ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
органы надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях, в организациях всех форм собственности. Действуют на основании Положения о Федеральной инспекции труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000. Федеральная И.т. — единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Эта система включает в себя Министерство труда и социального развития РФ и государственные И.т. (государственные И.т. в субъектах РФ, межрегиональные государственные И.т.), являющиеся территориальными органами министерства. Государственные И.т. в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции: осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории; расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве (см. Несчастный случай на производстве), анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушениях; информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства РФ о труде и охране труда; участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства РФ о труде и охране труда; обобщают опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда; ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав; готовят отчеты о результатах деятельности инспекции. Государственные И.т. и государственные инспекторы по охране труда принимают меры по устранению вскрытых нарушений. В частности, они имеют право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде и охране труда (см. ст. Удержания из заработной платы). Кроме того, они могут по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушения законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд. Г.С Скачкова
Источник: Юридическая энциклопедия
ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
орган надзора за выполнением предприятиями, учреждениями и хозяйствами законодательства о труде в части, касающейся условий труда, охраны здоровья и жизни трудящихся (ст. 146 КЗоТ). И. т. была организована согласно декрету, опубликованному 18 мая 1918 г. До 1933 г. И. т. находилась в системе органов Наркомтруда. С 1933 г., после ликвидации Наркомтруда и передачи его функций по охране труда профсоюзам, И. т. организована по отраслевому принципу при ЦК профсоюзов и некоторых областных комитетах профсоюзов. Общее руководство И. т. возложено на ВЦСПС. И. т. для осуществления стоящих перед ней задач наделена широкими полномочиями (ст.ст. 148, 149 КЗоТ). Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951– 1955 годы указывают на необходимость обеспечить дальнейшее улучшение охраны труда в промышленных предприятиях. Соответственно этому еще больше возрастает значение И. т.
В наст, время глазную роль в системе органов И. т. играют технические инспектора труда (положение, утвержденное ВЦСПС 21 января 1944 г.). Технические инспектора утверждаются Пленумом ЦК профсоюза из лиц с высшим или средним техническим образованием и работают под руководством ЦК профсоюза или, по особому решению ЦК, под руководством областного комитета профсоюза. Советы профсоюзов систематически проверяют работу технических инспекторов, обслуживающих предприятия и учреждения, находящиеся в данной области, крае, республике. При советах профсоюзов имеются технические инспектора отдела охраны труда ВЦСПС, на которых возлагается координирование деятельности местных профсоюзных органов в области охраны труда. К компетенции технических инспекторов ЦК профсоюзов отнесены: 1) контроль за выполнением правил и норм по технике безопасности и промыш-ленно-санитарной технике; 2) принятие мер к устранению обнаруженных недостатков в области охраны труда; 3) надзор за проведением мероприятий по улучшению условий труда; 4) проверка своевременного заключения и выполнения соглашений между предприятиями и фабзавкомами о проведении мероприятий по охране труда (эти соглашения прилагаются к коллективным договорам).
Для выполнения возложенных на них функций технические инспектора труда уполномочены; 1) посещать во всякое время дня и ночи предприятия, учреждения и хозяйства; 2) осматривать предприятия, учреждения и хозяйства и требовать от администрации объяснений, сведений и документации, касающихся охраны труда; 3) давать предписания администрации об устранении к определенному сроку обнаруженных нарушений; 4) вести непосредственное расследование случаев нарушения правил техники безопасности и промышленно-санитарной техники и передавать материалы расследования, если это необходимо, следственным органам; 5) привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующих правил или невыполнении в срок предписаний технических инспекторов.
Кроме указанных выше мероприятий, технические инспектора имеют право принимать экстренные меры к устранению условий, непосредственно угрожающих, жизни и здоровью рабочих, хотя бы принятие таких мер и не было предусмотрено специальными нормативными актами. В частности, к таким экстренным мероприятиям относится приостановка (через директора предприятия) работы на отдельных производственных участках.
Надзор за охраной труда подростков осуществляется инспекторами по охране труда подростков (положение, утвержденное ВЦСПС 3 августа 1944 г.).
Инспектора труда могут, в соответствии со специальными постановлениями, налагать штрафы за-нарушения законодательства о труде.
В своей работе И. т. опирается на общественных инспекторов по охране труда (положение, утвержденное ВЦСПС 21 января 1944 г.) и на комиссии охраны труда фабзавместкомов (положение, утвержденное ВЦСПС 8 февраля 1951 г.). Общественные инспектора по охране труда осуществляют в порядке общественной работы контроль за выполнением законодательства о труде. На предприятиях избираются специальные общественные инспектора по охране труда подростков (положение, утвержденное ВЦСПС 3 августа 1944 г.).
Для надзора за техникой безопасности в угольной промышленности и других отраслях горной промышленности организованы горнотехнические инспекции, состоящие в ведении соответствующих министерств или Советов Министров союзных республик. Надзор за паровыми котлами, сосудами под давлением, баллонами и подъемными сооружениями возложен на инспекции котлонадзора министерств СССР и союзных республик.
Надзор за охраной труда членов промысловой кооперации и кооперации инвалидов осуществляется И. т. в системе Советов кооперативного страхования членов артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов.
В наст, время глазную роль в системе органов И. т. играют технические инспектора труда (положение, утвержденное ВЦСПС 21 января 1944 г.). Технические инспектора утверждаются Пленумом ЦК профсоюза из лиц с высшим или средним техническим образованием и работают под руководством ЦК профсоюза или, по особому решению ЦК, под руководством областного комитета профсоюза. Советы профсоюзов систематически проверяют работу технических инспекторов, обслуживающих предприятия и учреждения, находящиеся в данной области, крае, республике. При советах профсоюзов имеются технические инспектора отдела охраны труда ВЦСПС, на которых возлагается координирование деятельности местных профсоюзных органов в области охраны труда. К компетенции технических инспекторов ЦК профсоюзов отнесены: 1) контроль за выполнением правил и норм по технике безопасности и промыш-ленно-санитарной технике; 2) принятие мер к устранению обнаруженных недостатков в области охраны труда; 3) надзор за проведением мероприятий по улучшению условий труда; 4) проверка своевременного заключения и выполнения соглашений между предприятиями и фабзавкомами о проведении мероприятий по охране труда (эти соглашения прилагаются к коллективным договорам).
Для выполнения возложенных на них функций технические инспектора труда уполномочены; 1) посещать во всякое время дня и ночи предприятия, учреждения и хозяйства; 2) осматривать предприятия, учреждения и хозяйства и требовать от администрации объяснений, сведений и документации, касающихся охраны труда; 3) давать предписания администрации об устранении к определенному сроку обнаруженных нарушений; 4) вести непосредственное расследование случаев нарушения правил техники безопасности и промышленно-санитарной техники и передавать материалы расследования, если это необходимо, следственным органам; 5) привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующих правил или невыполнении в срок предписаний технических инспекторов.
Кроме указанных выше мероприятий, технические инспектора имеют право принимать экстренные меры к устранению условий, непосредственно угрожающих, жизни и здоровью рабочих, хотя бы принятие таких мер и не было предусмотрено специальными нормативными актами. В частности, к таким экстренным мероприятиям относится приостановка (через директора предприятия) работы на отдельных производственных участках.
Надзор за охраной труда подростков осуществляется инспекторами по охране труда подростков (положение, утвержденное ВЦСПС 3 августа 1944 г.).
Инспектора труда могут, в соответствии со специальными постановлениями, налагать штрафы за-нарушения законодательства о труде.
В своей работе И. т. опирается на общественных инспекторов по охране труда (положение, утвержденное ВЦСПС 21 января 1944 г.) и на комиссии охраны труда фабзавместкомов (положение, утвержденное ВЦСПС 8 февраля 1951 г.). Общественные инспектора по охране труда осуществляют в порядке общественной работы контроль за выполнением законодательства о труде. На предприятиях избираются специальные общественные инспектора по охране труда подростков (положение, утвержденное ВЦСПС 3 августа 1944 г.).
Для надзора за техникой безопасности в угольной промышленности и других отраслях горной промышленности организованы горнотехнические инспекции, состоящие в ведении соответствующих министерств или Советов Министров союзных республик. Надзор за паровыми котлами, сосудами под давлением, баллонами и подъемными сооружениями возложен на инспекции котлонадзора министерств СССР и союзных республик.
Надзор за охраной труда членов промысловой кооперации и кооперации инвалидов осуществляется И. т. в системе Советов кооперативного страхования членов артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов.
Источник: Советский юридический словарь