КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации (СФ) образует комитеты и комиссии. Как и у Думы, комитеты и комиссии - органы палаты с подготовительно-вспомогательными и контрольными задачами, образуемые из числа членов палаты.
В настоящее время СФ имеет 11 постоянно действующих комитетов: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому и валютному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по вопросам экономической политики; по международным делам; по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов. Кроме того, СФ образовал в качестве постоянно действующих две комиссии: мандатную, а также комиссию по регламенту и парламентским процедурам. Однако постановлением от 3 декабря 1997 г. СФ ликвидировал обе комиссии и на их основе образовал одну - по регламенту и парламентским процедурам.
В этой палате нет депутатских фракций и групп. Поэтому формирование комитетов и комиссий осуществляется только по личностному признаку. Численный состав определяется СФ, при этом в состав комитета СФ должны входить не менее 10 членов палаты. Все члены СФ, кроме Председателя палаты и его заместителей, входят в состав комитетов. Член СФ может быть членом только одного комитета. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов СФ. Председатель, заместители председателя комитета избираются на его заседании и не могут быть представителями одного субъекта РФ. Председатель утверждается СФ большинством голосов от общего числа членов палаты.
Согласно Регламенту СФ, комитеты: осуществляют подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов, одобренным ГД, по федеральным законам, принятым ГД и переданным на рассмотрение СФ; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных правовых актов; организуют проведение парламентских слушаний; решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты; рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению СФ.
Комитеты, комиссии СФ имеют право вносить предложения по повестке дня заседания СФ. Представители комитета, комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты либо на заседаниях других комитетов с докладами и содокладами.
Заседания комитетов, комиссий СФ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. В заседаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса также члены СФ, не входящие в состав данного комитета. В заседаниях могут принимать участие представитель Президента РФ, представитель Правительства РФ, члены Правительства, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты, Председатель СФ первого созыва, а также, с согласия председателя комитета, представители органов государственной власти и общественных объединений.
Комитет, комиссия в соответствии с направлением своей деятельности организует проведение парламентских слушаний, на которые могут приглашаться члены СФ, депутаты ГД, должностные лица, эксперты, представители государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений.
Регламент СФ (ст. 37) предусматривает, что палата заслушивает отчеты комитетов, комиссий по вопросам их ведения. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
в соответствии со ст. 101 ч. 3 Конституции РФ Совет Федерации образует комитеты и комиссии. Как и у Государственной Думы, комитеты и комиссии – органы палаты с подготовительновспомогательными и в определенной мере контрольными задачами, образуемые из числа членов палаты.
Регламент Совета Федерации 2002 г. во всех своих редакциях предусматривал и предусматривает сейчас, что комитеты являются постоянно действующими органами палаты. С комиссиями ситуация менялась. До недавнего времени создавались комиссии, которые, так же как и комитеты, были постоянно действующими. По редакции Регламента Совета Федерации от 27 декабря 2011 г. в палате создаются только временные комиссии для какихлибо текущих и оперативных задач. Совет Федерации может принять решение о продлении срока деятельности временной комиссии или решение о досрочном прекращении ее деятельности.
Первоначально, в 1994 г., приступая к работе, Совет Федерации образовал 10 комитетов и одну комиссию. Далее число комитетов и комиссий менялось в зависимости от принимавшихся решений о характере деятельности палаты и членов Совета Федерации.
Так, когда в Совет Федерации после 2000 года вместо появлявшихся периодически членов палаты – глав законодательной власти и исполнительной власти субъектов РФ – пришли работающие на постоянной основе члены Совета Федерации, число комитетов и постоянных комиссий было расширено, их стало соответственно 16 и 7. В дальнейшем число комитетов не изменялось –16, но вносились коррективы в их наименования. Количество комиссий возросло до 11.
Согласно ст. 30 Регламента образовывались комитеты Совета Федерации:
1) по конституционному законодательству;
2) по правовым и судебным вопросам;
3) по делам Федерации и региональной политике;
4) по вопросам местного самоуправления;
5) по обороне и безопасности;
6) по бюджету;
7) по финансовым рынкам и денежному обращению;
8) по международным делам;
9) по делам Содружества Независимых Государств;
10) по социальной политике и здравоохранению;
11) по образованию и науке (с 2008 г., ранее – по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии);
12) по экономической политике, предпринимательству и собственности;
13) по промышленной политике;
14) по природным ресурсам и охране окружающей среды;
15) по аграрнопродовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;
16) по делам Севера и малочисленных народов.
В соответствии стой же ст. 30 Регламента Совета Федерации в палате существовали следующие постоянные комиссии: 1) по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; 2) по Регламенту и организации парламентской деятельности; 3) по делам молодежи и туризму; 4) по естественным монополиям; 5) по информационной политике; 6) по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации; 7) по национальной морской политике; 8) по культуре; 9) по жилищной политике и жилищнокоммунальному хозяйству; 10) по вопросам развития институтов гражданского общества; 11) по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения. Создание значительного числа постоянных комиссий объяснялось тем, что они рассматривались как своеобразные стратегические «мозговые центры» Совета Федерации по определенным проблемам, призваны были объединить усилия комитетов Совета Федерации. Причем деятельности некоторых комиссий придавалось особое значение. Подтверждение этому можно было видеть, например, в том, что координация деятельности Комиссии по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации возлагалась на Председателя Совета Федерации, а решения Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации полагалось утверждать Председателю Совета Федерации.
Наверно, стратегия большого числа комитетов и комиссий не дала особого результата, и с приходом нового Председателя Совета Федерации осенью 2011 года они претерпели существенную реформу.
Сейчас согласно Регламенту Совета Федерации к числу органов палаты отнесены: комитеты Совета Федерации; Комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации (норма об этой Комиссии была включена в Регламент 30 октября 2013 г.). Прежняя развернутая система постоянных комиссий в Совете Федерации упразднена. Теперь на сайте палаты обозначены лишь временные комиссии (например, по анализу правоприменительной практики в сфере законодательства Российской Федерации по вопросам собственности; по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму; по подготовке законодательных предложений по вопросам выполнения столичных функций).
Согласно включенной 27 декабря 2011 г. в Регламент ст. 26.1 Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. В состав временной комиссии Совета Федерации могут входить Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации.
В настоящее время (с учетом изменений от 16 апреля 2014 г.) Совет Федерации образует следующие 10 комитетов:
по конституционному законодательству и государственному строительству; по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
по обороне и безопасности; по международным делам; по бюджету и финансовым рынкам; по экономической политике;
по аграрнопродовольственной политике и природопользованию;
по социальной политике;
по науке, образованию и культуре;
по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Ст. 28 Регламента гласит, что каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации, но первый заместитель Председателя и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации.
Персональный состав комитета Совета Федерации утверждается постановлением палаты. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Если состав комитета Совета Федерации становится менее 11 членов, председатель комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации.
Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любого подкомитета этого комитета. Подкомитеты возглавляют первые заместители председателя комитета (председатели подкомитетов) либо заместители председателя комитета (председатели подкомитетов). Наименование, порядок работы, вопросы ведения подкомитета регулируются положением о комитете Совета Федерации.
Председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя комитета Совета Федерации избираются на заседании комитета палаты большинством голосов от общего числа членов комитета. Указанные лица утверждаются палатой, решение оформляется постановлением Совета Федерации. Однако Совет Федерации может избрать непосредственно на заседании палаты председателей, первых заместителей председателей комитетов Совета Федерации единым списком для голосования. Председатель, первый заместитель председателя и заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации принимает решение о количестве первых заместителей и заместителей председателя комитета. При этом их общее количество не может быть более четырех. В исключительных случаях Председатель Совета Федерации вправе принять решение об увеличении количества первых заместителей и заместителей председателя комитета.
Согласно ст. 26 Регламента палаты комитеты Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
Наряду с этим в ст. 27 Регламента более подробно формулируются полномочия комитета. Определено, что комитет:
разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;
проводит по вопросам своего ведения экспертизу законопроектов, а также экспертизу одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;
осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;
предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;
готовит проект постановления Совета Федерации об обращении к Общественной палате Российской Федерации о проведении общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами РФ проекты законов субъектов РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные членами Совета Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет;
готовит и направляет по поручению Председателя Совета Федерации Общественной палате РФ по ее запросу документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы проектов законов;
рассматривает по вопросам своего ведения проекты нормативных правовых актов Правительства РФ, устанавливающие правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, распределение которых между бюджетами субъектов РФ не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете, принимает по ним решение и направляет его в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;
принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения; рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему заключение;
может готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государствучастников Содружества Независимых Государств, а также разрабатывает и предварительно рассматривает проекты указанных актов;
организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения;
участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации;
решает вопросы организации своей деятельности;
вносит в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
вносит в Совет палаты предложения о награждении государственными наградами членов комитета Совета Федерации и работников аппарата комитета Совета Федерации;
организует согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведение личного приема граждан членами комитета в соответствии с вопросами своего ведения;
рассматривает иные вопросы, отнесенные к его ведению Советом Федерации. Помимо этого обширного перечня Регламент Совета Федерации определяет направления деятельности каждого комитета.
Комитет Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для его деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.
Заседания комитета Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц в соответствии с графиком, утверждаемым комитетом. Заседания комитета, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами. Заседание комитета Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета. В открытых и закрытых заседаниях комитета Совета Федерации, подкомитета могут принимать участие с правом совещательного голоса члены Совета Федерации, не входящие в состав этого комитета, подкомитета. В открытых и закрытых заседаниях комитета Совета Федерации вправе принимать участие Президент РФ, Председатель и члены Правительства РФ, депутаты Государственной Думы, статссекретари – заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ и еще ряд высших должностных лиц государства. В заседаниях комитета Совета Федерации вправе принимать участие члены Общественной палаты РФ, уполномоченные советом Общественной палаты.
Решения комитета Совета Федерации по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комитета. По остальным вопросам решения комитета Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета, если иное не установлено Регламентом Совета Федерации.
Комитет Совета Федерации в соответствии с Регламентом палаты организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам своего ведения, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, средств массовой информации, эксперты, другие лица.
Помимо заседаний в здании палаты Комитет Совета Федерации может проводить в субъектах РФ выездные заседания, парламентские слушания, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия (далее – выездные мероприятия). Место проведения выездного мероприятия определяется по согласованию с Советом палаты соответствующим комитетом Совета Федерации.
Комитеты представляют Совету Федерации отчеты о работе за год.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама