МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Администрация местная
это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования общей компетенции, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, и (в муниципальном районе и городском округе) полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По соглашению между представительным органом муниципального района и представительным органом административного центра этого района местная администрация в административном центре района может не формироваться. В этом случае ее полномочия будет осуществлять местная администрация муниципального района. Слова исполнительно-распорядительный означают, что администрация является исполнительным органом при выполнении решений населения, представительного органа местного самоуправления, а также при осуществлении отдельных государственных полномочий и решений, принятых органами государственной власти в пределах их компетенции. Распорядительным в пределах своей компетенции органом администрация является в отношениях с нижестоящими (в соответствии с уставом муниципального образования) органами местного само управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами муниципального образования. Французский ученый Р. Драго дает следующее определение: администрация – совокупность людских и материальных средств, призванных обеспечивать под руководством политической власти исполнение и применение законов. Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими органами.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
наименование исполнительных и распорядительных органов в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах Российской Федерации, введенное при конституционной реформе 24 мая 1991 г. До этого органы именовались исполнительными комитетами (исполкомами) соответствующих местных Советов. Для новых органов, как и для прежних исполкомов, сохранялась подотчетность местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Однако администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета, в отличие от исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами.
М. а., согласно российскому Закону о местном самоуправлении в РСФСР от 6 июля 1991 г., являлась частью структуры местного самоуправления. Она в полном объеме приняла на себя задачи управления экономическим и социальным развитием на соответствующей территории.
М. а. состояла из главы М. а., его заместителей, из отделов, управлений и иных структурных подразделений М. а. Глава М. а. должен был избираться населением сроком на 5 лет. Структуру М. а. утверждал соответствующий местный Совет по представлению главы М. а. Совет утверждал в должности лишь некоторых руководителей органов М. а. (финансов, здравоохранения, образования, культуры, внутренних дел). Остальных руководителей назначал на должность сам глава М. а.
Глава М. а. представлял местному Совету ежегодный отчет о деятельности М. а. По требованию Совета или его председателя руководители органов или структурных подразделений М. а. обязаны были на сессии или заседании постоянной комиссии Совета представлять доклад о состоянии дел в подведомственной сфере. Совет мог выразить недоверие главе М. а. не менее чем двумя третями от числа депутатов, установленного для данного Совета. В случае принятия решения о недоверии Совет назначал голосование об отзыве главы М. а. Решение Совета о недоверии руководителям органов и структурных подразделений М. а., которые утверждались данным Советом, влекло освобождение их от должности.
Осенью 1993 г., когда указами Президента РФ деятельность поселковых и сельских, районных и городских Советов была прекращена, их функции до избрания новых представительных органов местного самоуправления были возложены на соответствующие М. а. Глава М. а. был объявлен также и главой местного самоуправления. С избранием представительных органов местного самоуправления глава М. а. выполнял функции председательствующего на их заседаниях.
Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. не использует понятия "местная администрация". Он говорит о том, что к органам местного самоуправления относятся выборные органы местного самоуправления и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (М. о.). Уставом может быть предусмотрена должность главы М. о., возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории М. о.
Глава М. о. может избираться населением или представительным органом местного самоуправления из числа его депутатов. Устав М. о. может наделить главу М. о., избранного населением, правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
Таким образом, заменив понятие главы М. а. на понятие главы М. о. (т.е. территории), Закон 1995 г. как бы отделил его от администрации. Кроме того, до последнего времени могло складываться впечатление о первостепенной роли в местном самоуправлении М. а. Закон же исходит из того. что местное самоуправление осуществляется населением, избранными им представительными органами и должностными лицами местного самоуправления.
Естественно, это не означает, что администрации не существует. Ее отделы, управления и иные структурные подразделения были и есть. Однако по смыслу Закона 1995 г. это - аппарат, которым руководит глава М. о. либо приглашенный по контракту управляющий, который непосредственно занимается вопросами управления на соответствующей территории и руководит аппаратом, подчиняясь, в свою очередь, главе М. о. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
наименование исполнительных и распорядительных органов муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. (ред. от 29 декабря 2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) м.а. – исполнительнораспорядительный орган муниципального образования); она уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
М.а. руководит глава м.а. на принципах единоначалия. Главой м.а. является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы м.а. по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой м.а. заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы м.а. (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой м.а. такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы м.а. устанавливается представительным органом муниципального образования. Он же устанавливает общее число членов конкурсной комиссии. Половина членов конкурсной комиссии на уровне муниципальных районов, округов назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина – высшим должностным лицом субъекта РФ. В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина – главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
Лицо назначается на должность главы м.а. представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой м.а. заключается главой муниципального образования.
Глава м.а., осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;
2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности м.а., в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
3) обеспечивает осуществление м.а. полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.
М.а. обладает правами юридического лица. Структура м.а. утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы м.а. В структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы м.а.
Глава м.а. не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Глава м.а. не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Он также обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные законодательством о коррупции.
Контракт с главой м.а. может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, о которых шла речь выше;
2) главы субъекта РФ – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также в связи с несоблюдением упоминавшихся ограничений;
3) главы м.а. – в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Местная администрация
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
М.а. обладает правами юридического лица и в связи с этим:
— имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета;
— может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;
— может быть истцом и ответчиком в суде; имеет гербовые и иные печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.
Местной администрацией руководит глава местной администрации (см. Глава местной администрации) на принципе единоначалия, предполагающем, что он назначает руководителей подразделений М.а., издаёт распоряжения по вопросам организации работы М.а., несёт персональную ответственность за деятельность данного органа.
Главой М.а. в соответствии с уставом муниципального образования может являться избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования (см. Глава муниципального образования) или лицо, назначаемое на эту должность по контракту. В последнем случае законодатель устанавливает обязательное проведение конкурса на замещение этой должности.
Структуру М.а. составляют: 1) сеть устойчивых и упорядоченных связей между структурными элементами М.а., обусловленных характером обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по отраслевому, функциональному и территориальному признакам. В структуре указывается, какие подразделения администрации, какие специалисты администрации, не входящие в состав подразделений администрации, подчиняются главе администрации или главе муниципального образования, возглавляющему М.а., непосредственно, а какие через соответствующих заместителей главы администрации; 2) состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций муниципального управления.
Организационная структура во многом определяется конкретными задачами и функциями М.а., которые в свою очередь зависят от инфраструктурной развитости муниципального образования, численности и структуры населения, типа муниципального образования.
Структура М.а. утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы М.а. Как правило, глава М.а. самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей. В случаях, установленных уставом муниципального образования, кандидатуры заместителей (первых заместителей главы администрации) при их назначении и увольнении согласовываются с представительным органом. При этом необходимо учитывать, что заместители главы М.а., одновременно являющегося главой муниципального образовании, не приобретают статуса заместителей последнего.
Типичными элементами организационной структуры М.а. являются: глава администрации; его заместители по направлениям муниципальной деятельности; структурные подразделения различных типов (отраслевые, функциональные, территориальные), находящиеся в подчинении главы администрации или кого-либо из его заместителей или в соподчинении между собой; коллегиальные совещательные органы; аппарат администрации.
Отраслевые структурные подразделения осуществляют координацию и общее руководство конкретными отраслями муниципального хозяйства и социальной сферы, непосредственно отвечают за обеспечение оказания населению той или иной муниципальной услуги или группы однородных услуг. Отраслевые структурные подразделения чаще всего линейно подчиняются одному из заместителей главы М.а. Разные подразделения этого типа друг от друга административно независимы.
Функциональные структурные подразделения администрации не связаны непосредственно с оказанием услуг населению. Они выполняют общие для всей администрации функции: планово-экономические, финансовые, юридические, по управлению имуществом, кадровые, информационные и др. Эти подразделения наделены правом регулирующих воздействий по отношению к отраслевым подразделениям и друг к другу, в пределах закрепленных за ними функций. Друг от друга они практически независимы и могут подчиняться непосредственно главе администрации, заместителю главы либо руководителю аппарата администрации.
Внутреннее построение отраслевых (функциональных) структурных подразделений М.а. характеризуется разным составом элементов. Оно может быть двухэлементным (должности в составе отдела), трехэлементным (управления, комитеты — отделы — должности), четырехэлементным (департаменты — управления, комитеты — отделы — должности), пятиэлементным (департаменты — управления, комитеты — отделы — группы, секторы — должности). В городских администрациях наиболее распространенными являются трех- и четырехэлементные структурные подразделения.
Территориальные структурные подразделения характерны для крупных городов, имеющих внутригородские районы и округа, для муниципальных образований типа «город-район» и для городских муниципальных образований, в составе которых имеются обособленные поселки или сельские населенные пункты со своими администрациями. Их первые руководители подчиняются либо непосредственно главе администрации города, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Формирование территориальных подразделений позволяет сочетать возможность оперативного решения текущих вопросов на месте с централизацией важнейших функций на высшем уровне.
Аппарат администрации создается для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности администрации. На аппарат возлагается создание необходимых условий для эффективной работы руководства администрации и структурных подразделений. Часто в состав аппарата включаются некоторые из функциональных подразделений (кадровые, юридические, информационные). Руководитель аппарата непосредственно подчиняется главе администрации и иногда является его первым заместителем.
Коллегия — совещательный орган при главе администрации, который осуществляет выбор альтернатив и принятие решений по важнейшим вопросам управления муниципальным образованием (кроме решений, находящихся в исключительной компетенции представительного органа).
Федеральный законодатель подтвердил сложившуюся практику создания в муниципальных образованиях отраслевых (функциональных) и территориальных органов М.а. В крупных муниципальных образованиях (районах, городских округах, городских поселениях) на эти органы приходится основная нагрузка исполнительно-распорядительной деятельности М.а.
Учреждение отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации и их ликвидация осуществляются представительным органом муниципального образования по инициативе главы администрации. В случае наделения отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации правами юридического лица представительным органом принимаются и положения об этих органах (о порядке их формирования, комплектования, полномочиях и иных вопросах организации и деятельности).
Традиционные организационные структуры М.а. относятся к линейно-функциональному типу, поскольку в основе их построения лежит сочетание линейных (отраслевых) подразделений, осуществляющих основные внешние функции организации (в данном случае оказание муниципальных услуг), и функциональных подразделений, действующих внутри организации и обеспечивающих ее работу.
В современных быстро меняющихся условиях и нестабильной социально-экономической ситуации в некоторых администрациях появились программно-целевые или программно ориентированные структурные подразделения, задачей которых является достижение определенной программной цели (задачи). Их появление чаще всего связано с организацией системного мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, разработкой концепции и стратегического плана развития муниципального образования, коренным реформированием системы управления муниципальным хозяйством (например, ЖКХ) или другими задачами подобного рода. Программно-целевые подразделения могут создаваться как на постоянной основе, так и в качестве временных, подлежащих ликвидации после достижения поставленной цели.
Н. Н. Мусинова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ. — Ст. 37.
Воронин А. С. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием // Городское управление. 2008. № 1.
Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2010. — С. 206–216.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С. 109–110, 505–520

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
319.54 кб

Правовой статус главы местной администрации

Мусаев К. Б.
Читать PDF
4.42 мб

Проблемы назначения на должность главы местной администрации

Васильева Е.И., Хачатурян М.В.
Цель.
Читать PDF
165.56 кб

Децентрализация и контроль за деятельностью местных администраций

Стоянов Николай Макарович
In the article forms of the control over activity of bodies of the government, in particular, behind activity of local administrations are considered.
Читать PDF
238.61 кб

Местные государственные администрации как субъекты земельных отношений

Самородов А.С.
Статья посвящена исследованию вопроса места и роли местных государственных администраций в управлении земельными ресурсами.
Читать PDF
176.39 кб

Назначение на должность глав местных администраций Ленинградской области

Барбарова Н. Г.
В статье проводится сравнительный анализ норм федерального законодательства и законодательства Ленинградской области по вопросу назначения на должность глав местных администраций.
Читать PDF
750.12 кб

Актуальные проблемы расторжения контракта с главой местной администрации

Чаннов Сергей Евгеньевич
In this article the questions of cancellation of contracts, concluding with the local authority heads working on a competitive basis. The author establishes, lawmaker defined the legal essence of such contract not clearly.
Читать PDF
95.82 кб

О правовом статусе главы местной администрации муниципального образования

Федоренко С. В.
В данной статье анализируется правовой статус главы местной администрации на основе ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6. 10. 2003 г.
Читать PDF
147.96 кб

РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Колосов Николай Викторович
Исследуются резервные фонды исполнительных органов государственной власти и местных администраций.
Читать PDF
16.82 кб

К вопросу о правовом регулировании заключения контракта с главой местной администрации

Калюжный Константин Юрьевич
В соответствии с действующим законодательством существует особая структура органов местного самоуправления, в которой обязательным (за исключением случаев, предусмотренных законом) является наличие представительного органа муницип
Читать PDF
20.97 мб

Местное самоуправление и государственная администрация: старые проблемы, новые решения

Конышева Е.Г.
В статье рассматриваются проблемные аспекты формирования и деятельности органов местного самоуправления в условиях построения исполнительной вертикали власти (расширение полномочий субъектов РФ в сфере местного самоуправления и св
Читать PDF
874.04 кб

К вопросу о полномочиях местных государственных администраций в области земельных отношений

Самородов В.С.
Статья посвящена исследованию вопроса ценности земли как основного объекта природы.
Читать PDF
1.56 мб

Глава местной администрации, замещающий должность по контракту: особенности правового статуса

Абрамова Анна Константиновна
Статья посвящена раскрытию особенностей правового статуса главы местной администрации, замещающего должность по контракту, в контексте совершенствования законодательства в области муниципальной службы.
Читать PDF
332.20 кб

Идеальный работник местного самоуправления Рп: оценка студентов специальности "администрация"

Составлена модель ключевых компетенций, которыми должен обладать идеальный работник местного самоуправления Польши.
Читать PDF
336.71 кб

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ: НАУКА УПРАВЛЕНИЯ И ПРАКТИКА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА «МАЛОЙ РОДИНЕ»

Калиниченко Л. А.
Читать PDF
421.49 кб

Комиссия по проведению конкурса на должность главы местной администрации: формирование и состав

Макаров Иван Иванович
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием комиссии на должность главы исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Похожие термины:

  • Местная государственная администрация

    1) государственный исполнительный орган, осуществляющий исполнительную власть на территории области и района Кыргызской Республики и обеспечивающий на соответствующей территории согласованную