в XIV-XV вв. одна из форм личной зависимости, как правило связанная с долгом.
КАБАЛА
Кабала
Кабала
форма личной зависимости, связанная с долговыми обязательствами по денежным займам.
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
КАБАЛА
от араб. кабала - расписка в получении чего-либо, обязательство) - тяжелая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин "К." появился на рубеже XIV-XV вв. К. назывались также юридические акты, оформлявшие долговые обязательства.
Источник: Большой юридический словарь
КАБАЛА
араб. кабала - расписка, обязательство) -1) тяжелая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин "К." появился на рубеже 14-15 вв. К. назывались т.ж. юридические акты, оформлявшие долговые обязательства; 2) полная, крайне тяжелая зависимость угнетенного, эксплуатируемого человека, подневольное положение.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Кабала
в XIV–XVII вв. форма личной долговой зависимости кабальных холопов, а также общее название юридических актов – кабальных грамот, оформлявших различные виды заемных сделок. Выделялись: ростовая кабала (по ней уплачивались проценты на занятый капитал); служилая кабала (проценты уплачивались службой, личным трудом); верчая кабала (долг обеспечивался поручением и мог быть взыскан не только с должника, но и с поручителя) и пр.
Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.
КАБАЛА
араб. – купля-продажа) – в Русском феодальном государстве письменное долговое обязательство. Из разновидностей К. известны, прежде всего, К- заемная и служилая.
К. заемная, закладная фиксировала срочный или бессрочный заем денег, обеспеченный залогом недвижимой собственности. Кредитор пользовался по закладной К. доходами с заложенной недвижимости в течение всего срока договора о займе. Закладной К. могли оформляться разнообразные социально-экономические отношения между землевладельцами, в том числе замаскированная продажа земли, отдача во временное пользование и т. п. Закладная К. являлась одной из форм, в которую облекались захват земли у крестьян и борьба за землю среди самих феодалов.
В случае, когда должник погашал проценты по займу своей работой на кредитора, составлялась К. служилая. Кабальные люди упоминаются уже в памятниках 15 в. Развитие кабальней зависимости стоит в непосредственной связи с развитием товарно-денежных отношений в конце 15 в. и в начале 16 в. Кабальные обычно работали в городах или дворах феодалов. С середины 16 в., а возможно и ранее труд кабальных стал широко применяться в помещичьем хозяйстве. Появляются деревенские служилые К. Последние имеют много общего с порядными и ссудными записями с той, однако, разницей, что работники по деревенской служилой К. тягла не тянули. Положение кабальных людей было определено Судебником 1550 г. (см.). К. подлежала «докладу», а с конца 16 в. – записи в «записные книги» на несвободных людей. К. давали на себя обедневшие люди, которые продавали свою рабочую силу на очень невыгодных условиях. Кабальные получали в долг определенную сумму (3–5 руб., но не более 15) и обязывались уплатить ее в определенный срок, в течение которого они работали за проценты. В случае неуплаты долга в срок кабальные должны были работать у кредитора до уплаты долга. Случаи ухода кабальных были очень редки, так как они не имели средств на уплату долга. Их зависимость фактически превращалась в пожизненную. Закабаление являлось одним из способов привлечения феодалами рабочих рук путем экономического принуждения. В конце 16 в. положение кабальных изменилось (указы 1586 г., 1597 г.). Долг по служилой К. с этого времени не подлежал выплате. Устанавливается принцип службы кабальных до смерти хозяев. Кабальные стали именоваться холопами. Таким образом, путем внеэкономического принуждения была укреплена экономическая власть феодалов над кабальными людьми. Но и теперь кабальное холопство отличалось от полного. Хозяин кабального холопа не имел права распоряжаться его личностью. Власть над кабальным холопом не передавалась по наследству. В кабальное холопство можно было попасть и без займа. По указу 1597 г. в кабальное холопство принудительно попадали «добровольные холопы», прослужившие у своих хозяев без крепостей свыше 6 месяцев. В 18 в., после введения подушной подати (см.), кабальные холопы слились с массой крепостных крестьян.
К. заемная, закладная фиксировала срочный или бессрочный заем денег, обеспеченный залогом недвижимой собственности. Кредитор пользовался по закладной К. доходами с заложенной недвижимости в течение всего срока договора о займе. Закладной К. могли оформляться разнообразные социально-экономические отношения между землевладельцами, в том числе замаскированная продажа земли, отдача во временное пользование и т. п. Закладная К. являлась одной из форм, в которую облекались захват земли у крестьян и борьба за землю среди самих феодалов.
В случае, когда должник погашал проценты по займу своей работой на кредитора, составлялась К. служилая. Кабальные люди упоминаются уже в памятниках 15 в. Развитие кабальней зависимости стоит в непосредственной связи с развитием товарно-денежных отношений в конце 15 в. и в начале 16 в. Кабальные обычно работали в городах или дворах феодалов. С середины 16 в., а возможно и ранее труд кабальных стал широко применяться в помещичьем хозяйстве. Появляются деревенские служилые К. Последние имеют много общего с порядными и ссудными записями с той, однако, разницей, что работники по деревенской служилой К. тягла не тянули. Положение кабальных людей было определено Судебником 1550 г. (см.). К. подлежала «докладу», а с конца 16 в. – записи в «записные книги» на несвободных людей. К. давали на себя обедневшие люди, которые продавали свою рабочую силу на очень невыгодных условиях. Кабальные получали в долг определенную сумму (3–5 руб., но не более 15) и обязывались уплатить ее в определенный срок, в течение которого они работали за проценты. В случае неуплаты долга в срок кабальные должны были работать у кредитора до уплаты долга. Случаи ухода кабальных были очень редки, так как они не имели средств на уплату долга. Их зависимость фактически превращалась в пожизненную. Закабаление являлось одним из способов привлечения феодалами рабочих рук путем экономического принуждения. В конце 16 в. положение кабальных изменилось (указы 1586 г., 1597 г.). Долг по служилой К. с этого времени не подлежал выплате. Устанавливается принцип службы кабальных до смерти хозяев. Кабальные стали именоваться холопами. Таким образом, путем внеэкономического принуждения была укреплена экономическая власть феодалов над кабальными людьми. Но и теперь кабальное холопство отличалось от полного. Хозяин кабального холопа не имел права распоряжаться его личностью. Власть над кабальным холопом не передавалась по наследству. В кабальное холопство можно было попасть и без займа. По указу 1597 г. в кабальное холопство принудительно попадали «добровольные холопы», прослужившие у своих хозяев без крепостей свыше 6 месяцев. В 18 в., после введения подушной подати (см.), кабальные холопы слились с массой крепостных крестьян.
Источник: Советский юридический словарь