ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Источник: Словарь по уголовному праву.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
См. Избиратель, Избирательная комиссия, Избирательное объединение, Избирательный блок, Избирательный округ, Кандидат, Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Источник: Толковый словарь гражданского процесса.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
В РФ система специального И.п. представлена многими актами. Во-первых, это федеральное законодательство. Оно состоит из ФЗ РФ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ФЗ РФ от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ "О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации" и ФЗ РФ от 17 мая 1995 г. № 76-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Установлена уголовная и административная ответственность за нарушения избирательного законодательства. 17 августа 1995 г. был принят ФЗ РФ № 146-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва". Во-вторых, это избирательное законодательство субъектов РФ. Чаще всего оно представлено законами о выборах депутатов органов законодательной власти субъектов, о выборах глав исполнительной власти субъектов о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ.
В связи с тем, что в РФ на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации (а их насчитывается 89) существует не менее 270 избирательных законов, между ними проявляются определенные различия и расхождения. С учетом этого обстоятельства издаются нормативные документы (инструкции, разъяснения, методические рекомендации) ЦИК, которые составляют важную часть нормативной правовой основы выборов (а значит, и И.п.). Такие документы посвящаются различным этапам федеральных выборов, а также вопросам проведения выборов в субъектах РФ. Определенную роль в упорядочении этих процессов играют подобные же документы избирательных комиссий субъектов РФ.
2) В субъективном смысле: право гражданина избирать и избираться в государственные органы (различаются соответственно активное и пассивное избирательное право). Относится к группе политических прав.
Источник: Энциклопедия юриста
Источниками И. п. являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов. Основу И. п. составляют нормы конституции государства. Помимо этого, принимаются специальные избирательные законы ( в - некоторых странах - избирательные кодексы), иные акты по выборам.
В Российской Федерации система специального избирательного законодательства представлена многими актами.
Федеральное законодательство, состоит из акта, являющегося на сегодня основой как федеральных выборов, так и избирательного законодательства субъектов РФ - Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., и двух главных Федеральных законов о конкретных видах федеральных выборов: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (1999 г.) и "О выборах Президента Российской Федерации" (1995 г.). Напомним, что члены верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - не избираются, а получают мандаты в СФ в силу избрания их на должность глав законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, поэтому данный вопрос регулируется не избирательным законом, а Федеральным законом РФ о порядке формирования СФ 1995 г.
Федеральное законодательство включает в себя и другие акты как общего характера, относящиеся к любым видам выборов, так и законы по конкретным видам выборов. Например, Федеральным законом 1995 г. были внесены изменения и дополнения в УК и Кодекс об административных правонарушениях РФ, касающиеся уголовной и административной ответственности за нарушения избирательного законодательства. А в связи с выборами в ГД в 1995 г. был принят Федеральный закон более адресного характера: "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва".
Избирательное законодательство субъектов РФ чаще всего представлено законами о выборах депутатов органов законодательной власти субъектов, о выборах глав исполнительной власти субъектов, о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ.
Таким образом, с учетом федерального уровня и наличия в Российской Федерации 89 субъектов в стране существует не менее 270 избирательных законов. Хотя во многом они похожи друг на друга, все-таки проблема их единообразного понимания и применения существует.
В связи с этим следует иметь в виду, что важную часть нормативной правовой основы выборов (а значит и И. п.) составляют нормативные документы (инструкции, разъяснения, методические рекомендации) Центральной избирательной комиссии РФ. Такие документы посвящаются различным этапам федеральных выборов, а также вопросам проведения выборов в субъектах РФ. Определенную роль играют подобные документы избирательных комиссий субъектов РФ.
2) Индивидуальное право гражданина на участие в выборах - это его право избирать и быть избранным. (С. А.)
И.п. граждан обусловлены определенными цензами - установленными избирательным законодательством необходимыми условиями получения и реализации этих прав. Принято считать, что все избирательные цензы носят дискриминационный, антидемократический характер и на практике могут существенно ограничивать И.п. граждан, в частности принцип всеобщего избирательного права. В то же время некоторые цензы вполне оправданны. Российскому избирательному законодательству известны ценз оседлости, возрастной ценз, ценз гражданства. Указанные цензы могут применяться как порознь, так и в различных сочетаниях. Ценз оседлости означает требование закона проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет. В отношении ценза оседлости законодательством установлены определенные ограничения. В частности, согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления лицам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта или муниципального образования. Однако, согласно Закону, ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут быть установлены исключительно Конституцией РФ (п. 4 ст. 4).
Возрастной ценз означает возможность участвовать в выборах или избираться на определенные государственные должности по достижении определенного возраста (18 лет). Возрастной ценз касается как активного, так и пассивного избирательного права. В последнем случае ограничение возрастного ценза означает положение закона, в соответствии с которым устанавливаемый минимальный возраст кандидата на выборную должность не может превышать 21 года на выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года - при выборах в органы местного самоуправления.
Ценз гражданства предполагает, что кандидат на выборную должность должен быть гражданином данного государства. В РФ на выборные должности в органы государственной власти в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им законами РФ и ее субъектов иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источниками и.п. являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов. Основу и.п. составляют нормы конституции государства. Помимо этого принимаются специальные избирательные законы (в некоторых странах – избирательные кодексы), иные акты по выборам.
В Российской Федерации система специального избирательного законодательства представлена многими актами.
Вопервых, это регулирование на федеральном уровне. Оно состоит из акта, являющегося на сегодня основой как федеральных выборов, так и избирательного законодательства субъектов РФ – Федерального закона от 12 июня 2002 г. (ред. от 1 декабря 2014 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также двух главных законов о конкретных видах федеральных выборов – Федеральные законы от 22 февраля 2014 г. (ред. от 24 ноября 2014 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и от 10 января 2003 г. (ред. от 1 декабря 2014 г.) «О выборах Президента Российской Федерации» (напомним, что члены второй палаты Федерального Собрания РФ – Совета Федерации – избирались населением только в первом составе в 1993 году, с 1995 г. они уже получали мандаты в Совете Федерации в силу избрания на должность главы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, с 2000 г. и по настоящее время они, соответственно, избираются законодательным органом власти и назначаются высшим должностным лицом субъекта, данный вопрос регулируется не избирательным законом, а Федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации). Поправкой к Конституции от 21 июля 2014 г. предусмотрено также включение в Совет Федерации представителей от Российской Федерации, они назначаются Президентом РФ.
Наряду с федеральным целевыми избирательными законами вопросов выборов могут касаться нормы других актов, например, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правоотношениях – относительно уголовной и административной ответственности за нарушения избирательного законодательства.
Для формирования и.п. на федеральном уровне важное значение имеют многие постановления и определения Конституционного Суда РФ, некоторые решения Верховного Суда РФ.
Центральная избирательная комиссия РФ принимает большое число нормативных актов по вопросам организации выборов и избирательной документации (инструкции, разъяснения, рекомендации и др.), которые также надо считать частью и.п.
Вовторых, частью и.п. является избирательное законодательство субъектов РФ. Чаще всего оно представлено законами о выборах депутатов органов законодательной власти субъектов РФ, о выборах высшего должностного лица субъекта РФ, о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ. Некоторые субъекты РФ вместо нескольких избирательных законов приняли единый акт – избирательный кодекс субъекта РФ (Москва, Татарстан, Владимирская, Псковская, Тюменская области и др.). Определенную роль играют нормативные документы избирательных комиссий субъектов РФ.
Втретьих, отдельные вопросы и.п. могут регулироваться муниципальными нормативными правовыми актами.
2) Понятием и.п. также обозначается индивидуальное право гражданина на участие в выборах, т. е. право избирать и быть избранным.
В связи с приведенными положениями в науке конституционного права используются для первой категории понятие и.п. в объективном смысле, для второй – и.п. в субъективном смысле
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Источниками И. п. в СССР являются Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик и Положения о выборах. Советское И. п. предоставляет советским людям полную свободу голосовать за тех, кого они хотят избрать, кому они доверяют обеспечение своих интересов. Конституцией СССР установлено всеобщее, равное, прямое И. п. при тайном голосовании.
Всеобщее И. п. означает, что все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой или национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет. Депутатом Верховного Совета союзной и автономной республики может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 21 года. Депутатами местных Советов депутатов трудящихся избираются граждане СССР, достигшие 18 лет. Право быть избранными предоставляется советским гражданам также независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
Равное И. п. означает, что каждый избиратель в СССР имеет один голос и что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Женщины избирают и могут быть избранными на равных правах с мужчинами. Военнослужащие участвуют в выборах наравне со всеми гражданами. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается равными по количеству населения избирательными округами (см.).
Прямое И. п. означает, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся – от сельского Совета до Верховного Совета СССР – производятся непосредственно избирателями, т. е. без каких бы то ни было промежуточных выборов, как это бывает при многостепенных (косвенных) выборах.
Тайное голосование означает,что выборы производятся путем заполнения избирателями избирательных бюллетеней (см.) тайно, т. е. в отсутствие других лиц в изолированном помещении. При этом избиратель лично опускает избирательные бюллетени в закрытом виде в избирательный ящик. Тайное голосование является гарантией свободного волеизъявления избирателей.
Подлинное всеобшее, равное и прямое И. п. при тайном голосовании впервые осуществлено в СССР – стране победившего социализма, где нет эксплуататорских классов, нет национальной розни, где существует братское содружество народов и создано морально-политическое единство социалистического общества.
В социалистическом государстве (см.) И. п. является одним из могущественных средств привлечения народных масс к управлению государством и обеспечения свободного волеизъявления народа. -
О подлинно демократическом характере советского И. п. свидетельствуют выборы в органы государственной власти СССР, которые выливаются в яркую демонстрацию морально-политического единства советского общества, дружбы народов и советского патриотизма. Так, в выборах в Верховный Совет СССР, состоявшихся 12 марта 1950 г., приняло участие свыше 111 млн. избирателей. Блок коммунистов и беспартийных одержал новую замечательную победу: 99,73% избирателей, участвовавших в выборах депутатов в Совет Союза, и 99,72% избирателей, участвовавших в выборах депутатов в Совет Национальностей, проголосовали за кандидатов блока коммунистов и беспартийных.
Так же как и в СССР, И. п. в странах народной демократии является одной из гарантий демократических завоеваний трудящихся. Все прошедшие в народных республиках выборы показали небывалую активность трудящихся и их сплоченность вокруг коммунистических и рабочих партий – основной направляющей силы народной демократии.
И. п. буржуазных государств направлено на закрепление классового господства монополистической буржуазии, на недопущение трудящихся к участию в управлении государством. Поэтому т. н. «всеобщее» И. п. в буржуазных странах носит формальный характер. На деле оно никогда ие было и не может быть всеобщим. Невозможность для трудящихся свободно выражать свою волю порождает массовое уклонение от участия в выборах (см. Абсентеизм).
В ряде буржуазных стран конституциями официально закреплено неравное И. п.: некоторым категориям избирателей из буржуазии предоставляются дополнительные голоса. Так, в Англии владельцы предприятий, проживающие вне округа, где находится предприятие, голосуют как по месту жительства, так и по месту нахождения предприятия.
Многочисленные цензы (см. Избирательный ценз), устанавливаемые буржуазным законодательством, лишают права голоса миллионы трудящихся.
Формально равное И. п. в буржуазных государствах нарушается организацией неравных избирательных округов, из-за чего голос избирателя-буржуа равняется нескольким голосам избирателей-трудящихся. В отдельных странах (напр., в США при выборах президента) применяется косвенное И. п.: избиратели выбирают только выборщиков, которые и решают вопрос о том, кто должен представлять избирателей.
В тех буржуазных странах, где формально еще существует тайное голосование, на деле оно сводится на нет. С помощью всей системы экономического и идеологического нажима, жульничества и подтасовок, с помощью огромной армии агентов и прожженных дельцов правящие классы фактически упраздняют даже видимость тайного голосования.
Вся обстановка, в которой происходят выборы в капиталистических странах, характеризуется насилием, подкупами, запугиванием и прямым террором в отношении избирателей, чтобы протащить в органы власти нужных господствующим эксплуататорским классам представителей буржуазии и их приспешников.
2) Право граждан избирать (активное И. п.) и быть избранными (пассивное И. п.) в представительные органы.
И. п. граждан СССР охраняется советским законодательством: предусмотрено строгое наказание тех, кто помешает избирателям осуществить их право и кто попытается исказить результаты народного волеизъявления на выборах (см. Преступления против советской избирательной системы).
Источник: Советский юридический словарь