ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
Закон Российской Федерации от 28.11.91 N 1948-I, ст.11
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
В РФ статус апатридов приравнивается к статусу иностранцев за исключением одного момента: никакое иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Л.б.г. не несут воинской обязанности, не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (например, невозможность работы на определенных должностях).
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Производство по делам с участием иностранных лиц, в том числе лиц без гражданства, предусмотрено в разд. V ГПК РФ. Согласно ст. 398 ГПК РФ лица без гражданства имеют право обращаться в суды РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Они пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями (ст. 398 ГПК РФ).
См. Иностранный гражданин.
Источник: Толковый словарь гражданского процесса.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Энциклопедия юриста
Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства определен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Конституция Российской Федерации закрепляет в ст. 62 положения, в соответствии с которыми иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом Основным законом государства право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме закрепляется только за гражданами Российской Федерации. См. Избирательное право, Право на участие в референдуме.
Кроме того, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для лиц без гражданства при проведении выборов и референдумов предусматриваются дополнительные ограничения. Так, в соответствии с положениями ст. 3 названного закона лица без гражданства не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов. Лицам без гражданства в соответствии с требованиями ст. 47 запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Как правило, состояние безгражданства возникает, если: лицо вышло из гражданства своего государства и обратилось с ходатайством о приобретении гражданства другого государства, но еще не получило его; лицо лишено гражданства своего государства и не приобрело нового; государство, к гражданству которого относился человек, прекратило существование, а с его правопреемником он не оформляет отношений; лицо утратило документы о принадлежности к гражданству какого-то государства и не может получить дубликаты или доказать иным путем свою принадлежность к определенному гражданству.
Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством (подданством) какого-то государства. Отсутствие гражданства (подданства) - состояние без гражданства - скорее исключение, чем правило. В принципе государства выступают за сокращение безгражданства.
Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961т., исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов: государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Поскольку это делается либо в силу закона, либо по ходатайству заинтересованных лиц перед соответствующими властями, интересы самого государства, следовательно, тоже учитываются.
Свою политику в области сокращения безгражданства государства осуществляют по-разному. Некоторые в целях сокращения безгражданства предлагают лицам самим определить - приобрести гражданство этой страны или оформить отношения с другой в установленный для этого срок. Но чаще все-таки государства проявляют гибкость. И Россия следует той же тактике: ст. 7 Закона о гражданстве Сокращение безгражданства" 1991 г. гласит, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. (С. А.)
Состояние безграждэнства может наступить: 1) в результате автоматической утраты гражданства, имеющей место в силу закона и не сопровождающейся приобретением нового гражданства в другом государстве; 2) в результате лишения гражданства в силу судебного приговора или специального акта высших органов государственной власти или управления – без последующего приобретения нового гражданства в другом государстве.
Л. б. г. могут оказаться также дети, родившиеся от лиц, не имеющих гражданства, и не получившие впоследствии гражданства какого-либо государства.
Л. б. г. не пользуются как избирательными и иными правами, предоставляемыми исключительно гражданам государства, так и правами и льготами, предоставляемыми иностранцам (см. Иностранцы) по международным соглашениям. Л. б. г. также не имеют права на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.
Состояние безгражданства в принципе считается исключением из нормального юридического статуса лица. Однако на практике число Л. б. г. со времени первой мировой войны значительно возросло. Это явление связано не столько с коллизией национальных-законодательств о гражданстве, сколько с ростом угнетения трудящихся и обострением классовой борьбы в капиталистическом мире в период общего кризиса капитализма. В капиталистических государствах Л. б. г., придерживающиеся прогрессивных взглядов, находятся в бесправном положении, во власти полицейского произвола и подвергаются гонениям и притеснениям. Примером этого может служить невероятно тяжелое положение беженцев из гитлеровской Германии и фашистской Италии, а также испанских республиканцев-эмигрантов до второй мировой войны.
В советском законодательстве понятие Л. б. г. было введено в 1938 г. До этого времени каждое лицо, проживавшее на территории СССР и не сумевшее доказать своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считалось гражданином СССР. После принятия Конституции СССР 1936 г. такое положение было изменено как в силу возросшего с полной победой социализма в СССР значения советского гражданства, как гражданства социалистического государства, так и по соображениям государственной безопасности, не допускающим автоматического предоставления советского гражданства лицам, потерявшим гражданство в иностранном государстве. По ст. 8 закона «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик», принятого Верховным Советом СССР 19 августа 1938 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1938 г. № 11), «лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся в силу настоящего Закона гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству, считаются лицами без гражданства».
Империалистические государства сплошь и рядом используют Л. б. г., лишенных гражданства за преступления против родины и народа, для шпионско-диверсионной и иной преступной деятельности против СССР и стран народной демократии. Кроме того, американо-английские оккупационные власти в Германии и Австрии навязывают советским гражданам из числа беженцев и перемещенных лиц (см.) фиктивные свидетельства о безгражданстве, чтобы помешать возвращению их на родину и попытаться вовлечь в сети своих разведок или вербовочных контор по поставке в капиталистические страны дешевой рабочей силы.
Источник: Советский юридический словарь
Несколько наиболее типичных ситуаций, когда возникает состояние безгражданства, таковы: лицо вышло из гражданства своего государства и обратилось с ходатайством о приобретении гражданства другого государства, но еще не получило его; лицо лишено гражданства своего государства и не приобрело нового гражданства; государство, к гражданству которого относился человек, прекратило существование, а с его правопреемником гражданин не оформляет отношений; лицо утратило документы о принадлежности к гражданству какогото государства и не может получить дубликаты или иным путем доказать свою принадлежность к определенному гражданству..
Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством (подданством) какогото государства. Отсутствие гражданства (подданства), состояние без гражданства – скорее исключение, чем правило. В принципе государства выступают за сокращение безгражданства. Есть международная Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., которая исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов; государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Поскольку это делается либо в силу закона, либо по ходатайству заинтересованных лиц перед соответствующими властями, интересы самого государства, следовательно, тоже учитываются.
Свою политику в части сокращения безгражданства государства осуществляют поразному. Порой они могут проявить настойчивость в сокращении безгражданства, предлагают лицам определиться – приобрести гражданство этой страны или оформить отношения с другой, могут даже установить срок для этого.
Но чаще всетаки государства проявляют гуманизм и жестко не требуют от лиц без гражданства какогото решения, проявляют гибкость. И Россия следует той же тактике. В Законе о гражданстве 1991 г. имелась статья 7 «Сокращение безгражданства», которая гласила, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В действующем Федеральном законе 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» аналогичной статьи нет, однако этот акт также направлен на гуманное отношение к ситуациям безгражданства и предоставления возможности получения российского гражданства.
В частности, когда один из родителей новорожденного ребенка имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет л.б.г.; если оба родителя ребенка или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или л.б.г., ребенок приобретает гражданство РФ при условии, что родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство; ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Л.б.г., достигшие 18 лет, вправе на общих основаниях подавать заявление о приеме их в российское гражданство. А в ряде случаев они могут претендовать на упрощенный порядок приема в гражданство РФ (когда им не надо предварительно приезжать в Россию и проживать здесь): если они имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого л.б.г.; являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
В ряде случаев как иностранцы, так и л.б.г., уже проживающие на территории Российской Федерации, вправе претендовать на прием в российское гражданство без соблюдения условия о пятилетием сроке проживания в РФ, если указанные граждане и лица: родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации; имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности.
Закон предоставляет возможности упрощенного приема в гражданство и для других категорий л.б.г., в том числе для тех, кто переселяется в Россию по Государственной программе переселения соотечественников.
В случае, если какаято территория передается из России другому государству либо, наоборот, передается России, государство идет навстречу гражданам, проживающим на данной территории, в части определения ими своего будущего гражданства, способствуя сокращению ситуаций безгражданства.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.