НАБЛЮДАТЕЛЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Наблюдатель
1) лицо, назначенное (выбранное) для осуществления наблюдения за происходящими событиями, людьми и т.д.; 2) лицо, назначенное кандидатом, политической партией, избирательным блоком, общественным объединением, избирателями вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законом.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

НАБЛЮДАТЕЛЬ
в РФ лицо, назначенное при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ (при проведении выборов в органы местного самоуправления), - и избирателями. Наблюдает за голосованием, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, включая определение результатов выборов.

Источник: Большой юридический словарь

Наблюдатель
это лицо, уполномоченное осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума. На выборах может присутствовать иностранный или международный наблюдатель - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов.

Источник: Большой юридический словарь

Наблюдатель
депутат Палаты представителей, член Совета Республики, депутат местного Совета депутатов, доверенное лицо кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, а также лицо,
уполномоченное политической партией, другим общественным объединением, трудовым коллективом, гражданами, осуществляющие наблюдение за подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики в соответствии с установленным настоящим Кодексом порядком.
(Ст. 155 Избирательного кодекса Республики Беларусь)

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Наблюдатель
лицо, назначенное при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов в органы местного самоуправления и избирателями; лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне.
Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

НАБЛЮДАТЕЛИ
в избирательной кампании) — лица, назначенные при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением (партией), избирательным блоком, общественным объединением, а также в ряде стран и избирателями для наблюдения за ходом всей избирательной кампании (долгосрочное наблюдение). Наблюдение может также осуществляться за голосованием, подсчетом голосов и и н о й деятельностью избирательных комиссий и других организаторов выборов в период установления итогов голосования, определения результатов выборов, включая действия по проверке правильности полученных итогов и р е зультатов выборов (краткосрочное наблюдение). В избирательном законодательстве ряда стран о п ределены статус Н., их права и обязанности. Этот и н ститут получил, в основном, распространение в странах так называемой переходной демократии, когда требуются дополнительные гарантии избирательных прав граждан и легитимности выборов, их защиты от фальсификаций и з л о у п о т р е б л е н и й разного рода. В послевоенные годы получил распространение и и н ститут иностранных (международных) Н., т.е. л и ц , представляющих иностранную или международную организацию, приобретающих право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов в других странах. Ряд государств (Россия, Венгрия) регламентируют деятельность и н о странных (международных) Н. Такие международные организации, как Организация европейской безопасности и сотрудничества (ОБСЕ) и Европейский парламент разработали для Н. свод правил и инструкций по наблюдению за ходом избирательной кампании и голосования. А.И. Ковлер

Источник: Юридическая энциклопедия

НАБЛЮДАТЕЛЬ
представитель участников избирательной кампании на избирательных участках в день голосования. Целью его работы является отслеживание соблюдения всех установленных законом правил и процедур по проведению голосования и подсчета голосов в интересах тех участников избирательной кампании, от лица которых наблюдатель выполняет свои функции. В российском избирательном законодательстве зафиксировано, что наблюдатели могут представлять на избирательных участках кандидатов, политические партии, принимающие участие в избирательной кампании, или инициативную группу по проведению референдума. По федеральному закону ФЗ № 67 от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан» наблюдатели обладают правом участвовать во всех заседаниях избирательной комиссии, находиться на избирательном участке при проведении голосования и подсчете голосов, знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, получать заверенные копии протоколов и приложений к ним по завершении подсчета голосов. Часто наблюдателями в России также называют делегированных кандидатами или политическими партиями членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. В отличие от наблюдателей такие члены комиссий могут назначаться не только на день голосования, а работать в течение всего периода избирательной кампании. После того как будет произведена регистрация соответствующего кандидата или участвующей в выборах партии, они имеют право знакомиться со всеми документами избирательной комиссии и принимать участие в обсуждении спорных вопросов на ее заседаниях.

Источник: Словарь выборных терминов.

Наблюдатель
гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума; наблюдатель иностранный (международный) — представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации.
В РФ наблюдатель, в зависимости от уровня выборов, направляется кандидатом, избирательным объединением, общественной
или политической организацией, а при проведении муниципальных выборов — собранием избирателей. Наблюдение является одной из важнейших контрольных процедур избирательной кампании, обеспечивающих демократический порядок выборов.
Наблюдатель вправе:
— знакомиться со списками избирателей;
— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка;
— наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
— присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
— наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
— обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации
голосования;
— знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов
и документов;
— носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя
в комиссию;
— обжаловать в порядке, установленном законом об основных гарантиях действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации
или в суд;
— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Наблюдатель не вправе:
— выдавать избирателям бюллетени для голосования;
— расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
— заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
— предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
— принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
— совершать действия, препятствующие работе комиссии;
— проводить агитацию среди
избирателей;
— участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Если наблюдатель в помещении для голосования дает советы избирателям, за кого голосовать, то это должно расцениваться как влияние на волеизъявление избирателя. В этом случае наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования. Решение об этом принимается простым большинством голосов от числа присутствующих членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и оформляется протоколом. Такие же действия могут быть предприняты в случае, если наблюдатель в ходе голосования опрашивает избирателей, за кого они проголосовали или хотят проголосовать, что должно расцениваться как косвенное влияние на процесс голосования.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. Кроме того, наблюдение осуществляют иностранные наблюдатели. Наблюдатели имеют право находиться на избирательном участке и наблюдать за подготовкой к голосованию, голосованием, подсчетом избирательных бюллетеней, составлением и заполнением протоколов об итогах выборов. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума.
Поиск и направление наблюдателей начинается за 2–3 недели до выборов. Наблюдатели рекрутируются на платной и добровольной основе из числа активных сторонников кандидата, избирательного объединения, как правило, уже работавших на других направлениях избирательной кампании. Накануне выборов наблюдатели проходят инструктаж и получают памятку наблюдателя. Эффективный общественный контроль за выборами достигается лишь в том случае, если наблюдатели находятся практически на всех избирательных участках.
Наблюдатели и представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов в участковых комиссиях, вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, назначивших члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию.
Как правило, по итогам голосования наблюдатели запрашивают копии протоколов. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свою фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. — М.: Норма, 2003.
Избирательный кодекс города Москвы. Закон города Москвы № 38 от 06 июля 2005 года.
Муниципальные выборы: практика, проблемы: сборник / ЦИК РФ. — М., 2005.
Памятка наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва 07.12.2003 г. — М., 2003.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Наблюдатель
лицо, назначенное при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением. Последнее должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов (референдума), или на более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов в органы местного самоуправления - и избирателями; лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, созданным и зарегистрированным на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне.
Наблюдатель на выборах и референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая действия избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии, комиссии референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума. Наблюдателям обеспечивается также доступ в помещения участковых избирательных комиссий, комиссий референдума, образованных на участках в воинских частях, закрытых административно-территориальных образованиях, больницах, санаториях, домах отдыха, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, а также в помещения для голосования на таких участках.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, чьи интересы представляет данный наблюдатель. При этом указываются фамилия, имя и отчество, место жительства наблюдателя, а также номер избирательного участка, участка референдума, наименование избирательной комиссии, комиссии референдума, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
В случаях, если законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок проведения муниципальных выборов, предусматривается возможность направления наблюдателей от группы избирателей, то наблюдатель в подтверждении своих полномочий представляет по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. При этом наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования; в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума; избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума; погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; д) наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; е) знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов избирателей, участников референдума; ж) наблюдать за составлением избирательной комиссией, комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов; з) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; и) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования и результатах выборов; к) изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума либо составленных указанными комиссиями, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия, комиссия референдума обязана выдать или заверить указанные копии; л) обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд, а действия (бездействие) комиссии референдума - в территориальную комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; м) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.
Наблюдатели вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. При этом участковая избирательная комиссия, комиссия референдума должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.
При использовании в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов, референдума соответствующего уровня наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в государственную автоматизированную информационную систему.
Наблюдателю нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещено: а) выдавать избирателям, участникам референдума избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме; б) расписываться за избирателя, участника референдума по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; в) заполнять за избирателя, участника референдума по его просьбе избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии, комиссии референдума; ж) вести агитацию среди избирателей, участников референдума; з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума.
Наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии, комиссии референдума либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, права на участие в референдуме, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией, комиссией референдума. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
408.83 кб

Наблюдатель или каратель: государство в правовом регулировании социальных коммуникаций

Чертов Артур Владиславович
The paper describes specific features of social communication state regulation. The basis of legal regulation is recognized the mechanism of state presume an institution of juridical responsibility.
Читать PDF
355.06 кб

Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса в РФ

Самарина Марина Николаевна
Статья посвящена определению места и роли наблюдателя как субъекта избирательного процесса. Одним из важнейших элементов демократических выборов выступает контроль за их проведением со стороны гражданского общества.
Читать PDF
1.12 мб

Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса

Добрыднева Д.В.
Статья посвящена определению места и роли наблюдателя как субъекта избирательного процесса, расширению института наблюдения путем появления новых форм, а также правовому статусу наблюдателя в Единый день голосования.
Читать PDF
196.16 кб

Правовая природа актов, регулирующих деятельность международных наблюдателей на выборах (референдума

Королькова Наталья Владимировна
Автор рассматривает международные механизмы, способствующие функционированию института международных наблюдателей в ходе избирательных кампаний, а также анализирует правовую природу актов, регулирующих их деятельность
Читать PDF
345.99 кб

К вопросу об институте наблюдателей в России: юридический и политологический аспекты

Гуляницкая Д.А., Ребров С.А.
В данной работе рассматриваются эволюция российского института наблюдателей на примерах изменений избирательного законодательства. Авторы делают акцент на внесенные в федеральные законы поправки в период с 2011 по 2016 гг.
Читать PDF
147.94 кб

Об удалении наблюдателей и иных лиц, нарушающих закон о выборах, референдумах, из помещения для голо

Артамошкин Михаил Николаевич, Чистобородов Илья Григорьевич
В данной статье рассматривается порядок удаления наблюдателей и иных лиц, нарушающих закон о выборах, референдумах, из помещения для голосования в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федер
Читать PDF
100.75 кб

Проблемы финансирования экономического роста в России: взгляд иностранных наблюдателей

Минервин И. Г.
Читать PDF
201.18 кб

Организация работы совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ: проблемы правовог

Рубеко Г. Л.
Читать PDF
865.57 кб

Перспективы развития правового регулирования института наблюдателей в интернет-пространстве

Христофорова Елена Игоревна, Соколова Елена Александровна
Предметом исследования выступает правовой институт наблюдателей за ходом и проведением выборов. Цель работы состоит в исследовании возможностей и перспектив регулирования деятельности наблюдателей в интернет-пространстве.
Читать PDF
402.41 кб

СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США

Емелин Михаил Юрьевич, Николаев Борис Викторович
Актуальность и цели. Проблема прозрачности избирательного процесса, как ключевого элемента демократии, занимает одно из центральных мест в отношениях, связанных с проведением выборов.
Читать PDF
6.61 мб

Роль внимания и наблюдательности при профессиональном отборе следователей

Е. В. Косова
Читать PDF
222.80 кб

Злоупотребление избирательными правами избирателями, наблюдателями и иными участниками избирательног

М. Ю. Куликов
Читать PDF
107.63 кб

МОТИВАЦИЯ И МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ МЭРА МОСКВЫ 2013 Г

Давыдов Сергей Геннадьевич, Логунова Ольга Сергеевна, Лыткина Екатерина Ивановна
Предлагаемое исследование посвящено трансформации института наблюдателей на выборах в современной России.
Читать PDF
124.80 кб

Наблюдатели в регионе: наброски к анализу

Фудин Александр
Хочу выразить искреннюю благодарность всем наблюдателям, рассказавшим о своем опыте участия в выборах; Александру Бикбову, чьи рекомендации обогатили текст аналитическими находками и составили саму его структуру; и Олесе Кирчик за
Читать PDF
265.26 кб

Полевые, тайные и включенные наблюдатели в американской экономике труда: 1900-1930 годы

Резерфорд М.
Пер. с англ. В.М. Ефимов Предисловие переводчика Текст, перевод которого приводится ниже, может рассматриваться как продолжение статьи, опубликованной во втором номере настоящего журнала за этот год.

Похожие термины: