ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Найдено 1 определение
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
равноправный субъект в составе РФ, согласно Конституции РФ и Уставу (Основному закону) Я.-Н. а. о., принятому Государственной Думой Я.-Н. а. о. 19 сентября 1995 г. Округ входит в Тюменскую область. Административным центром округа является г. Салехард.
В Уставе округа широко отражены задачи по обеспечению социальной поддержки различных групп населения на территории округа. Предусмотрено, что органы государственной власти округа и органы местного самоуправления создают правовые, организационные и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями конкретных видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставляют льготные права на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий.
Устав предусматривает, что экономическую основу округа составляют следующие формы собственности, находящейся на ее территории: федеральная собственность; государственная собственность округа; совместная собственность округа, РФ и других субъектов РФ; муниципальная собственность; собственность этнических семей, родов, общин; частная собственность граждан РФ и юридических лиц; собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств, международных организаций; собственность общественных организаций.
Законодательная (представительная) власть в округе осуществляется населением округа непосредственно путем референдумов и Государственной Думой (ГД) округа.
ГД округа, согласно Уставу, - высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти на территории Я.-Н. а. о. Состоит из 21 депутата, избирается населением сроком на 4 года. По Уставу, депутаты могут осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.
К основным полномочиям ГД округа относится: принятие и толкование Устава округа, внесение в него изменений и дополнений; установление наименований окружных органов законодательной(представительной) и исполнительной власти; принятие решений о проведении окружного референдума; вопросы административно-территориального устройства округа, в том числе создание и упразднение национальных районов, утверждение бюджета округа и отчета о его исполнении; принятие законов округа о порядке распоряжения и управления государственной собственностью, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами на территории округа, о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных платежей в окружной бюджет, о порядке формирования и расходования средств фондов, создаваемых в округе; принятие законов о праве собственности представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и порядке компенсации им за причиненные потери и убытки; принятие законов округа об установлении на территории округа отдельных зон со специальным миграционно-правовым режимом; принятие постановлений по программам социально-экономического развития округа; принятие и толкование законов округа по другим сферам общественных отношений; назначение выборов ГД и губернатора округа;
установление сроков проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления; контроль за исполнением федеральных законов и законов округа; решение вопроса об отрешении от должности губернатора округа; заслушивание ежегодного послания губернатора о положении дел в округе; обращение к губернатору с мотивированными предложениями о внесении изменений, дополнений, приостановлении или отмене принятых им постановлений или распоряжений и нормативных актов органа исполнительной власти округа; утверждение договоров и соглашений, заключенных от имени губернатора округа с правительством РФ, с органами исполнительной власти других субъектов РФ и др.
Принятые ГД округа законы подписываются губернатором и передаются для опубликования. Губернатор имеет право отлагательного вето. Закон, повторно принятый ГД округа, губернатор обязан подписать. В противном случае ГД округа самостоятельно от своего имени на основе принятого соответствующего постановления передает закон для опубликования в средства массовой информации.
Систему исполнительной власти округа составляют губернатор и формируемый им орган исполнительной власти округа. Губернатор является высшим должностным лицом округа, возглавляет орган исполнительной власти округа и несет ответственность за его деятельность. Губернатор избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность губернатора более двух сроков подряд.
Губернатор: подписывает законы округа, имеет право отлагательного вето; представляет в ГД округа проект бюджета округа и отчет о его исполнении; обращается к ГД округа с ежегодным посланием о положении в округе; утверждает схему управления округом, подготавливает и вносит в ГД округа предложения по установлению и изменению административно-территориального устройства округа; назначает референдумы; определяет основные направления деятельности органа исполнительной власти округа и осуществляет общее руководство им; утверждает структуру органа исполнительной власти округа; назначает и освобождает от должности своих заместителей и других должностных лиц органа исполнительной власти округа; распоряжается средствами окружного бюджета, окружных внебюджетных, валютных и специальных фондов в порядке, установленном законами округа: обеспечивает согласование деятельности органов местного самоуправления и органа исполнительной власти округа; подписывает договоры округа с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами других субъектов РФ и иностранных государств; отменяет нормативные акты должностных лиц и органов исполнительной власти других субъектов РФ, действие которых распространяется на территорию округа, принятые ими в нарушение Устава, законов округа и заключенных договоров и соглашений (надо полагать, что это полномочие прежде всего рассчитано на отношения с властями Тюменской области. - С. А.) и др.
Устав округа предусматривает, что полномочия губернатора прекращаются досрочно в случаях: его отставки по личному письменному заявлению; утраты гражданства РФ; признания его недееспособным решением суда, вступившего в законную силу; отрешения от должности; отзыва населением; вступления в законную силу обвинительного судебного приговора в отношении губернатора. Отрешение от должности производится ГД округа в случаях нарушения губернатором Конституции РФ, федеральных законов, Устава или законов округа, подтвержденных решением соответствующего суда. Губернатор может быть досрочно отозван населением округа путем референдума по инициативе всего населения округа или его части.
В состав Я.-Н. а. о. входят 7 районов и 6 городов окружного значения. На территории округа обеспечивается осуществление местного самоуправления. Устав использует категорию местных сообществ. Члены местных сообществ осуществляют местное самоуправление путем местных референдумов, собраний (сходов), выборов и других форм прямого волеизъявления; через представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Отношения Я.-Н. а. о. с Тюменской областью достаточно сложны, поскольку округ склонен самостоятельно решать вопросы, касающиеся его территории, осуществлять собственное законодательное регулирование и не позволять ощутимого вмешательства области в дела округа. По Уставу, отношения округа и области осуществляются в форме договоров и соглашений в сферах совместных интересов, региональных программ с образованием совместных рабочих органов, региональных целевых фондов, общей (долевой) собственности. Устав не предусматривает верховенства актов области над актами округа, а спорные вопросы должны разрешаться путем согласительных процедур. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
234.10 кб

Развитие нефтехимии в Ямало-Ненецком автономном округе

Музафарова А.Р., Котова Н.В.
В статье рассматриваются основное состояние и проблемы, сдерживающие развитие нефтехимии в России, развитие Новоуренгойского газохимического комплекса.
Читать PDF
9.57 мб

ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Юзиханова Э.Г.
В статье на примере Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривается социально-правовая природа преступности.
Читать PDF
166.61 кб

Резервы развития инновационной среды Ямало-Ненецкого автономного округа

Ромашкина Г.Ф., Вылегжанина А.О.
В статье приводится комплексный анализ инновационной среды ЯНАО посредством объективных экономических индикаторов и субъективных (оценочных) показателей.
Читать PDF
1.53 мб

Модели освоения ресурсов и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

Деттер Геннадий Филиппович
Вызовы и угрозы, связанные с обеспечением устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), диктуют необходимость изучения фундаментальных закономерностей эволюции и современного состояния структур и процессов про
Читать PDF
322.21 кб

О необходимости биопереходов для оленьих стад в Ямало-Ненецком автономном округе

Филант Константин Геннадьевич
В статье представлены основания и необходимость правового регулирования организации биопереходов для животных (как диких животных, так и домашних животных) через линейные объекты транспортной и промышленной инфраструктуры.
Читать PDF
235.66 кб

Концепция переработки ртутьсодержащих отходов в Ямало-Ненецком автономном округе

Партум С. Э.
Приводится обоснование организации переработки ртутьсодержащих отходов в ямало-ненецком автономном округе на электромеханической установке «Экотром-2».
Читать PDF
244.60 кб

Оценка институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе

Полянская Ирина Геннадьевна, Масленников Владимир Викторович
Проанализировано состояние институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе, одном из крупнейших природно-ресурсных приарктических регионов страны, включающее нормативно-законодательное и организационное
Читать PDF
320.98 кб

Основные аспекты развития фототуризма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

Иошина Екатерина Андреевна, Киносян Мария Рафаеловна, Корнеев Алексей Алексеевич
В статье рассмотрены основные аспекты развития фототуризма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Читать PDF
165.26 кб

УРОВНИ СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В ВОЛОСАХ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Агбалян Елена Васильевна, Ильченко Ирина Николаевна, Шинкарук Елена Владимировна
Ртуть способна к переносу в атмосфере на большие расстояния, обладает стойкостью в окружающей среде, способностью к биоаккумуляции в экосистемах, приводит к значительным негативным последствиям для здоровья населения.
Читать PDF
368.93 кб

Аграрный протекционизм общественного сектора производства в Ямало-Ненецком автономном округе

Канев Е. Г., Пахомчик С. А.
В статье разработаны практические рекомендации по научному обоснованию процесса ценообразования в отрасли оленеводства, а также рассмотрены проблемы аграрного протекционизма общественного сектора производства в Ямало-Ненецком авто
Читать PDF
981.26 кб

Возможности и направления развития этнокультурного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе

Локтев Ростислав Игоревич
В статье автор рассматривает проблемы и перспективы развития этнокультурного туризма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, анализирует объекты этнокультурного туризма, в которые входят: этнографические деревни и парки;
Читать PDF
150.48 кб

Региональная социализация отраслевых кластеров (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Харючи Андрей Сергеевич
Представлено концептуальное видение основ социализации кластеров как формирование нового направления совершенствования организации взаимодействия регионального управления с отраслевыми кластерами посредством включения в механизм г
Читать PDF
657.86 кб

Туристский кластер в Ямало-Ненецком автономном округе как механизм устойчивого развития региона

Гутман Светлана Семеновна, Каньковская Алина Рональдовна, Гонтарева Анастасия Сергеевна
Проведено исследование влияния туризма на устойчивое развитие одной из территорий Арктической зоны РФ Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), описаны характерные особенности и проблемы развития туристской деятельности, в том чи
Читать PDF
169.98 кб

Краткие этапы становления Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации и нек

Степанченко Валерий Иванович
В статье на основе историко-правового экскурса сделан краткий правовой анализ ситуации, связанной с выстраиванием новых взаимоотношений субъектов федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа на современном этапе развити
Читать PDF
2.98 мб

Региональная идентичность городского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (по результатам со

Кибенко Валерий Александрович
В статье рассматриваются политические нововведения в аспекте социальной обеспеченности и ресурсной оснащенности.