КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
К.П. имеет системообразующий характер для национальной правовой системы, т.к. именно оно закладывает основу всех других отраслей права, дает им базовые принципы.
Источник: Некоторые юридические термины
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Конституционное (государственное) право – это система юридических норм, закрепляющая основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных органов, порядок их образования и компетенцию, систему и принципы организации местного самоуправления и др.
Предмет этой отрасли составляют отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.
К.п. имеет системообразующий характер для национальной правовой системы, поскольку закладывает нормативную основу всех других отраслей права, дает им базовые принципы.
К.п. не имеет какого-то особого метода правового регулирования. В К.п. сочетается регулирование путем установления запретов и предписаний (императивный метод) с регулированием путем дозволений (диспозитивный метод). Содержание К.п. составляют конституционно-правовые нормы.
Главным источником К.п. является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года путем референдума, – основной закон Российского государства.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
1. конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве;
2. основы правового положения личности;
3. государственное устройство, т. е. территориальная (национально-территориальная) организация государства;
4. система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в государстве.
К. п. регулирует названные общественные отношения и способствует их развитию. Отношения, составляющие предмет К. п., принято называть "конституционными" или "конституционно-политическими" отношениями. Это - важнейшие отношения, базовые для общества, государства, всех иных общественных отношений. К. п. является той отраслью права, посредством которой закрепляются самые исходные начала жизни людей в обществе и государстве, управления общественными и государственными делами. У К. п. две главные задачи: во-первых, закрепление основ всего строя общества и государства, характера власти в стране, статуса личности; эти основы развиваются и детализируются далее в нормах различных отраслей права и, прежде всего, самого конституционного права; во-вторых, детальное урегулирование механизмов осуществления государственной власти и власти местного самоуправления.
Таким образом, большая часть общественных отношений, составляющих предмет К. п., связана с устройством государства, положением личности в государстве, осуществлением государственной власти. К тому же от государства исходят все нормы данной отрасли права. Отсюда и распространенные в науке характеристика этой отрасли как "государственного права", а соответствующих общественных отношений - как "государственно-правовых" отношений. В специальной литературе на этот счет имеют место дискуссии и разные точки зрения. В принципе оба понятия ("конституционное право" и "государственное право") имеют право на существование и могут рассматриваться неспециалистами как равнозначные.
Главным источником К. п. является конституция государства. В России - это Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Источниками К. п. являются законы государства. В Российской Федерации имеются либо должны быть приняты федеральные конституционные законы, федеральные законы по следующим вопросам К. п.: о референдуме, об общественных объединениях, о политических партиях, о гражданстве, о порядке осуществления различных прав и свобод, исполнения конституционных обязанностей, о порядке решения вопросов, связанных с образованием и статусом субъектов РФ, избирательные законы, о Правительстве РФ, о судебной системе РФ, о Конституционном Суде РФ, о столице РФ, о государственных символах РФ (гимне, гербе и флаге) и др. Источниками К. п. в РФ является ряд актов палат Федерального Собрания и прежде всего - Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы. Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы К. п., а зачастую и целиком являются источниками этой отрасли права. Акты Правительства, министерств и ведомств также могут быть источниками К. п.
В России как федеративном государстве источниками К. п. являются и нормативные акты субъектов РФ. Это - прежде всего конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а кроме того - их законы, иные нормативные акты во многом по тем же вопросам, которые были названы выше, но с учетом своего уровня. В Российской Федерации источниками К. п. являются некоторые нормативные акты местного самоуправления, например, уставы городов, сельских территорий, которые могут приниматься как непосредственно населением путем местных референдумов, так и избранными им представительными органами местного самоуправления - думами, собраниями депутатов и т. п. Источниками являются и отдельные акты названных органов: прежде всего их регламенты, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории, и т. д.
К числу источников К. п. в Российской Федерации можно отнести и договоры между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, различных субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, например, о передаче (делегировании) друг другу собственных полномочий, о совместных социально-экономических и культурных программах и др.
В Российской Федерации сейчас одним из источников К. п. становятся решения Конституционного Суда (КС) РФ, а в субъектах РФ - их конституционных (уставных) судов.
В Конституции РФ (ст. 15) сказано: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Исходя из этого, надо признать международно-правовые нормы возможными источниками К. п. РФ;
2) основное право гражданина, закрепленное в конституции государства. (С. А.)
Предметом к.п. как отрасли права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т. е. территориальная (национальнотерриториальная) организация государства; система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в государстве.
К.п. регулирует названные общественные отношения и способствует их развитию. Отношения, составляющие предмет к.п., принято называть «конституционными» или «конституционнополитическими отношениями». Это важнейшие отношения, базовые для общества, государства, всех иных общественных отношений. К.п. является той отраслью права, посредством которой закрепляются самые исходные начала жизни людей в обществе и государстве, управления общественными и государственными делами. У к.п. две главные задачи: вопервых, закрепить основы всего строя общества и государства, характера власти в стране, статуса личности; эти основы развиваются и детализируются далее в нормах различных отраслей права, в том числе, самого конституционного права; вовторых, детально урегулировать механизмы осуществления государственной власти и власти местного самоуправления.
Таким образом, большая доля общественных отношений, составляющих предмет к.п., связана с устройством государства, положением личности в государстве, осуществлением государственной власти. К тому же от государства исходят все нормы данной отрасли права. Отсюда распространенная в науке характеристика этой отрасли также как «государственного» права, а соответствующих общественных отношений – как «государственноправовых» отношений. В специальной литературе на этот счет есть дискуссии и разные точки зрения. В принципе оба понятия – «конституционное право» и «государственное право» имеют право на существование и могут рассматриваться как равнозначные.
Каждая отрасль права имеет свои источники – нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) соответствующие общественные отношения. Главным источником к.п. является конституция государства. В нашей стране это Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования). Ведущее положение Конституции РФ в к.п. обусловлено тем, что в ней закреплены основные черты нашего общества и государства, статуса личности, система, принципы формирования, функции и ключевые полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Источниками к.п. являются законы государства. В РФ приняты законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам к.п.: о референдуме, об общественных объединениях, о политических партиях, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, об Общественной палате РФ, о гражданстве РФ, о порядке осуществления различных прав и свобод, исполнения конституционных обязанностей, о порядке решения вопросов, связанных с образованием и статусом субъектов Российской Федерации, избирательные законы, о Правительстве РФ, о судебной системе РФ, о Конституционном Суде РФ, о столице РФ, о государственных символах РФ (т. е. о гимне, гербе и флаге) и др. Источниками к.п. является ряд актов палат Федерального Собрания РФ, прежде всего это Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы. Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы к.п., а зачастую и целиком являются источниками этой отрасли права. Акты Правительства РФ, министерств и ведомств тоже в принципе могут быть источниками к.п.
В России как федеративном государстве источниками к.п. являются и нормативные акты субъектов РФ. Это прежде всего конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а кроме того – их законы, иные нормативные акты во многом по тем же вопросам, которые были названы выше, но с учетом уровня субъектов. Источниками к.п. являются некоторые нормативные акты местного самоуправления, прежде всего уставы муниципальных образований.
К числу источников к.п. в РФ можно отнести и договоры между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, различных субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления – например, о передаче (делегировании) друг другу собственных полномочий, о совместных социальноэкономических и культурных программах и др.
Одним из источников к.п. являются решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах РФ – их конституционных (уставных) судов. Конституционному Суду РФ дано право толковать Конституцию РФ, разрешать споры о компетенции между федеральными органами, между ними и органами субъектов РФ, между органами различных субъектов РФ; есть и другие важные полномочия. Принимаемые при этом акты КС имеют принципиальное значение для понимания сути конституционноправовых норм и развития конституционнополитических отношений.
В Конституции РФ (ст. 15) сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Исходя из этого, надо признать международноправовые нормы возможными источниками к.п. Российской Федерации.
2) Понятием к.п. также обозначается основное право гражданина, закрепленное в конституции государства.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
К.п. является той отраслью права, посредством которой закрепляются самые исходные начала жизни людей в обществе и государстве, управления общественными и государственными делами. У К.п. две главные задачи: во-первых, закрепить основы всего строя общества и государства, характера власти в стране, статуса личности, которые развиваются в нормах различных отраслей права, в том числе в первую очередь - самого К.п.; во-вторых, детально урегулировать механизмы осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Большая доля общественных отношений, составляющих предмет К.п., связана с устройством государства, положением личности в государстве, осуществлением государственной власти. Отсюда - распространенная характеристика этой отрасли как "государственного права", а соответствующих общественных отношений - как "государственно-правовых". Оба понятия - "К.п." и "государственное право" - рассматриваются как равнозначные.
К.п. имеет системообразующий характер для национальной правовой системы, поскольку закладывает основу всех других отраслей права, дает им базовые принципы. Конституция государства, являясь главным источником К.п., одновременно является важнейшим источником всех других отраслей права.
К.п. не имеет какого-то особого, только ему присущего метода правового регулирования. Как в большинстве других отраслей права, в К.п. сочетаются регулирование путем установления запретов я предписаний (императивный метод) с регулированием путем дозволений (диспозитивный метод). Специфику К.п. составляют конституционно-правовые нормы. Для К.п. характерно наличие значительного числа так называемых "норм-целей" и "норм-принципов", носящих торжественный, декларативный характер. Пример таких норм - положения ст. 2 Конституции РФ о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В силу своей неконкретности, отсутствия в структуре какой-либо санкции, эти нормы не могут быть применены в обычном порядке. Их задача состоит в том, чтобы определять "дух" законодательства и политики государственной власти. Суды практически не обращают на декларативные конституционные нормы внимания, однако КС нередко ссылается на них в обоснование своих решений.
Система К.п. представляет собой логически обусловленное распределение конституционно-правовых норм по подотраслям и конституционно-правовым институтам. Такое распределение с большей или меньшей четкостью и последовательностью отражается в структуре конституций. В настоящее время в большинстве новейших конституций (включая Конституцию РФ) эта структура достаточно схожа. В системе К.п. можно с определенной долей условности выделить общую и особенную части. "Общую часть" К.п. составляют основы конституционного строя - совокупность самых фундаментальных конституционных принципов, на основе которых строятся все дальнейшие конституционные положения (институты). Основы конституционного строя обладают обычно (в том числе в РФ) более высокой юридической силой по отношении к любым другим нормам конституции, поэтому их нередко образно называют "конституцией для конституции". "Особенную часть" составляют следующие разделы (подотрасли): а) права, свободы и обязанности личности; б) государственно-территориальное устройство; в) организация государственной власти (исполнительной, представительной, судебной и др.); г) основы местного самоуправления. Иногда в самостоятельный раздел (подотрасль) выделяется избирательное право (включая институт референдума (всенародного голосования), основы финансовой и экономической системы, основы национальной обороны и безопасности и другие комплексы норм, что нашло отражение в структуре ряда зарубежных конституций. Конституционно-правовые институты в отличие от подотраслей объединяют более компактные массивы правовых норм, например, к числу институтов К.п. можно отнести конституционный контроль, импичмент, федеральную интервенцию, депутатскую неприкосновенность.
Субъектами К.п. РФ являются: многонациональный народ РФ отдельные национальности (народы), живущие на территории РФ, федеративное Российской государство в целом, субъекты РФ (республики, в составе РФ, области, края, города федерального значения, автономные округа, автономная область), муниципальные образования, граждане РФ и иные физические лица, а также их объединения (партии, политические, общественные движения и др.). Народ, государственные и муниципальные образования являются субъектами конституционно-правовых отношений как непосредственно, так и через органы власти (парламенты, правительства, администрации, министерства, комитеты и комиссии, суды), своих должностных лиц (президентов, губернаторов, мэров, старост), депутатов, муниципальных советников и т.д. (последние, выступая в качестве представителей, сами также являются субъектами К.п.).
Главным источником К.п. является конституция государства. В РФ это Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума.
Источниками К.п. являются законы государства. В РФ имеются либо должны быть приняты ФКЗ, ФЗ по вопросам К.п.: о референдуме, об общественных объединениях, о политических партиях, о гражданстве, о порядке осуществления различных прав и свобод, исполнения конституционных обязанностей, о порядке решения вопросов, связанных с образованием и статусом субъектов РФ, избирательные законы, о Правительстве РФ, о судебной системе РФ, о КС, о столице РФ, о государственных символах РФ (т.е. о гимне, гербе и флаге) и др. Источниками К.п. в РФ является ряд актов палат ФС - и, прежде всего это Регламенты СФ и ГД. Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы К.п., а зачастую и целиком являются источниками этой отрасли права (например, Положение об Администрации Президента и об отдельных ее подразделениях). Акты Правительства, министерств и ведомств тоже могут быть источниками К.п.
В РФ как федеративном государстве источниками К.п. являются и нормативные акты субъектов РФ. Это, прежде всего, конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а кроме того - их законы, иные нормативные акты во многом по тем же вопросам, которые были названы выше, но с учетом уровня субъектов. В РФ источниками К.п. являются некоторые нормативные акты местного самоуправления, например уставы городов, сельских территорий, которые могут приниматься как непосредственно населением путем местных референдумов, так и думами, собраниями депутатов и т.п. Источниками будут и отдельные акты названных органов - прежде всего их регламенты, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории.
К числу источников К.п. в РФ относятся и договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектов, различных субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, например о передаче (делегировании) полномочий, о совместных социально-экономических и культурных программах и др.
В ст. 15 Конституции РФ сказано: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Исходя из этого, международно-правовые нормы являются возможными источниками К.п. РФ. К.п. представляет собой также одну из правовых наук и учебных дисциплин.
2) К.п. в субъективном смысле - это любое из основных прав гражданина, закрепленное в конституции государства.
Источник: Энциклопедия юриста
В условиях демократии высший гуманистический смысл и социальное назначение К.п. заключаются в том, чтобы закрепленная в Основном законе страны формула "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" получила предметное воплощение в конституционной практике. Соответственно предметом регулирования К.п. охватываются две основные группы отношений: во-первых, это отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, это отношения, связанные с организацией и функционированием системы власти. Вторая группа отношений является зависимой, производной по отношению к первой. Согласно Конституции "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2); "права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18). Это означает, что институт прав и свобод определяет характер и объем властеотношений, пределы и формы их распространения.
Более детальное определение круга отношений, относящихся к предмету К.п., предполагает учитывать специфическую особенность конституционно-правового регулирования. Она состоит в том, что в одних сферах жизни общества К.п. непосредственно в полном объеме регулирует общественные отношения (такие отношения выступают предметом правового регулирования только в К.п.), а в других - лишь основополагающие, т.е. такие, которые предопределяют содержание остальных отношений в этих сферах (это базовые отношения, складывающиеся в политической, экономической, социальной и духовной областях жизни общества). Первую группу отношений образуют те из них, которые связаны с функционированием главных составляющих государства (население, территория, власть) и соответственно возникают в связи с регулированием правового положения населения, территории и государственной власти. Население представлено совокупностью граждан и иных лиц, находящихся под юрисдикцией государства. Правовой статус граждан - гражданство, основные права, свободы и обязанности, их гарантии, а также правовое положение иностранных граждан, беженцев, лиц, которым на территории России предоставляется политическое убежище, - все это непосредственный и преимущественно специфический объект конституционно-правового регулирования, несвойственный иным отраслям права. Территория в государствоведческом смысле, или территориальная организация государства, есть то пространство (сухопутное, водное и воздушное), на которое распространяется государственная власть. Соответственно сеть федеративных отношений - это также исключительная прерогатива правового регулирования норм конституционного права. Государственная власть - важнейшая составляющая государства, его субстанция. Регулирование отношений, возникающих в связи с формированием институтов государственной власти и ее осуществлением, также исключительная прерогатива К.п. К этому блоку отношений примыкают все отношения, связанные с проведением выборов, формированием законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов государственной власти, определением их конституционно-правового статуса и режима деятельности, конституционных основ взаимоотношений с населением, формы контроля институтов гражданского общества за деятельностью институтов государственной власти и др.
Что касается второй группы отношений, то к таковым относятся те из них, которые, складываясь в разных сферах жизнедеятельности общества (не только в политической, но и в экономической, социальной и духовной), обладают конституционно-правовыми свойствами: а) их участниками являются субъекты конституционного права (федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, граждане, общественные и религиозные объединения, политические партии, соответствующее территориальное образование, многонациональный народ или население соответствующей территории, физические лица и общественные образования, наделенные конституционной правосубъектностью); б) объектом таких отношений (того, по поводу чего они возникают) выступают конституционные ценности: государственная территория, государственная власть, местное самоуправление, различные блага - имущественные (включая материальные ценности и материальное обеспечение) и неимущественные (например, свобода преподавания, литературного, художественного творчества) и др.; в) конституционные отношения возникают на основании соответствующих государственно-правовых (конституционно-правовых) фактов, предусмотренных гипотезами соответствующих конституционно-правовых норм; г) содержанием таких отношений выступает соответствующее конституционное поведение.
К.п. пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Соответственно ему присущи все черты публично-правового метода регулирования общественных отношений: властный характер, императивность, директивность. Вместе с тем К.п. располагает особым средством конституционного воздействия - так называемым общим установлением, характеризующим учредительным характером и существенно отличающимся от иных средств правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов участников правовых отношений. Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ); находят выражение в форме конституционного закрепления (компетенции органа власти, правового статуса физического лица). Специфика общего конституционного установления заключается в том, что оно не требует специфически юридических средств обеспечения, т.е. юридических санкций, имеет статутный характер, отличается специфичностью действия. Общие конституционные установления проявляются как непосредственно в конституционном поведении (обладая свойством непосредственного, прямого действия), так и опосредованно, в конкретизирующих их законах, иных нормативных правовых актах.
Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции так называемых "мягких" средств регулирования. Это проявляется в использовании в правовом регулировании таких нормативных регуляторов, как конституционные договоры (выраженные в международных договорах России, в договорах и соглашениях, заключаемых между федеральными и региональными органами государственной власти), конституционные обычаи и конституционные прецеденты, а также тем, что в системе К.п. значительное число диспозитивных норм, что в общем-то нехарактерно для публично-правового метода регулирования. Общие установления выступают в форме конституционного закрепления.
В выборе средств правового регулирования определяющим является предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования. Отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования ("разрешено все, что, не запрещено законом"). Что касается отношений граждан с властью, то их регулирование осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования ("разрешено то, что прямо предусмотрено законом"). Таким образом, гражданам и их объединениям средствами К.п. предоставляется максимум свободы поведения, а деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия