КОНФЕДЕРАЦИЯ
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Юридическая энциклопедия
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Большой юридический словарь
США преобразовались в федерацию в 1787 г. а до этого - с 1781 г. - существовала К. штатов).
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Органы К. образуются из представителей от входящих в союз государств; они могут сноситься только с правительствами этих государств; их решения осуществляются только через эти правительства и не обеспечиваются принудительной силой верховного органа К- Финансовые средства К. складываются из взносов входящих в нее государств.
По сравнению с федерацией К. представляет собой менее тесное объединение государств, встречавшееся на ранней стадии развития капитализма и отражавшее слабость экономических связей между входившими в К. государствами (напр., в СШЛ 1776–87 гг., в Германии с 1815 по 1866 гг., в Швейцарии до 1848 г.).
2) К. иногда называется объединение самостоятельных общественных организаций. Примером может служить Всеобщая конфедерация труда во Франции, являющаяся объединением профессиональных организаций.
Источник: Советский юридический словарь
Источник: Словарь международного права.
Источник: Энциклопедия юриста
Особенности К. следующие: 1. Правовой основой образования К. является международно-правовой договор. В этом заключено одно из основных отличий К. от федеративного государства. 2. Конфедерация - это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено. Так, созданный в 1958 г. Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 г. (т.е. когда надобность в таком союзе отпала). Общая же закономерность для всех без исключения К. такова: К. либо распадается (чаще всего это многонациональные К. - Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия), либо перерастает в федеративное государство (как правило, это мононациональные конфедерации - США, Швейцария, Германия). 3. Государства-члены К. в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, а потому субъекты К., в отличие от субъектов федеративного государства, обладают правом сецессии; им принадлежит право нуллификации, или отказа в признании, а равно право применения актов союзной власти; они имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов. 4. В К. создаются наднациональные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных органов власти. Парламент К. формируется представительными органами государств-членов. Создаваемые на постоянной основе государственные органы К. лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти имеют существенную специфику: они не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств-членов К.; механизм обеспечения таких норм сходен с механизмом действия международно-правовых норм.
В настоящее время К. в мире нет. В то же время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру Европейского союза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к К. можно отнести Европейский союз, Бенилюкс, Асеан, Карибское сообщество.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Основные различия к. и федерации состоят в следующем:
правовой основой федерации сначала может быть договор, затем – все же конституция; правовой основой к. является договор;
федерация – как уже сказано, государственноправовое объединение, в результате которого возникает новое государство; к. – международноправовое объединение, союз, нового государства (еще) нет;
территория федерации едина; у к., строго говоря, нет единой территории, это совокупность территорий, входящих в к. государств;
федерация имеет единое гражданство; у к. нет гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие близость или в чемто даже принципиальное единство статуса личности;
федерация имеет единые (федеральные) органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); к. таких органов не имеет, хотя здесь и создаются координационные органы для ведения общих дел к.;
в федерации действует принцип приоритета актов федерации перед актами субъектов федерации, их более высокая сила, необходимость – по общему правилу – соответствия актов субъектов актам федерации, в федерации возможна отмена федеральными органами актов субъекта, противоречащих федеральным актам – либо директивным путем, либо органом конституционного контроля по рассмотрении спора; в к. решения координационного органа к. проводятся в жизнь решениями органов государствчленов к., для чего они прежде всего ратифицируются или иным способом признаются членами к., причем последние имеют возможность не признать для себя такие решения обязательными (так называемый принцип нуллификации – непризнания действия, лишения акта юридической силы);
в федерации – единые вооруженные силы, лишь изредка в отдельных федерациях – скорее в политических целях – признается право субъектов иметь свои войсковые формирования, являющиеся, конечно, частями единых вооруженных сил (например, на отдельных этапах существования СССР союзными республикам давалось право иметь свои войсковые формирования); в к. существуют армии отдельных государствчленов к., они могут быть объединены под общим командованием, в принципе, по соглашению государств может быть и создана единая армия из объединяемых воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они сохраняют и свои вооруженные силы;
в федерации – единые налоги, причем они либо полностью устанавливаются федерацией, либо федерация устанавливает исходные, основополагающие нормы в области налогов, финансовой политики; в к. налоги и финансовые системы имеет каждый член к., а источником средств к. являются взносы членов к.;
соответственно в федерации – единая денежная система; в к. у каждого своя валюта, хотя и могут начинаться процессы сближения систем;
федерация имеет единую экономическую политику и либо единое руководство ею, либо ее единое регулирование; в к. могут иметь место координация, начала регулирования, но, как было сказано, с признанием членами к. такого рода актов;
у федерации единые государственные символы; члены к. могут договориться о единой атрибутике (флаг, герб, если не гимн, то общая патриотическая мелодия, столица).
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
К. не является формой государственного устройства, а представляет союз государств, который создан на договорной основе соответствующими субъектами, и поэтому данные субъекты обладают суверенитетом и могут выступать на международной арене самостоятельно.
К. характеризуется как международно-правовое объединение с некоторыми государственно-правовыми элементами. Основным различием между союзом государств (одним из видов которых является К.) и союзным государством (федерацией) является то обстоятельство, что в рамках государственного союза (конфедерации) суверенные государства объединяются на международно-правовой основе, государства-участники создают союзные органы и берут на себя определенные союзные обязательства. Субъекты К. при этом сохраняют свою самостоятельность и международную правосубъектность.
К. образуется на основе соответствующих договоров. Суверенитет в К. принадлежит государствам, входящим в ее состав. Конфедерации лишены суверенной власти над своей территорией и населением. К. может не иметь общих законодательных и исполнительных органов. Органы, которые в ней создаются, обусловлены целями К., и образуются они правительствами стран, входящих в К. В предметы ведения органов К. входит круг вопросов, определенный целями объединения и уставными документами. Как правило, это вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единых вооруженных сил, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами К. и и т. п. Парламент К. формируется представительными органами ее субъектов. Представители этих органов строго следуют их указаниям.
Постоянно действующие государственные органы К. лишены властных полномочий, их акты не содержат норм прямого действия. Акты общих органов (если они созданы) не адресованы населению непосредственно, а только правительствам государств — членов К., которые могут утвердить эти акты и распространить их действие на свою территорию (право рецепции). Вместе с тем они могут не утвердить эти акты, отвергнуть их (право нуллификации).
К. не обладает единой территорией и единым гражданством. К. представляет собой расторжимый союз, иначе говоря, субъекты К. как сохраняющие свой суверенитет государства обладают правом сецессии, т. е. правом выхода из союза.
Бюджет К. формируется за счет взносов ее субъектов. К. не имеет права непосредственного налогообложения. Вооруженные силы К. формируются из контингентов государств — субъектов К.
По признакам, закрепленным в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 08.12.1991 г., СНГ может быть охарактеризовано как К. Этот вывод подтверждается сохранением на некоторое время после разрушения Союза ССР в странах СНГ рубля в качестве общей валюты, единых Вооруженных Сил. Конфедеративная форма СНГ была призвана выступить и выступила в качестве переходной формы от федеративного государства — Союза ССР — к его современному определению в качестве региональной международной организации.
Конфедерациями по своим государственно-правовым и международно-правовым признакам являются Европейский Союз и Союзное государство Беларуси и России. В уставных документах Союзного государства (Договор о создании Союзного государства от 08.12.1999 г.) не дается характеристик и признаков, которые предполагается включить в понятие «союзное государство».
С точки зрения теории — союзное государство — это федерация. В частности, к признакам федеративного государства следует отнести содержащиеся в уставных документах Союза Беларуси и России задачи создания союзных государственных органов и соответствующих наднациональных органов управления, единой правовой среды для всех субъектов хозяйствования, формирования единого таможенного пространства, унификации гражданского и налогового законодательств, валютного регулирования и денежно-кредитной системы, формирования единого бюджета, проведения единой внешней политики, согласия в вопросах обороны и безопасности.
Наряду с пониманием К. как формы межгосударственного объединения, конфедерациями также могут называться общественные объединения (профессиональные, творческие и другие союзы). Тем самым подчеркивается определенная самостоятельность входящих в подобные союзы субъектов.
И. Н. Барциц
Список литературы
Общая теория государства и права: акад. курс: в 3 т. МГУ им. М. В. Ломоносова / отв. ред. М. Н. Марченко. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М., 2002.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия