ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
совещательный орган, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти [5].

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
совещательный орган, действующий при Президенте Российской Федерации и под его руководством, образован Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации», которым утверждено и Положение об этом органе (действует в ред. от 9 апреля 2014 г.).
Предпосылки образования Г.с. таковы. В начале 90х гг. Президент создал при себе Совет глав республик и Совет глав администраций других субъектов РФ, с их помощью обсуждались проблемы субъектов. В перспективе должен был функционировать единый Совет глав исполнительной власти субъектов РФ при Президенте, но с образованием Совета Федерации как палаты парламента и формированием его первого состава путем выборов в субъектах РФ почти все они были избраны в палату. По Федеральному закону 1995 г. о порядке формирования Совета Федерации членами Совета Федерации стали по должности глава законодательной власти и глава исполнительной власти каждого субъекта.
В 2000 г., став Президентом, В.В. Путин не был доволен излишне высокой ролью Совета Федерации на федеральном уровне и хотел в большей мере сконцентрировать усилия указанных руководителей на заботах их субъектов РФ. По вновь принятому Федеральному закону 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации в него стали входить член Совета Федерации, избираемый органом законодательной власти субъекта РФ, и член Совета Федерации, назначаемый высшим должностным лицом субъекта. Руководители органов власти субъектов потеряли членство в Совете Федерации и тем самым свое личное представительство на федеральном уровне. Чтобы както смягчить ситуацию и наладить свои отношения с главами исполнительной власти субъектов, Президент В.В. Путин и пошел на образование Г.с., в который включены по должности главы исполнительной власти субъектов РФ.
Однако со временем произошло существенное изменение состава Г.с. В начальной редакции Положения о Г.с. предусматривалось: по решению Президента в состав Г.с. могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц субъектов два и более срока подряд. Однако в редакции от 23 февраля 2007 г. было определено, что по решению Президента РФ в состав Г.с. могут быть включены лица, замещавшие должности глав исполнительной власти субъектов РФ и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Далее, по редакции Положения о Г.с. от 10 августа 2012 г. членами Г.с. являются Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, главы исполнительной власти субъектов РФ, руководители фракций в Государственной Думе.
Согласно Положению Г.с. является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Основные задачи Г.с.: содействие реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, и внесение соответствующих предложений Президенту; содействие Президенту при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов РФ; рассмотрение по предложению Президента проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Правительства о ходе исполнения федерального бюджета; обсуждение основных вопросов кадровой политики; обсуждение по предложению Президента иных вопросов, имеющих важное государственное значение.
Председателем Г.с. является Президент РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Г.с. в составе сначала семи, с 2010 г. восьми членов Совета, с 2014 г. – девяти членов Г.с. Президиум Г.с. рассматривает план работы Г.с., а также повестку дня его очередного заседания и материалы к заседанию. Президиум также анализирует реализацию плана работы Государственного совета и его решений. Заседания президиума Г.с. проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца.
Для оказания консультативной помощи членам Г.с., президиума Г.с. по вопросам, включенным в план работы Г.с., формируется консультативная комиссия Г.с. Ее персональный состав определяется Президентом РФ. По его решению в состав консультативной комиссии Г.с. могут быть включены лица, имеющие опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Члены консультативной комиссии участвуют в работе Г.с. Члены консультативной комиссии участвуют в ее работе на общественных началах или на платной основе.
Обязанности секретаря Г.с. возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента. Секретарь Г.с. не входит в его состав. Он обеспечивает подготовку проекта плана работы Совета и его текущую деятельность. В составе Администрации Президента РФ создано специальное подразделение, обеспечивающее деятельность Г.с.
Г.с. и его президиум могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании Г.с., привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Заседания Г.с. проводятся регулярно, как правило, не реже трех раз в год. По решению председателя Г.с. могут проводиться внеочередные заседания Г.с. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа членов Г.с. Согласно Положению о Г.с. его заседания проводятся, как правило, в Московском Кремле (п. 16). В реальности периодически проводятся также выездные заседания Г.с.
Решения Г.с. совета принимаются на его заседании путем обсуждения. По решению председателя Г.с. голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса.
Решения Г.с. оформляются протоколом, который подписывает секретарь Г.с. При необходимости решения Г.с. оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ. В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
283.39 кб

Заседание президиума государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2008

Читать PDF
3.55 мб

Внутренний государственный долг Российской Федерации: финансовые перспективы владельцев советских об

Гончаров А.И., Гончарова М.В.
В статье использован фактический материал судебно-экономической экспертизы, состоявшейся по гражданскому делу в суде общей юрисдикции в 2013 г. в связи с иском физического лица к Министерству финансов Российской Федерации.