КОМПЕТЕНЦИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Компетенция
совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей лица (физического или юридического).

Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.

КОМПЕТЕНЦИЯ
совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Компетенция
совокупность законодательно закрепленных обязанностей и прав, предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

КОМПЕТЕНЦИЯ
совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) органов и организаций, их должностных лиц. Компетенция является составной частью административно-правового статуса государственных, муниципальных и иных органов и организаций.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

КОМПЕТЕНЦИЯ
лат. competentio от соmpeto - добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления).

Источник: Большой юридический словарь

КОМПЕТЕНЦИЯ
лат. сompetens — соответствующий) — совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы и лица согласно законам и иным нормативным правовым актам. К. — это совокупность прав и обязанностей субъекта права (напр., воинского должностного лица).

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

КОМПЕТЕНЦИЯ
от лат. competere – соответствовать, подходить) – совокупность предметов ведения, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица, общественной организации. Определяется Конституцией (например, К. Президента РФ, законами или иными нормативными правовыми актами).

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

КОМПЕТЕНЦИЯ
от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить; англ. competence) – совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие (исполнительно-распорядительные) функции в коммерческих организациях.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

компетенция
это совокупность государственно-властных полномочий (прав и обязанностей), которым обладает орган (учреждение, организация) или должностное лицо в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций управления общественными процессами.  

Источник: Коррупция и антикоррупционная политика

Компетенция
совокупность установленных Конституцией, законами и другими нормативными актами страны государственно-властных полномочий (прав и обязанностей), которыми обладает орган (государственной власти, местного самоуправления, общественной организации и т.д.) либо должностное лицо для надлежащего выполнения и осуществления соответствующих функций руководства и управления общественными процессами.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

КОМПЕТЕНЦИЯ
от лат. competens - соответствующий от compete - добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность юридически установленных полномочий (прав и обязанностей) управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Компетенция
определенная и закрепленная законом или иным нормативным актом совокупность полномочий должностного лица или государственного органа. Установление компетенции имеет целью четкую организацию и специализацию деятельности различных органов государственного аппарата. Должностное лицо не вправе уклоняться от осуществления своей компетенции, но и не вправе выходить за ее пределы. Порядок установления и объем компетенции зависят от того, к какому звену государственного аппарата относится государственный орган (законодательной, исполнительной, судебной власти либо органам прокуратуры), от его взаимоотношений с другими государственными органами. Определение компетенции в нормативных предписаниях - важнейший элемент механизма правового регулирования.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

КОМПЕТЕНЦИЯ
совокупность полномочий, которыми располагает какой-либо орган или должностное лицо, определенных конституциями, законами, указами и изданными на основе и во исполнение их актами государственного управления. Для предприятия К. означает определенный уставом круг прав и обязанностей его администрации. К. учреждений или должностных лиц общественных и кооперативных организаций определяется положениями и уставами. Расширение или сужение К. государственных органов управления может последовать только на основе конституции, закона, указа или изданных на основе и во исполнение их актов государственного управления.
Самовольное расширение К. должностным лицом является правонарушением уголовным или дисциплинарным, в зависимости от характера и тяжести последствий, а также от мотивов, повлекших превышение К.

Источник: Советский юридический словарь

Компетенция
это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности. По отношению к государству - это круг прав и обязанностей в определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может быть реализована не только через органы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии.
Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на: исключительную компетенцию федеральных органов власти (ст. 71); совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов (ст. 72); исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 73). Органы государственной власти субъектов РФ не имеют права вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов и наоборот.

Источник: Большой юридический словарь

КОМПЕТЕНЦИЯ
совокупность полномочий, прав и обязанностей органа международной организации, государственного органа, должностного лица, органа местного самоуправления, органов управления организаций, а также лиц, выполняющих управленческие функции. К. может быть определена соответственно уставом международной организации, международными договорами, решениями органов международной организации, конституцией государства, законодательными актами, обычаями, нормативными актами различных ведомств, уставами муниципальных образований, решениями органов местного самоуправления, уставами организаций, решениями их органов. Споры о К. между органами, должностными лицами, а также органами и должностными лицами могут разрешаться в судебном порядке. Решения, принятые органами или должностными лицами вне пределов их К., не имеют юридической силы, а их действия вне пределов их К. неправомерны. Такие правонарушения, связанные с К., как превышение полномочий должностного лица, злоупотребление полномочиями должностного лица и присвоение полномочий должностного лица, влекут за собой в зависимости от тяжести совершенного деяния административную или уголовную ответственность. А.С Автономов

Источник: Юридическая энциклопедия

Компетенция
определяемые Конституцией Российской Федерацией предметы ведения и полномочия органа (органов) государственной власти федерального, регионального или местного уровней. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72). В остальных вопросах компетенция принадлежит субъектам Федерации (ст. 73). Каждый уровень управления предусматривает различную степень самостоятельности Федерации и субъектов в процессе принятия решений и реализации властных полномочий. Действующая Конституция РФ термин «компетенция» в тексте главы 3 «Федеративное устройство» не использует. Речь идет о предметах ведения и полномочиях. Предметы ведения представляют собой определенную сферу общественных отношений, регулируемых нормами права. Полномочия – это права и обязанности государства, органа государственной власти по осуществлению государственно-властных действий (принятие правовых актов и т. д.). Предметы ведения Российской Федерации выступают государственно-правовой формой проявления учредительного характера государственной власти. Они охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности государства и общества, принципы и условия функционирования политических, экономических и социальных основ конституционного строя, системы государственной власти в Российской Федерации, правового положения личности, обороны и безопасности, международных отношений. Круг вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации, обеспечивает реализацию внутренних и внешних функций государства. Под предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации понимается круг вопросов, сфер общественных отношений, решение или регулирование которых относится к совместной деятельности Федерации и субъектов. При этом принцип равноправия в отношениях Федерации и субъектов РФ предполагает ведущую роль Федерации, поскольку по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В совместном ведении находятся вопросы зашиты прав и свобод граждан, разграничение государственной собственности, природопользование, общие вопросы образования, науки, культуры, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др. Перечень предметов совместного ведения носит закрытый характер, то есть не подлежит расширению за счет включения других вопросов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Компетенция субъектов Российской Федерации реализуется в основных направлениях деятельности органов государственной власти субъектов, не противоречащих федеральной Конституции и законодательству и направленных на удовлетворение потребностей населения субъектов.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Компетенция
принадлежащие органу, должностному лицу полномочия (права и обязанности) по решению определенного круга вопросов (предмета ведения).
Термин "компетенция" происходит от латинского "competentia", что означает ведение, способность, принадлежность по праву, и обычно используются в двух смыслах: а) для определения круга вопросов, в которых субъект обладает познаниями (используется в объективном (или фактическом) смысле при обозначении ведения, компетентности субъекта); б) для определения круга полномочий, которыми наделен субъект (употребляется в формальном (или юридическом) смысле при характеристике прав и обязанностей субъекта).
Определение понятия компетенция в формальном (юридическом) значении предлагалось различными авторами и зависело от элементов, включаемых ими в структуру компетенции. Как правило, в качестве этих элементов назывались полномочия, предметы ведения, функции. Некоторые государствоведы в качестве самостоятельных элементов компетенции выделяют цели и задачи, стоящие перед субъектом-носителем компетенции, формы его деятельности, ответственность.
Анализируя различные точки зрения по определению структуры компетенции, бесспорно можно вычленить в качестве основного ее элемента полномочия - совокупность прав и обязанностей.
Как правило, понятие "компетенция" употребляется как объединяющее для понятий "предмет ведения", "функции" и "полномочия" и характеризует применительно к субъекту его права и обязанности (т.е. каким образом, как этот субъект осуществляет воздействие) в той или иной сфере (т.е. в чем, на что субъект может осуществлять воздействие) с целью выполнения его функций (т.е. направления такого воздействия в соответствии с целями и задачами деятельности субъекта), имеющие пространственно-тер-риториальные либо иные установленные рамки (т.е. пределы такого воздействия).
Термин "компетенция" достаточно часто используется в нормативных правовых актах, при этом нормодатель допускает его употребление в различных значениях. Легальное (законодательное) закрепление понятие "компетенция органа государственной власти" получило в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Оно определяется как совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. При этом под полномочиями названным законом понимаются права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.
Компетенция государственных, муниципальных органов и должностных лиц определяется федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов Российской Федерации, актами местного самоуправления. Установленная правовыми актами компетенция органов и должностных лиц не подлежит расширительному толкованию.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
314.15 кб

Компетенция мировых судей: проблемы и пути их решения

Ватанин С. Н.
В статье рассмотрена проблема перегруженности мировых судей и попытка ее решения законодателем. The problem of magistrates' excessive workload and the attempt of its decision by a legislator are considered in the article.
Читать PDF
300.69 кб

Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами

Герейханов Исмаил Абулгасанович
Проблема транспортного обслуживания населения всегда является актуальной, учитывая, что населенные пункты, и прежде всего города, непрерывно развиваются, расширяются, появляется все больше и больше автотранспорта, и в первую очере
Читать PDF
201.40 кб

Особое процессуальное положение и компетенция суда как субъекта обязанности доказывания

Авилов Александр Владимирович
По мнению автора, при производстве по уголовным делам суд является субъектом обязанности доказывания, который, в отличие от органов уголовного преследования, обладает особыми процессуальными полномочиями в сфере доказательственной
Читать PDF
189.98 кб

Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования

Матюшева Т. Н.
Читать PDF
270.49 кб

Общественная компетенция полиции (милиции): понятие, сущность и содержание

Рюден Е. Ю.
Читать PDF
148.84 кб

Компетенция судьи районного суда как субъекта административной юрисдикции второй инстанции

Гезгериева А. А.
Читать PDF
150.91 кб

Компетенция ОВД в выявлении и рассмотрении административных правонарушений на потребительском рынке

Татаренко А. Ю.
Читать PDF
5.71 мб

Государственная защита прав человека-компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерац

Игнатов И. Н., Ильенко Е. В., Беловолов В. А.
Читать PDF
260.00 кб

Компетенция международной организации на примере организации исламского сотрудничества

Муфлиханова Дания Равилевна
Данная статья посвящена исследованию понятия «компетенция международной организации» как одной из ключевых дефиниций, неразрывно связанных с понятием «система международной организации».
Читать PDF
164.35 кб

Компетенция церковных судов в губерниях центрального Черноземья в XIX веке

Ершов Б. А.
В статье рассматриваются полномочия церковных судов в XIX веке. Показано, что в отношении церковнослужителей суд носил корпоративный характер.
Читать PDF
109.82 кб

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны: структура и компетенция

Верютин Владимир Николаевич
рассматриваются некоторые особенности построения отечественной системы защиты государственной тайны.
Читать PDF
154.33 кб

Процессуальное положение и компетенция руководителя следственного органа как субъекта обязанности до

Авилов Александр Владимирович
По мнению автора, руководитель следственного органа, наряду с дознавателем, следователем, прокурором и судом, является самостоятельным субъектом обязанности доказывания по уголовным делам.
Читать PDF
194.56 кб

Правовая компетенция органов местного самоуправления по размещению наружной рекламы

Ястребова Е. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Компетенция церковных судов Российской империи в конце XIX начале XX века

Харланов В. Л.
Читать PDF
156.95 кб

Компетенция органов местного самоуправления по отчуждению муниципального имущества в форме аукциона

Аверин Олег Иванович
Автор рассматривает ряд вопросов, связанных с отчуждением муниципального имущества путем проведения аукционов и конкурсов, при этом выделяя соответствующие полномочия органов местного самоуправления, включенные в ГК РФ, другие зак

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: