КАПЕРСТВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Каперство
осуществляемое на основе официального разрешения преследование и захват частными морскими судами коммерческих неприятельских судов или судов нейтральных стран, занимавшихся перевозкой грузов в пользу враждебной страны. Запрещено в 1856 г.

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

КАПЕРСТВО
от гол. kaper - морской разбойник) - захват (с разрешения своего правительства) вооруженными торговыми судами, принадлежавшими частным лицам, коммерческих неприятельских судов или судов нейтральных стран, занимавшихся перевозкой грузов в пользу воюющей страны. Запрещено в 1856 г. Парижской декларацией о морской войне; в широком смысле - морской разбой.

Источник: Большой юридический словарь

КАПЕРСТВО
от голл. kaper - морской разбойник) - нападение в открытом море вооруженных частных "торговых судов (но под военным флагом) воюющего государства с его разрешения (каперского свидетельства установленного образца) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных стран, перевозящие грузы для неприятельского государства. К услугам каперов прибегал Иван Грозный в период Ливонской войны. К. было запрещено Парижской Декларацией о морской войне 1856 г.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

КАПЕРСТВО
насильственные действия вооруженных частных торговых судов (корсаров, каперов) воюющих государств в открытом море, выражающиеся в захвате, разграблении или уничтожении неприятельских судов, а также торговых судов нейтральных стран, перевозящих контрабанду. К. возникло в эпоху феодализма и носило законный характер вплоть до его отмены в середине XIX в. Вступившие в войну государства выдавали своим подданным и иностранцам каперские свидетельства (патенты). Каперы не входили в состав военного флота, не находились под военным командованием, но были обязаны плавать под военным флагом. Они действовали на свой страх и риск, вознаграждением служила захваченная ими добыча. Формально К. было упразднено Парижской декларацией о морской войне 1856 г., хотя задолго до этого было в основном вытеснено техническим совершенствованием военного флота.

Источник: Словарь международного права.

КАПЕРСТВО
гол. kapen - захватывать судно; стянуть, стащить, украсть и kaper - вор) - 1) в широком смысле и разговорное - морской разбой, то же, что и корсарство или пиратство; 2) в международном праве - международный деликт, выражающийся в умышленных действиях по захвату, разграблению и уничтожению судами, принадлежащими частным лицам, с разрешения правительства государства флага, коммерческих неприятельских судов или судов нейтральных стран, осуществляющих морские перевозки грузов и (или) пассажиров в пользу какой-либо воюющей стороны.
Сложившаяся в период средневековья (XII-XIII вв.) практика привлечения частных судов к морской войне особенно широкое распространение получила с XVI в. по начало XIX в. Эта практика состояла в выдаче авантюристам-соискателям соответствующих патентов - каперских свидетельств на право участия в военно-морских операциях на стороне государства патентодателя. К. использовалось преимущественно европейскими державами в отсутствие (при недостатке) военно-морских флотов. Например, изданный в 1720 г. в Российской Империи Устав морской содержал следующее определение понятия "капер": "Торговое морское судно, вооруженное и наносящее вред неприятелю с разрешения правительства, т.е. морской партизан". Наличие указанного патента гарантировало каперам неприкосновенность их судов при встрече с кораблями дружественных стран, а в случае пленения враждебными кораблями - статус военнопленных.
Сохраняя правовое положение частных лиц, каперы, тем не менее, были обязаны подчиняться верховному командованию государства флага и могли выполнять свою миссию лишь во время войны и только по отношению к судам государства (государств), находившегося в состоянии войны со страной, выдавшей каперское свидетельство. Каперы должны были соблюдать законы и обычаи морской войны, нарушение которых грозило лишением патента или отказом в его продлении, а также весьма суровым уголовным наказанием.
Считалось, что капер, управомоченный государством флага на применение силы, не должен рассматриваться как пират, даже в случае совершения им насильственных действий против нейтральных судов, а ответственность за такие инциденты ложится на государство-принципала. В связи с этим возникала проблема определения национальной принадлежности каперов: во время франко-мексиканской войны в 1839 г. Франция заявила, что будет относить к категории пиратских те из каперских судов, действовавших под флагом Мексики, капитаны и, по крайней мере, 2/3 членов экипажей которых не являются мексиканскими подданными по рождению; в свою очередь мексиканский президент в 1846 г. поставил вопрос о том, следует ли считать пиратскими суда, капитаны которых обладают патентами на К., приобретенными не в Мексике, а за границей.
По мере становления и количественного роста военно-морских флотов К., показавшее свою эффективность в качестве средства морской войны (например, только в период с 1756 по 1760 г. французскими каперами было захвачено 2500 английских судов), стало, тем не менее, отмирать и было формально упразднено принятием на Парижском мирном конгрессе 4 (16) апреля 1856 г. Декларации о морской войне, где указывалось: "Каперство есть и остается уничтоженным" (п. 1). В этом акте, направленном на защиту международного торгового мореплавания, говорилось также, что "Правительства подписавшихся уполномоченных обязуются довести эту Декларацию до сведения государств, не призванных участвовать в Парижском конгрессе, пригласив их к ее принятию". Участники Декларации (первоначально - Великобритания. Пруссия. Россия. Сардиния, Турция, Франция, а позднее - Аргентина, Бельгия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Греция, Дания, Нидерланды, Норвегия, Перу, Португалия, Соединенные Штаты Северной Америки, Уругвай, Швеция, Испания и Япония) выразили уверенность в том, что ее положения "будут приняты всеми с благодарностью".
С установлением запрета на К. связаны и положения VII Гаагской конвенции об обращении торговых судов в суда военные (1907), предусматривающей, что для наделения коммерческих судов правомочиями комбатантов необходимо соблюдение следующих условий: а) постановка судна под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства флага; б) придание капитану статуса государственного служащего соответствующей страны; в) подчинение самого судна и всех членов его экипажа воинской дисциплине; г) наличие у судна внешних отличительных признаков военных судов, плавающих под тем же флагом; д) безусловное и всеобъемлющее выполнение таким судном требований законов и обычаев морской войны.
Еще одно свидетельство широкого международного признания противоправности К. - не вступившая в силу Декларация о морской войне, подписанная крупнейшими морскими державами 26 февраля 1909 г., где зафиксировано: "Нейтральное судно конфискуется и вообще подвергается тем последствиям, коим оно подлежало бы, если бы было неприятельским торговым судном: а) когда оно принимает прямое участие в военных действиях; б) когда оно находится под начальством и контролем особого лица, помещенного на судно неприятельским правительством; в) когда оно зафрахтовано целиком неприятельским правительством".
К. следует отличать от пиратства и рейдерства, причем под последним понимается участие в выполнении военных операций судна, состоящего на государственной службе, внесенного в реестр военных судов и имеющего в качестве главной задачи не захват и разграбление неприятельских судов, а выведение их из строя, уничтожение.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама