ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме [1].

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

БЮЛЛЕТЕНЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
официальный документ (бланк), содержащий фамилии кандидатов в депутаты или наименования политических партий, или фамилии кандидатов на выборную должность органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

Избирательный бюллетень

Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы. Различаются официальный (напечатанный государством) и неофициальный избирательный бюллетень (во Франции бюллетени печатаются баллотирующимися кандидатами, партиями, в Норвегии избиратель может использовать простой листок белой бумаги).

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
избирательный документ для тайного голосования, напечатанный согласно Положениям о зыборах по установленной соответствующими органами форме, в котором указаны фамилии, имена и отчества кандидатов в депутаты выборных органов и наименования организаций, которыми они выставлены. И. б. печатаются на языках населения соответствующего избирательного округа (см.).

Источник: Советский юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
англ. ballot) – документ, выдаваемый избирателю при проведении выборов, с фамилиями баллотирующихся кандидатов. Путем заполнения И.б. гражданин участвует в голосовании на выборах. В И.б. различной формы избиратель отмечает, за кого(каких) из кандидатов или за список какой партии (избирательного объединения) от отдает свой голос. В России И.б. позволяет гражданину проголосовать против всех кандидатов (списков кандидатов). Заполненный избирателем И.б. служит исходным документом для подсчета голосов и определения результатов выборов. Законодательство России подробно регламентирует форму, содержание, порядок хранения, передачи, заполнения и подсчет И.б.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
документ, путем заполнения которого гражданин участвует в голосовании на выборах (в ряде стран для этого используются машины для голосования). В И.б. различной формы избиратель отмечает, за кого (каких) из кандидатов или за список какой партии (избирательного объединения) он отдает свой голос. В России и в некоторых других странах И.б. позволяет гражданину проголосовать против всех кандидатов (списков кандидатов). Заполненный избирателем бюллетень служит исходным документом для подсчета голосов и определения результатов выборов. Законодательство России подробно регламентирует форму, содержание, порядок хранения, передачи, заполнения и подсчет И.б. В.В. Смирнов

Источник: Юридическая энциклопедия

БЮЛЛЕТЕНЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
наиболее широко используемый инструмент голосования тайного. Представляет собой унифицированный анонимный бланк, выдаваемый в единственном экземпляре каждому избирателю. Если речь идет о выборах, в бюллетень внесены (как правило, в алфавитном порядке) фамилии всех прошедших регистрацию кандидатов или названия всех участвующих в выборах партий и объединений избирательных. Кроме того, если это предусмотрено законом, бюллетень может содержать графу «против всех кандидатов». При проведении референдума в него заносятся все возможные варианты решения, которые должны вынести участники голосования. По российскому законодательству форма и текст бюллетеня устанавливаются избирательной комиссией соответствующего уровня. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Избиратель заполняет бюллетень в особой комнате или кабине, где никто не имеет права наблюдать за ним и оказывать на него какое−либо воздействие. Затем бюллетень в сложенном виде или в специальном конверте опускается избирателем в урну для голосования. В соответствии с российским законодательством избиратель должен поставить в бюллетене только одну отметку против выбранного им варианта голосования. При этом отметка может быть любой формы. Таким образом, если даже избиратель написал напротив фамилии какого−то из кандидатов слово «против» или, например, «негодяй» и не сделал никаких других отметок, при подведении итогов выборов его голос будет засчитан в пользу соответствующего кандидата. Если же избиратель написал напротив фамилии одного кандидата «за», а другого или других «против» или, к примеру, вычеркнул всех кандидатов кроме одного, бюллетень будет считаться недействительным. Точно так же недействительным будет считаться бюллетень, в котором избиратель вообще не сделал ни одной отметки.

Источник: Словарь выборных терминов.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
официальный документ (бланк), содержащий фамилии кандидатов в депутаты, или наименования избирательных объединений (партий, движений), либо фамилии кандидатов на выборную должность при выборах соответствующего лица.
По ФЗ РФ от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ "О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации" каждый избиратель, придя в день выборов на избирательный участок получает два И.б. различной формы, устанавливаемой ЦИК. Один - для голосования по федеральному списку (его текст также утверждается ЦИК), другой - для голосования по одномандатному избирательному округу (его текст утверждает соответствующая окружная избирательная комиссия). В первом И.б. помещаются в порядке, определенном жеребьевкой, которая проводится ЦИК, наименования и символы (если они имеются) избирательных объединений (с указанием наименования общественных объединений, входящих в эти объединения) и блоков. Под наименованием избирательного объединения, блока помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из центральной части федерального списка, а при наличии региональных групп - первых трех кандидатов из соответствующей региональной группы. При отсутствии центральной части списка И.б. начинается с трех фамилий из регионального списка данной территории. Против наименования каждого избирательного объединения и блока в И.б. помещается пустой квадрат, а в конце перечня имеется строка "Против всех федеральных списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Второй И.б. содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а также другие данные - дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства - всех кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу. Если кандидат выдвинут избирательным объединением, блоком, в бюллетене указываются их наименование, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, блока (если таковая имеет место). Когда кандидат выдвинут непосредственно избирателями, политическая принадлежность указывается только по его желанию. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
По первому бюллетеню голосование заключается в выборе одного списка, для чего ставится крест или любой другой знак - в соответствующем квадрате справа от него, либо в голосовании против всех списков, и тогда крест либо другой знак ставится в квадрате справа от самой нижней строки И.о. Голосование по второму И.о. заключается в выборе одного кандидата (знак ставится в квадрате справа от его фамилии), либо в голосовании против всех кандидатов. Если знаки проставлены в большем количестве квадратов - И.б. недействителен. Если не поставлено ни одного знака, он тоже недействителен.

Источник: Энциклопедия юриста

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
официальный документ (бланк), содержащий фамилии кандидатов в депутаты или наименования избирательных объединений (партий, движений) либо фамилии кандидатов на выборную должность при выборах соответствующего лица.
Законодательство о выборах соответствующих органов и должностных лиц содержит требования к содержанию и заполнению И. б.
Федеральный закон о выборах депутатов ГД 1999 г. гласит, что в день выборов каждый избиратель, придя на избирательный участок, получает два И. б. различной формы, устанавливаемой ЦИК РФ. Форма и текст И. б. по федеральному избирательному округу утверждаются ЦИК РФ, а текст И. б. по одномандатному избирательному округу утверждает соответствующая окружная избирательная комиссия. В первом И. б. помещаются в порядке, определенном жеребьевкой (проводится ЦИК РФ), наименования и эмблемы (если они представлены в ЦИК) избирательных объединений и блоков (с указанием наименования избирательных объединений, входящих в блоки). Под наименованием избирательного объединения, блока помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из общефедеральной части федерального списка, а в каждом субъекте РФ - также название соответствующей этому субъекту региональной группы кандидатов данного списка и фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов из соответствующей региональной группы. При отсутствии общефедеральной части списка (а это также имеет место, хотя и редко) бюллетень начинается с трех фамилий из регионального списка данной территории. Справа от наименования каждого избирательного объединения и блока в бюллетене помещается пустой квадрат, а в конце перечня (внизу) - строка "Против всех федеральных списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Второй И. б. содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а также другие данные о всех кандидатах в депутаты по одномандатному избирательному округу: год рождения, основное место работы или службы (при их отсутствии - род занятий), место жительства, выборная должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления (при ее наличии). Содержится информация о том, кем выдвинут кандидат. Указываются принадлежность к общественному объединению, если кандидат ранее заявлял о ней, а также статус кандидата в общественном объединении. Если кандидат баллотируется одновременно в составе федерального списка, информация об этом тоже помещается в бюллетене. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня (внизу) помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Голосование - это заполнение избирателем каждого бюллетеня. По первому И. б. голосование заключается в выборе одного списка, для чего ставится любой знак в соответствующем квадрате справа от него, либо в голосовании против всех списков, и тогда знак ставится в квадрате справа от этой нижней строки И. б. Голосование по второму И. б. заключается в выборе одного кандидата, для чего знак ставится в квадрате справа от его фамилии, либо в голосовании против всех кандидатов.
Итак, при голосовании по спискам избиратель выбирает не конкретных людей, а один из списков, ориентируясь на включенных в этот список кандидатов и демонстрируя тем самым поддержку списка в целом. Избиратель может проголосовать против всех кандидатов, бюллетень в этом случае будет признан действительным.
Голосование по кандидатам, выдвинутым в округе, - проще, поскольку здесь избиратель должен выбрать только одного из кандидатов или проголосовать против всех.
Следовательно, в каждом бюллетене по выборам в ГД должен быть проставлен лишь один знак в одном квадрате. Если знаки проставлены в большем количестве квадратов, бюллетень недействителен. Если на бюллетене не проставлено ни одного знака, он также признается недействительным.
При выборах Президента РФ форма и текст И. б. также утверждаются ЦИК РФ. И. б. содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а также другие данные (дату и год рождения, место работы, должность (род занятий), место жительства) всех зарегистрированных кандидатов в Президенты РФ. Если кандидат выдвинут избирательным объединением, блоком, в И. б. указываются их наименования, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному политическому общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, политическая принадлежность указывается только по его желанию. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня (внизу бюллетеня) помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Заполнение бюллетеня заключается в том, что избиратель ставит любой знак в квадрате справа от фамилии того кандидата в Президенты РФ, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Если избиратель поставил знаки напротив фамилий двух и более кандидатов или не поставил ни одного знака, бюллетень считается недействительным. Таким образом,заполнение И. б. по выборам Президента РФ практически ничем не отличается от заполнения И. б. по выборам депутата ГД по одномандатному избирательному округу.
Каждый И. б. содержит разъяснения по порядку его заполнения. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Бюллетень избирательный
установленной формы документ, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах и лично им заполняемый, на основании которого устанавливается волеизъявление избирателя. Избирательный бюллетень позволяет одновременно обеспечить выполнение нескольких функций: а) информационную функцию - избиратель из содержания бюллетеня получает сведения, необходимые для голосования: информацию о виде и уровне выборов, наименовании органа, в который проводятся выборы, фамилии, имена, отчества зарегистрированных в избирательном округе кандидатов, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших свои списки кандидатов, основные данные о них; б) функцию гарантии тайного голосования (см. Тайного голосования принцип); в) функцию средства, позволяющего устанавливать волеизъявление избирателя.
Форма и текст избирательного бюллетеня, порядок изготовления бюллетеней, а также их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются не позднее 25 дней до дня голосования избирательными комиссиями, наделенными такими полномочиями в соответствии с законами о выборах.
Избирательные бюллетени изготовляются по каждому избирательному округу. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
В случае проведения голосования за кандидатов при проведении выборов на основе мажоритарной избирательной системы, бюллетень содержит в алфавитном порядке следующие сведения: фамилию, имя, отчество кандидата, год его рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (основное место работы или службы - при замещении зарегистрированным кандидатом такой должности), основное место работы или службы, (а в случае их отсутствия - род занятий каждого из зарегистрированных кандидатов), наименование занимаемой каждым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В избирательном бюллетене также указываются псевдонимы кандидатов, если они были зарегистрированы кандидатами в соответствующей избирательной комиссии в установленном законом порядке. По желанию зарегистрированного кандидата в избирательном бюллетене также может указываться его принадлежность к общественному объединению и его статус в нем при условии, если это общественное объединение было зарегистрировано в установленном законодательством порядке не позднее чем за один год до дня голосования. В случае, если кандидат одновременно баллотируется по избирательному округу и в составе списка кандидатов (при проведении выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательной системе), то в избирательном бюллетене помещается информация об этом.
В случае проведения голосования за списки кандидатов при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы, в избирательном бюллетене размещаются наименования избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки своих кандидатов. Последовательность включения информации об избирательных объединениях, избирательных блоках в бюллетене определяется жеребьевкой. В избирательном бюллетене также помещаются фамилии, имена, отчества кандидатов из списков и символы избирательных объединений, избирательных блоков в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В избирательном бюллетене помещается также информация о наличии неснятой или непогашенной судимости у зарегистрированных кандидатов, чьи данные указываются в избирательном бюллетене. Такая информация сопровождается указанием номеров и наименований статей УК РФ, на основании которых кандидаты были осуждены. Если зарегистрированные кандидаты были осуждены на основании других законов, устанавливающих уголовную ответственность (например, УК РСФСР, действовавшего до 1 января 1997 года - даты вступления в силу УК РФ), то в избирательном бюллетене должны указываться статьи уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи закона иностранного государства, на основании которых зарегистрированные кандидаты были осуждены за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ.
В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
Справа от указанных сведений о кандидатах или наименований избирательных объединениях, избирательных блоках помещается пустой квадрат. В конце перечня помещается строка соответственно "Против всех кандидатов" или "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности. С целью предотвращения случаев искажения результатов голосования с помощью использования поддельных избирательных бюллетеней законом предусматривается возможность изготовления бюллетеней с применением степеней защиты. В Постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации РФ от 25 декабря 1998 года N158-1079-II (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 1998. N12. С. 19.) установлено, что перечень подлежащих защите избирательных документов, используемых при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, и степень их защиты определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предложено, исходя из имеющихся технических и финансовых возможностей, утвердить порядок установления степени защиты избирательных документов по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления. Данным постановлением утвержден примерный перечень степеней защиты избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. В соответствии с ним допускается при изготовлении бюллетеней применение таких степеней защиты, как нанесение типографским способом на лицевую или оборотную сторону бюллетеня цветного фона либо защитной сетки, надписи микрошрифтом, использование специальной бумаги (особая плотность, водяные знаки и др.), изменение размера шрифта знака препинания в тексте бюллетеня, проставление дополнительных печатей участковых избирательных комиссий и другие. При этом особо подчеркивается, что применение степени защиты бюллетеня, а также комбинации нескольких степеней защиты не должно препятствовать однозначному восприятию избирателем текста бюллетеня, а также сказываться на сохранности бюллетеней, их текстового содержания и нанесенных в квадратах для голосования знаков.
Число избирательных бюллетеней, изготавливаемых в соответствие с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению соответствующей избирательной комиссии бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации, а в необходимых случаях на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене.
Избирательные бюллетени изготовляются типографским способом по заказу избирательных комиссий, уполномоченных в соответствие с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации размещать такой заказ. Отпечатанные избирательные бюллетени после выбраковки передаются типографией членам избирательной комиссии, разместившей заказ на их изготовление. О передаче избирательных бюллетеней составляется специальный акт.
После передачи избирательных бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
Полученные избирательные бюллетени передаются избирательной комиссией, разместившей заказ на их изготовление, непосредственно нижестоящим избирательным комиссиям, которые в свою очередь передают бюллетени нижестоящим комиссиям до участковых избирательных комиссий включительно. Каждый этап передачи сопровождается составлением акта, подписываемого как со стороны передающей, так и принимающей бюллетени избирательной комиссии.
Передача избирательных бюллетеней в территориальные (окружные) избирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, определяется решением вышестоящей избирательной комиссии и не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по соответствующему избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
Закон возлагает ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней на председателей избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.
Участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о кандидате или списке кандидатов, выбывших после изготовления бюллетеней, по указанию избирательных комиссий, их зарегистрировавших.
В соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях в исключительных случаях при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации (включая избирательные бюллетени) непосредственно участковой избирательной комиссией. При этом решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
официальный документ (бланк), содержащий фамилии кандидатов в депутаты или наименования избирательных объединений (политических партий, иных общественных объединений) либо фамилии кандидатов на выборную должность при выборах соответствующего лица.
Законодательство о выборах соответствующих органов и должностных лиц содержит требования к содержанию и заполнению и.б. Покажем суть основных правил на примере выборов депутатов Государственной Думы.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» порядок изготовления и доставки и.б., а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждает ЦИК РФ не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
В целях защиты и.б. от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения и.б., в том числе с применением рельефноточечного шрифта Брайля.
Для голосования на выборах депутатов Государственной Думы изготавливаются и.б. для голосования по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, которые должны различаться по форме. Форму и текст и.б. для голосования по федеральному избирательному округу на русском языке, а также форму и.б. для голосования по одномандатным избирательным округам утверждает ЦИК РФ. Текст и.б. для голосования по одномандатным избирательным округам на русском языке утверждают окружные избирательные комиссии.
Текст и.б. должен быть размещен на одной стороне и.б., за исключением случаев, когда в и.б. для голосования по федеральному избирательному округу внесено свыше 20 зарегистрированных федеральных списков кандидатов, а в избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу – свыше 30 зарегистрированных кандидатов. В указанных случаях и.б. может быть изготовлен в форме брошюры.
В избирательном бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу в порядке, определяемом жеребьевкой, помещаются наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также эмблемы этих партий (если они были представлены в ЦИК РФ). Под наименованием политической партии помещаются фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, номер соответствующей региональной группы кандидатов (при ее наличии) и фамилии, имена и отчества первых трех зарегистрированных кандидатов, включенных в эту региональную группу кандидатов. Если в федеральном списке кандидатов отсутствуют общефедеральная часть и соответствующая региональная группа кандидатов, в избирательном бюллетене помещаются только наименование политической партии и ее эмблема. При регистрации более десяти федеральных списков кандидатов в и.б. по решению ЦИК РФ помещаются только наименования политических партий и их эмблемы.
Справа от наименования каждой политической партии или под ее наименованием и сведениями о зарегистрированных кандидатах, включенных в соответствующую региональную группу кандидатов (при ее наличии), помещается пустой квадрат.
В и.б. для голосования по одномандатному избирательному округу фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в алфавитном порядке, при этом и.б. должен содержать следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: 1) фамилия, имя и отчество; 2) год рождения; 3) место жительства (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта); 4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; 5) если кандидат выдвинут политической партией – слова «выдвинут политической партией» с указанием краткого наименования этой политической партии; 6) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру – слово «самовыдвижение»; 7) если зарегистрированный кандидат указал принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, – краткое наименование этой политической партии, этого общественного объединения и статус зарегистрированного кандидата в этой политической партии, этом общественном объединении.
Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате или под указанными сведениями помещается пустой квадрат.
Если у зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указываются в и.б., имелась или имеется судимость, в и.б. должны содержаться сведения о судимости кандидата.
И.б. печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта РФ и.б. печатаются также на государственном языке соответствующей республики, а при необходимости – и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка и.б. печатаются на двух и более языках, текст на этих языках помещается в каждом и.б.
Количество и.б. для голосования по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, в том числе по субъектам РФ, определяется решением ЦИК РФ не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Количество и.б. не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Изготовленные полиграфической организацией и.б. передаются по акту членам избирательной комиссии, осуществившей закупку и.б. Вышестоящие избирательные комиссии передают территориальным избирательным комиссиям на основании своего решения о распределении и.б. по территориальным избирательным комиссиям весь тираж и.б., полученный ими от полиграфических организаций. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии и.б. не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования).
В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории РФ, при наличии технических средств допускается изготовление документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, в том числе и.б., непосредственно участковой избирательной комиссией.
На лицевой стороне всех и.б., полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Если и.б. изготовлены в форме брошюры, указанные печать и подписи ставятся в правом верхнем углу первой страницы брошюры.
В случае выбытия отдельных зарегистрированных кандидатов, фамилии, имена и отчества которых указаны в и.б., отмены или аннулирования регистрации федерального списка кандидатов после изготовления и.б. территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию ЦИК РФ, соответствующей окружной избирательной комиссии вычеркивают в и.б. сведения о таких кандидатах, политических партиях.
В день голосования и.б. выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению – по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель на выборах в Государственную Думу имеет право получить два и.б.: один для голосования по федеральному избирательному округу и один для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. При получении и.б. избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого и.б. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю и.б., также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются соответствующие дополнительные отметки.
Голосование проводится путем внесения избирателем в и.б. любого знака: в бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу – в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор; в бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу – в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.
Заполненные и.б. избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.
На других выборах применяются схожие правила – с учетом уровня голосования.
Так, на выборах Президента Российской Федерации в и.б. фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом и.б. содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: фамилия, имя и отчество; год рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; если кандидат выдвинут политической партией – слова «выдвинут политической партией» с указанием наименования соответствующей политической партии; если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру – слово: «самовыдвижение»; если кандидат указал на свою принадлежность к политической партии либо к иному общественному объединению – краткое наименование данной политической партии, данного общественного объединения и статус кандидата в данной политической партии, данном общественном объединении.
Поскольку Закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на пост Президента Российской Федерации, в этом случае ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «За» и «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты.
Голосование проводится путем внесения избирателем в и.б. любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «За» или «Против».

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
259.09 кб

Избирательный бюллетень как документ: историко-правовой очерк

И. В. Минникес
Читать PDF
131.65 кб

"любой знак" в избирательном бюллетене: Российский опыт и мировая практика

Шапиев Сиябшах Магомедович
Статья посвящена возможным случаям контроля за волеизъявлением избирателей со стороны нерадивых кандидатов и их политтехнологов при заполнении избирательного бюллетеня, используя как отметку о выборе кандидатуры предусмотренный за
Читать PDF
240.56 кб

Недействительность избирательного бюллетеня: законодательство и судебная практика

Л. С. Гетьман
Читать PDF
240.73 кб

Изменения в системе защиты избирательного бюллетеня в Российской Федерации (1990 – 2000-е годы)

Тихонова Лариса Евгеньевна
В статье рассматриваются изменения в системе защиты и формы избирательного бюллетеня на территории Российской Федерации в период коренных преобразований в данной сфере (1990 – 2000-е годы).

Похожие термины: