ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ
см. Хаммурапи законы

Источник: Советский юридический словарь

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ
свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э. Ценный памятник древневосточного права. Насчитывают 282 статьи. При составлении сборника в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Составлены в основном в казуистической форме; не имеют общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Х.з. в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элемента.

Источник: Большой юридический словарь

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ
свод законов царя Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). З.х. являются ценным памятником древневосточного права. Всего в З.х. насчитывается 282 статьи. При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы и в их изложении, хотя известная логика присутствует. З.х. в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элемента.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ
собрание законов царя Вавилонии, один из самых древних сводов законов. Законы царя Хаммурапи (1792—1750 д о н.э.), шестого царя вавилонской династии, были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и включали также законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел. Законы были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к з а к о н а м Хаммурапи). Текст законов был выбит на каменном столбе высотой свыше 2 метров с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований Шамаша, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе и на Земле. Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти — жезла и обруча. Первые статьи, помещенные после Пролога, посвящены наказаниям за клятвопреступления и лжесвидетельства в суде, а также наказаниям за взяточничество для судей. Затем следуют статьи о защите собственности от воровства: о краже собственности, о продаже без свидетелей и заключения соответствующего договора, о наказании за содействие беглому рабу, о грабеже, о воровстве на пожаре. Группа статей регулирует имущественные права воинов императора, статьи о пользовании недвижимым имуществом, ирригационными сооружениями и перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов. Определенный интерес представляют способы возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также запрет на самовольное изъятие не- возвращаемого долга. На основе знакомства с политикой и законами Хаммурапи возникает картина большого культурного государства с обществом, уже прошедшим все начальные стадии своего формирования. В центре власть уже не имеет соперников из местных городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная месть уступает выкупу на основе тарифа. Государство через своих служителей заботится о благосостоянии народа, о подъеме земледелия, торговли, прокладывании и поддержании в надлежащем режиме водных сообщений и каналов. Государство п о идее мировое, нет привилегий национальности (вавилонянам, эламитам и др.). Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуманным правителем. В сборнике законов очень простым и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном деле и общественной морали. Обещания законодателя о защите слабых перед сильными и оказание справедливости сиротам и вдовам сопровождены советами о способе пользования законами. «Пусть угнетенный человек, который имеет дело, подойдет к моему, царя справедливости, изображению на камне, и пусть заставит прочитать надпись на камне и услышит мои точные слова, с тем чтобы мой камень сделал ясным для него его дело... и пусть он успокоит свое сердце». Французский историк Ж. Эллюль назвал Хаммурапи гением законодательного искусства. Долгое время законы Хаммурапи считались самыми древними из дошедших до нас и хорошо сохранившихся древних сборников. Однако в 1952 обнаружена была глиняная табличка с частью свода шумерского правителя Ур-Намму (царствовал около 2050 до н.э.), которые содержат сведения о характерных для этого правителя социальных и этнических реформах. Он отстранил от власти и лишил доходов взяточников и обманщиков, учредил справедливую и неизменную систему мер и весов, позаботился о том, чтобы «сирота не становился жертвой богача», «вдова — жертвой сильного » и «человек шекеля (мелкая денежная единица) — жертвой человека мины». Лит.: Законы вавилонского царя Хаммурапи / / Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 1; Антология мировой правовой мысли. Т. 1. Античность и восточные цивилизации. М., 1999. В. Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ
кодекс законов, изданный в древнем Вавилоне царем Хаммураби в 18 в. до н. э. (до недавних археологических находок издание его относили к 21 в. до н. э.). Текст кодекса, начертанный на большом, базальтовом столбе, был найден французской археологической экспедицией в 1902 г. в г. Сузах (Иран). Часть текста оказалась стертой, но этот пробел частично восполнен другими находками. При царе Хаммураби произошло возвышение города Вавилона и объединение южного Двуречья под властью царей Вавилонской династии. Издание кодекса явилось следствием проведенной при царе Хаммураби политической централизации. Но главной причиной его издания было стремление смягчить обострившиеся до крайности противоречия среди свободного населения страны. Ростовщичество и спекуляция приводили к разорению и закабалению свободных крестьян и ремесленников и влекли за собой появление значительного числа рабов из самих вавилонян. Эти процессы грозили подорвать обороноспособность государства и устойчивость общественного строя в Вавилоне. Хаммураби своим законодательством стремился задержать процесс обнищания свободных крестьян и ремесленников и этим укрепить вавилонское рабовладельческое общество.
X. з. представляют кодекс рабовладельческого общества. Суровыми мерами X. з. охраняют частную собственность, в особенности собственность на рабов, устанавливая смертную казнь за их кражу и сокрытие. Кодекс затрагивает самые различные вопросы права.
Изложение начинается с вопросов суда. Вслед за тем следует обширный раздел, посвященный праву собственности. Здесь изложены правила, определяющие положение различных видов собственности, особенно земельной, и способы перехода права собственности, в связи с чем дана регламентация договорных обязательств. Здесь же содержатся нормы, устанавливающие наказания за разного рода посягательства на собственность – кражу, грабеж, потраву, порубку и т. п. Далее следует раздел, посвященный браку и семье, а также наследственному праву. Вслед за ним помещены статьи об убийствах и других посягательствах на личность. Наконец, последний раздел касается труда свободных и положения рабов.
X. з. уделяют много внимания положению земельных участков, предоставленных воинам за их службу. Получая от государства землю, воин должен был обрабатывать ее своими силами или силами предоставленных ему для этого рабов. Эту землю воспрещено было продавать, закладывать и даже обращать на выкуп воина из плена. За пользование землей воин обязан был лично нести военную службу. Значительное место отводят X. з. договорным обязательствам, получившим в Вавилоне этой эпохи заметное развитие. Особенно много внимания уделяют законы договору найма (аренда полей, садов, наем скота, судна, рабов) и договору займа. X. з. было значительно смягчено суровое долговое право Вавилона. Хаммураби постановил, что долговое рабство не может продолжаться более 3 лет, в то время как раньше оно могло быть пожизненным. X. з. устанавливают разного рода льготы для должников. Законы охраняют должников и членов их семей от дурного обращения с ними в доме кредитора в случае нахождения их в услужении последнего.
В X. з., относящихся к уголовному праву, сохраняются некоторые пережитки первобытно-общинного строя, в том числе: ответственность детей за преступления, совершенные их родителями; ответственность общины за грабеж, совершенный на ее территории в случае, если преступник не обнаружен; изгнание преступника из данной местности вля «из дома». В X. з. сохраняется принцип талиона (см.). Однако применение его ограничивается теми случаями, когда потерпевший является полноправным гражданином Вавилова. Если же потерпевшем» являются представители других категорий населения, то вместо талиона применяются штрафы, различные в зависимости эт социального положения потерпевшего. В этом сказывается откровенно выраженный классовый характер наказаний, установленных X. з.: наказания определяются в зависимости от классовой принадлежности виновного и потерпевшего.

Источник: Советский юридический словарь

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ
свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи, который, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была предпринята на 2-м году правления, когда царь "установил право стране". Но она не сохранилась. Известные Х.з. относятся к концу его царствования. Они были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст состоит из 3 частей. Первой является обширное введение, в котором Хаммурапи провозглашает, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. В его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы неполны и чересчур категоричны. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Х.з. не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует.
Х.з. в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона (см. Талиона закон).
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико также в области торговли и обмена. Развитию частной собственности на землю способствовало расширение царем сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему; крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку).
В Х.з. имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на 1 или 2 года), на более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада Х.з. упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно Х.з. регулировали договор займа. Характерной чертой Х.з. в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения, ограничивающие срок отработки долга (3 года), проценты, взимаемые ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. В условиях частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущества илку), считалась недействительной. Кроме названных Х.з. знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Х.з. были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если она была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна. Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела возможность развода, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги: за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивал эту власть. Так. отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Х.з. признают усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественный способ наследования - по закону. В качестве наследников выступали: дети, в том числе усыновленные, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Как и другие древние кодификации, Х.з. не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными. Ничего не говорится в Законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Среди преступлений против личности Х.з. называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится); к таким преступлениям относятся, например, действия построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину. Таким же образом должен отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в Х.з. говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф. К имущественным преступлениям, указанным в Х.з., следует отнести кражу скота, рабов. Как преступные действия Законы называют укрывательство рабов и снятие клейма с рабов. Х.з. различают такие преступления, как кража и грабеж. За все имущественные преступления устанавливалось суровое наказание. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты такого штрафа предусматривалась смерть. Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Х.з. называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки). Виды наказаний, установленные Х.з., определяются их целью - возмездием. Поэтому при определении кары законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона. Основные виды наказаний: смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания; отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание. Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. Средством доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалий (Х.з. упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере от суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Источник: Энциклопедия юриста

Законы Хаммурапи
свод законов рабовладельческого государства Вавилонии, составленный царём Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Эти законы представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии, который был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое… В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш – бог Солнца и Правосудия. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок. Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты. Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи (ЗХ) была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Вместе с тем, ЗХ не затрагивали многие важные области внутриобщинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам – имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров, также получали земельные наделы. Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. ЗХ не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя. Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени защищали крестьянина общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая. Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст. 42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству. Таким образом, ЗХ охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества. Прежде всего ЗХ охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали. Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью, продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст. 39-47, 71).
Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности как землепользователя, т. е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений. Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками. Но и уголовными санкциями. ЗХ особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8). Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом. В ЗХ нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания. Когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота. Чем его кормить. По какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства. В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны, … пусть не отвергнет моих указов, … пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы, … истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю. Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездоленных и подневольных.
Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики – касситы, оккупировали в 1595г. до н. э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи». Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных групп: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники – это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами. В состав господствующего класса-сословия входила верхушка знати. Царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники. В общинах – старосты, члены совета старейшин, в городах – начальники кварталов. Авилум, по ЗХ, «сын мужа» – это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена значительная часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ. К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы. Последние – это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум – свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом в охране его жизни, защите имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст. 200, 201, 211). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение. Закон строго охранял имущество мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб мушкенума приравнен по положению к дворцовым рабам. Он мог вступить в брак со свободной (ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума карались смертью, преступление приравнивалось к хищению невольников дворца (ст. 15, 16). Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно, входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум, вероятно, состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги. Самое приниженное положение занимали рабы (вардум).
По ЗХ, их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие – рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175). Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью его хозяина. Господин, отдавая в услужение своего раба по найму, мог требовать часть платы и давать ее невольнику. Имелась в виду заитересованность раба в результатах его труда. Рабов разрешалось отпускать на волю. Во времена шумеров раб мог оспаривать свое рабское состояние через суд. Но проигрыш в таком деле грозил ему наказанием. В таком порядке раб мог протестовать против своей продажи или дарения другому лицу. В ЗХ такого указания уже не было. Свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство, кроме временного пребывания (до 3 лет) в долговой кабале. Выкупленного из плена или приобретенного на рынке подданного надлежало освободить. Если родственники не имели средств для выкупа такого пленного сородича, им должны были помочь выкупить его община или храм. Имеются данные, что до Хаммурапи неоплатные должники попадали в долговую кабалу пожизненно. ЗХ ограничили ее срок до 3 лет (ст. 117). Глава семейства в обеспечение займа мог отдать жену в кабалу, сына, дочь. Но если от побоев и жестокого обращения сын погибал, то следовало казнить сына ростовщика, если же в такой кабале погибал раб должника, кредитор платил штраф – треть мины серебра. В обоих случаях кредитор терял все, что дал в займы (ст. 116). Следовательно, ЗХ охранял жизнь должника, в том числе и раба, от жестокого обращения со стороны ростовщика. В то же время ЗХ запрещал рабам выступать в суде в качестве свидетелей, тем самым ограничивалась возможность искать себе защиты в суде от произвола и истязаний рабовладельца. Рабов отдавали в обеспечение уплаты долга, для отработки процентов займа. В таких условиях ростовщик, кредитор выжимал из них все, что мог. Обычно после такой «отработки» раб превращался за короткий срок в калеку, инвалида. Положение дворцовых рабов было несколько, чем частновладельческих. Рабов разрешалось держать в оковах. Если их везли для продажи на рынок или другое место, хозяин должен был надеть на них кандалы, шейную колодку и проверить наличие «рабского знака». Имя его хозяина выжигалось на тыльной стороне ладони. Такие меры имели в виду исключить их бегство от рабовладельца. Если цирюльник снял рабский знак у чужого раба, ему отрубали кисть рук (ст. 226). Лицо, уговорившее цирюльника на такую операцию и выдавшее раба за своего невольника, каралось еще более жестоко – его вешали перед воротами. Цирюльник мог оправдаться, поклявшись, что его обманули (ст. 227). Разрешение на снятие рабского знака невольник получал лишь после его отпуска на волю. Смертная казнь грозила и тем, кто воровал рабов, кто их скрывал в своем доме и не вел на клич глашатая (ст. 15, 16). Поимка, задержание невольников, возвращение их хозяину вознаграждались (ст. 17). В целом же положение рабов по сравнению с эпохой шумеров ухудшилось. Основную массу тяглового населения составляли общинники-земледельцы, которых эксплуатировало деспотическое государство. Хаммурапи не произвел коренных перемен в организации управления сельских общин, которые по-прежнему самостоятельно решали вопросы землепользования, орошения, сбора податей, обеспечения общественного порядка и т. д. Эти общины сохранили свои реликтовые органы: народные собрания (сходку всех полноправных граждан), совет старейшин – глав самых уважаемых и почтенных фамилий (семейно-родственных объединений). Жители кварталов также созывали свои сходки. Решение этих органов выполняли старейшины общины, поселений, которые имели судебные и полицейские полномочия. Если грабитель не был найден, то община, поселение в лице старейшины должны были возместить потерпевшему его пропажу. Если же он погиб, компенсация вручалась его родственникам (ст. 23, 24). Такой обычай существовал еще при первобытно-общинном строе. Общинные власти могли взыскивать штраф с лиц, виновных в небрежном уходе за каналами.
В результате чего заливало поле соседей и погибал урожай (ст. 63, 54, 55, 56), с пастуха – за потраву посева (ст. 57, 58), за порубку садового дерева. Закон наказывал тех, кто не возделывал выделенный ему участок поля, привел в запустение свой сад, не выполнил взятых обязательств по временной аренде земли и т. д. (ст. 59-65). Закон практически запретил ростовщикам покупку поля воинов, их сада, жилого дома (ст. 36-39). Ростовщик мог требовать у должника оплату долга суммой вырученного от продажи урожая или движимого имущества, но не забирать его дом, сад (ст. 66). Выкуп воина из плена предполагал участие местного храма, поселения общины и даже дворца, но в этом случае поле, сад и дом воина не могли обращаться на оплату такого выкупа (ст. 32). Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи». Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем, родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст. 154, 158). Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона – «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии. Чаще всего ЗХ говорит об ответственности авилума за совершение преступления по правилу: «око за око, зуб за зуб». Если в драке такой гражданин выколет глаз другому авилуму, то ему надлежало выколоть глаз; такая же санкция за перелом кости. Если такое преступление авилум совершил по отношению к мушкенуму, то должен был платить штраф. За аналогичное преступление по отношению к рабу полагалось платить господину половину его покупной цены (ст. 199). Если два мушкенума подрались и ударили друг друга по щеке или выбили зуб, то платили штраф. Но если раб ударил сына авилума, ему отрезали ухо (ст. 205). Если авилум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф. Если она умерла, полагалось убить дочь виновного (ст. 209 - 210). За такое преступление по отношению к дочери мушкенума авилум платил только штраф. Если строитель построил дом, а он рухнул, и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов.
Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу. Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем где-либо в другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров. Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп. Их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», – то господин может отрезать ему ухо (ст. 283). В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей. Испытания водой (ордалии) также означало гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110). Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики. Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи». По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора – нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128). Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп выкупную плату, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки куплипродажи.
Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении). Муж мог, если того пожелал, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает. Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств. Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст. 138-139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.
Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т. д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем, закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины. Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130). Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая, считалась виновной. За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично. По ЗХ, положение женщин-вавилонянок по сравнению с законами шумеров ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки, мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным. В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме. Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум. ЗХ предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием. Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда. Таким образом, ЗХ не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в ЗХ, содержали иные установления в области брачносемейных отношений.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
151.37 кб

О некоторых особенностях семейных отношений по законам Хаммурапи

Карпенко Константин Викторович
В статье представлен анализ семейных отношений в древнем Вавилоне в соответствии с законами Хаммурапи.
Читать PDF
278.96 кб

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ: ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИХ НЕОЖИДАННОЕ "ЭХО" В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛ

Иванов Ю.А., Кудрявцев А.Г.
Анализируются отличительные особенности законов Хаммурапи, обусловленные историческими реалиями времени их появления.