НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ
лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Напр., организация является Н. а. в отношении своих работников и некоторых других лиц.

Источник: Большой юридический словарь

НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ
лицо, на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога или сбора (НК РФ, п. 1 ст. 24). Н.а. имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Н К РФ. Н.а. обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги (сборы); 2) при невозможности удержать налог (сбор) — в течение одного месяца письменно сообщить об этом, а также о сумме задолженности налогоплательщика налоговому органу по месту своего учета; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов (сборов), в т.ч. персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (сборов). За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей Н.а. несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Р.Ф. Захарова

Источник: Юридическая энциклопедия

Налоговый агент
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента возлагаются на те организации и физические лица, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй Налогового кодекса РФ возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Не отказавшись от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику, лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента.
Основная задача агентов - правильно и своевременно рассчитывать и удерживать налоги из средств, выплачиваемых плательщиками, а в дальнейшем перечислять их в российский бюджет.
По общим правилам налогообязанным лицом является налогоплательщик, с налогового агента не взыскивается не удержанная им у налогоплательщика сумма налога. В то же время в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога вправе требовать эту сумму с налогового агента. Допускается также начисление пени и штрафа [3].
Конституционный Суд РФ указал, что взыскание пеней с налогового агента, обязанного действовать в этом качестве в интересах государства, в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога обусловлено природой налога как обязательного платежа [1]. Неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей выделено в отдельный состав налогового правонарушения и наказывается штрафом.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено положениями Налогового кодекса РФ.
Обязанности налогового агента закреплены в ст. 24 Налогового кодекса РФ. В обязанности налогового агента входит:
1. Своевременно, правильно и в полном объеме:
- исчислять;
- удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам;
- перечислять налоги в бюджетную систему РФ.
2. Сообщать в налоговые органы по месту своего учета в письменном виде в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах:
- о невозможности удержать налог;
- о сумме задолженности налогоплательщика.
3. Организовать и вести учет:
- начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
- исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов.
4. Представлять в налоговые органы по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания, перечисления налогов.
5. Обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания, перечисления налогов в течение четырех лет.
Порядок перечисления удержанных налогов для налоговых агентов аналогичен порядку, предусмотренному Налоговым кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
Существуют особенности исчисления, порядка и сроков уплаты налогов налоговыми агентами.
1. Налог на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ.
Налог уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение составляют случаи, указанные в ст. 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса РФ.
Налоговые агенты должны перечислять суммы налога сразу после того, как наличные средства на выплату дохода были получены в банке и перечислены на счета получателей.
Перечисляться НДФЛ должен по месту учета налогового агента, а не налогоплательщика. Если суммы этого налога рассчитываются по обособленным подразделениям, то переводить их нужно в бюджет соответствующего региона.
2. Налог на добавленную стоимость.
Процедура определения налоговыми агентами базы по НДС также имеет свои особенности. К примеру, если иностранцы, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, реализуют на территории России товары, то налоговая база в этом случае определяется как сумма дохода от их реализации с учетом налога. При этом ее расчет производится отдельно по каждой операции, и задача эта ложится на налоговых агентов. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары, работы и услуги у указанных иностранных лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ если органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления предоставляют на территории РФ в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ, принадлежащих иностранным лицам, которые на учете в ФНС не стоят, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров с указанными иностранными лицами.
3. Налог на прибыль организаций. Налоговые агенты, так же как и налогоплательщики, представляют в ИФНС по месту своего нахождения отчетность по налогу на прибыль по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику.
В п. 4 ст. 286 Налогового кодекса РФ указаны некоторые особенности расчета налоговыми агентами налога на прибыль организации. В статье говорится о ситуациях, когда налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает от российских источников доходы, не связанные с деятельностью ее постоянного представительства в РФ. Обязанность по определению суммы налога, а также удержанию ее и перечислению в бюджет возлагается на российскую компанию или иностранное предприятие, осуществляющее деятельность в России через постоянное представительство. И российская, и зарубежная организации квалифицируются в этом случае как налоговые агенты. Предусматривается, что вышеуказанные доходы выплачивают налогоплательщику они сами. В свою очередь агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
Для остальных компаний база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется агентом с учетом следующих особенностей. Если источником дохода фирмы является российское предприятие, то указанная организация признается налоговым агентом. Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется по формуле, закрепленной в ст. 275 Налогового кодекса РФ.
Институт налоговых агентов необходим по следующим причинам [2, с. 176]:
- возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего в силу экономико-правовой квалификации;
- в случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. При этом значительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вместо множества других - непосредственных налогоплательщиков;
- когда налогоплательщиками выступают иностранные граждане и организации, возможности контроля и государственно-властного воздействия в отношении их у российских налоговых органов существенно ограниченны.
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 N 175-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Угловский известковый комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 75 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. 424 с.
3. Долгополов О. О некоторых правах и обязанностях налогового агента в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 // СПС "КонсультантПлюс".

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
164.13 кб

Налоговый агент как субъект налогового процесса

Озерова Татьяна Алексеевна
В данной статье рассматривается налоговый агент как субъект налогового процесса. Понятие «налоговой агент» является специальным термином, используемым в налоговом праве, и определяется только этим правом.
Читать PDF
144.45 кб

Представление налоговыми агентами сведений о суммах НДФЛ

Лермонтов Ю. М.
В соответствии со ст.
Читать PDF
426.89 кб

Институт налоговых агентов в РФ необходимо ликвидировать

Земцов Анатолий Анатольевич
В статье рассматривается институт налоговых агентов, который не позволяет налогоплательщикам осуществить свое конституционное право на уплату налога.
Читать PDF
186.66 кб

Проблемы квалификации неисполнения обязанностей налогового агента

Мария Валерьевна Кузьменцова
В статье с использованием материалов актуальной судебной практики по делам о налоговых преступлениях рассматриваются наиболее спорные вопросы, связанные с проблемой квалификации неисполнения обязанностей налогового агента.
Читать PDF
223.71 кб

Налоговые последствия факторинга для поставщика и финансового агента

Гогина А. М.
Рассмотрены основные отличия договоров факторинга и цессии, преимущества факторинга для кредиторов и необходимость его эффективного структурирования с налоговой точки зрения.
Читать PDF
783.86 кб

Налоговые правонарушения: невыполнение обязанностей налогового агента

Хубиев Тахир Русланович, Попов Василий Валерьевич
В статье анализируются проблемы, связанные с невыполнением обязанностей налогового агента.
Читать PDF
98.22 кб

Особенности исчисления налога на добавленную стоимость налоговыми агентами

Потемина Е. О.
Организации, стремящиеся добросовестно и в полной мере выполнить обязанности налогового агента, сталкиваются с большим количеством неясностей и противоречий в установленном порядке исчисления и уплаты НДС.
Читать PDF
86.03 кб

Агентский договор и налоговые риски: их последствия для налогоплательщиков

Тимофеева И. Ю.
Быстрая смена событий в течение последнего десятилетия обусловила неустойчивость налоговой политики государства, что в свою очередь привело к многочисленным экономическим нарушениям в этой сфере.
Читать PDF
182.13 кб

Агент-ориентированный подход в исследовании деятельности налоговых органов

Киреенко Екатерина Сергеевна
В статье исследуется проблема влияния субъективных факторов на собираемость налогов. Выдвигается гипотеза о существенности влияния субъективного фактора на состояние налоговой культуры и результаты налогового контроля.
Читать PDF
872.13 кб

Обязанности налоговых агентов как самостоятельный институт налогового права

Коломеец Дмитрий Сергеевич
В статье анализируется сформировавшаяся в науке точка зрения о существовании в рамках системы налогового права самостоятельного института налоговых агентов или института обязанностей налоговых агентов.
Читать PDF
186.48 кб

Специфика объективной стороны состава неисполнения обязанностей налогового агента

Меженин В. А.
Читать PDF
49.30 кб

Представление налоговыми агентами сведений о суммах налога на доходы физических лиц

Пономарев С. А.
Статьей 230 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налогов
Читать PDF
228.12 кб

Модернизация налоговой политики в контексте согласования интересов экономических агентов

Янаков Д. О.
В статье рассмотрены организационно-экономические механизмы модернизации фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой политики, направленной на повышение уровня налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов и рост устойч
Читать PDF
376.54 кб

К вопросу о методике оценке налоговой нагрузки на первичные доходы экономических агентов

Маслова Д.В., Ушвицкий Л.И.
В профессиональном сообществе устоялось мнение о щадящем режиме налогообложения в нашей стране.
Читать PDF
150.71 кб

Отграничение неисполнения обязанностей налогового агента от смежных составов преступлений

Мария Валерьевна Кузьменцова
Неправильная квалификация таких действий, как неисполнение обязанностей налогово­ го агента, может повлечь существенное нарушение принципов законности правоприменения, обоснован­ ности и справедливости назначения наказания.