Опыт «Международной Амнистии» показывает, что безнаказанность - наиболее значимый фактор, способствующий ухудшению ситуации с правами человека. Потребность в справедливости особенно остро ощущается в странах, переживших вооруженный конфликт и только приступающих к мирному строительству и национальному примирению. По этой причине МА, наряду с более чем 800 другими неправительственными организациями, на протяжении многих лет проводит кампанию по учреждению справедливого, беспристрастного и независимого Международного уголовного суда (МУС), юрисдикция которого распространялась бы на геноцид, преступления против человечества и военные преступления. В 1998 году 120 государств проголосовали за принятие Римского статута Международного уголовного суда. Первого июля 2002 года статут вступил в силу (был ратифицирован шестьюдесятью государствами). МА продолжает кампанию, направленную на ратификацию Римского статута остальными государствами. Когда национальные системы уголовной юстиции не осуществляют свои функции, правосудие должно свершиться на международном уровне.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД
Источник: Справочник международной амнистии
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД
(МУС) - постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также за преступления агрессии. Учрежден на основе международного договора - Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 г. Действует с момента вступления Римского статута в силу, т.е. с июля 2002 г. Юрисдикция МУС распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств в его компетенцию не входит. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов и трибуналов МУС является постоянно действующим и неретроактивным судебным органом. Его личная и территориальная юрисдикция не связана с конкретным вооруженным конфликтом или каким-либо событием, и в его компетенцию входят только преступления, совершенные после вступления Римского статута в силу. Главными юридическими документами, определяющими полномочия МУС и порядок его работы, являются: его Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент МУС. Важное значение для деятельности МУС имеют также Регламент Секретариата, Соглашение о привилегиях и иммунитетах, Финансовые правила и некоторые другие документы. МУС состоит из Президиума, Судебного органа (включающего Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства), Канцелярии Прокурора и Секретариата. Резиденция МУС расположена в Гааге (Нидерланды), однако по воле МУС его заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединенных Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН. На начало 2013 г. участниками Римского статута МУС являлись 122 государства. Из них 33 - африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 - в Восточной Европе, 28 - в Латинской Америке, 25 - в Западной Европе и др. регионах. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала. МУС уполномочен рассматривать три вида международных преступлений: геноцид; преступления против человечности; военные преступления (совершенные в контексте как международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов международного характера). Изначально в компетенцию МУС предполагалось включить и преступление агрессии. Однако к 1998 г. государства-участники не смогли прийти к единому определению этого преступления. Поэтому было решено, что пока МУС не будет обладать юрисдикцией по данному виду преступлений. В 2002 г. на основе Резолюции Ассамблеи государств - участников Статута МУС была создана Специальная рабочая группа по агрессии. Лишь 11 июня 2010 г. конференция государств-участников консенсусом приняла Резолюцию "Преступление агрессии", которая включила в Римский статут ст. 8-бис, определяющую данное преступление. В соответствии со ст. 15-бис, также включенной в Римский статут данной Резолюцией, МУС может осуществлять юрисдикцию только в отношении преступлений агрессии, совершенных один год спустя с момента ратификации или принятия настоящих поправок 30 государствами-участниками. Временная юрисдикция МУС ограничена преступлениями, совершенными после даты вступления Римского статута в силу - 1 июля 2002 г. В компетенцию МУС входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Однако у этого принципа есть два исключения. Во-первых, Совет Безопасности ООН посредством Резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, может передать в МУС ту или иную ситуацию, затрагивающую преступления, которые не были совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в МУС ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством - участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю МУС, признать осуществление МУС юрисдикции в отношении того или иного конкретного преступления. МУС может принять дело к своему производству только в том случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение. Для начала расследования должен быть использован один из следующих механизмов: государство-участник передает МУС некоторую ситуацию (ст. 14 Статута); Совет Безопасности ООН передает МУС некоторую ситуацию; Прокурор МУС начинает по своей инициативе расследование в отношении событий, имевших место на территории государства-участника.
В последнем случае действия Прокурора должны быть подтверждены Палатой предварительного производства.
Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выдвинутое Прокурором, должны утверждаться Палатой предварительного производства.
К началу сентября 2012 г. в производстве МУС находится 15 дел, связанных с семью ситуациями. Три государства - участника Римского статута - Уганда, Демократическая Республика Конго и Центрально-Африканская Республика - передали в Суд ситуации, имеющие или имевшие место на их территории. Расследование ситуаций в Кении и Кот-д'Ивуаре было начато Прокурором по собственной инициативе. Наконец, Совет Безопасности ООН передал МУС ситуации в суданском регионе Дарфур и в Ливии. 26 января 2009 г. начался суд над гражданином Демократической Республики Конго г-ном Томас Лубанга Дьило, лидером Союза конголезских патриотов, участником итурийского конфликта. Он был обвинен в военном преступлении в виде набора и использования в военных действиях детей-солдат в возрасте до 15 лет. 14 марта 2012 г. решением Судебной камеры Лубанга был признан виновным по предъявленным ему обвинениям. Это решение стало первым обвинительным приговором МУС.
В последнем случае действия Прокурора должны быть подтверждены Палатой предварительного производства.
Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выдвинутое Прокурором, должны утверждаться Палатой предварительного производства.
К началу сентября 2012 г. в производстве МУС находится 15 дел, связанных с семью ситуациями. Три государства - участника Римского статута - Уганда, Демократическая Республика Конго и Центрально-Африканская Республика - передали в Суд ситуации, имеющие или имевшие место на их территории. Расследование ситуаций в Кении и Кот-д'Ивуаре было начато Прокурором по собственной инициативе. Наконец, Совет Безопасности ООН передал МУС ситуации в суданском регионе Дарфур и в Ливии. 26 января 2009 г. начался суд над гражданином Демократической Республики Конго г-ном Томас Лубанга Дьило, лидером Союза конголезских патриотов, участником итурийского конфликта. Он был обвинен в военном преступлении в виде набора и использования в военных действиях детей-солдат в возрасте до 15 лет. 14 марта 2012 г. решением Судебной камеры Лубанга был признан виновным по предъявленным ему обвинениям. Это решение стало первым обвинительным приговором МУС.
Источник: Словарь международного права.