КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
в РФ таковыми признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень К. м. н. РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.

Источник: Большой юридический словарь

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
небольшие по численности этнические группы, часто (но не всегда) сохраняющие племенной образ жизни или существенные элементы этого образа жизни. Конвенция МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» 1989 с точки зрения правового положения фактически ставит знак равенства между коренными народами и народами, ведущими племенной образ жизни, поскольку и для одних, и для других предусмотрен одинаковый объем прав и гарантий, а в тексте оба наименования заменены собирательно словами «соответствующие народы», «указанные народы». Это в значительной мере справедливо для Нового Света (Северная и Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия), но не подходит для Старого Света (Европа, Азия, в значительной мере Африка), где подавляющее большинство населения — коренное. Однако данное определение таких народов как коренных сохраняет свое значение и для Старого Света, чтобы отличить их от малочисленных этнически однородных групп иммигрантов. Малочисленными этнологи считают народы, насчитывающие менее 50 тыс. человек. В РФ именно такая численность была законодательно закреплена для определения коренных малочисленных народов Севера (ч. 6 ст. 1 Федерального закона «Об основах регулирования социально-экономического развития Севера РФ» 1996). Этот критерий можно распространить не только на народы Севера, в РФ коренные малочисленные народы проживают также на Дальнем Востоке и на Кавказе (всего в РФ — 65 коренных малочисленных народов). Родовым общинам этих народов предоставлены льготы при налогообложении, преимущественное право закрепления в бесплатное пожизненное владение или аренду оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий. В РФ наряду с федеральным законодательством некоторые аспекты жизни этих народов регулируются законодательством субъектов РФ. Так, Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия), Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского Автономного Округа, Устав Ненецкого Автономного Округа и др. содержат положения о коренных малочисленных народах Севера, в Конституции Республики Хакасия говорится о малочисленных этнических общностях. В 1999 в РФ принят Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Закрепляет права К.м.н. безвозмездно владеть и пользоваться землей в местах традиционного проживания, участвовать в формировании и деятельности советов представителей К.м.н. и тд. АС. Автономов

Источник: Юридическая энциклопедия

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
понятие, употребленное в Конституции РФ. Согласно ст. 69, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В Конституции РФ используется и понятие "малочисленные этнические общности". Например, п. "м" ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относит "защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей".
В международных документах используются понятия "коренное население", "коренной народ": например, в Конвенции Международной организации труда (МОТ) 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах" (1957 г.); в Конвенции МОТ 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (1989 г.). Однако их трактовки в данных документах и в российской науке и практике несколько расходятся. Международные документы в большей мере ориентированы на народы, лишившиеся традиционных мест своего проживания или имеющие проблемы в плане пользования ими, как бы не способные на самоорганизацию в виде национально-территориальных и иных формирований. Речь идет скорее о повышении быта и уровня жизни по стране в целом.
В России равноправие всех народов, возможности их самоорганизации закреплялись с самого начала, в том числе с использованием форм национально-территориальной автономии, созданием национальных районов, сельсоветов и т. п. Постоянно создавались возможности использования языка, развития письменности и т. д, Вместе с тем постепенно накапливались проблемы организации быта и жизни К. м. н., особенно в районах Севера и Северо-Востока. Технический прогресс повлиял на использование некоторыми народами традиционных видов промыслов, а промышленное освоение месторождений нефти и газа по-своему оказало на них еще более негативное воздействие.
В настоящее время принимаются разнообразные меры, соответствующие государственные программы, которые должны помочь развитию К. м. н. в районах Севера. Действует Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 24 мая 1996 г. Однако есть свои проблемы и у других К. м. н. Разработан и принят Федеральный закон от 16 апреля 1999 г. о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Определение К. м. н. в Федеральном законе 1999 г. таково: это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные уклад жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
понятие, употребленное в Конституции РФ. Статья 69 гласит: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». В Конституции РФ используется и понятие «малочисленные этнические общности». Так, согласно п. «м» ст. 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится «защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей».
В международных документах используются понятия «коренное население», «коренной народ» (например, Конвенция МОТ № 107 (1957 г.) «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах»; Конвенция МОТ № 169 (1989 г.) «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»). Однако их трактовка в данных документах и в российской науке и практике несколько расходятся. Международные документы в большей мере сориентированы на народы, лишившиеся традиционных мест своего проживания или имеющие проблемы пользования ими, как бы не способные на самоорганизацию в виде национальнотерриториальных и иных формирований. Речь идет скорее о повышении уровня жизни и быта до их более высокого уровня в целом по стране.
В России равноправие всех народов, возможности их самоорганизации закреплялись с самого начала, в том числе с использованием форм национальнотерриториальной автономии, созданием национальных районов, сельсоветов и т. п. Постоянно создавались возможности использования языка, развития письменности и т. д.
Вместе с тем, к сожалению, постепенно накапливались проблемы организации быта и жизни к.м.н., особенно в районах Севера и СевероВостока. Технический прогресс повлиял на использование некоторыми народами традиционных видов промыслов, а промышленное освоение месторождений нефти и газа посвоему оказало на них отрицательное воздействие.
В стране принимаются разнообразные меры, которые должны помочь развитию к.м.н. в районах Севера, соответствующие государственные программы. Сначала был принят Федеральный закон от 19 июня 1996 г. «Об основах государственного регулирования социальноэкономического развития Севера Российской Федерации» (утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г.). В нем давалось определение к.м.н. применительно к народам Севера – это народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Затем принимается Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 5 апреля 2009 г.). В нем сохраняется (но уже для всей территории страны) положение о том, что к.м.н. Российской Федерации – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень к.м.н. Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы (это сделано постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г., в последней редакции от 26 декабря 2011 г. Причем по Дагестану установить такой перечень было поручено Государственному Совету РД, и установленный его постановлением от 18 октября 2000 г. перечень считается частью Единого перечня к.м.н. РФ, что было определено в постановлении Правительства РФ от 28 марта 2001 г.).
В Федеральном законе определялось, что традиционный образ жизни малочисленных народов – «исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований; исконная среда обитания малочисленных народов – исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни; общины и иные формы общественного самоуправления – формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориальнососедскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры».
Федеральный закон закрепил ряд прав малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, в том числе:
безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
участвовать в осуществлении контроля над использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социальноэкономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;
участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
предъявлять право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами и др.
Закон гарантирует многие права лицам, относящимся к малочисленным народам. В том числе они имеют право: безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми; получать возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами; пользоваться необходимыми малочисленным народам льготами по землепользованию и природопользованию. У них есть право на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Закон также установил, что лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
В целях социальноэкономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а также для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения лица, относящиеся к малочисленным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с федеральными законами осуществлять территориальное общественное самоуправление малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.
Защите прав к.м.н. служат и другие федеральные законы, в частности, от 20 июля 2000 г. (ред. от 28 декабря 2013 г.) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; от 7 мая 2001 г. (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
59.69 кб

Земельные права коренных малочисленных народов

Калинин Николай Иванович
В статье рассматриваются специфика пользования землей коренными малочисленными народами Российской Федерации, в том числе землями лесного фонда, оленьими пастбищами; правовой режим территорий традиционного природопользования, а та
Читать PDF
359.48 кб

Коренные малочисленные народы: динамика развития

Аверин Александр Николаевич
На основе данных Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. рассматривается динамика численности коренных малочисленных народов Российской Федерации, демографические, языковые и социально-экономические проблемы их развития.
Читать PDF
1.64 мб

О правах коренных малочисленных народов Севера России

Андриченко Л. В.
Читать PDF
333.71 кб

Коренные малочисленные народы России: политика и право

Аракчаа Кара-кыс Донгаковна
Рассматриваются проблемы формирования в Российской Федерации политико-правовых основ защиты прав и интересов коренных малочисленных народов Севера
Читать PDF
120.60 кб

Коренные малочисленные народы в России: гарантии прав и свобод

Гарипов Руслан Шавкатович
Исследуется российское законодательство в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Читать PDF
6.93 мб

Содержание Устава общины коренных малочисленных народов Камчатки

Барсукова Лина Ивановна
Цель: Исследование содержания учредительного документа общины коренных малочисленных народов Камчатки устава. Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы.
Читать PDF
198.07 кб

К вопросу о земельных правах коренных малочисленных народов России

Данилова Н. В.
Рассматриваются проблемы земельных прав коренных малочисленных народов России. Анализируется правовое регулирование земельных отношений с участием представителей копенных малочисленных народов.
Читать PDF
154.89 кб

Коренные малочисленные народы российского Севера: вступая в XXI век

Лопуленко Наталина Андреевна
Работа осуществлялась при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 99-01-00364а.
Читать PDF
120.41 кб

«Коренные малочисленные народы» как конституционно-правовая категория

Рубан Владимир Владимирович
В статье проводится анализ юридической природы и содержания такой конституционно-правовой категории, как «коренные малочисленные народы» с позиций российского законодательства и различных научных точек зрения отечественных государ
Читать PDF
82.56 кб

Права и государственные гарантии малочисленных коренных народов Севера

Степанова Н.
Этнические проблемы правового положения и благосостояния национальных меньшинств актуальны для Российской Федерации.
Читать PDF
500.88 кб

Община коренных малочисленных народов и традиционное природопользование

Писарев Георгий Анатольевич
В статье рассмотрены цели законодательства, регулирующего правовой статус и принципы деятельности общин коренных малочисленных народов.
Читать PDF
553.37 кб

Вовлечение коренных малочисленных народов Севера в инновационные процессы

Кирко В. И., Кеуш А. В.
В статье рассматривается модель создания бизнес-инкубатора в Эвенкийском муниципальном районе на основе взаимодействия Сибирского федерального университета, территориальноадминистративных образований и бизнеса.
Читать PDF
1.48 мб

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ ЯКУТИИ: ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Тобуков Павел Захарович
Десятки веков назад, наряду со степными кочевыми народами, исчезли и оседлые, более цивилизованные и культурные народы. Причины малоизвестны. Сохранение северо-арктических малочисленных народов Якутии феномен-парадокс.
Читать PDF
360.03 кб

Особенности самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов Севера

Осипова Ольга Валерьевна, Маклашова Елена Гавриловна
Статья посвящена проблеме самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов Севера. Приведены данные социологического исследования, осуществленного в пяти Арктических районах Республики Саха (Якутия).
Читать PDF
7.68 мб

Российский правовой дискурс в сфере защиты прав коренных малочисленных народов

Тумусова Туйаара Николаевна
В современных условиях проблемы развития коренных народов мира вызывают повышенный интерес, что обусловлено глобализацией и возрастающей актуальностью вопросов идентично сти этнических сообществ.

Похожие термины: