лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Напр., организация является Н. а. в отношении своих работников и некоторых других лиц.
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ
Источник: Большой юридический словарь
НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ
лицо, на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога или сбора (НК РФ, п. 1 ст. 24). Н.а. имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Н К РФ. Н.а. обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги (сборы); 2) при невозможности удержать налог (сбор) — в течение одного месяца письменно сообщить об этом, а также о сумме задолженности налогоплательщика налоговому органу по месту своего учета; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов (сборов), в т.ч. персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (сборов). За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей Н.а. несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Р.Ф. Захарова
Источник: Юридическая энциклопедия
Налоговый агент
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента возлагаются на те организации и физические лица, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй Налогового кодекса РФ возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Не отказавшись от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику, лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента.
Основная задача агентов - правильно и своевременно рассчитывать и удерживать налоги из средств, выплачиваемых плательщиками, а в дальнейшем перечислять их в российский бюджет.
По общим правилам налогообязанным лицом является налогоплательщик, с налогового агента не взыскивается не удержанная им у налогоплательщика сумма налога. В то же время в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога вправе требовать эту сумму с налогового агента. Допускается также начисление пени и штрафа [3].
Конституционный Суд РФ указал, что взыскание пеней с налогового агента, обязанного действовать в этом качестве в интересах государства, в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога обусловлено природой налога как обязательного платежа [1]. Неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей выделено в отдельный состав налогового правонарушения и наказывается штрафом.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено положениями Налогового кодекса РФ.
Обязанности налогового агента закреплены в ст. 24 Налогового кодекса РФ. В обязанности налогового агента входит:
1. Своевременно, правильно и в полном объеме:
- исчислять;
- удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам;
- перечислять налоги в бюджетную систему РФ.
2. Сообщать в налоговые органы по месту своего учета в письменном виде в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах:
- о невозможности удержать налог;
- о сумме задолженности налогоплательщика.
3. Организовать и вести учет:
- начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
- исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов.
4. Представлять в налоговые органы по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания, перечисления налогов.
5. Обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания, перечисления налогов в течение четырех лет.
Порядок перечисления удержанных налогов для налоговых агентов аналогичен порядку, предусмотренному Налоговым кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
Существуют особенности исчисления, порядка и сроков уплаты налогов налоговыми агентами.
1. Налог на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ.
Налог уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение составляют случаи, указанные в ст. 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса РФ.
Налоговые агенты должны перечислять суммы налога сразу после того, как наличные средства на выплату дохода были получены в банке и перечислены на счета получателей.
Перечисляться НДФЛ должен по месту учета налогового агента, а не налогоплательщика. Если суммы этого налога рассчитываются по обособленным подразделениям, то переводить их нужно в бюджет соответствующего региона.
2. Налог на добавленную стоимость.
Процедура определения налоговыми агентами базы по НДС также имеет свои особенности. К примеру, если иностранцы, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, реализуют на территории России товары, то налоговая база в этом случае определяется как сумма дохода от их реализации с учетом налога. При этом ее расчет производится отдельно по каждой операции, и задача эта ложится на налоговых агентов. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары, работы и услуги у указанных иностранных лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ если органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления предоставляют на территории РФ в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ, принадлежащих иностранным лицам, которые на учете в ФНС не стоят, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров с указанными иностранными лицами.
3. Налог на прибыль организаций. Налоговые агенты, так же как и налогоплательщики, представляют в ИФНС по месту своего нахождения отчетность по налогу на прибыль по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику.
В п. 4 ст. 286 Налогового кодекса РФ указаны некоторые особенности расчета налоговыми агентами налога на прибыль организации. В статье говорится о ситуациях, когда налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает от российских источников доходы, не связанные с деятельностью ее постоянного представительства в РФ. Обязанность по определению суммы налога, а также удержанию ее и перечислению в бюджет возлагается на российскую компанию или иностранное предприятие, осуществляющее деятельность в России через постоянное представительство. И российская, и зарубежная организации квалифицируются в этом случае как налоговые агенты. Предусматривается, что вышеуказанные доходы выплачивают налогоплательщику они сами. В свою очередь агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
Для остальных компаний база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется агентом с учетом следующих особенностей. Если источником дохода фирмы является российское предприятие, то указанная организация признается налоговым агентом. Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется по формуле, закрепленной в ст. 275 Налогового кодекса РФ.
Институт налоговых агентов необходим по следующим причинам [2, с. 176]:
- возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего в силу экономико-правовой квалификации;
- в случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. При этом значительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вместо множества других - непосредственных налогоплательщиков;
- когда налогоплательщиками выступают иностранные граждане и организации, возможности контроля и государственно-властного воздействия в отношении их у российских налоговых органов существенно ограниченны.
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 N 175-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Угловский известковый комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 75 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. 424 с.
3. Долгополов О. О некоторых правах и обязанностях налогового агента в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 // СПС "КонсультантПлюс".
Обязанности налогового агента возлагаются на те организации и физические лица, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй Налогового кодекса РФ возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Не отказавшись от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику, лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента.
Основная задача агентов - правильно и своевременно рассчитывать и удерживать налоги из средств, выплачиваемых плательщиками, а в дальнейшем перечислять их в российский бюджет.
По общим правилам налогообязанным лицом является налогоплательщик, с налогового агента не взыскивается не удержанная им у налогоплательщика сумма налога. В то же время в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога вправе требовать эту сумму с налогового агента. Допускается также начисление пени и штрафа [3].
Конституционный Суд РФ указал, что взыскание пеней с налогового агента, обязанного действовать в этом качестве в интересах государства, в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога обусловлено природой налога как обязательного платежа [1]. Неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей выделено в отдельный состав налогового правонарушения и наказывается штрафом.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено положениями Налогового кодекса РФ.
Обязанности налогового агента закреплены в ст. 24 Налогового кодекса РФ. В обязанности налогового агента входит:
1. Своевременно, правильно и в полном объеме:
- исчислять;
- удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам;
- перечислять налоги в бюджетную систему РФ.
2. Сообщать в налоговые органы по месту своего учета в письменном виде в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах:
- о невозможности удержать налог;
- о сумме задолженности налогоплательщика.
3. Организовать и вести учет:
- начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
- исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов.
4. Представлять в налоговые органы по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания, перечисления налогов.
5. Обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания, перечисления налогов в течение четырех лет.
Порядок перечисления удержанных налогов для налоговых агентов аналогичен порядку, предусмотренному Налоговым кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
Существуют особенности исчисления, порядка и сроков уплаты налогов налоговыми агентами.
1. Налог на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ.
Налог уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение составляют случаи, указанные в ст. 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса РФ.
Налоговые агенты должны перечислять суммы налога сразу после того, как наличные средства на выплату дохода были получены в банке и перечислены на счета получателей.
Перечисляться НДФЛ должен по месту учета налогового агента, а не налогоплательщика. Если суммы этого налога рассчитываются по обособленным подразделениям, то переводить их нужно в бюджет соответствующего региона.
2. Налог на добавленную стоимость.
Процедура определения налоговыми агентами базы по НДС также имеет свои особенности. К примеру, если иностранцы, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, реализуют на территории России товары, то налоговая база в этом случае определяется как сумма дохода от их реализации с учетом налога. При этом ее расчет производится отдельно по каждой операции, и задача эта ложится на налоговых агентов. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары, работы и услуги у указанных иностранных лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ если органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления предоставляют на территории РФ в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ, принадлежащих иностранным лицам, которые на учете в ФНС не стоят, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров с указанными иностранными лицами.
3. Налог на прибыль организаций. Налоговые агенты, так же как и налогоплательщики, представляют в ИФНС по месту своего нахождения отчетность по налогу на прибыль по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику.
В п. 4 ст. 286 Налогового кодекса РФ указаны некоторые особенности расчета налоговыми агентами налога на прибыль организации. В статье говорится о ситуациях, когда налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает от российских источников доходы, не связанные с деятельностью ее постоянного представительства в РФ. Обязанность по определению суммы налога, а также удержанию ее и перечислению в бюджет возлагается на российскую компанию или иностранное предприятие, осуществляющее деятельность в России через постоянное представительство. И российская, и зарубежная организации квалифицируются в этом случае как налоговые агенты. Предусматривается, что вышеуказанные доходы выплачивают налогоплательщику они сами. В свою очередь агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
Для остальных компаний база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется агентом с учетом следующих особенностей. Если источником дохода фирмы является российское предприятие, то указанная организация признается налоговым агентом. Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется по формуле, закрепленной в ст. 275 Налогового кодекса РФ.
Институт налоговых агентов необходим по следующим причинам [2, с. 176]:
- возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего в силу экономико-правовой квалификации;
- в случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. При этом значительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вместо множества других - непосредственных налогоплательщиков;
- когда налогоплательщиками выступают иностранные граждане и организации, возможности контроля и государственно-властного воздействия в отношении их у российских налоговых органов существенно ограниченны.
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 N 175-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Угловский известковый комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 75 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. 424 с.
3. Долгополов О. О некоторых правах и обязанностях налогового агента в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 // СПС "КонсультантПлюс".
Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.