КОНСТИТУЦИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ статус республики устанавливается Конституцией РФ и конституциями республик, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом субъекта РФ. На территории субъекта РФ К.с. РФ обладает высшей юридической силой после Конституции РФ и федеральных законов. В Конституции РФ нет норм, устанавливающих содержание К.с. РФ. Как правило, К.с. РФ регулируют целый комплекс проблем: основные принципы построения и функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ; отношения, связанные с порядком образования и функционирования государственных органов, их виды, структуру, правовой статус, формы деятельности органов государственной власти, издаваемые ими акты; законотворческий процесс, основы административно-территориального устройства и т. п. Данный перечень не исчерпывающий, но он отражает особенности предмета регулирования К.с. РФ. Предметы регулирования К.с. РФ во многом зависят от таких факторов, как экономическое состояние субъекта РФ, сложившиеся в нем традиции, а нередко и опыт соседей, на которые ориентируются субъекты РФ, и т.п. Структура подавляющего большинства К.с. РФ имеют много общего со структурой Конституции РФ. Они обычно состоят из преамбулы, основной части и заключительных или переходных положений. В преамбуле излагаются цели создания и назначения К.с. РФ, принципы, на которых они строятся, исторические условия их появления. Основная часть К.с. РФ делится на главы (разделы).
К специфическим чертам К.с. РФ можно отнести и то, что хотя многие их нормы и устанавливаются самими субъектами Федерации, однако их исполнение обеспечивается властью не только субъекта РФ, но и властью Федерации в целом.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации
основной закон субъекта Российской Федерации, выражающий волю населения региона о вхождении в состав единого многонационального государства, о формировании органов государственной власти и их компетенции в соответствии с федеральным законодательством, об учреждении целей правового регулирования и основ регионального законодательства в соответствии с федеральными конституционными принципами.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республики имеют конституцию и законодательство, а иные субъекты федерации — устав и законодательство.
Конституция, устав являются действующими политико-правовыми документами, не нуждающимися в дополнительном санкционировании. В то же время они являются именно законами и обладают свойством «исковой защиты», т. е. на них можно ссылаться при оформлении юридических документов, в том числе при обращении в судебные органы.
Статья 66 (ч. 1 и 2) Конституции РФ устанавливает, что Конституцией РФ и конституцией республики определяется статус республики, а Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации, определяется статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ конституции (уставы) субъектов Федерации определяют систему органов государственной власти субъектов Федерации. Закон не содержит единой типизированной (модельной) формы конституции (устава) субъекта Федерации, что позволяет субъектам Федерации отразить конституционно-правовую природу своего региона как самостоятельного и ответственного государственного образования, находящегося в составе единой, неделимой и суверенной страны, придерживающейся принципа разумного сочетания централизованного и децентрализованного подходов к регулированию федеративных отношений.
Конституции (уставы) субъектов Федерации весьма разнообразны по содержанию, но вместе с тем имеют характерные, присущие для всех особенности:
1)специфический предмет правового регулирования, который составляет основу организации государственной власти в субъекте Федерации, включая формирование, компетенцию, порядок деятельности и прекращения полномочий законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов власти;
2)учредительный характер конституций (уставов) субъектов Федерации, который предполагает самостоятельность субъектов Федерации по решению некоторых важных вопросов организации и функционирования региональной власти без излишней опеки и чрезмерного вмешательства органов федерального центра;
3)являются базой формирования, развития и совершенствования регионального законодательства. Это проявляется в прямых указаниях конституций (уставов) субъектов Федерации на то, какие должны быть приняты региональные законы, а также в создании дополнительных гарантий развития и совершенствования регионального нормотворчества, обеспечения соответствия конституций (уставов) субъектов Федерации нормативным правовым актам более высокой юридической силы. Кроме того, конституции (уставы) субъектов Федерации призваны способствовать устранению пробелов в правовом регулировании общественных отношений;
4)имеют стабильность и относительную устойчивость.
Конституции (уставы) субъектов Федерации различаются по структуре, но в обязательном порядке устанавливают:
— статус законодательного (представительного) органа субъекта Федерации (наименование, структура, количество депутатов и срок их полномочий, формы участия в назначении отдельных должностных лиц исполнительной власти, статус депутата и гарантии депутатской деятельности);
— статус высшего должностного лица или руководителя высшего исполнительного органа субъекта Федерации (наименование должности; наличие института отзыва; порядок временного исполнения обязанностей; установление ограничений на осуществление полномочий временно исполняющим обязанности высшего должностного лица или руководителя высшего исполнительного органа субъекта Федерации; регулирование порядка определения высшим должностным лицом или руководителем высшего исполнительного органа субъекта Федерации перечня исполнительных органов субъекта
Федерации);
— статус высшего исполнительного органа субъекта Федерации (наименование, структура, порядок формирования).
По своей структуре конституции и уставы, как правило, содержат небольшие преамбулы, неодинаковые по своему содержанию. Большинство конституций и уставов делятся на разделы, разделы — на главы, главы — на статьи. Подавляющее большинство уставов и некоторые конституции делятся только на главы, а Степное Уложение (основной закон) Республики Калмыкия — только на статьи.
Различна и последовательность глав. Так, обычно в качестве первого раздела главы закрепляются нормы об основах конституционного строя (государственного и общественного строя; общие положения). Однако в некоторых уставах на первое место ставится глава о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (например, уставы Курской и Воронежской областей). Некоторые конституции и уставы имеют главы, нетипичные для большинства такого рода актов. Так, в конституции Республики Саха (Якутия) есть главы «Внешние связи республики», «Экономическая основа республики», в Уставе Приморского края — «Избирательная система», в Уставе Саратовской области — «Финансы области», «Социальная сфера», «Обеспечение порядка и безопасности». В Уставе города Москвы имеются главы, посвященные статусу города Москвы как столицы Российской Федерации и обусловленным этим статусом вопросам осуществления городом Москвой международных и внешнеэкономических связей.
Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.
Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т. е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая конституция принимается на основе всенародного референдума.
В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.
В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть вынесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).
Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках, как правило, это президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых из них также правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие не менее 10 тыс. подписей избирателей.
Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах — граждане (2% в Приморском крае, 40 тыс. в Воронежской области, 25 тыс. в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (Курская область); судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).
Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.
В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядке пересмотра и изменения конституции.
Предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан — при условии поддержки их подписями не менее 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия — голосованием 3/4 депутатов Народного Хурала, с последующим созывом Конституционного Собрания. В Республике Тыва изменение главы «Государственное устройство Республики Тыва» производится Великим Хуралом на основе референдума. В Республике Северная Осетия — Алания президент вправе распустить парламент в случае пересмотра им основ конституционного строя, закрепленных в главе 1 конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного парламента.
В уставах некоторых субъектов также имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений. Например, в Уставе Смоленской области установлено, что изменение ст. 5, 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр устава в целом и влечет принятие нового устава. В Уставе Московской области закреплены нормы о том, что положения разделов 2 и 9 (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения разделов 1, 2, 3, 4 и 9 устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.
В. В. Годин
Список литературы
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.
Чертков Н. А. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». — М.: Юстиц— информ, 2006.
Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Юристъ, 2004.
Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. — М., 2001.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама