КОНФЕДЕРАЦИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Конфедерация
союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Конфедерация
это государственно-правовой союз суверенных государств, который образуется для достижения определенных общих целей (военных, политических, экономических).

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Конфедерация
союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся лишь для координации действий в определенных целях, главным образом внешнеполитических и военных (например, США в конце XVIII в. (1781 - 1789), Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865), Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848).

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

КОНФЕДЕРАЦИЯ
1) в отличие от федерации союз государств, сохраняющих свою самостоятельность, суверенитет и продолжающих раздельно оставаться членами ООН (конфедерация Сенегамбия в Африке в 1981—88). К. имеет некоторые высшие органы, которые принимают решения, относящиеся ко всей К., но эти решения подлежат ратификации государствами- членами, имеющими право нуллифшкации, т.е. не согласиться с принятым решением. В современную эпоху К. в мире нет. 2) Название некоторых международных и национальных организаций. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

КОНФЕДЕРАЦИЯ
от лат. confoederatio – союз, объединение) – форма межгосударственных отношений, союз государств, в котором образующие его государства сохраняют свою независимость, имеют собственные органы власти и управления. Они создают специально объединенные органы для координации действий в определенных целях (внешнеполитических, военных, экономических и др.). Разновидностью К. является, например, Европейский Союз. Правовой основой К. служит договор. В К. каждый ее член имеет свои налоги и финансовую систему, а источником средств К. являются взносы ее членов.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Конфедерация
представляет собой временный, возможно переходный, надгосударственный союз суверенных государств, основанный на международно-правовом договоре, созданный для решения общих задач и целей (обороны, технического сотрудничества и т. д.), субъекты которого обладают правом сецессии (свобода выхода) и нуллификации (отмены, отклонения актов конфедерации на своей территории), имеют независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, валюту, национальную армию, налоговую систему (к современной конфедерации можно отнести Союзное государство России и Белоруссии).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Конфедерация
союз двух или нескольких государств, созданный для определенных, строго ограниченных целей, за пределами которых государства - члены конфедерации сохраняют полную свободу действий. Конфедерация не имеет общей территории, общего гражданства и т.д. Финансовые средства конфедерации складываются из взносов входящих в нее государств. Конфедерация не обладает суверенитетом, не имеет права непосредственного осуществления принимаемых решений: они проводятся в жизнь только через правительственные учреждения государств - членов конфедерации. Форма конфедерации была распространена на ранних стадиях развития буржуазной государственности, представляла собой переходную государственную форму с преобладанием элементов децентрализации; как форма политического объединения не отличалась особой устойчивостью. Например, конфедерация в США 1776-1787 гг.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

КОНФЕДЕРАЦИЯ
лат. confoederatio - союз, объединение) - 1) форма союза, при которой входящие в него государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает черты как международно-правовой, так и государственной организации. Общие органы координируют деятельность членов К. в определенных сферах (обычно внешнеполитической, военной, валютно-финансовой, таможенной, связи и коммуникаций). За всеми членами К. сохраняется право свободного выхода из нее. В настоящее время в мире существует только одна К. - Европейский Союз. В разное время К. были: Австро-Венгрия - до 1918 г., Швеция и Норвегия - до 1905 г., США - с 1781 по 1789 г., Швейцария - с 1815 по 1848 г.; с 1958 по 1961 г. конфедерацию составляли Египет и Сирия; с 1982 по 1989 г. - Гамбия и Сенегал; 2) название каких-либо общественных или иных организаций (напр.. Всеобщая конфедерация труда во Франции).

Источник: Большой юридический словарь

КОНФЕДЕРАЦИЯ
позднелат. confoederatio - союз, объединение) - временный союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач. К. не образует единого государства. Государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; при этом они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т.д.). К. - достаточно редкое и неустойчивое образование. Как правило, К. либо распадаются после реализации целей, ради которых создавались (как это произошло с Египтом и Сирией, которые во время арабо-израильского конфликта образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР)), либо превращаются в федерацию (например. Швейцарская федерация, существовавшая до 1848 г. в форме К.
США преобразовались в федерацию в 1787 г. а до этого - с 1781 г. - существовала К. штатов).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

КОНФЕДЕРАЦИЯ
1) союз государств, образованный для каких-либо определенных целей. В отличие от федерации (см.), К. не обладает суверенитетом, не имеет органов власти, не имеет своей территории, гражданства, своей армии, системы налогов.
Органы К. образуются из представителей от входящих в союз государств; они могут сноситься только с правительствами этих государств; их решения осуществляются только через эти правительства и не обеспечиваются принудительной силой верховного органа К- Финансовые средства К. складываются из взносов входящих в нее государств.
По сравнению с федерацией К. представляет собой менее тесное объединение государств, встречавшееся на ранней стадии развития капитализма и отражавшее слабость экономических связей между входившими в К. государствами (напр., в СШЛ 1776–87 гг., в Германии с 1815 по 1866 гг., в Швейцарии до 1848 г.).
2) К. иногда называется объединение самостоятельных общественных организаций. Примером может служить Всеобщая конфедерация труда во Франции, являющаяся объединением профессиональных организаций.

Источник: Советский юридический словарь

КОНФЕДЕРАЦИЯ
объединение нескольких государств, создающих некоторые общие органы для достижения общих целей (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности, финансирования и др.). К. обычно образуется на основании международного договора между ее участниками. Органы К. состоят, как правило, из представителей государств, и решения в них принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством ее членов. Решения по наиболее важным вопросам вступают, как правило, в силу после их ратификации государствами-членами. Государства-члены продолжают оставаться субъектами международного права. К. является обычно промежуточным этапом на пути либо создания более тесного государственного союза, либо его распада. Исторические примеры: США, возникшие как К. в 1776 г. и преобразованные в федерацию в 1787 г.; Швейцария, возникшая как К. в 1815 г. и преобразованная в федерацию в 1848 г.; Германский союз, основанный как К. в 1815 г. и распавшийся в 1866 г. На основании договора о создании К. она наряду с ее членами может также наделяться международной правосубъектностью, но с ограниченной правоспособностью.

Источник: Словарь международного права.

КОНФЕДЕРАЦИЯ
лат. confoederatio – союз, объединение) - форма объединения государств, при которой они сохраняют свою международную правосубъектность (см. Правоспособность, Дееспособность). Как правило, К. обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одна К.-ЕС. В разное время К. были: Австро-Венгрия до 1918 г.. Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Гамбия и Сенегал с 1982 по 1988 г. К. является переходной формой либо к полному распаду союза, либо к федерации. Правовой основой К. служит договор. К. - международно-правовое объединение, союз: нового государства при К. не возникает. У нее нет единой территории: это совокупность территорий входящих в К. государств. У К. нет гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие единство статуса личности. Она не имеет единых органов государственной власти, хотя и создаются координационные органы для ведения общих дел. Решения координационного органа К. проводятся в жизнь решениями органов власти государств- членов К.. для чего они, прежде всего, ратифицируются или иным способом признаются членами К., причем последние имеют возможность не признать для себя такие решения обязательными (принцип нулификации - непризнания действия). По соглашению государств может быть создана единая армия из объединяемых воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они сохраняют и свои вооруженные силы. В К. каждый ее член имеет свои налоги и финансовую систему, а источниками средств К. являются взносы ее членов. Возможен процесс объединения валютных систем.

Источник: Энциклопедия юриста

КОНФЕДЕРАЦИЯ
союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). Наиболее широкое распространение термин "К." получил в Европе в XIX в., когда были образованы Рейнская конфедерация (1815-1848), Германская (1815-1866), Австро-Венгрия (до 1918), США (1781-1787). За редким исключением, термин "К." в XX в. практически не употребляется. Со второй половины XX в. в государствоведческую и международно-правовую лексику входит понятие "международная организация". Однако полностью с понятием "К." оно не совпадает.
Особенности К. следующие: 1. Правовой основой образования К. является международно-правовой договор. В этом заключено одно из основных отличий К. от федеративного государства. 2. Конфедерация - это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено. Так, созданный в 1958 г. Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 г. (т.е. когда надобность в таком союзе отпала). Общая же закономерность для всех без исключения К. такова: К. либо распадается (чаще всего это многонациональные К. - Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия), либо перерастает в федеративное государство (как правило, это мононациональные конфедерации - США, Швейцария, Германия). 3. Государства-члены К. в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, а потому субъекты К., в отличие от субъектов федеративного государства, обладают правом сецессии; им принадлежит право нуллификации, или отказа в признании, а равно право применения актов союзной власти; они имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов. 4. В К. создаются наднациональные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных органов власти. Парламент К. формируется представительными органами государств-членов. Создаваемые на постоянной основе государственные органы К. лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти имеют существенную специфику: они не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств-членов К.; механизм обеспечения таких норм сходен с механизмом действия международно-правовых норм.
В настоящее время К. в мире нет. В то же время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру Европейского союза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к К. можно отнести Европейский союз, Бенилюкс, Асеан, Карибское сообщество.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

КОНФЕДЕРАЦИЯ
объединение государств, их союз, достаточно тесный, но все же международноправовой, а не государственный, в результате чего не образуется новое государство, хотя такая перспектива предполагается (или, во всяком случае, не исключается). В истории есть примеры первоначального образования к., но последующего ее перерастания в федеративное государство (типичным примером считают США как к. с 1776 г. по 1787 г.). Некоторые страны сохраняют в своем наименовании слово «конфедерация», хотя уже давно являются федерациями (Швейцарская Конфедерация была конфедеративным союзом с 1313 г. по 1848 г.). Но не меньше примеров обратного характера, когда к. существовали (долго или недолго – другой вопрос), но всетаки распадались, а входившие в них государства продолжали далее существование в качестве независимых государств; примеры есть в исторической ретроспективе – так, в 1918 г. распалась к. АвстроВенгрии (возникла в 1868 г.), так и в относительно недавнем прошлом – например, к. были Сенегамбия – объединение Сенегала и Гамбии в 1981–1988 гг., объединение Египта и Сирии – эта к. формально просуществовала с 1958 г. по 1961 г.
Основные различия к. и федерации состоят в следующем:
правовой основой федерации сначала может быть договор, затем – все же конституция; правовой основой к. является договор;
федерация – как уже сказано, государственноправовое объединение, в результате которого возникает новое государство; к. – международноправовое объединение, союз, нового государства (еще) нет;
территория федерации едина; у к., строго говоря, нет единой территории, это совокупность территорий, входящих в к. государств;
федерация имеет единое гражданство; у к. нет гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие близость или в чемто даже принципиальное единство статуса личности;
федерация имеет единые (федеральные) органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); к. таких органов не имеет, хотя здесь и создаются координационные органы для ведения общих дел к.;
в федерации действует принцип приоритета актов федерации перед актами субъектов федерации, их более высокая сила, необходимость – по общему правилу – соответствия актов субъектов актам федерации, в федерации возможна отмена федеральными органами актов субъекта, противоречащих федеральным актам – либо директивным путем, либо органом конституционного контроля по рассмотрении спора; в к. решения координационного органа к. проводятся в жизнь решениями органов государствчленов к., для чего они прежде всего ратифицируются или иным способом признаются членами к., причем последние имеют возможность не признать для себя такие решения обязательными (так называемый принцип нуллификации – непризнания действия, лишения акта юридической силы);
в федерации – единые вооруженные силы, лишь изредка в отдельных федерациях – скорее в политических целях – признается право субъектов иметь свои войсковые формирования, являющиеся, конечно, частями единых вооруженных сил (например, на отдельных этапах существования СССР союзными республикам давалось право иметь свои войсковые формирования); в к. существуют армии отдельных государствчленов к., они могут быть объединены под общим командованием, в принципе, по соглашению государств может быть и создана единая армия из объединяемых воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они сохраняют и свои вооруженные силы;
в федерации – единые налоги, причем они либо полностью устанавливаются федерацией, либо федерация устанавливает исходные, основополагающие нормы в области налогов, финансовой политики; в к. налоги и финансовые системы имеет каждый член к., а источником средств к. являются взносы членов к.;
соответственно в федерации – единая денежная система; в к. у каждого своя валюта, хотя и могут начинаться процессы сближения систем;
федерация имеет единую экономическую политику и либо единое руководство ею, либо ее единое регулирование; в к. могут иметь место координация, начала регулирования, но, как было сказано, с признанием членами к. такого рода актов;
у федерации единые государственные символы; члены к. могут договориться о единой атрибутике (флаг, герб, если не гимн, то общая патриотическая мелодия, столица).

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Конфедерация
постоянный союз государств, образованный для осуществления общих целей, которыми могут быть экономические, торговые задачи, создание единого таможенного пространства, цели внешнеполитического характера, обороны и т. п.
К. не является формой государственного устройства, а представляет союз государств, который создан на договорной основе соответствующими субъектами, и поэтому данные субъекты обладают суверенитетом и могут выступать на международной арене самостоятельно.
К. характеризуется как международно-правовое объединение с некоторыми государственно-правовыми элементами. Основным различием между союзом государств (одним из видов которых является К.) и союзным государством (федерацией) является то обстоятельство, что в рамках государственного союза (конфедерации) суверенные государства объединяются на международно-правовой основе, государства-участники создают союзные органы и берут на себя определенные союзные обязательства. Субъекты К. при этом сохраняют свою самостоятельность и международную правосубъектность.
К. образуется на основе соответствующих договоров. Суверенитет в К. принадлежит государствам, входящим в ее состав. Конфедерации лишены суверенной власти над своей территорией и населением. К. может не иметь общих законодательных и исполнительных органов. Органы, которые в ней создаются, обусловлены целями К., и образуются они правительствами стран, входящих в К. В предметы ведения органов К. входит круг вопросов, определенный целями объединения и уставными документами. Как правило, это вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единых вооруженных сил, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами К. и и т. п. Парламент К. формируется представительными органами ее субъектов. Представители этих органов строго следуют их указаниям.
Постоянно действующие государственные органы К. лишены властных полномочий, их акты не содержат норм прямого действия. Акты общих органов (если они созданы) не адресованы населению непосредственно, а только правительствам государств — членов К., которые могут утвердить эти акты и распространить их действие на свою территорию (право рецепции). Вместе с тем они могут не утвердить эти акты, отвергнуть их (право нуллификации).
К. не обладает единой территорией и единым гражданством. К. представляет собой расторжимый союз, иначе говоря, субъекты К. как сохраняющие свой суверенитет государства обладают правом сецессии, т. е. правом выхода из союза.
Бюджет К. формируется за счет взносов ее субъектов. К. не имеет права непосредственного налогообложения. Вооруженные силы К. формируются из контингентов государств — субъектов К.
По признакам, закрепленным в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 08.12.1991 г., СНГ может быть охарактеризовано как К. Этот вывод подтверждается сохранением на некоторое время после разрушения Союза ССР в странах СНГ рубля в качестве общей валюты, единых Вооруженных Сил. Конфедеративная форма СНГ была призвана выступить и выступила в качестве переходной формы от федеративного государства — Союза ССР — к его современному определению в качестве региональной международной организации.
Конфедерациями по своим государственно-правовым и международно-правовым признакам являются Европейский Союз и Союзное государство Беларуси и России. В уставных документах Союзного государства (Договор о создании Союзного государства от 08.12.1999 г.) не дается характеристик и признаков, которые предполагается включить в понятие «союзное государство».
С точки зрения теории — союзное государство — это федерация. В частности, к признакам федеративного государства следует отнести содержащиеся в уставных документах Союза Беларуси и России задачи создания союзных государственных органов и соответствующих наднациональных органов управления, единой правовой среды для всех субъектов хозяйствования, формирования единого таможенного пространства, унификации гражданского и налогового законодательств, валютного регулирования и денежно-кредитной системы, формирования единого бюджета, проведения единой внешней политики, согласия в вопросах обороны и безопасности.
Наряду с пониманием К. как формы межгосударственного объединения, конфедерациями также могут называться общественные объединения (профессиональные, творческие и другие союзы). Тем самым подчеркивается определенная самостоятельность входящих в подобные союзы субъектов.
И. Н. Барциц
Список литературы
Общая теория государства и права: акад. курс: в 3 т. МГУ им. М. В. Ломоносова / отв. ред. М. Н. Марченко. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М., 2002.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
367.01 кб

95. 01. 032. Костенко М. Л. , Лавренова H. В. ЕС после маастрихта: Федерация, конфедерация или между

Агабеков Г. Б.
Читать PDF
214.50 кб

Конфедерация как устойчивая форма государственного устройства

Евсеенко Т.П.
Читать PDF
658.98 кб

Конфедерация как устойчивая форма государственного устройства

Евсеенко Т.П.
Читать PDF
340.59 кб

Конфедерация: исторический опыт и современность

Юрасова Анна Валидовна
Статья посвящена проблемам возникновения, становления и развития конфедеративных объединений, существующих на протяжении достаточно длительного времени: с периода Средневековья до наших дней.
Читать PDF
137.43 кб

Проблемы становления международно-правового статуса конфедеративного государства

Азаров Сергей Олегович
Исследование акцентировано на становлении механизма правовой регламентации полномочий и предметов ведения конфедеративного государственного устройства в пределах объединившихся стран, образований и государств с которыми имеются до
Читать PDF
138.60 кб

Правовые отличия конфедеративного государственного устройства от федерации

Азаров Сергей Олегович
Статья посвящена показу и обоснованию правовых отличий, особенностей формирования и функционирования конфедерации и федерации.
Читать PDF
53.51 кб

Проблемы образования взрослых: позиция всеобщей конфедерации профсоюзов

Юрьев В. С.
Читать PDF
227.36 кб

Политика soft power в Швейцарской конфедерации

Глухова Е.В.
В статье рассматривается концепт понятия «мягкая сила» на примере Швейцарской конфедерации
Читать PDF
240.52 кб

Перспективы конфедеративного союза России и Абхазии

Лилияк Виктор Бориславович
Смысл статьи сводится к особой роли России в геополитической реальности Абхазии, которая рассматривается как с точки зрения конституционного права, так и экономики, политики и социально-культурной составляющих Абхазской государств
Читать PDF
466.68 кб

Конгресс Конфедеративных штатов Америки: особенности организации и деятельности

Чечелев Станислав Викторович
В настоящей статье автор анализирует особенности правового статуса, компетенции, порядка формирования, состава и деятельности высшего представительного (законодательного) органа Конфедеративных Штатов Америки (КША) на основании по
Читать PDF
238.94 кб

Институт конфедерации как форма государственного союза

Лилияк Виктор Бориславович
Статья посвящена вопросам государственности, политико-правовым взаимоотношениям и проблеме межгосударственных союзов.
Читать PDF
172.81 кб

Юридическая сущность конфедерации и федерации

Азаров Сергей Олегович
В представленной статье рассматриваются такие виды политико-территориального устройства государств как федерация и конфедерация.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние международной конфедерации практической стрельбы iPSC (техника, тактика стрельбы, методика о

Черных Виталий Викторович, Николаев Николай Олегович
Статья посвящена проблеме оптимизации огневой подготовки полицейских. Автор предлагает разработать и использовать новые упражнения для обучения и совершенствования навыков стрельбы.
Читать PDF
421.84 кб

Избирательная система Швейцарской Конфедерации: определение результатов выборов

Тарнавская Магдалена Александровна
В рамках настоящей статьи автор освещает процесс подсчёта голосов и порядок обнародования результатов выборов в Швейцарской Конфедерации.
Читать PDF
0.00 байт

Идея международной конфедерации в государственно-правовом учении А. С. Ященко

Сафронова Елена Викторовна, Кравченко Андрей Евгеньевич
Статья посвящена анализу взглядов на международную конфедерацию Александра Семеновича Ященко (1877-1934), выдающегося российского правоведа, философа.

Похожие термины:

  • Европейская конфедерация профсоюзов

    ЕКП, англ. ETUC, франц. CES) - единый профсоюзный центр Западной и Центральной Европы. Образован в 1973 г. в составе западно-европейских национальных профцентров социал-демократического и христианского н
  • Международная конфедерация свободных профсоюзов

    МКСП, англ. ICFTU, франц. CISL) - крупнейший ныне мировой профсоюзный центр. Образовался в 1949 г. в результате раскола ВФП (см.). В конце 2004 г. в нее входили 232 национальных профцентра из 154 стран всех континен
  • Всеобщая конфедерация профсоюзов

    ВКП) международное профсоюзное объединение, действующее на территории Содружества Независимых Государств (СНГ). Образована в апреле 1992 г., объединяет профцентры 11 стран СНГ (всех, кроме Туркменист
  • Всемирная конфедерация труда

    ВКТ, англ. WCL, франц. CMT), до 1968 г. - Международная конфедерация христианских профсоюзов (МКХП), создана в 1920 г. в соответствии с социальной доктриной католической церкви, изложенной в энциклике Папы Ри
  • СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ

    The articles of Confederation) - первая конституция США; вступила в силу в 1781 г., действовала до 1789 г. С. к. закрепили революционные завоевания, достигнутые в ходе Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 г.,