НАЛОГ
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства
Часть национального дохода, изымаемая государством в форме различных обязательных платежей с населения, организаций и предприятий.
Налоги разделяются на прямые, зависящие от размера доходов, и косвенные, взимаемые с населения через цены товаров, являющихся преимущественно предметами первой необходимости.
Источник: Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям
Источник: Словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. По законодательству РФ различаются налоги федеральные, налоги субъектов РФ и местные налоги. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Большой юридический словарь
Оплата, определяемая государством, часть стоимости товаров и услуг (косвенный налог), а также выплаты от дохода и имущества лиц и предприятий (прямой налог). Государство использует налоги в нескольких целях, таких как:
1) получение прибыли для финансирования государственных расходов;
2) пропаганда социального равенства путем перераспределения доходов и имущества;
3) регулирование общего уровня расходов в экономике;
4) защита внутренних производителей от импорта.
Источник: Словарь по уголовному праву.
К региональным относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы.
К местным относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
В соответствии с действующим законодательством все Н. подразделены на три группы: федеральные, региональные (Н. республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований), местные Н. По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на: Н, с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); Н. с имущества (предприятий и граждан): Н. с определенных видов операций, сделок и деятельности (Н. на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).
Н. подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный Н., Н. на прибыль, ресурсные платежи, Н. на имущество. Косвенные Н. вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (Н. на добавленную стоимость - НДС, таможенная пошлина, Н. на операции с ценными бумагами и другие Н.). Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: а) прибыль (доход); б) стоимость определенных товаров; в)добавленная стоимость продукции, работ, услуг; г) имущество юридических и физических лиц; д) передача имущества (дарение, наследование); е) операции с ценными бумагами; ж) отдельные виды деятельности; з) другие объекты, установленные законом. Часть федеральных Н. и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим Н. полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный Н. полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным Н. - гербовому сбору, госпошлине, Н. с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Другая группа федеральных Н. - НДС, спецналог, акцизы, Н. на прибыль предприятий и организаций, подоходный Н. с физических лиц - является регулирующими доходными источниками. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки (нормативы)отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. Из Н. субъектов РФ один - Н. на имущество юридических лиц - равными долями зачисляется в региональный и местные бюджеты. Остальные распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным Н. аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных Н. - на имущество физических лиц; земельный: регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Источник: Энциклопедия юриста
Основным видом доходов государственного бюджета СССР является налог с оборота, который лишь по форме является налогом и используется социалистическим государством как средство изъятия в бюджет денежных накоплений социалистических предприятий. Отличительная особенность налогов с населения в СССР заключается в том, что они являются формой участия самих трудящихся в расходах государства по удовлетворению их же материальных и культурных потребностей.
Структура Н. определяется следующими основными моментами: 1) Субъект Н. – лицо (физическое или юридическое), обязанное платить Н. В условиях капитализма следует отличать от субъекта Н. носителя Н., в связи с тем, что там Н. перелагаются капиталистами на рабочих и других трудящихся (см. Акциз). Носитель Н. – это то лицо, из дохода или имущества которого будет в конечном счете уплачен налог. В СССР различия между субъектом Н. и носителем Н. не существует. 2) Объект Н. – предмет обложения, напр., доход в подоходном налоге, строение в налоге со строений и т д От объекта Н. следует отличать источник платежа Н. В СССР такими источниками являются социалистическое накопление предприятий и доходы населения. В подоходном Н. с населения объект Н. и источник платежа Н. совпадают. В некоторых случаях источником платежа Н. может быть имущество налогоплательщика. Так, напр., в условиях усилившегося наступления на частнокапиталистические элементы в СССР в первой пятилетке Н. взимали не только с дохода, но и с части имущества капиталистических элементов. 3) Единица обложения – единица измерения объекта Н. Такой единицей является, напр., по подоходному Н.–1 рубль дохода, по Н. со строений – 1 рубль стоимости строения, по земельной ренте–1 кв. м земельной площади. 4) Ставки Н. – нормы обложения, единицы обложения: напр., столько-то процентов с 1 рубля дохода, столько-то копеек с 1 кв. м земельной площади.
Налоговое законодательство СССР часто устанавливает необлагаемый минимум (см. Подоходный, налог с населения). Это означает, что доходы или имущество ниже определенной суммы не облагаются.
В странах капитала Н. являются орудием дополнительной эксплуатации рабочего класса и крестьянства. Буржуазия перелагает уплачиваемые его Н. на трудящихся, включая их в цену товаров массового потребления. Кроме того, капиталисты перелагают Н. на рабочий класс путем снижения заработной платы, удлинения рабочего дня. При помощи высоких цен на промышленные товары, скупки за бесценок с.-х. продуктов при посредстве ростовщичества, сдачи земли в аренду на кабальных условиях и т. д. буржуазия и помещики перелагают Н. и на крестьянство. Маркс говорит о капиталистических Н.: «С каждым новым налогом пролетариат падает на ступеньку ниже; отмена же какого-нибудь старого налога повышает не заработную плату, а прибыль» (Маркс К- и Энгельс Ф., Соч., т. 8, стр. 311). Маркс подчеркивал также роль Н. в эксплуатации крестьянства: «Отдельные капиталисты эксплоатируют отдельных крестьян с помощью ипотек и ростовщичества, класс капиталистов эксплоатирует класс крестьян посредством государственных налогов» (там же, стр. 76). Налоги с населения в современных капиталистических государствах в связи с гонкой вооружений, ростом военных расходов резко возросли и составляют подавляющую часть всех доходов бюджета. Так, прямые налоги в США в 1952/53 г. выросли в 12 раз. Увеличились в несколько раз налоги с трудящихся во Франции, Англии, Италии и т. д.
Источник: Советский юридический словарь
В свое время П. Прудон верно подметил, что, "в сущности, вопрос о налоге - есть вопрос о государстве". По мере своего развития учение о государстве открывало новые возможности и для выяснения природы налога. "История налогов показывает нам двоякое происхождение налога: во-первых, налог, возникший из контрибуции и дани, это - преимущественно налог на побежденных, иностранцев или просто на угнетенные классы, которые нередко принадлежали к другой национальности, чем господствующие классы, - налог феодального общества. Второй тип налога, возникший после появления постоянного войска, носит совершенно другой характер, он устанавливается после долгих переговоров с участием различных представительных учреждений, парламентов и т.д. - налог буржуазного общества" [3, с. 17].
История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" и носили временный характер. Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, тогда стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.
"Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. Не отделявшееся от личного хозяйства короля государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: земля, леса, капиталы), поступлениями налогов и пошлин, которыми покупались военная и юридическая защита и другие функции правительственной власти. При таких условиях теорема обмена услуг является формальным отражением существующих отношений" [9, с. 23].
Теория выгоды возникла в эпоху просвещения в XVII - XVIII вв., ее родина - Франция. Вобан (1707 г.) и особенно Монтескье (1748 г.) рассматривают налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги.
Особое место в индивидуалистических теориях налога занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. Взгляды А. Смита на налог еще не сгруппированы в систему, у него даже нет определения налога, но он первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, А. Смит считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. "Материальное, вещное воззрение на хозяйство, считающее производительным трудом только такой, который овеществляется в предметах, обладающих меноспособностью, такое воззрение должно было стать во враждебное отношение к налогу, окупающему услугу государства, видя в нем отклонение народных ресурсов от содержания производительного труда, а это воззрение имеет своим отцом А. Смита" [2, с. 5].
С другой стороны, можно заключить, что теория о непроизводительности государственных услуг не мешает А. Смиту признать налог справедливой ценой за оплату услуг государству: "Расходы правительства по отношению к подданным то же, что издержки управления относительно хозяев большого владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов, получаемых каждым из этого владения" [2, с. 12]. Но теория производительного труда А. Смита ограничивает сферу действия налога. Только "расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества", т.е. налогами. Все остальные расходы, связанные "с отправлением правосудия, с содержанием общественных заведений и работ, учреждений общественного образования и религиозного воспитания", должны оплачиваться специальными пошлинами, хотя и здесь А. Смит говорит, что недобор пошлин должен покрываться сборами со всего общества, налогами.
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773 - 1842 гг.) в своем главном труде "Новые начала политэкономии" (1819 г.) формулирует теорию налога как теорию наслаждения. "Доходы распределяются между всеми классами нации, ни один из видов дохода не должен ускользать от обложения. Граждане должны смотреть на налоги как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает ради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждение. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности" [6, с. 135 - 149].
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы, теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.
Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. Саму идею налога как жертвы мы находим у физиократов при обосновании единого поземельного налога: "Если государство всем народным богатством, всем своим достоянием обязано земле, природным силам, то и все жертвы, которые государство может требовать от народа, должны быть получены из этого же источника" [9, с. 129]. Французский экономист Н. Канар в книге "Принципы политической экономии" (1801 г.) развивает идею о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства при уплате налога. Русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, также считал их "пожертвованиями на общую пользу". Теория жертвы получила во 2-й половине XIX в. дальнейшее развитие, сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в.
С.Ю. Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу в 1900 - 1902 гг., определял налоги как "принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития" [4, с. 135].
И.И. Янжул писал, что "под именем налогов должно разуметь такие односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек" [10, с. 137].
В советской России 20-х гг. финансовая наука в лице А.А. Буковецкого, А. Соколова, П.В. Микеладзе придерживалась теории коллективных потребностей. А. Соколов рассматривал государство как орган, удовлетворяющий коллективные потребности населения. П.В. Микеладзе считал, что "задача налоговой политики в том и заключается, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности".
Советская финансовая наука в 20-е гг. придерживалась определений налога, господствовавших в западной финансовой науке. Воспроизведем одно из таких определений: "Налогами называются принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными им публично-правовыми органами в силу права верховенства, без какого-либо эквивалента со стороны государства, на основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных потребностей" [7, с. 61].
В понимании налогов особое значение имеют два аспекта. Во-первых, налог - это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).
Налоги как экономическая категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.
Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.
Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п.) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Немаловажное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Принудительный характер взимания денежных средств с физических и юридических лиц является одним из проявлений государственного суверенитета (право налогообложения) каждого государства на своей территории. Спецификой налогов является их властный характер. Взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности.
Налог является ограничением права собственности, заключающимся в законном отчуждении ее части в пользу публичных образований. Причем это ограничение права собственности, которое социально обусловлено, поскольку налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [8, с. 281 - 282].
Индивидуально безвозмездный характер налога означает, что со стороны государства налогоплательщик не получает непосредственно никакой взаимной выгоды. Это является одной из основных характеристик, отличающих налоги от сборов. Высказывания "Я плачу налоги, так что имею право требовать" в контексте налогового законодательства, в частности согласно характеристике индивидуально безвозмездного платежа, - не имеют правовых оснований.
Обязательный характер налога проявляется в возможности реализации авторитарных полномочий государства в соответствии с налоговым законодательством в отношении налогоплательщиков, не уплачивающих налогов либо уплачивающих их не в полном размере. Принуждение к уплате налогов полностью оправданно. Государство определяет уплату налогов как основную обязанность, от исполнения которой налогоплательщик не может отказаться и уклониться. В истории цивилизации вначале налоговому обязательству был приписан моральный, религиозный и, в конечном счете, правовой характер. Тем не менее в исламских странах, в которых институт государственной религии широко используется, религиозный характер налога также санкционируется законом. Примером может быть закят, который является ежегодным налогом и оплачивается в интересах бедных мусульман [5, с. 320].
Еще одной характеристикой налога является его безвозвратный характер. Суть налога заключается в том, что происходит окончательный перевод средств налогоплательщиком в государственную казну или органам местного самоуправления. Возврат же налога может произойти в случае переплаты налога или применения налоговых льгот.
Денежный характер налога означает то, что уплата налога, как правило, принимает форму денежных единиц конкретной страны. Первоначально налоги были несистематическими платежами, которые уплачивались в основном в натуральной форме или в виде оказания персональных услуг. Примером уплаты налогов в натуральной форме могут служить сельскохозяйственные продукты, домашние животные. Форма оказания персональных услуг, например, являлось выполнение различных работ, работа рабов, военная служба. Переход стран к рыночной экономике привел к ликвидации отношений, основанных на обмене товарами и услугами. В настоящее время уплата налогов в неденежной форме происходит как исключение и в силу необходимости. Применяется этот метод в качестве инструмента решения различных проявлений экономических кризисов. К примеру, в Мексике представителям художественных профессий разрешено платить налоги в натуральной форме, т.е. можно сделать налоговые платежи в форме созданных произведений искусства (например, картины, скульптуры). Работы авторов (налогоплательщиков) оцениваются специально назначенной комиссией. Позже лучшие работы выставляются в музеях и галереях в столице Мексики.
В специальной литературе даются иные, отличные от законодательного, определения налога. Например, налог определяют как установленную законно сформированным представительным органом форму ограничения права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу публичных образований, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленную необходимостью решения общественных задач, основанную на принципах всеобщности, равенства, соразмерности [8, с. 284].
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16.07.1998: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17.07.1998 // Российская газета. N 148-149. 1998. 6 авг.; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
2. Алексеенко М.М. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди и Дж.Ст. Милля. Изд. 2-е. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. 152 с.
3. Боголепов Д.П. Краткий курс финансовой науки. Пролетарий, 1929. 169 с.
4. Витте С.Ю. Конспект лекций о государственном хозяйстве. СПб., 1914. 640 с.
5. Marty, Martin E., Appleby, R. Scott, Fundamentalisms and the state: remaking polities, economies, and militance. University of Chicago Press, 1996. 618 p.
6. Симонд де Сисмонди Ж. Новые начала политэкономии. М., 1897. 421 с.
7. Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. Пролетарий, 1925. 284 с.
8. Финансовое право: Учебник / Отв. редактор М.В. Карасева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 592 с.
9. Фридман М.И. Конспект лекций по науке о финансах. Налоги. Выпуск II. СПб., 1910. 751 с.
10. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. 555 с.
Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.