ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
специальный коллегиальный орган, образуемый для проведения выборов в состав государственных органов, избираемых непосредственно гражданами на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Система, порядок образования и полномочия И.к. определяются, как правило, законами о выборах. В РФ в систему И.к. входят: Центральная И. к., окружные И. к. и участковые И. к.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов (п. 21 ст. 2 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Производство по делам о защите избирательных прав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируются гл. 26 ГПК РФ.
См. Избирательное объединение, Избирательное право, Избиратель, Избирательный блок, Избирательный округ, Кандидат, Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

Избирательная комиссия
это орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. В Российской Федерации при проведении выборов образуются следующие виды комиссий: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) комиссии; участковые комиссии. Избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии. Решения избирательной комиссии обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.

Источник: Большой юридический словарь

Избирательная комиссия
независимый коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. В Российской Федерации сформирована система избирательных комиссий, в которую входят:
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные (районные, городские и др) комиссии;
- участковые избирательные комиссии. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. Принятые в пределах их компетенции решения обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Основными задачами избирательных комиссий являются реализация и защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также подготовка и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий соответствующего уровня определяются федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) действует на постоянной основе, является юридическим лицом, организует подготовку и проведение выборов на федеральном уровне (выборы в Государственную Думу Российской Федерации, Президента Российской Федерации). Срок полномочий ЦИК РФ составляет 5 лет. Пять членов ЦИК РФ назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации. Все члены ЦИК РФ наделены правом решающего голоса. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе в течение 5 лет. Половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина — высшим должностным лицом субъекта РФ. Число их членов с правом решающего голоса не может быть менее 10 и более 14. Избирательные комиссии муниципальных образований являются муниципальным органом и не входят в структуру органов местного самоуправления. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве 5–11 членов с правом решающего голоса представительным органом муниципального образования. Окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Их полномочия могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Срок полномочий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Территориальные избирательные комиссии формируются в количестве 5–14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на территории городов и районов, действуют на постоянной основе в течение 5 лет. Участковые комиссии формируются вышестоящей избирательной комиссией на период проведения избирательной кампании любого уровня. Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов. Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов [1]. Практика осуществления государственной власти подтверждает, что избирательным комиссиям принадлежит ведущая роль в системе организационного обеспечения реализации и защиты, конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.
В этих целях избирательные комиссии наделены определенным статусом, компонентами которого являются: а) установленный порядок формирования избирательных комиссий, в частности, обязательность включения в состав избирательных комиссий кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, а в отдельных случаях комиссиями более высокого уровня (Избирательная комиссия субъекта РФ, Центральная избирательная комиссия РФ); б) независимость (самостоятельность, автономность) избирательных комиссий от органов власти и самоуправления, невмешательство со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан в пределах компетенции комиссии; в) финансовые и материально-технические государственные и муниципальные гарантии деятельности комиссий; г) обязательность решений комиссий в пределах их компетенции для определенных субъектов избирательного процесса; д) права и обязанности избирательных комиссий. Отметим, что выделенные компоненты характерны для избирательных комиссий всех уровней — от участковых до Центральной избирательной комиссии РФ. Основная задача избирательных комиссий — подготовка и проведение выборов. Для выполнения этой задачи избирательные комиссии распределяют средства, выделенные на финансовое обеспечение выборов; контролируют их целевое использование; составляют списки избирателей, регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, утверждают тексты бюллетеней для голосования и обеспечивают их изготовление; контролируют соблюдение кандидатами равных правовых условий предвыборной агитации; решают материально-технические вопросы проведения голосования; определяют итоги выборов и доводят их до сведения избирателей, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Правовой базой функционирования системы избирательных комиссий в Российской Федерации является федеральное законодательство, включающее Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», другие федеральные законы. Избирательные комиссии в Российской Федерации являются коллегиальные органами, которые формируются в порядке и сроки, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Порядок формирования избирательных комиссий детально изложен в ст. 21–27 Федерального закона «О гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации от 12 июня 2002 года». В новом законе определены: а) система и статус избирательных комиссий; б) порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ; в) общие условия формирования избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий; г) порядок формирования и полномочие избирательных субъектов Российской Федерации; д) порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований; е) порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий; з) порядок формирования и полномочия территориальных комиссий; ж) порядок формирования участковых комиссий. Общим является то, что избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания, Законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, общественных объединений.
При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от политической партии, избирательного объединения. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Кроме этого, детализированы другие вопросы формирования избирательных комиссий. Отметим, что избирательные комиссии являются не единственным коллективным субъектом, организующим процесс формирования органов государственной власти на том или ином уровнях. Наряду с ними, в организации процесса легитимации власти задействованы и другие органы государства — законодательные, судебные, исполнительные. Практика возложения отдельных административных и правоохранительных функций на избирательные комиссии, как и привлечение других органов власти к организации и проведению выборов, — специфика российского избирательного процесса. В основе правового статуса избирательных комиссий лежит принцип независимости их органов в пределах своей компетенции от государственных органов. Система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей власти, она образуется органами государственной власти на основе предложений политических партий, общественных организаций. Это дает основания ряду авторов относить избирательные комиссии к самостоятельной ветви государственной власти, через которую гражданское общество реализует свой суверенитет и которая выражает фундаментальное разделение между обществом и государством функций политического господства и управления. Полагаем, что это определение справедливо лишь отчасти, поскольку прерогативой системы избирательных комиссий является организационная, а не властная функция. Избирательные комиссии призваны оформить волю народа, придать ей нормативный характер. Интересным в этой части представляется вывод А.В. Иванченко о том, что система избирательных органов в России является не самостоятельной ветвью государственной власти, а особым государственно-общественным институтом (Иванченко А.В. Избирательные комиссии Российской Федерации: история, теория, практика. — М., 1996).
Близка к этой позиция А.Е. Постникова, который относит избирательные комиссии к особому виду государственных органов, действующих на коллективной основе (Постников А.Е. Избирательное право России. — М., 1996. — С. 36–37). Особенность переходного периода России состоит в том, что обеспечение легитимности государственной власти возможно через свободные демократические выборы, во многом посредством функционирования не зависимых от органов власти избирательных комиссий, которые могут быть сформированы только в рамках действующего гражданского общества. Представляется необходимым осуществить подготовку проекта Федерального закона о порядке функционирования избирательных комиссий. Отметим, что эволюция изменения статуса избирательных комиссий происходит крайне медленно. Так, формирование избирательных комиссий, их материально-техническое обеспечение и вчера, и сегодня во многом зависят от органов исполнительной власти. Эти обстоятельства, безусловно, снижают эффективность законодательно установленного принципа независимости комиссий и влияют на качество избирательного процесса в целом. На наш взгляд, независимость может быть достигнута: а) особым порядком их формирования; б) детально регламентируемым законом; в) закреплением статуса члена избирательных комиссий с предусмотренными гарантиями их общественной деятельности. Учитывая, что избирательные комиссии являются основным инструментом трансформации политической воли граждан в процессе формирования представительных органов власти, принятия решений в ходе проведения референдумов, на наш взгляд, необходимо повысить их статус до конституционного. Справедливости ради отметим, что работа в этом направлении осуществляется. Так, ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О гарантиях...» содержит перечисление видов избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. К их числу относятся: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии. Изменения состоят в том, что,
Во-первых, перечисление видов избирательных комиссий носит смысл юридической нормы;
Во-вторых, установлен перечень комиссий федеральным законодательством;
В-третьих, перечень комиссий не устанавливает иерархическую систему комиссий. Законодатель установил, что порядок соподчиненности комиссий должен устанавливаться законами о конкретных выборах. Сделано это косвенным образом, путем введения определений «вышестоящей» и «нижестоящей» комиссий. Однако развитие законодательства показывает, что не только региональные, но и федеральный законодатели не выполняют данное требование. В связи с этим возникают юридические коллизии. Отметим, что важным нововведением закона является понятие «комиссия, организующая выборы». Таковыми могут являться только три вида комиссий: ЦИК РФ, комиссии субъектов федерации и комиссии муниципальных образований. Введение этого понятия связано с относительной самостоятельностью трех территориальных уровней власти — федерального, регионального и местного. Комиссии, организующие выборы, формируются соответствующими органами власти, в отличие от других комиссий (территориальных, окружных, участковых), которые формируются вышестоящими комиссиями. Законодательно закреплены демократические процедуры работы избирательных комиссий, к числу которых мы относим: а) коллегиальное принятие решений; б) проведение открытых заседаний; в) свободный доступ на заседания членов вышестоящих избирательных комиссий, кандидатов и их доверенных лиц, уполномоченных лиц избирательных объединений, партий.
Положительной тенденцией развития избирательного законодательства следует считать выполнение избирательными комиссиями функций защиты избирательных прав граждан. Вопрос состоит в том, что избирательные комиссии отвечают не только за подготовку и проведение выборов, но также за охрану и защиту избирательных прав граждан. В регламентах избирательных комиссий всех уровней установлено положение о порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан на нарушения их избирательных прав. В соответствии с федеральным законодательством предусматривается несколько видов ответственности, в том числе: а) ответственность в рамках избирательного законодательства; б) административная ответственность; в) уголовная ответственность (Игнатенко В.В., Ищенко Е.П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. — М., 1999. — С. 7). Их отличают правовые и фактические основания, принимаемые санкции, субъектный состав, формы реализации. Кроме этого, предусмотрена ответственность как индивидуальных субъектов (граждан), так и коллективных (избирательных комиссий). Собственно, вопрос расформирования избирательных комиссий в судебном порядке в случаях, когда допущены ими нарушения избирательных прав граждан, служит основанием для признания в установленном законом порядке недействительными итогов голосования либо результатов выборов на соответствующей территории, является новеллой российского избирательного законодательства. Следует отметить, что практике известен ряд случаев расформирования комиссий всех уровней в подобном порядке. Определенным шагом на пути становления института избирательных комиссий следует считать введение института члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Полагаем, что данную категорию лиц в последующем необходимо обучать, используя целевую программу повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, что позволит повысить уровень подготовки данной категории лиц. В целом, совершенствуя деятельность всей системы избирательных комиссий, необходимо, чтобы эти органы стали действенным механизмом обеспечения единообразного понимания и применения организаторов выборов норм избирательного законодательства. Во многом этого можно достичь, идя по пути формирования и развития электоральной правовой культуры [4].

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
специальный коллегиальный орган, создаваемый для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов, выборных должностных лиц. В случае назначения и проведения общегосударственных и местных референдумов (голосований) аналогичными И. к. являются комиссии по проведению референдумов (постоянно действующие И. к., именуемые в этом случае комиссиями по проведению референдума).
1. Характер И. к. На практике возник вопрос: являются И. к. государственными или общественными органами. Многие специалисты считают, что И. к., по крайней мере, Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ и И. к. субъектов РФ, свойственны черты государственных органов, поскольку они функционируют постоянно, в штатном составе, с возможностью освобождения членов этих И. к. от другой работы, имеют свой аппарат, а их решения - обязательны для всех государственных органов. Эта позиция нашла отражение в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. Согласно п. 9 ст. 21, ЦИК РФ и И. к. субъектов РФ являются государственными органами.
Члены И. к. выполняют свои функции, как правило, на общественных началах (за исключением узкого круга лиц, возглавляющих И. к. субъектов РФ, а также членов ЦИК РФ, в своем подавляющем большинстве работающих на штатной основе). Своеобразны приемы выполнения задач - широкая гласность, участие в деятельности И. к. представителей от избирательных объединений и кандидатов в депутаты, средств массовой информации, общественности. Однако решения И. к. по вопросам их ведения в принципе носят обязательный характер, в том числе для государственных органов и органов местного самоуправления. Верхний эшелон И. к. имеет право принятия актов нормативного характера по вопросам организации и проведения выборов, т. е. они выполняют функцию правотворчества.
2. Виды и порядок формирования И.к. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы (те же И. к. обеспечивают выборы Президента РФ), подготовку и проведение выборов в ГД обеспечивают: 1) Центральная И. к. РФ (ЦИК РФ, Центризбирком); 2) И. к. субъектов РФ; 3) окружные И. к. (ОИК) по выборам депутатов в ГД по одномандатным избирательным округам; 4) территориальные (районные, городские и др.) И. к. (ТИК); 5) участковые И. к. (УИК).
По сравнению с выборами 1993 г. количество И. к. возросло за счет И. к. субъектов РФ и территориальных комиссий районов и городов, которые теперь тоже организуют выборы парламента.
ЦИК РФ обеспечивает подготовку и проведение выборов не только депутатов ГД, но и Президента РФ, иных федеральных органов, избираемых непосредственно гражданами, а также проведение референдумов РФ. ЦИК РФ осуществляет руководство деятельностью всех других И. к. во время выборов и референдумов.
ЦИК РФ формировалась на выборах 1993 г. в составе председателя и 20 членов. Председатель ЦИК РФ назначался Президентом РФ, а заместитель председателя и члены ЦИК РФ - также Президентом РФ по представлению председателя ЦИК РФ. Таким образом, состав ЦИК РФ являлся как бы "президентским", хотя кандидатуры в ЦИК РФ предлагались и органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Поэтому в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ 1994 г. (ст. 12) был установлен иной (действующий и в настоящее время) порядок формирования ЦИК РФ. Определено, что ЦИК РФ состоит из 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатов, предлагаемых депутатскими объединениями в ГД, 5 - Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых (сообща) законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, и 5 - Президентом РФ.
Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК РФ члены ЦИК РФ избирают сами из своего состава тайным голосованием, что должно содействовать самостоятельности и независимости главной И. к. страны.
Все члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права (сейчас в составе ЦИК РФ 2 доктора и 6 кандидатов юридических наук).
Срок полномочий ЦИК РФ - 4 года. Она является юридическим лицом и постоянно действующим органом.
Избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие свои федеральные списки кандидатов в депутаты ГД, вправе назначить по одному члену ЦИК РФ с правом совещательного голоса.
И. к. субъекта РФ является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Срок ее полномочий - не более 5 лет. Комиссия формируется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ с учетом предложений избирательных объединений, блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, И. к. субъекта РФ или соответственно ОИК предыдущего состава. Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов И. к. Такая И. к. состоит из 12-14 членов: половина назначается законодательным (представительным) органом, другая - органом исполнительной власти субъекта РФ. Причем и тот, и другой орган обязан назначить не менее одной трети назначаемого ими количества членов И. к. на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе субъекта РФ (правда, не более одного представителя от каждого избирательного объединения, блока). Председатель, заместитель председателя и секретарь этой комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании. В ряде субъектов РФ эти лица должны иметь, как правило, высшее юридическое образование.
Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие при выборах в Государственную Думу свой федеральный список в Центризбиркоме, вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в каждую И. к. субъекта РФ.
ОИК создается в каждом одномандатном избирательном округе по выборам в ГД. Согласно Закону, срок полномочий ОИК истекает в день первого заседания ОИК нового состава. Формируется ОИК законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта РФ (на паритетной основе) не позднее чем за 90 дней до дня выборов в составе 8- 14 членов. При определении кандидатур учитываются предложения избирательных объединений, блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, соответствующей ОИК предыдущего созыва.
Председатель, заместитель председателя и секретарь ОИК избираются тайным голосованием на ее заседании из числа членов И. к. Председатель ОИК должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
Для ОИК также предусмотрено, что избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие при выборах в Государственную Думу свой федеральный список, вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в каждую ОИК. Но Закон добавляет: кандидат в депутаты также вправе назначить одного члена комиссии с правом совещательного голоса в ОИК того одномандатного округа, где этот кандидат зарегистрирован.
В Законе предусмотрено, что если в субъекте РФ образован только один одномандатный округ по выборам в Государственную Думу, ОИК здесь может не формироваться. В этом случае ЦИК РФ возлагает ее полномочия на избирательную комиссию данного субъекта РФ.
ТИК формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Срок полномочий ТИК устанавливается законодательством субъектов РФ. Как правило, они являются постоянно действующими. Состав территориальной И. к. формируется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, ТИК предыдущего состава. В каждую территориальную И. к. избирательные объединения, избирательные блоки и кандидаты в депутаты по данному округу могут назначить членов комиссии с правом совещательного голоса. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее заседании.
УИК формируется не позднее чем через 3 дня со дня образования соответствующего избирательного участка в составе 3-15 членов (в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка). Срок полномочий УИК истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов по соответствующему избирательному округу (если поступили жалобы, протесты, полномочия УИК прекращаются после вынесения вышестоящей И. к. или судом окончательного решения по существу).
Состав УИК формируется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, блоков, общественных объединений, собраний избирателей. Председатель, заместитель председателя и секретарь УИК избираются тайным голосованием на ее первом заседании.
На избирательном участке, образованном на полярной станции или на судне, находящемся в плавании, состав УИК назначается на основании решения собрания избирателей соответствующего трудового коллектива соответственно руководителем станции, капитаном судна в те же сроки, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. За границей состав УИК назначается руководителем дипломатического или консульского учреждения РФ, а для воинской части, расположенной за пределами РФ, - ее командиром.
В каждую УИК избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты по данному округу также могут назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Дополнительно к этому Закон определил, что в день голосования кандидат в депутаты, избирательное объединение, избирательный блок вправе назначить в соответствующие УИК по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получить заверенные копии этих документов.
3. Статус членов И. к. Законодательство достаточно полно закрепляет статус членов И. к. и гарантии их свободной и независимой деятельности. На каждом уровне есть члены И. к. с правом решающего или совещательного голоса. Согласно Закону, в состав И. к. не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении (это требование распространяется на членов комиссий с правом как решающего, так и совещательного голоса).
Закон гласит, что член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех ее заседаниях (следовательно, член комиссии с правом совещательного голоса - по своему усмотрению). Однако права и тех, и других членов комиссий в принципе одинаковы: они заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей И. к., вправе выступать на ее заседаниях, вносить предложения по вопросам ведения комиссии и требовать проведения по ним голосования, задавать вопросы другим участникам заседания в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу, знакомиться с любыми документами своей и нижестоящих И. к. и получать заверенные копии этих документов, однако члены И. к. с правом совещательного голоса в принятии ею решений не участвуют.
Членам И. к. с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов (т. е. государственных или муниципальных средств). В течение срока своих полномочий они не могут быть уволены или без их согласия переведены на другую работу по инициативе администрации (работодателя). В случае нарушения этих норм виновные лица могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности.
Кроме того, члены И. к. с правом решающего голоса на период проведения выборов не могут быть привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ, а члены ЦИК РФ - Генерального прокурора РФ.
Члены И. к. с правом решающего голоса осуществляют свою деятельность в пределах срока полномочий своей комиссии. Досрочно их полномочия прекращаются по решению данной комиссии в случаях подачи лицом заявления о сложении полномочий, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена И. к. и других объективных обстоятельств, указанных в Законе (в том числе признание члена И. к. на основании заявления соответствующей И. к. решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности).
Полномочия членов ЦИК РФ, И. к. субъектов РФ и ОИК с правом совещательного голоса, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов ГД, продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов ГД следующего созыва, но только в том случае, если избирательное объединение, блок, кандидат в депутаты, назначившие этих членов комиссий, выиграли выборы, т. е. получили депутатские мандаты. Для остальных полномочия прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов. Срок полномочий членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий данных комиссий.
4. Основные полномочия И. к. Каждая И. к. имеет свой круг полномочий со спецификой их осуществления.
ЦИК РФ выполняет важные функции: это - и руководящий, и организаторский, и нормативно-методический центр для всех избирательных кампаний в нашей стране. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ЦИК РФ совместно с И. к. субъектов РФ: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной системы РФ; осуществляет меры по организации финансирования выборов и референдумов; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает И. к. методическую, организационно-техническую помощь и др. ЦИК РФ вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательных законов, обязательные для всех И. к. в Российской Федерации.
При выборах в Государственную Думу ЦИК РФ обеспечивает правильную их организацию и проведение, единообразное применение Федерального закона о выборах депутатов ГД, контролирует соблюдение законности. ЦИК РФ издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения Закона, касающиеся, в частности, порядка сбора подписей в поддержку избирательных объединений и блоков, кандидатов в депутаты, использования финансовых средств, распределения эфирного времени и др.
На выборах 1993 г. ЦИК РФ формировала окружные И. к. (т. е. утверждала их председателей и состав). На последующих выборах таких полномочий по отношению к нижестоящим комиссиям ЦИК РФ уже не имела. Но она имеет право руководить деятельностью всех И. к. по выборам депутатов ГД (а также Президента РФ), рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения, в том числе и решение об их отмене.
Одна из важнейших групп полномочий ЦИК РФ при избрании депутатов ГД связана с выборами по федеральному округу (см.: Избирательный округ). Списки кандидатов в депутаты по этому округу выдвигают избирательные объединения и избирательные блоки. Избирательные объединения на выборах - общероссийские политические общественные объединения, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ и имеющие свидетельство о регистрации. Однако если избирательные объединения создали свой избирательный блок, его регистрирует ЦИК РФ. Она же регистрирует федеральные списки кандидатов и списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и блоками по одномандатным округам, а также доверенных лиц избирательных объединений, блоков; выдает кандидатам из федерального списка и всем доверенным лицам объединений, блоков удостоверения установленного образца. ЦИК РФ устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов депутатов ГД. Именно она устанавливает результаты выборов по общефедеральному избирательному округу, т.е. определяет, кто победил по спискам, сколько мест досталось тем или иным партиям, движениям, их блокам. Кроме того, ЦИК РФ устанавливает результаты выборов в Думу в целом по Российской Федерации, т. е. на основании данных нижестоящих И. к. (прежде всего ОИК) определяет, кто стал депутатом ГД, и публикует эти результаты в печати. Списки лиц, избранных в ГД, составляются ЦИК РФ. Эти списки и необходимые документы ЦИК РФ передает в Государственную Думу.
Также ЦИК РФ организует в целом по стране выборы Президента РФ. Она подводит итоги этих выборов и определяет, кто избран Президентом РФ.
ЦИК РФ утверждает образцы всей избирательной документации, занимается вопросами материально-финансового обеспечения выборов, распределяет средства, выделенные на эти цели из федерального бюджета РФ, контролирует использование средств избирательных фондов, создаваемых избирательными объединениями, блоками и кандидатами в депутаты.
И. к. субъектов РФ обладают многими аналогичными с ЦИК РФ полномочиями, но применительно к территории субъекта РФ, поскольку одна из их главных задач - обеспечение избрания законодательного (представительного) органа власти, главы исполнительной власти субъекта РФ и законности выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления.
При выборах в Государственную Думу И. к. субъекта РФ: обеспечивает взаимодействие ЦИК РФ с органами государственной власти субъекта РФ; осуществляет контроль за законностью проведения выборов в ГД на данной территории; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и по федеральному избирательному округу, и по одномандатным избирательным округам на территории субъекта РФ (в ряде субъектов их надо печатать, кроме русского, на национальных языках) и снабжение ими ОИК; распределяет между ОИК денежные средства, выделенные на выборы, и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств; устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта РФ; рассматривает жалобы и заявления на решения и действия некоторых И. к. в данном субъекте РФ и принимает по ним мотивированные решения. В соответствии с законом И. к. может осуществлять иные полномочия. Перечисленные задачи и полномочия И. к. субъекта РФ осуществляет и при выборах Президента РФ
ОИК на выборах в ГД создаются в одномандатных избирательных округах. Они осуществляют контроль за соблюдением избирательного закона на территории своего округа, обеспечивают соблюдение законности, координируют деятельность территориальных и участковых И. к., рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия этих комиссий и принимают по ним мотивированные решения. ОИК регистрируют кандидатов в депутаты по округу, их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца. Они обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты.
Данная комиссия утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по своему округу, обеспечивает снабжение территориальных И. к. избирательными бюллетенями как по федеральному, так и по своему одномандатному избирательному округу.
ОИК устанавливает и публикует итоги голосования и результаты выборов по округу и направляет данные об итогах голосования по федеральному округу на соответствующей территории в ЦИК РФ. По Закону И. к. субъекта РФ не участвует в подсчетах, все итоги устанавливаются окружной И. к. и направляются ею непосредственно в ЦИК РФ.
ОИК распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов по данному округу. Они контролируют обеспечение территориальных и участковых И. к. помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов.
Территориальные И. к. на выборах депутатов ГД осуществляют контроль за их подготовкой и проведением на соответствующей территории, совместно с ОИК обеспечивают равные условия всем участникам избирательного процесса; информируют население об адресах и телефонах УИК, координируют работу УИК, рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия этих комиссий и принимают по ним мотивированные решения. Территориальные И. к. распоряжаются денежными средствами, выделенными на выборы, и распределяют их между УИК. Они организуют доставку в УИК избирательных бюллетеней и иной избирательной документации. Комиссии оказывают организационно-техническую помощь УИК в проведении голосования.
На выборах в Думу в 1995 г., если избиратель знал, что будет отсутствовать по месту жительства в день выборов, он мог досрочно (за определенное число дней) проголосовать в помещении территориальной И. к. (заполненный им бюллетень помещался в конверт, который заклеивался, хранился до дня голосования и передавался в соответствующую УИК. На выборах 1999 г. порядок иной: избиратель получает в ТИК (за 45- 25 дней до дня голосования) или в УИК (за 24-1 день) открепительное удостоверение и голосует по месту своего нахождения.
Территориальная И. к. устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их СМИ и передает протоколы об итогах голосования в ОИК. Таким образом, территориальная И. к. - инстанция между участковыми и окружной комиссией, которая обобщает данные голосования по району, городу, городскому району и т. п.
Такие же в принципе задачи и полномочия территориальные И. к. осуществляют при выборах Президента РФ.
УИК имеют следующие важнейшие полномочия: уточняют (а в ряде случаев и составляют) списки избирателей, проводят ознакомление с ними избирателей, рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках; информируют население об адресе и телефоне УИК, о дне и месте голосования. УИК непосредственно организуют голосование избирателей в день выборов, затем производят подсчет голосов на участке, устанавливают итоги голосования и передают их в территориальную И. к. Кроме того, УИК контролируют соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов, рассматривают жалобы (заявления) на нарушения избирательного закона и принимают по ним мотивированные решения. УИК выдают избирателям открепительные удостоверения (за 24-1 день до дня голосования). В принципе те же задачи и полномочия УИК осуществляют при выборах Президента РФ.
5. Основные правила организации работы И. к. На одном из первых заседаний между членами комиссий распределяются направления работы. Это позволяет более компетентно решать вопросы в оперативном порядке и готовить их на заседания. И. к. работают коллегиально и рассматривают вопросы своей компетенции на заседаниях. Они проводятся по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствует большинство, а для ЦИК РФ - не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса.
Заседания И. к. созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание может быть проведено также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения И. к. принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссий, обладающих правом решающего голоса. При принятии решений комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя И. к. является решающим.
Для некоторых видов решений комиссий предусмотрено большинство не от числа присутствующих, а от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Это - решения: об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии; о регистрации кандидатов (списков кандидатов); об отмене регистрации кандидатов; по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов; об установлении итогов голосования или результатов выборов; о признании выборов несостоявшимися или недействительными; об отмене решения нижестоящей И. к.
Решение И. к. подписывают ее председатель и секретарь. Член комиссии, не согласный с принятым ею решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей И. к. не позднее чем в 3-дневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. Решение И. к., противоречащее закону, подлежит отмене самой И. к., вышестоящей И. к. или судом.
Вся деятельность И. к. должна осуществляться гласно и открыто. На заседаниях И. к. вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков и представители СМИ. При разборе жалоб (заявлений) на заседаниях комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Функции на постоянной основе, т. е. с освобождением от основной работы и получением заработной платы в ЦИК РФ, может выполнять любой член данной комиссии. В других комиссиях, действующих на постоянной основе (комиссии субъекта РФ и ОИК), на штатной основе могут работать по решению комиссии ее председатель, заместитель председателя и секретарь, а также и другие члены комиссии с правом решающего голоса. Члены этих видов комиссий с правом решающего голоса, не перешедшие на постоянно в комиссию, могут работать в ней периодически с отрывом от основной работы. Члены других И. к. с правом решающего голоса выполняют свои функции на общественных началах, хотя и могут освобождаться временно от .основной работы для осуществления полномочий в комиссии. Во всех случаях освобождения возмещение расходов и оплата труда для таких членов комиссий производится за счет бюджетных средств, выделенных соответствующей И. к.
Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав 1997 г. ввел такую санкцию, как расформирование И. к. Если ЦИК РФ или И. к. субъекта РФ признала недействительными итоги голосования либо результаты выборов референдума на соответствующей территории, то по решению суда могут быть расформированы соответственно И. к. субъекта РФ, нижестоящие избирательные комиссии. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
94.66 кб

О деятельности избирательных комиссий

Рябцев Александр Васильевич, Протченко Антонина Викторовна
В данной статье рассматриваются вопросы деятельности избирательных комиссий по реализации обеспечения избирательных прав граждан.
Читать PDF
114.38 кб

Система избирательных комиссий в Российской Федерации

Алехина Ирина Сергеевна
В данной статье рассматривается становление системы избирательных комиссий в Российской Федерации, их взаимоотношения между собой или отсутствие таковых при проведении разного уровня избирательных кампаний, что порождает проблемы,
Читать PDF
246.63 кб

Система избирательных комиссий в Ленинградской области

Журавлев Владимир Павлович
В статье подробно рассмотрена деятельность избирательных комиссий в Ленинградской области, их структура и организация, отражен порядок проведения выборов, приведена нормативно-правовая база выборного процесса.
Читать PDF
438.89 кб

Административная ответственность избирательных комиссий

Денисенко В. В., Пугиев Г. Л.
В работе избирательные комиссии рассматриваются, с одной стороны, как органы, призванные обеспечивать избирательные права граждан и в этой связи наделенные, в частности, полномочиями по составлению протоколов об административных п
Читать PDF
60.71 мб

К вопросу о содержании понятия «Избирательная комиссия»

Верзилина Ирина Геннадьевна
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «избирательная комиссия» с позиций лингвистики и юриспруденции.
Читать PDF
322.26 кб

Деятельность избирательных комиссий в Советском государстве

Кудрякова Дарья Владимировна
В статье рассматривается и анализируется процесс формирования и организации деятельности избирательных комиссий в период с 1917 г. до начала 1990-х гг.
Читать PDF
184.99 кб

Актуальные вопросы правового статуса избирательных комиссий

Турищева Наталья Юрьевна
Проанализированы изменения федерального избирательного законодательства, устанавливающего порядок формирования, правовой статус, компетенцию и соотношение основных элементов системы избирательных комиссий, действующих в Российской
Читать PDF
143.52 кб

15-летие системы избирательных комиссий Российской Федерации

Овчинников Н. И.
Читать PDF
296.58 кб

Система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации

Демьянов Евгений Викторович, Мухачев Игорь Владимирович
В статье раскрывается понятие и характеристики системы, а также указывается на необходимость построения системы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, устойчивой к воздействию внутренних и внешних факторов.
Читать PDF
86.42 кб

Конституционно-правовой статус участковых избирательных комиссий

Рыкова Л. В.
Статья посвящена исследованию ряда правовых проблем, связанных с местом участковых избирательных комиссий в системе организации выборов в современной России.
Читать PDF
468.46 кб

Система избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов

Бастрикова Ирина Викторовна
Рассматривается система избирательных комиссий, участвующих в организации и проведении муниципальных выборов в Свердловской области.
Читать PDF
1.85 мб

Публично-властные свойства избирательных комиссий требуют уточнения

Упоров И. В.
В статье рассматривается дискуссионный вопрос, связанный с неопределенностью правового статуса избирательных комиссий с точки зрения публично-властных свойств этих органов.
Читать PDF
223.59 кб

Правоприменительное усмотрение в деятельности избирательных комиссий

Хвалёв Сергей Анатольевич
В статье предпринята попытка раскрыть сущность правоприменительных усмотрений в деятельности избирательных комиссий.
Читать PDF
1,019.92 кб

Правоприменительное усмотрение в деятельности избирательных комиссий

С. А. Хвалёв
Читать PDF
179.15 кб

Взаимодействие избирательных комиссий с правоохранительными органами

Капранова Юлия Витальевна
В статье освещаются теоретические и практические вопросы взаимодействия правоохранительных органов с избирательными комиссиями.

Похожие термины: