Гражданское общество
совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Гражданское общество
это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
в теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Основными элементами Г. о. являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ Г.о. в качестве комплексного конституционно-правового института.
Источник: Большой юридический словарь
Гражданское общество
1) по Аристотелю – сообщество свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис); 2) в современном значении - совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод человека, свободы творческой и предпринимательской деятельности, уважения к правовым традициям, законам и общечеловеческим идеалам, равенство всех форм собственности, активность различных общественных структур и т.д.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Гражданское общество
общество, состоящее из независимых, самостоятельных индивидов, обладающих основными правами и свободами; система добровольных, самоуправляющихся общностей людей, создаваемых для достижения собственных целей и интересов, реализации своих способностей и талантов: семья, экономические ассоциации, профессиональные, спортивные, творческие, конфессиональные союзы и объединения и т.д.
К гражданским отношениям относят сферу некоммерческого бытия: семейно-родственные, земляческие, воспитательно-образова-тельные, религиозные, нравственные, товарно-денежные и др., связывающие людей совместной деятельностью по удовлетворению материальных и духовных потребностей.
Г.О. дополняет властные иерархические отношения, утверждаемые государством, горизонтальными отношениями, действующими на основе принципа саморегуляции.
Г.О. – общество плюрализма в экономике (многоукладность, многообразие форм собственности), политике (многопартийность, конкурентные выборы), духовной жизни (свобода слова, совести, вероисповедания).
Источник: Некоторые юридические термины
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
общество, в котором существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, все предпосылки для проповедования различных идеологических постулатов (граждане могут свободно выражать свои мнения, создавать для распространения своих взглядов различные, в том числе политизированные объединения), а также определенное единство индивидуальных и общественных (коллективных) интересов. И как общество заботится о каждом своем члене, так и индивид считается с общественными интересами.
С учетом такого понимания Г. о. в раздел о Г. о. проекта Конституционной комиссии в включены следующие вопросы: собственность, труд, предпринимательство; общественные объединения; воспитание, образование, наука, культура; семья; массовая информация. Однако в текст действующей Конституции 1993 г.категория Г. о. не включена.
Следовательно, Г. о. надо трактовать как обеспечение определенного уровня экономического, социального, организационного, духовно-нравственного, межличностного и информационного состояния общества. При наличии этих компонентов в совокупности можно говорить о том, что Г. о. существует. (С. А.)
Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь
Гражданское общество
В теории конституционного права - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу. Представление о гражданском обществе прошло длительную эволюцию с середины XVII века (сочинения Т. Гоббса) и стало широко распространяться с провозглашением Декларации прав человека и гражданина в период Французской буржуазной революции XVIII века. Появились "граждане" - равноправные члены общества, осознающие личные интересы, соотнесенные с интересами общества и государства. В современном понимании гражданское общество - это мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которых внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата. Основные элементы гражданского общества: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.
Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
термин, используемый в разных значениях; введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис).В XVII–XVIII вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. В распространенном современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. сферах, развивающихся в рамках демократического общества, независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Идея Г.о. связана с формированием понятий «гражданство», «гражданин». В последующие столетия эта концепция развивалась представителями философской и политической мысли – Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Гегелем и др.
В структуре Г.о. обычно выделяют следующие компоненты: признание и равную юридическую защиту всех форм собственности; приоритет основных прав и свобод человека и гражданина; разделение властей; идеологическое и политическое многообразие; многопартийность; развитие всех форм самоуправления, в особенности территориального; автономию профессиональных сообществ; свободу вероисповедания. Особое место в структуре Г.о. занимают независимые от государства СМИ, свободы информации.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
в теории конституционного права - общество, состоящее из настоящих граждан, т.е. людей, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру. Это общество устойчивого порядка, поддерживаемого не только (и не столько) силой государственного принуждения, но и самодеятельными усилиями самих граждан - его членов. Г.о. отличается высокой степенью самоорганизации. Для него не требуется массированных воздействий государственных органов. Государство должно быть под контролем Г.о., оно - "наемный слуга" Г.о., хотя бы потому, что существует на средства, собранные с помощью налогообложения граждан, предприятий и учреждений. Это общество регулирует не только свою политическую, культурную, но и экономическую, социальную жизнь. Далеко не все общества являются гражданскими. Г.о. - показатель достаточно высокого уровня общественного развития. Такими можно назвать общества в цивилизованных странах с развитой демократией. Основная причина затрудненности перехода негражданского общества в разряд гражданских - многолетняя традиция зависимости общества от государства, экономическая и политическая несамостоятельность граждан. Основными элементами Г.о. являются разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Гражданское общество
это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Признаки гражданского общества:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и др.
Структуру гражданского общества составляют:
1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
3) общественные объединения и организации;
4) политические партии и движения;
5) сфера воспитания и негосударственного образования;
6) система негосударственных средств массовой информации;
7) семья;
8) церковь и т.п.
Источник: Большой юридический словарь
Гражданское общество
это формирующаяся и развивающаяся общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (организации, ассоциации, союзы, фонды и т. д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений.
Г.о. — не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная (частная) сфера жизнедеятельности людей, с реально складывающимися отношениями между ними. Основными системообразующими компонентами Г. о. являются: объединения, созданные не государством, а самими гражданами в целях удовлетворения широчайшей палитры хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов; плотная «сеть» горизонтальных отношений, складывающихся между этими объединениями, и гражданско-правовая культура населения.
Основные условия полноценного формирования и развития Г. о.: легитимность и демократический характер власти; разделение и взаимодействие властей; наличие института частной собственности и многоукладной рыночной экономики; защита прав и свобод граждан, равенство всех перед законом и правосудием; невмешательство государства в частную жизнь граждан; социальное партнерство и национальное согласие; свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.
С. Д. Савенок
Список литературы
Кочетков А. П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестник Московского университета. Сер. 12. «Политические науки». — 1998. № 4.
Мигранян А. М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления. — М., 1989.
Соловьев А. И. Три облика государства — три стратегии гражданского общества // Полис. 1996. № 6.
Тузиков А. Демократия и гражданское общество в России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 5.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
категория, достаточно давно известная гуманитарным наукам, в том числе и науке конституционного права. В Российской Федерации стала особенно популярной в период разработки новой Конституции в 1991–1993 гг., неизменно фигурировала во всех вариантах проекта Конституционной комиссии. В раздел о г.о. данного проекта включались такие вопросы: собственность, труд, предпринимательство; общественные объединения; воспитание, образование, наука, культура; семья; массовая информация. Однако в текст действующей Конституции 1993 г. категория г.о. не включена.
Говоря о сути г.о., следует отметить: категория г.о. ценна тем, что предполагает высокий уровень развития общества или движение к такому уровню. Это общество сознательных граждан и активных участников общественных процессов; в нем существует внутреннее единство во имя стратегических социальных и политических целей, когда нетусловий непримиримой конфликтности различных общественных слоев, групп, сил; предполагается наличие общественных дел и самостоятельных общественных механизмов управления ими; общество не противопоставляется государству, а исходит из потребности в конструктивном взаимодействии с ним; общество проявляет максимальное внимание к человеку, его личным заботам и проблемам, воспитывает граждан в духе сочетания индивидуальных и общественных интересов. В г.о. существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности; есть все предпосылки для проповедования различных идеологических постулатов, граждане свободно могут выражать свои мнения, для распространения своих взглядов создают различные, в том числе политизированные объединения; есть определенное единство индивидуальных и общественных (коллективных) интересов, и как общество заботится о каждом человеке, так и человек считается с общественными интересами.
Следовательно, г.о. предполагает обеспечение определенного уровня экономического, социального, организационного, духовнонравственного, межличностного и информационного состояния общества. При наличии этих компонентов в совокупности можно говорить о том, что есть г.о. (независимо от состояния и характера конституционноправового регулирования).
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Гражданское общество
комплекс общественных отношений, самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Это часть общества, взятая как бы вне политической власти и включающая в себя преимущественно неполитические отношения; совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Возможность выразить частные интересы личности помимо государства и института бюрократии - один из главных признаков ГО. Оно стоит прежде всего на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни. Структурными элементами ГО являются: в экономической сфере - негосударственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и др. кооперативы (артели), союзы (ассоциации) и др. добровольные объединения юридических лиц и граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по их инициативе; в социальной сфере - семья, общественные организации и движения, др. организационно оформленные неформальные объединения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации и т. п.; в духовной сфере - самостоятельные и не зависимые от государства творческие, научные и другие объединения (религия). В России еще не сформировано ГО, а есть только его отдельные фрагменты, ростки, которые вырывались, затаптывались и затаптываются как прежними, так и нынешними российскими властями. Во многом этому способствует отсутствие традиций развития ГО в стране. Поэтому в России предстоит формировать ГО как разветвленную сеть не зависимых от государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан. Необходимыми условиями формирования ГО являются: создание социальной и правовой основы ГО социального и правового государства, где государство и граждане равноответственны друг перед другом и перед законом, где все публичные власти и все граждане подчинены нормам права; достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренняя свобода, умение включаться в тот или иной институт ГО. Нужен определенный уровень гражданской культуры населения - без этого оно окажется неспособным принять ценности ГО, даже не поймет необходимости его становления и развития.
Источник: Профсоюзный словарь-справочник
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
совокупность лиц, обычно называемых «частными»; совокупность межличностных отношений, интересов: совокупность социальных/экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур, функционирующих в данном обществе вне государственного вмешательства и формирующих в активном взаимодействии с государством развитые правовые отношения, «правила игры» различных субъектов социального и индивидуального действия.
Исторически идея Г.о. зародилась еще в античном мире вместе с формированием таких понятий, как «гражданство» и «гражданин». Понятие civitas (общество) образовалось именно от понятия civis (гражданин). Переход от идеи Г.о. к определенной философско-правовой концепции Г.о. впервые отчетливо выразился в трудах Т. Гоббса «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). В последующие столетия эта концепция развивалась и углублялась целой плеядой представителей философской и политической мысли - Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Гегелем, К. Марксом, А. Грамши. Ж.-Ж. Руссо в своем трактате «Об общественном договоре» впервые разделил отождествлявшиеся Дж. Локком политическое и гражданское общество. Членом первого, по мысли Руссо, является подданный, второе же формирует гражданина. Соответственно разделяются права человека и права гражданина.
В истории Нового времени развитие идеи и концепции Г.о. получило государственно-правовое воплощение в переходе от феодального абсолютизма к конституционно-монархическим или республиканским политическим режимам (Англия, Швеция, Дания, Франция). В российской истории зачатки формирования Г.о. постоянно наталкивались на значительно более сильные тенденции огосударствления всего и вся. Российское государство практически всегда рано или поздно поглощало и подчиняло себе любые общественные инициативы или структуры. Аморфность и анемичность Г.о. не проходит бесследно и для государства. Для российской истории Новейшего времени - это социальный тупик большевизма-коммунизма.
В Германии - это гитлеризм и все, что с ним связано. Оптимальная модель развития государства и Г.о. должна включать в себя механизм постоянно корректируемого динамического равновесия, баланса сил государственного регулирования и общественной самоорганизации, саморазвития. Это всегда процесс, а не состояние. Государство-сторож, минимальное государство может и должно в определенные исторические периоды превращаться в Г.- интервенциониста, берущего на себя функцию арбитра остроконфликтующих сторон Г.о. Промышленно и социально развитые страны Запада давно пережили состояние экономики, полностью свободной от какого-либо вмешательства в нее государства, и осуществляют на практике программы государственного регулирования социально значимых сфер экономики. Опыт этих и других стран говорит о том, что при слабом государстве невидимая рука рынка помогает по преимуществу достаточно немногочисленным, легко адаптируемым к рыночным условиям членам общества. Как следствие - Г.о. резко поляризуется, превращаясь в поле серьезнейших социально-политических конфликтов. Решение этой проблемы - в эффективном воздействии «видимой» (и поэтому общественно контролируемой) руки государства, компенсирующей временные социальные последствия рыночных преобразований.
В структуре Г.о. обычно выделяют следующие компоненты: признание и равную юридическую защиту всех форм собственности: приоритет фундаментальных прав и свобод человека и гражданина; разделение властей; идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; развитие всех форм самоуправления, в особенности территориального; автономию университетов и профессиональных сообществ; свободу вероисповедания. Особое место в структуре Г.о. занимают независимые от государства СМИ, свобода информации.
Источник: Энциклопедия юриста
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
такая ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем соционормативного регулирования и функционирующих на их основе независимых от государства общественных институтов, позволяющих человеку, общности людей удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности, участвовать в управлении делами общества и государства. Г.о. - это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования, которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства. Г.о. есть все то, что находится за пределами государства, многообразные, не опосредованные государством отношения свободных и равноправных людей, живущих в условиях рынка и демократического правового государства. В американской политологии Г.о. представлено как "самоорганизованные группы, движения, личности, независимые от государства". Соответственно Г.о. - это: отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений; сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства; совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора. Г.о. характеризуют, во-первых, независимость людей от государства и, во-вторых, добровольность их объединения в ассоциации для реализации своих интересов.
Институтами Г.о. являются негосударственные структуры и создаваемые ими учреждения, которые характеризуют гражданскую жизнь общества (семья, сеть образовательных учреждений, социоинформативные системы регулирования и др.). Соответственно основными элементами Г.о. являются: многообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитие самоуправления, цивилизованная правовая власть.
К основным направлениям формирования влиятельных институтов Г.о. современной России, как это следует из официальных документов, отнесены: 1) формирование среднего класса - ос новы Г.о. и стабильности конституционного строя. Создание максимально благоприятных условий для расширения среднего класса должно проявляться в бюджетной, налоговой политике, в развертывании инфраструктуры переквалификации трудоспособных граждан, в создании системы непрерывного образования и т.п. Составной частью этой проблемы является поддержка малого и среднего предпринимательства, создание в этой связи финансово-кредитной, инвестиционной системы поддержки малых и средних предприятий, включающей региональные и муниципальные гарантийные фонды, специализированные региональные и межрегиональные фирмы лизинговых услуг, страховые компании, общества взаимного кредитования и др.; 2) становление гражданского финансового контроля - своеобразного и наиболее действенного общественного мониторинга расходования государственных средств; 3) создание условий для развития политических партий и движений, являющихся связующим мостом между Г.о и властью; 4) формирование независимых средств массовой информации и в этой связи нахождение государством таких механизмов, чтобы, не вторгаясь в журналистскую деятельность, помочь СМИ оставаться независимым выразителем общественного мнения; 5) государственная поддержка правозащитных, научных, просветительских, экологических, потребительских, иных общественных объединений; использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан; 6) законодательное оформление статуса общественной экспертизы, что позволит каждое социально значимое решение органа государственной власти или местного самоуправления пропускать через механизмы общественного согласования; 7) формирование информационной открытости как важнейшего условия полноценного взаимодействия власти с институтами Г.о. Решение этой проблемы связано с сужением ведомственных тайн; 8) обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости и др.
(И.К.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
относительно независимая от государства область жизнедеятельности людей, сфера общественных отношений (прежде всего — отношений собственности), в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы. Индивиды и их объединения как субъекты Г.о. формально равны (равноправны), и в их отношениях действует принцип «незапрещенное правом разрешено ». Государство в этом контексте — сфера отношений повеления-подчинения, в которых носители властных полномочий обязаны действовать во всеобщих интересах и в пределах дозволенного правом («неразрешенное запрещено»). Разделение Г.о. и государства, сфер частного и публичного права, собственности и власти, экономики и политики достигается в развитом индустриальном обществе. Такое разделение достаточно условно, так как человек одновременно выступает как член Г.о. и гражданин государства. В современном Г.о. основными субъектами являются не столько отдельные индивиды, сколько их объединения — партии, группы интересов, профсоюзы и тд. В социальной системе Г.о. является управляемой, а государство как организация власти — управляющей подсистемой (системой). При демократии Г.о. одновременно функционирует как саморегулирующаяся система, в частности, определяет формирование управляющей системы (государства) и задает параметры государственного управления. При авторитаризме государственная власть не воспринимает сигналы обратной связи, исходящие от Г.о. как управляемой системы. Для жесткого тоталитаризма (например, социализма) характерен крайний авторитаризм — слияние управляющей и управляемой систем, политизация всех общественных отношений и поглощение сферы Го. властью. На уровне экономики Г.о. саморегулируется посредством механизма рыночной конкуренции, где побеждают носители таких экономических интересов, для реализации которых требуется относительно меньше природных и социальных ресурсов. Политический механизм саморегулирования — парламентаризм — позволяет политизированным институтам (партиям и другим ассоциациям, СМИ и т.п.), выражающим господствующие в Г.о. интересы и выступающим представителями Г.о. в отношениях с государством, воздействовать на формирование и осуществление государственной власти. Юридический механизм саморегулирования — независимое правосудие (надлежащая правовая процедура) — обеспечивает формальное равенство конкурирующих в Г.о. интересов при разрешении споров (конфликтов). В условиях классического либерализма 19 в. свободный рынок исчерпывает свои возможности и закономерно приводит к монополизации экономики, обострению социального неравенства и социальных конфликтов, возрастанию социального господства крупных собственников-монополистов. Последние не заинтересованы в сохранении механизмов саморегулирования Г.о. и, если они развиты недостаточно, промышленно-финансовые олигархии могут установить жесткий авторитарный режим — вплоть до тоталитаризма фашистского типа. Однако в большинстве демократических стран Г.о. находит способы ограничения монополизма и сохранения механизмов саморегулирования. При этом свободный рынок сменяется государственно регулируемым рынком, вместо либерального (правового) формируется социальное правовое государство, для которого характерны антимонопольное законодательство, государственная экономическая поддержка конкуренции, перераспределение национального дохода в пользу социально слабых. Механизмы саморегулирования устанавливают пределы государственного вмешательства в дела Г.о. Российское Го. в социально-экономическом аспекте формировалось в условиях разложения советского тоталитаризма в 70—80-е гг. в таких уродливых формах, как теневая экономика (с присущей ей общеуголовной преступностью) и теневая социальная структура, в которую включены все, кто связан с теневой экономикой, в частности, коррумпированная бюрократия. В посттоталитарный период, с одной стороны, произошло огосударствление бывшей формально общенародной собственности; с другой — в результате легализации частной собственности и теневой экономики началась приватизация бывшего общенародного достояния, объявленного государственной собственностью, в пользу функционеров бывшей теневой социальной структуры. Так возникла посттоталитарная социальная система, в которой пока трудно различить сферы Г.о. и государства. Лит.: Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. В.А. Четвернин
Источник: Юридическая энциклопедия