МАНДАТ
Мандат
в Древнем Риме вид императорской конституции, адресованной, в частности, правителям провинций и содержавшей общеобязательные правовые нормы (нормативные циркуляры).
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
МАНДАТ
1) документ, предоставляющий лицу какие- либо, обычно особые, чрезвычайные полномочия; 2) в конституционном праве документ, удостоверяющий законность полномочий депутата представительного учреждения, а также публичная функция, возлагаемая на него выборами. В современных демократических государствах общепринятым является свободный М., при котором депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть отозван ими. Подобный подход дает возможность рассматривать депутата парламента как представителя всей страны, а не только округа, от которого он избран. Противоположностью свободному М. является императивный мандат, закреплявшийся конституциями бывших социалистических государств (ныне он сохраняется в законодательстве Китая, Кубы, ряда развивающихся стран). А.И. Черкасов
Источник: Юридическая энциклопедия
МАНДАТ (представительский, депутатский)
лат. mandatum - поручение) - юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский М. - документ, удостоверяющий законность и объем полнолномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами. М. определяет также характер взаимоотношений депутата с его избирателями. В современных демократических государствах принят общенациональный М., в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-либо избирательного округа. В своей деятельности он не может быть связан никаким наказом (императивным мандатом) и не подлежит отзыву до истечения срока его М.
Источник: Большой юридический словарь
МАНДАТ
1) документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица;
2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят, что пять кандидатов претендуют на один мандат, это означает, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты. Отсюда в избирательном законодательстве можно встретить понятия "одномандатный" (а с претензией на употребление иностранных слов - "униноминальный"), "двухмандатный" ("биноминальный) или "многомандатный" ("полиноминальный") избирательный округ. Это означает, что в округе надо избрать, соответственно, одного, двух, трех или более депутатов. Если данная партия провела на выборах в парламент 50 депутатов, это значит, что у нее 50 депутатских мандатов;
3) в сочетании с другими словами (свободный мандат, императивный мандат) - характеристика статуса депутата представительного органа (см.: Депутат). (С. А.)
2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят, что пять кандидатов претендуют на один мандат, это означает, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты. Отсюда в избирательном законодательстве можно встретить понятия "одномандатный" (а с претензией на употребление иностранных слов - "униноминальный"), "двухмандатный" ("биноминальный) или "многомандатный" ("полиноминальный") избирательный округ. Это означает, что в округе надо избрать, соответственно, одного, двух, трех или более депутатов. Если данная партия провела на выборах в парламент 50 депутатов, это значит, что у нее 50 депутатских мандатов;
3) в сочетании с другими словами (свободный мандат, императивный мандат) - характеристика статуса депутата представительного органа (см.: Депутат). (С. А.)
МАНДАТ
1) документ, удостоверяющий полномочия какоголибо лица.
2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят «пять кандидатов претендуют на один мандат», это надо понимать так, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты. Отсюда в избирательном законодательстве можно встретить понятия «одномандатный (а с претензией на употребление иностранных слов – униноминальный) избирательный округ», «двухмандатный (биноминальный) избирательный округ» или «многомандатный (полиноминальный) избирательный округ» – это означает в округе надо избрать соответственно одного, двух, трех и более депутатов. Если какаято партия провела на выборах в парламент, к примеру, 50 депутатов, иначе могут сказать, что у нее 50 депутатских м. (т. е. мест).
3) в сочетании с другими словами (свободный м., императивный м.) – характеристика статуса депутата представительного органа. См. Депутат.
2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят «пять кандидатов претендуют на один мандат», это надо понимать так, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты. Отсюда в избирательном законодательстве можно встретить понятия «одномандатный (а с претензией на употребление иностранных слов – униноминальный) избирательный округ», «двухмандатный (биноминальный) избирательный округ» или «многомандатный (полиноминальный) избирательный округ» – это означает в округе надо избрать соответственно одного, двух, трех и более депутатов. Если какаято партия провела на выборах в парламент, к примеру, 50 депутатов, иначе могут сказать, что у нее 50 депутатских м. (т. е. мест).
3) в сочетании с другими словами (свободный м., императивный м.) – характеристика статуса депутата представительного органа. См. Депутат.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
МАНДАТ (представительский, депутатский)
лат. mandatum - поручение) - документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата какого-либо представительного учреждения, а также публичную функцию, которая возлагается на депутата выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами. В демократическом государстве правомочия М. включают депутатскую неприкосновенность (иммунитет) и право на вознаграждение за депутатскую деятельность (индемнитет). М. определяет также форму взаимоотношений депутата с его избирателями. В большинстве государств принят так называемый общенациональный М., в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-либо определенного избирательного округа. В своей деятельности он не может быть связан никаким наказом (императивным М.) и не подлежит отзыву до истечения срока его М. В конституциях многих государств (Италия, Германия, Франция и др.) содержатся предписания, прямо запрещающие императивный М. В государствах советского типа конституции устанавливают императивный М., т.е. ответственность депутата перед своими избирателями, которые имеют право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях (см. также Наказы избирателей, Национальное представительство).
Источник: Энциклопедия юриста
МАНДАТ
лат, mandatum - поручение) - юридическое отношение представительства, а т.ж. документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский М. - документ, удостоверяющий законность полномочий депутата к.-л. представительного учреждения, объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а т.ж. публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами. В современном демократическом государстве правомочия М. включают депутатскую неприкосновенность (иммунитет) и право на получение вознаграждения за депутатскую деятельность (индемнитет). М. определяет т.ж. форму взаимоотношений депутата с его избирателями. В современных демократических государствах принят т.н. общенациональный М., в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не к.-л. определенного избирательного округа. В своей деятельности депутат не может быть связан никаким наказом (императивным М.) и не подлежит отзыву до истечения срока его М. В конституциях многих государств (Италия, ФРГ, Франция и др.) содержатся предписания, прямо запрещающие императивный М. В государствах советского типа конституции устанавливают императивный М. т.е. ответственность депутата перед своими избирателями, которые имеют право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях. См. т.ж. МАНДАТАРИЙ; НАКАЗЫ ДЕПУТАТОВ; ОТЗЫВ ДЕПУТАТОВ; ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
МАНДАТ
от лат. "mandatum" - поручение) - 1) в конституционном праве документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет; 2) основы, на которых базируются взаимоотношения депутата и избирателей. По своей природе депутатский М. может быть императивным и свободным. Депутатский мандат может быть императивным и свободным. Императивный М. предусматривает такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, совмещая свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации, несет ответственность перед избирателями. Сущность императивного М. в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей и может быть отозван ими. Особенность императивного М. заключается в том, что депутат связан наказами избирателей - поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. В Советском государстве, как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы не имели юридической силы, но тем не менее были обязательны для избранного депутата. Депутат (Совет депутатов) не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг. привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят скорее рекомендательный характер.
В РФ императивный М. характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления. Свободный М. отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, М. означает отсутствие ответственности депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата. По смыслу Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом.
(В.Ч.)
В РФ императивный М. характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления. Свободный М. отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, М. означает отсутствие ответственности депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата. По смыслу Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
МАНДАТ
в международном праве) – особый вид колониальной зависимости, предусматривавшийся ст. 22 Устава Лиги наций (см.). Формально М. выдавались Лигой наций на управление теми колониями и территориями, которые в итоге войны 1914–18 гг. отошли от Германии и Турции. На основании Устава Лиги наций это управление должно было осуществляться в интересах народов подмандатных территорий и под контролем мандатной комиссии. Фактически М. закрепляли новый передел колоний, произведенный после первой мировой империалистической войны.
М. были разделены на 3 класса – А, В и С, якобы «сообразно степени развития народа». Однако определяющую роль в делении М. на 3 класса играла борьба империалистических стран за укрепление своего господства в колониях. США добились включения в условия М. А и В принципа «открытых дверей», который создавал широкие возможности для проникновения американского капитала в колониальные страны. На основании М. Лиги наций Англия управляла Палестиной, Месопотамией, Танганьикой и частями Того и Камеруна, Франция – Сирией, Ливаном и частями Того и Камеруна, Бельгия – территорией Руанда-Урунди, Япония – Маршальскими, Каролинскими и Марианскими островами, Австралия – островом Науру и частью острова Новая Гвинея, Новая Зеландия – островами Западные Самоа, Южно-Африканский Союз – Юго-Западной Африкой.
Жестокая колониальная эксплуатация народов, проживавших на подмандатных территориях, препятствовала их прогрессивному развитию в сторону национальной и политической независимости. Мандатарии были полновластными хозяевами подмандатных территорий, где сохранялись рабские условия жизни и труда. Неоднократные восстания населения этих территорий против колонизаторов жестоко подавлялись при явном покровительстве Лиги наций.
Советский Союз не признал мандатную систему и разоблачил перед всем миром ее империалистическую сущность. Вступив в 1934 г. в Лигу наций, СССР сохранил резко отрицательное отношение к мандатной системе и использовал трибуну Лиги наций для разоблачения грабительской политики колонизаторов. В годы второй мировой войны, в результате мощного подъема национально-освободительного движения, мандатная система потерпела полное крушение. Уставом ООН вместо системы М. установлена международная система опеки (см.).
М. были разделены на 3 класса – А, В и С, якобы «сообразно степени развития народа». Однако определяющую роль в делении М. на 3 класса играла борьба империалистических стран за укрепление своего господства в колониях. США добились включения в условия М. А и В принципа «открытых дверей», который создавал широкие возможности для проникновения американского капитала в колониальные страны. На основании М. Лиги наций Англия управляла Палестиной, Месопотамией, Танганьикой и частями Того и Камеруна, Франция – Сирией, Ливаном и частями Того и Камеруна, Бельгия – территорией Руанда-Урунди, Япония – Маршальскими, Каролинскими и Марианскими островами, Австралия – островом Науру и частью острова Новая Гвинея, Новая Зеландия – островами Западные Самоа, Южно-Африканский Союз – Юго-Западной Африкой.
Жестокая колониальная эксплуатация народов, проживавших на подмандатных территориях, препятствовала их прогрессивному развитию в сторону национальной и политической независимости. Мандатарии были полновластными хозяевами подмандатных территорий, где сохранялись рабские условия жизни и труда. Неоднократные восстания населения этих территорий против колонизаторов жестоко подавлялись при явном покровительстве Лиги наций.
Советский Союз не признал мандатную систему и разоблачил перед всем миром ее империалистическую сущность. Вступив в 1934 г. в Лигу наций, СССР сохранил резко отрицательное отношение к мандатной системе и использовал трибуну Лиги наций для разоблачения грабительской политики колонизаторов. В годы второй мировой войны, в результате мощного подъема национально-освободительного движения, мандатная система потерпела полное крушение. Уставом ООН вместо системы М. установлена международная система опеки (см.).
Источник: Советский юридический словарь