферу применения капитала.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Источник: Словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе
Государственный кредит
это система денежных отношений, возникающих в связи с заимствованием государством свободных денежных средств физических и юридических лиц, иностранных государств, международных организаций и иных субъектов международного права на условиях добровольности, возвратности, срочности и платности для формирования фондов денежных средств, необходимых для решения задач, стоящих перед государством. Финансово-экономическими предпосылками реализации отношений по государственному (муниципальному) кредиту служат особенности образования доходов, наличие разрывов во времени их получения и использования организациями и гражданами, а также правовое закрепление возможности использования названных средств государством и муниципальными образованиями в качестве кредитных ресурсов. Государственный (муниципальный) кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный (муниципальный) долг. Так, в результате реализации финансовоправовых отно шений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государ ства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил. В БК РФ государственному долгу посвящена отдельная глава. БК РФ не толь ко впервые закрепляет общее понятие государственного долга, но и обособленно выделяет понятия госдолга РФ и госдолга субъекта РФ. Среди основных правовых источников помимо БК РФ особо следует выделить федеральные законы: от 22 апреля 1996 г. 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 29 июля 1998 г. 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государст венных и муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения договора государственного займа получил правовое закрепление в части второй ГК РФ. Важное значение среди правовых источников имеет Фе деральный закон от 5 марта 1999 г. 46-ФЗ «О защите прав и за конных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Вопросы государственного кре дита (долга) конкретных субъектов РФ регулируются также конституциями, уставами и закона ми субъектов РФ. Общие положения, касающиеся правового регулирования выпуска и обращения займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132).
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
урегулированные нормами права кредитные отношения, одной из сторон которых (заемщиком, кредитором) является государство, а другой стороной могут быть как юридические и физические лица (внутренние займы), так и иностранные государства, их юридические лица и международные организации (внешние заимствования и кредиты). Г.к. осуществляется на принципах добровольности, срочности и возмездности. В исключительных случаях может быть использован беспроцентный заем денежных средств. Г.к. используется как дополнительный источник пополнения доходов государственного бюджета, служит одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты страны. Вместе с тем использование Г.к. ведет к росту непроизводительных расходов государства, что, в свою очередь, может привести к росту налогов, обусловленному изысканием средств на уплату процентов за пользование кредитом. Г.к. отличается от других форм кредита: он не участвует в производительном использовании капитала, идет на покрытие бюджетного дефицита; как правило, заемщиком в Г.к. является государство; кредитные отношения носят государственно-властный характер; их объектом является государственный долг — внутренний, внешний (если государство является кредитором — то в результате Г.к. образуются денежные активы государства); в отношениях по Т.к. может применяться принуждение со стороны государства, как, например, это имело место в принудительных займах, выпускаемых в СССР в годы 2-й мировой войны; государственные займы заключаются без обеспечения каким-либо залогом. Основными формами Г.к. признаются: государственные займы, казначейские обязательства и сберегательное дело. Г.к. формирует государственный долг страны, под которым понимается общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Различают внутренний государственный долг и внешний государственный долг. Внутренним государственным долгом РФ являются обязательства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства бывшего СССР включены в государственный внутренний долг РФ в части, принятой на себя РФ, в т.ч. обязательства по погашению внутреннего валютного долга. Долговые обязательства РФ могут быть выражены в форме кредитных соглашений и договоров, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени РФ, государственных гарантий РФ и др. Предельные объемы внутреннего государственного долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, обслуживание — возложено на Банк России. Внешний государственный долг РФ формируют привлекаемые из иностранных источников кредиты и займы (государственные внешние заимствования). Их предельный размер на финансовый год определяется при утверждении федерального бюджета РФ и не может превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы внешнего государственного долга. РФ может предоставлять Г.к. иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в результате чего формируются государственные внешние активы РФ. Предоставляемые РФ кредиты и внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или уполномоченными им российскими юридическими лицами и оформляются в виде постановлений. Министерство финансов РФ осуществляет учет и регистрацию государственных внешних кредитов РФ. Л. И. Булгакова
Источник: Юридическая энциклопедия