МАНДАТ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мандат
в Древнем Риме вид императорской конституции, адресованной, в частности, правителям провинций и содержавшей общеобязательные правовые нормы (нормативные циркуляры).

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

МАНДАТ
1) документ, предоставляющий лицу какие- либо, обычно особые, чрезвычайные полномочия; 2) в конституционном праве документ, удостоверяющий законность полномочий депутата представительного учреждения, а также публичная функция, возлагаемая на него выборами. В современных демократических государствах общепринятым является свободный М., при котором депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть отозван ими. Подобный подход дает возможность рассматривать депутата парламента как представителя всей страны, а не только округа, от которого он избран. Противоположностью свободному М. является императивный мандат, закреплявшийся конституциями бывших социалистических государств (ныне он сохраняется в законодательстве Китая, Кубы, ряда развивающихся стран). А.И. Черкасов

Источник: Юридическая энциклопедия

МАНДАТ (представительский, депутатский)
лат. mandatum - поручение) - юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский М. - документ, удостоверяющий законность и объем полнолномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами. М. определяет также характер взаимоотношений депутата с его избирателями. В современных демократических государствах принят общенациональный М., в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-либо избирательного округа. В своей деятельности он не может быть связан никаким наказом (императивным мандатом) и не подлежит отзыву до истечения срока его М.

Источник: Большой юридический словарь

МАНДАТ
1) документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица;
2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят, что пять кандидатов претендуют на один мандат, это означает, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты. Отсюда в избирательном законодательстве можно встретить понятия "одномандатный" (а с претензией на употребление иностранных слов - "униноминальный"), "двухмандатный" ("биноминальный) или "многомандатный" ("полиноминальный") избирательный округ. Это означает, что в округе надо избрать, соответственно, одного, двух, трех или более депутатов. Если данная партия провела на выборах в парламент 50 депутатов, это значит, что у нее 50 депутатских мандатов;
3) в сочетании с другими словами (свободный мандат, императивный мандат) - характеристика статуса депутата представительного органа (см.: Депутат). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

МАНДАТ
1) документ, удостоверяющий полномочия какоголибо лица.
2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят «пять кандидатов претендуют на один мандат», это надо понимать так, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты. Отсюда в избирательном законодательстве можно встретить понятия «одномандатный (а с претензией на употребление иностранных слов – униноминальный) избирательный округ», «двухмандатный (биноминальный) избирательный округ» или «многомандатный (полиноминальный) избирательный округ» – это означает в округе надо избрать соответственно одного, двух, трех и более депутатов. Если какаято партия провела на выборах в парламент, к примеру, 50 депутатов, иначе могут сказать, что у нее 50 депутатских м. (т. е. мест).
3) в сочетании с другими словами (свободный м., императивный м.) – характеристика статуса депутата представительного органа. См. Депутат.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

МАНДАТ (представительский, депутатский)
лат. mandatum - поручение) - документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата какого-либо представительного учреждения, а также публичную функцию, которая возлагается на депутата выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами. В демократическом государстве правомочия М. включают депутатскую неприкосновенность (иммунитет) и право на вознаграждение за депутатскую деятельность (индемнитет). М. определяет также форму взаимоотношений депутата с его избирателями. В большинстве государств принят так называемый общенациональный М., в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-либо определенного избирательного округа. В своей деятельности он не может быть связан никаким наказом (императивным М.) и не подлежит отзыву до истечения срока его М. В конституциях многих государств (Италия, Германия, Франция и др.) содержатся предписания, прямо запрещающие императивный М. В государствах советского типа конституции устанавливают императивный М., т.е. ответственность депутата перед своими избирателями, которые имеют право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях (см. также Наказы избирателей, Национальное представительство).

Источник: Энциклопедия юриста

МАНДАТ
лат, mandatum - поручение) - юридическое отношение представительства, а т.ж. документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский М. - документ, удостоверяющий законность полномочий депутата к.-л. представительного учреждения, объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а т.ж. публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами. В современном демократическом государстве правомочия М. включают депутатскую неприкосновенность (иммунитет) и право на получение вознаграждения за депутатскую деятельность (индемнитет). М. определяет т.ж. форму взаимоотношений депутата с его избирателями. В современных демократических государствах принят т.н. общенациональный М., в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не к.-л. определенного избирательного округа. В своей деятельности депутат не может быть связан никаким наказом (императивным М.) и не подлежит отзыву до истечения срока его М. В конституциях многих государств (Италия, ФРГ, Франция и др.) содержатся предписания, прямо запрещающие императивный М. В государствах советского типа конституции устанавливают императивный М. т.е. ответственность депутата перед своими избирателями, которые имеют право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях. См. т.ж. МАНДАТАРИЙ; НАКАЗЫ ДЕПУТАТОВ; ОТЗЫВ ДЕПУТАТОВ; ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МАНДАТ
от лат. "mandatum" - поручение) - 1) в конституционном праве документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет; 2) основы, на которых базируются взаимоотношения депутата и избирателей. По своей природе депутатский М. может быть императивным и свободным. Депутатский мандат может быть императивным и свободным. Императивный М. предусматривает такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, совмещая свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации, несет ответственность перед избирателями. Сущность императивного М. в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей и может быть отозван ими. Особенность императивного М. заключается в том, что депутат связан наказами избирателей - поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. В Советском государстве, как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы не имели юридической силы, но тем не менее были обязательны для избранного депутата. Депутат (Совет депутатов) не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг. привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят скорее рекомендательный характер.
В РФ императивный М. характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления. Свободный М. отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, М. означает отсутствие ответственности депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата. По смыслу Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

МАНДАТ
в международном праве) – особый вид колониальной зависимости, предусматривавшийся ст. 22 Устава Лиги наций (см.). Формально М. выдавались Лигой наций на управление теми колониями и территориями, которые в итоге войны 1914–18 гг. отошли от Германии и Турции. На основании Устава Лиги наций это управление должно было осуществляться в интересах народов подмандатных территорий и под контролем мандатной комиссии. Фактически М. закрепляли новый передел колоний, произведенный после первой мировой империалистической войны.
М. были разделены на 3 класса – А, В и С, якобы «сообразно степени развития народа». Однако определяющую роль в делении М. на 3 класса играла борьба империалистических стран за укрепление своего господства в колониях. США добились включения в условия М. А и В принципа «открытых дверей», который создавал широкие возможности для проникновения американского капитала в колониальные страны. На основании М. Лиги наций Англия управляла Палестиной, Месопотамией, Танганьикой и частями Того и Камеруна, Франция – Сирией, Ливаном и частями Того и Камеруна, Бельгия – территорией Руанда-Урунди, Япония – Маршальскими, Каролинскими и Марианскими островами, Австралия – островом Науру и частью острова Новая Гвинея, Новая Зеландия – островами Западные Самоа, Южно-Африканский Союз – Юго-Западной Африкой.
Жестокая колониальная эксплуатация народов, проживавших на подмандатных территориях, препятствовала их прогрессивному развитию в сторону национальной и политической независимости. Мандатарии были полновластными хозяевами подмандатных территорий, где сохранялись рабские условия жизни и труда. Неоднократные восстания населения этих территорий против колонизаторов жестоко подавлялись при явном покровительстве Лиги наций.
Советский Союз не признал мандатную систему и разоблачил перед всем миром ее империалистическую сущность. Вступив в 1934 г. в Лигу наций, СССР сохранил резко отрицательное отношение к мандатной системе и использовал трибуну Лиги наций для разоблачения грабительской политики колонизаторов. В годы второй мировой войны, в результате мощного подъема национально-освободительного движения, мандатная система потерпела полное крушение. Уставом ООН вместо системы М. установлена международная система опеки (см.).

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
301.38 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ: ДОСТУПНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

Князев Сергей Дмитриевич
В статье анализируются условия осуществления депутатской деятельности в субъектах Российской Федерации как элемент правового статуса региональных парламентариев.
Читать PDF
209.81 кб

Некоторые аспекты парламентской этики: императивный и свободный депутатский мандат

Шишкина Наталья Эдуардовна
Рассматриваются понятия императивного и свободного депутатских мандатов, некоторые аспекты депутатской этики. Сравниваются императивный мандат советского депутата и свободный мандат современного парламентария.
Читать PDF
722.12 кб

Административный мандат органов юстиции в сфере обеспечения единства правового пространства

Гулягин Александр Юрьевич
Читать PDF
356.31 кб

Імперативний мандат: окремі питання конституційної теорії та практики в сучасних умовах

Романюк П. В.
Cтаття присвячена окремим питанням конституційної теорії та практики, що стосуються інституту імперативного мандату в сучасних умовах.
Читать PDF
551.75 кб

Депутатский мандат как основа конституционно-правового статуса депутата в Российской Федерации

Архирейская Татьяна Юрьевна, Клименко Евгения Алексеевна
Правовой статус считается одной из ключевых и широко распространенных юридических категорий общей теории права.
Читать PDF
205.69 кб

Свободный депутатский мандат: за и против

Черепанов Виктор Алексеевич
Рассмотрены позитивные особенности концепции свободного депутатского мандата, а также отмечен ряд присущих ей недостатков.
Читать PDF
297.83 кб

Императивный мандат и Конституционное государство: диалектика взаимосвязи

Алимов Эмиль Ваизович
Статья посвящена анализу теории и правового регулирования императивного мандата.
Читать PDF
255.16 кб

2018.03.019. КАМАРА И. СОВМЕСТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ЕС: МАНДАТ НА ТЕХНИЧЕСК

Иванова А.П.
Читать PDF
117.70 кб

Мимоза, море и мандарины, или один год из жизни российско-абхазской границы

Ткач Ольга Александровна
Читать PDF
4.67 мб

Теория самостоятельного мандата и принцип разделения властей (на примере Скандинавских стран)

Кулакова Т.А.
Читать PDF
266.61 кб

Эволюция мандата депутата представительного органа публичной власти в Российской Федерации

Диденко Алексей Николаевич
В условиях реформирования отечественной политической системы в науке конституционного права возникает вопрос о тенденциях развития характера взаимоотношений депутата с избирателями.
Читать PDF
122.36 кб

Особенности депутатского мандата представительных органов власти местного самоуправления

Хазов Е. Н., Хазиева Р. Р.
Приведено понятие депутатского мандата представительных органов власти местного самоуправления, подробно описаны виды депутатского мандата, раскрыты основные категории императивного мандата.
Читать PDF
0.00 байт

Актуальные вопросы типологизации представительского мандата

Юркевич Христина Игоревна
В статье исследована общая проблематика типологизации представительского мандата, выделены и обоснованы основные типы отмеченной правовой категории; осуществлен детальный теоретико-правовой анализ каждого из типов представительско
Читать PDF
192.08 кб

Особенности депутатского мандата члена Совета Федерации Федерального Собрания России и сенатора Сена

Пажетных Денис Васильевич
В статье рассматриваются вопросы о природе мандатов членов Совета Федерации Федерального Собрания России и сенаторов Сената Франции, основания их приобретения, совмещения с иными должностями и полномочиями.
Читать PDF
272.28 кб

Понятие и отличительные признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России

Жадан Александр Владимирович
Статья посвящена относительно новой для науки административного права категории – «административный мандат». В частности, автор анализирует сущности и специфические признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России.

Похожие термины:

  • Джакартский мандат по морскому и прибрежному биологическому разнообразию

    документ, принятый в 1995 г. в рамках реализации положений Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. на конференции государств-участников. Структурно состоит из пяти программ: комплексное управл
  • МАНДАТ ДЕПУТАТСКИЙ

    см. Мандат.
  • ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ

    см.: Депутат.
  • СВОБОДНЫЙ МАНДАТ

    см.: Депутат.
  • ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ МАНДАТ

    см. Мандат.
  • МАНДАМУС

    в странах англосаксонской правовой системы судебный приказ, предписывающий обычно какому-либо должностному лицу совершение действия, которое оно по закону обязано совершить.
  • МАНДАНТ

    см. Мандатарий.
  • МАНДАТАРИЙ

    лицо, принимающее на себя поручение другого лица (манданта) выполнить те или иные действия, имеющие юридическое значение.
  • МАНДАТНАЯ СИСТЕМА

    введена в 1919 г. державами Антанты для управления захваченными ими бывшими германскими колониями и отторгнутыми от Османской империи территориями. М.с. юридически установлена ст. 22 Статута Лиги На
  • МАНДАТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

    см. Мандат.
  • ЛИШЕНИЕ МАНДАТА

    исключение депутата из состава представительного органа. Возможно по различным основаниям, указанным в законе, и, в частности, при императивном мандате, когда депутат юридически связан наказами и
  • ОТКАЗ ОТ МАНДАТА

    досрочное прекращение депутатом какого-либо представительного органа своих полномочий по собственной инициативе. Депутат может отказаться от мандата, даже не приступив практически к исполнению
  • МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

    постоянно действующая в течение всего срока полномочий палаты комиссия, на которую возлагаются задачи проверки полномочий избранных депутатов парламента. М.к.п. ФС осуществляет проверку полномо
  • МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ

    в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых (из числа депутатов) в начале работы первой сессии данного органа.
  • Мандаты в римском праве

    инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.    
  • Мандаты принцепса/императора

    (mandatum, поручение) — действующие только во время правления конкретного монарха его особые инструкции для назначаемых на административные должности чиновников, зачастую содержащие предписания гр