ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат. В частности, используется в Российской Федерации при подсчете голосов и определении получивших депутатские мандаты партий и движений (избирательных объединений и блоков), выдвинувших свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу (т.е. на основе пропорциональной избирательной системы).
Получив от окружных избирательных комиссий протоколы, в которых зафиксировано, сколько избирателей участвовало в голосовании по этим спискам, Центризбирком путем суммирования данных производит подсчет голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу. Также определяется, сколько голосов получили каждое избирательное объединение, каждый блок. На выборах 1995 г. к распределению мандатов по федеральному округу допускались федеральные списки, набравшие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Остальные списки из распределения мандатов исключались. Этот порядок был оспорен в Конституционном Суде РФ. Своим решением Конституционный Суд определил, что 5-процентный барьер должен быть более гибким. С учетом решения Конституционного Суда Федеральный закон о выборах депутатов ГД 1999 г. установил следующий порядок участия федеральных списков в распределении мандатов: если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, только эти списки допускаются к распределению депутатских мандатов (т. е. тогда списки, получившие менее о процентов, к распределению мандатов не допускаются); если за списки, каждый из которых получил о и более процентов голосов избирателей, подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются списки, получившие о и более процентов, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за списки, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если за один федеральный список подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные списки получили менее 5 процентов, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также еще один список, который получил наибольшее число голосов избирателей среди списков, получивших менее 5 процентов голосов избирателей.
Далее используется следующая методика распределения депутатских мандатов между списками. Сумма голосов, поданных за списки тех объединений, блоков, которые оказались допущенными к распределению мандатов, делится на 225, т. е. общее число мандатов по федеральному округу. Полученный результат как раз и есть избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на указанное И. ч. Полученная целая часть - число депутатских мандатов данного объединения, блока. Если при этом остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Они передаются по одному тем объединениям, блокам, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) при произведенном выше делении на И. ч. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку, за который подано большее число голосов избирателей.
Внутри отдельного списка избранными считаются, в первую очередь, кандидаты из центральной его части в порядке их очередности в списке. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами пропорционально собранным в регионе голосам избирателей. Внутри регионального списка распределение осуществляется тоже согласно очередности расположения кандидатов в списке. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат. У нас используется, например, при подсчете голосов и определении получивших депутатские мандаты политических партий, выдвинувших свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу (т. е. на основе пропорциональной избирательной системы).
Так, в соответствии с Федеральным законом 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на данных выборах подлежит применению методика пропорционального распределения депутатских мандатов, определенная в ст. 89 Закона, предусматривавшая возможности применения первого и второго и.ч.
Ее основные правила: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными данным Законом (это сделано статьей 88, ее основные положения состоят в том, что к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании). Эта сумма голосов избирателей делится на 225 – число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу (ч. 2 ст. 89).
Полученный результат как раз и есть первое и.ч., которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов. Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое и.ч. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
Если после проведенного первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления, о котором шла речь. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.
После распределения депутатских мандатов между федеральными списками проводится их распределение внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят ^регистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке. Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах РФ (в группах субъектов РФ, на частях территорий субъектов РФ), которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен федеральный список кандидатов, делится на число оставшихся не распределенными внутри федерального списка кандидатов депутатских мандатов. Полученный результат есть второе и.ч. данного федерального списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе и.ч. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей. В случае если при равенстве числа голосов избирателей, поданных за региональные группы кандидатов, число таких групп окажется больше, чем число депутатских мандатов, региональная группа кандидатов, которой передается депутатский мандат, определяется в соответствии с порядком размещения региональных групп в федеральном списке кандидатов.
Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов в одной региональной группе кандидатов или нескольких региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же федерального списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов.
В ч. 7 ст. 89 предусмотрено: если после распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов возникает необходимость дополнительно распределить один депутатский мандат или несколько депутатских мандатов между всеми федеральными списками кандидатов или между некоторыми из них, то такое распределение осуществляется следующим образом. Вначале депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не получившим депутатских мандатов при их распределении в соответствии со значениями дробных частей, а затем передача депутатских мандатов проводится в соответствии с коэффициентами дополнительного распределения депутатских мандатов для каждого федерального списка кандидатов, вычисляемыми путем деления общего числа депутатских мандатов, полученных соответствующим федеральным списком кандидатов, на число полученных этим же списком голосов избирателей. Депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, в которых указанный коэффициент оказывается наименьшим. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается тому федеральному списку кандидатов, который получил большее число голосов избирателей. В подобном дополнительном распределении депутатских мандатов могут участвовать только федеральные списки кандидатов, имеющие зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов. То есть, как видим, Закон позволяет максимально большему кругу партий претендовать на то, чтобы получить депутатские мандаты в Государственной Думе.
Причем ч. 8 ст. 89 определяет: если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (в общефедеральной части федерального списка кандидатов) отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими региональными группами кандидатов того же федерального списка кандидатов.
В ч. 9 ст. 89 закреплено правило: если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы. Однако далее в ч. 10 ст. 89 записано: если в результате Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов в соответствии с приведенными выше требованиями и получившим число голосов избирателей, которое превышает первое и.ч. При этом каждый из указанных федеральных списков кандидатов вправе получить депутатские мандаты в количестве, не превышающем числа депутатских мандатов, которое он мог бы получить, если бы был допущен к распределению депутатских мандатов.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
88.33 кб

Гражданско-правовая ответственность и частноправовые факторы в избирательном праве России начала ХХ

Белоновский В. Н.