МИНИСТР
Министр
должностное лицо, возглавляющее определенное министерство и являющееся членом Правительства.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
МИНИСТР
должностное лицо государства, член правительства. Как правило, является руководителем министерства. В отдельных случаях может не возглавлять министерство, а отвечать в правительстве за тот или иной конкретный вопрос (см.: Министр без портфеля).
В российской практике используется понятие "в ранге министра":
1) это - лица, включаемые в состав Правительства РФ, но не являющиеся министрами (согласно ст. 110 Конституции РФ, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров). Например, руководитель аппарата Правительства РФ одно время был заместителем Председателя Правительства, а затем вводился в состав Правительства в ранге М.;
2) это - лица, возглавляющие не министерства, а иные федеральные органы исполнительной власти. Они не входят в состав Правительства РФ, но по объему своих прав не отличаются от федеральных М. (С. А.)
В российской практике используется понятие "в ранге министра":
1) это - лица, включаемые в состав Правительства РФ, но не являющиеся министрами (согласно ст. 110 Конституции РФ, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров). Например, руководитель аппарата Правительства РФ одно время был заместителем Председателя Правительства, а затем вводился в состав Правительства в ранге М.;
2) это - лица, возглавляющие не министерства, а иные федеральные органы исполнительной власти. Они не входят в состав Правительства РФ, но по объему своих прав не отличаются от федеральных М. (С. А.)
МИНИСТР
фр. ministre от лат. minister - слуга) - родовое название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в структуру правительства, - министерств. Является членом правительства. М. называются по-разному; напр., в США, Мексике и некоторых других государствах все или часть М. именуются государственными секретарями, в Великобритании - канцлерами и т.д. Во многих странах М. делятся на особые категории. Напр., в Великобритании существуют М., возглавляющие отраслевые министерства, М. без портфеля, государственные М., являющиеся фактически заместителями глав министерств, младшие М. - парламентские секретари, обеспечивающие, связь М. с парламентом. Фактическая роль М. в парламентарных государствах и президентских республиках различается в связи с тем, что в первом случае посты М. занимают, как правило, профессиональные политики, а во втором - профессиональные администраторы (кадровые чиновники). В полупрезидентских республиках эти два принципа замещения часто сочетаются.
Источник: Большой юридический словарь
МИНИСТР
должностное лицо государства, член правительства. Как правило, является руководителем министерства. В отдельных случаях может не возглавлять министерства, а отвечать в правительстве за тот или иной конкретный вопрос (см. Министр без портфеля).
В российской практике порой используется понятие «в ранге министра». Причем оно имеет два аспекта. Вопервых, это лица, включаемые в состав Правительства РФ, но не являющиеся м. Для них используется выражение «включить в состав Правительства в ранге министра», поскольку иначе эти лица не вправе быть членами Правительства – согласно ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных м. В частности, руководитель аппарата Правительства РФ мог ранее включаться в состав Правительства в ранге министра, теперь это заместитель Председателя Правительства. Вовторых, это лица, возглавляющие не министерства, а иные федеральные органы исполнительной власти. Они не входят в состав Правительства РФ, но по объему своих прав не отличаются от федеральных м. Поэтому при назначении таких лиц порой имеет место использование формулировки – назначить на должность «в ранге министра» РФ (федерального м.).
В российской практике порой используется понятие «в ранге министра». Причем оно имеет два аспекта. Вопервых, это лица, включаемые в состав Правительства РФ, но не являющиеся м. Для них используется выражение «включить в состав Правительства в ранге министра», поскольку иначе эти лица не вправе быть членами Правительства – согласно ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных м. В частности, руководитель аппарата Правительства РФ мог ранее включаться в состав Правительства в ранге министра, теперь это заместитель Председателя Правительства. Вовторых, это лица, возглавляющие не министерства, а иные федеральные органы исполнительной власти. Они не входят в состав Правительства РФ, но по объему своих прав не отличаются от федеральных м. Поэтому при назначении таких лиц порой имеет место использование формулировки – назначить на должность «в ранге министра» РФ (федерального м.).
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
МИНИСТР
фр. ministre от лат. minister - слуга) - родовое название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в структуру правительства - министерств. М. всегда является членом правительства. М. в разных странах могут называться по-разному: например, в США, Великобритании, Мексике и некоторых других государствах все или часть М. называются государственными секретарями, в Великобритании отдельные М. называются канцлерами и т.д. Во многих странах существует деление М. на особые категории. Например, в Великобритании существуют 4 категории М.: (1) М., возглавляющие отраслевые министерства, (2) М. без портфеля, (3) государственные М., являющиеся фактически заместителями шав министерств, (4) младшие М. - парламентские секретари, обеспечивающие связь М. с парламентом. Конституционно-правовой статус и фактическая роль М. в разных государствах существенно различаются в зависимости и от некоторых других обстоятельств. Так, в конституционном праве современных стран существуют три основных подхода в вопросе о совместимости поста М. с депутатским мандатом. В первой группе стран (Великобритания, Ирландия) такое совмещение необходимо, во второй (ФРГ, Италия, Австрия, Польша) -допускается, в третьей (РФ, Болгария, Литва, Норвегия, Нидерланды) - запрещается. Фактическая роль М. в парламентарных государствах и президентских республиках различается в связи с тем, что в первом случае посты М. занимают, как правило, профессиональные политики, а во втором - профессиональные администраторы (кадровые чиновники). В полупрезидентских республиках эти два принципа замещения часто сочетаются.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
МИНИСТР
должностное лицо, возглавляющее центральное ведомство –министерство (см.), руководящее определенной отраслью государственного управления и являющееся членом правительства. В Советском государстве в связи с преобразованием Совета Народных Комиссаров в Совет Министров (закон 15 марта 1946 г. – «Ведомости Верховного Совета СССР» 1946 г. № 10) народным комиссарам было присвоено наименование М.
М. руководит определенной отраслью государственного управления, входящей в компетенцию СССР или соответственно союзной и автономной республики. М. утверждаются Верховным Советом при образовании правительства, а в период между сессиями Верховного Совета освобождаются от должности- и назначаются по представлению Председателя Совета Министров Президиумом Верховного Совета, с последующим внесением на утверждение Верховного Совета, М. несет ответственность за свою деятельность перед Верховным Советом, Президиумом Верховного Совета и Советом Министров.
М. на основании и во исполнение действующих законов, указов, постановлений и распоряжений правительства (а также приказов и инструкций вышестоящих М. для М. союзных и автономных республик) издает в пределах компетенции соответствующего министерства приказы и инструкции и проверяет их исполнение. М. назначает и увольняет руководящих, работников управлений и отделов центрального аппарата министерства и руководителей непосредственно-подведомственных ему учреждений. М. имеет заместителей, назначаемых Советом Министров.
В министерстве под председательством М. образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Министров (см. Коллегия министерства).
М., к которому обращен запрос депутата Верховного Совета, обязан не более чем в 3-дневный срок дать письменный или устный ответ в соответствующей палате Верховного Совета СССР или соответственно в Верховном Совете союзной или автономной республики.
М. руководит определенной отраслью государственного управления, входящей в компетенцию СССР или соответственно союзной и автономной республики. М. утверждаются Верховным Советом при образовании правительства, а в период между сессиями Верховного Совета освобождаются от должности- и назначаются по представлению Председателя Совета Министров Президиумом Верховного Совета, с последующим внесением на утверждение Верховного Совета, М. несет ответственность за свою деятельность перед Верховным Советом, Президиумом Верховного Совета и Советом Министров.
М. на основании и во исполнение действующих законов, указов, постановлений и распоряжений правительства (а также приказов и инструкций вышестоящих М. для М. союзных и автономных республик) издает в пределах компетенции соответствующего министерства приказы и инструкции и проверяет их исполнение. М. назначает и увольняет руководящих, работников управлений и отделов центрального аппарата министерства и руководителей непосредственно-подведомственных ему учреждений. М. имеет заместителей, назначаемых Советом Министров.
В министерстве под председательством М. образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Министров (см. Коллегия министерства).
М., к которому обращен запрос депутата Верховного Совета, обязан не более чем в 3-дневный срок дать письменный или устный ответ в соответствующей палате Верховного Совета СССР или соответственно в Верховном Совете союзной или автономной республики.
Источник: Советский юридический словарь
МИНИСТР
фр. ministre от лат. minister - слуга) - родовое название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в структуру правительства - министерств. В США, Великобритании. Мексике и некоторых других государствах все или часть М. именуются государственными, секретарями, в Великобритании отдельных М. называют канцлерами и т.д. Во многих странах существует деление М. на особые категории. Например, в Великобритании существуют: а) М., возглавляющие отраслевые министерства; б) М. без портфеля, выполняющие отдельные поручения премьер-М, и имеющие право решающего голоса на заседаниях правительства; в) государственные М., являющиеся фактически заместителями глав министерств; г) младшие М. - парламентские секретари, обеспечивающие связь М. с парламентом. Конституционно-правовой статус и фактическая роль М. в разных странах существенно различаются. Так, в конституционном праве современных стран существуют три основных подхода в вопросе о совместимости поста М. с депутатским мандатом. В первой группе (Великобритания, Ирландия) такое совмещение необходимо, во второй (ФРГ, Италия, Австрия, Польша) – допускается, в третьей (РФ, Болгария, Литва, Норвегия, Нидерланды) - запрещено. Фактическая роль М. различается в связи с тем, что в в парламентарных государствах посты М. занимают, как правило, профессиональные политики, а в президентских республиках - профессиональные администраторы (кадровые чиновники).
В РФ в соответствии с Конституцией и ФКЗ от 17 декабря 1997г.№2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" федеральные М. назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Федеральные М. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, принимают участие в подготовке его постановлений и распоряжений, обеспечивают их исполнение.
М. руководит деятельностью соответствующего министерства на основе единоначалия, распределяет обязанности между своими заместителями, вносит на рассмотрение Правительства РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию своего министерства; утверждает положения о структурных подразделениях министерства, назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата министерства и руководителей территориальных органов министерства, утверждает уставы подведомственных организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с их руководителями и т.д.
М. несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. При осуществлении своих полномочий федеральные М. подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, ФКЗ РФ и ФЗ РФ к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ.
В РФ в соответствии с Конституцией и ФКЗ от 17 декабря 1997г.№2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" федеральные М. назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Федеральные М. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, принимают участие в подготовке его постановлений и распоряжений, обеспечивают их исполнение.
М. руководит деятельностью соответствующего министерства на основе единоначалия, распределяет обязанности между своими заместителями, вносит на рассмотрение Правительства РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию своего министерства; утверждает положения о структурных подразделениях министерства, назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата министерства и руководителей территориальных органов министерства, утверждает уставы подведомственных организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с их руководителями и т.д.
М. несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. При осуществлении своих полномочий федеральные М. подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, ФКЗ РФ и ФЗ РФ к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ.
Источник: Энциклопедия юриста