МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОНВЕНЦИИ

Найдено 1 определение
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОНВЕНЦИИ
соглашения между государствами, регулирующие международные пассажирские и грузовые ж.-д. перевозки.
Многосторонняя М. ж. к. была заключена рядом капиталистических государств в 1886 г. в Берне. В 1890 г. на конференции представителей ж.-д. компаний европейских государств в Берне была принята М. ж. к. о перевозке грузов по железным дорогам. Эти правила, установленные конвенцией, вступили в силу с 1 января 1893 г. На время первой мировой войны действие их было приостановлено. В 1923 г. в Женеве заключена конвенция о международном режиме железных дорог, в к»-рой формально проводился принцип «равных прав и равных возможностей». В 1924 г. на Бернской конференции приняты 2 конвенции – об условиях перевозки груза (МГК) и об условиях перевозки пассажиров (МПК), вступившие в силу в 1928 г. Обе эти конвенции были пересмотрены на Римской конференции 1933 г., постановления которой после утверждения правительствами европейских государств были введены в действие. МГК является многосторонним соглашением и. охватывает большинство европейских государств. Она состоит из 5 глав: 1) предмет и объем ее действия, 2) договор перевозки, 3) ответственность железной дороги, претензии и иски, 4) разные постановления о порядке пересмотра конвенции и т. д. и 5) временные постановления, приложения, правила, касающиеся предметов, допускаемых к перевозке только на особых условиях, и др.
МПК также является многосторонним соглашением. Она содержит основные правила прямых международных перевозок пассажиров и багажа: о договоре перевозки пассажиров и багажа, о тарифах и исчислении провозной платы, о претензиях и исках к железным дорогам со стороны пассажиров, о солидарной ответственности железных дорог за багаж и др.
Одновременно с соглашениями о прямом ж.-д. сообщении заключаются пограничные ж.-д. соглашения государств, имеющих непосредственную сухопутную границу, через которую проходит железная дорога.
СССР как в Бернских, так и в Римских международных конвенциях участия не принимал и сохранил за собой свободу действий при заключении соглашений с другими государствами; вместе с тем СНК СССР в 1928 г. в отношении Бернских конвенций и в 1940 г. в отношении Римских конвенций предоставил НКПС право пользоваться основными положениями этих конвенций при заключении и пересмотре грузовых конвенций. СССР имеет целый ряд двусторонних соглашений по вопросу правового регулирования ж.-д. сообщения с иностранными государствами. Из двусторонних соглашений СССР прежде всего следует отметить конвенции, заключенные СССР со странами народной демократии. Эти конвенции строятся на основе взаимного уважения суверенных прав государств. В основу, напр., советско-польского соглашения о ж.-д. сообщениях от 23 ноября 1945 г. положен договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве от 21 апреля 1945 г. Договаривающиеся стороны согласовали условия и ставки перевозок (тариф), служебную инструкцию к этому тарифу и правила о расчетах, отчетности и сальдированных платежах. Подобные соглашения заключены СССР с Чехословакией 26 ноября 1946 г., с Румынией 1 июля 1947 г., с Венгрией 1 декабря 1947 г., с Болгарией (транзитом через Румынию) 20 декабря 1949 г. 14 марта 1951 г. Советский Союз заключил соглашение о прямом ж.-д. сообщении с Китайской Народной Республикой. В 1950 г. в Варшаве между СССР и странами народной демократии были заключены многосторонние соглашения, которые частично заменили двусторонние соглашения СССР с этими странами.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама