англ. New Deal) В США - система мероприятий правительства президента Ф.Д.Рузвельта в 1933-1938 гг. для ликвидации последствий экономического кризиса 1929-1933 гг. и смягчения противоречий американского капитализма. Сочетал меры по усилению государственного регулирования экономики с некоторыми реформами в социальной области.
НОВЫЙ КУРС
НОВЫЙ КУРС
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Новый курс
совокупность мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, предложенных президентом США Ф. Рузвельтом и его советниками с целью смягчить губительные последствия экономического кризиса в 1929 1933 гг. Главное в «Н.к.» свелось к следующему: огромный золотой запас США был передан в государственную казну и правительство получило право выпускать доллары, не обеспеченные золотом; обмен бумажных денег на золото был воспрещен; приняты законы о национальном промышленном восстановлении, о регулировании сельского хозяйства, Чрезвычайный банковский закон (1933 г.), о трудовых отношениях, о социальном обеспечении (1935 г.), о справедливых условиях труда (1938 г.) и др. В 1935 – 1936 гг. Верховный суд США признал неконституционными 12 законов. Создается федеральная организация – Национальная администрация по оздоровлению промышленности. Для безработных были организованы общественные работы с целью хотя бы частичной их занятости.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013
НОВЫЙ КУРС
в США название программы внутригосударственных мер и гарантий Президента США Ф.Д. Рузвельта для выхода из социально-экономического кризиса, в особенности мер инновационного характера в 1933—38 (эпоха «Великой депрессии»). Принятые президентом совместно с Конгрессом меры были направлены на уменьшение безработицы, восстановление благосостояния. Они были представлены в виде набора новых федеральных программ и агентств, которые в целях удобства их идентификации получили название по первым буквам своего полного названия (например, Закон о восстановлении национальной экономики, наиболее новаторский из всех, именовался НИРА. «Н.к.» не представлял собой некой единой политической философии или свода согласованных целей и задач для осуществления разнородных программ, однако именно с этого периода исчисляется наступление конца эпохи невмешательства государства в экономику и начало законодательного регулирования трудовых отношений, деятельности профсоюзов и т.п. Рузвельт пришел к власти на выборах 1932 в обстановке, отягощенной самым тяжелым в истории США экономическим кризисом, и это создало благоприятную атмосферу для реформистского законодательства в течение всего первого года его пребывания у власти. Чрезвычайным законом о деятельности банков был обеспечен федеральный надзор за состоянием их дел и таким образом восстанавливалось доверие к банкам в обстановке многочисленных финансовых крахов банковских учреждений. Следующим актом были введены более строгие правила для банков и страхование для депозитариев при помощи Корпорации федерального страхования депозитов. Несколько законоуста- новлений было посвящено регулированию выплат по закладным обязательствам для фермеров и владельцев домостроений; предложены гарантии для получателей кредитов на покупку домостроений при посредстве Федеральной жилищной администрации. Федеральная администрация по чрезвычайным выплатам расширила предоставление грантов по выплатам на штаты, а Корпорация гражданской опеки предоставляла платную работу для молодежи, выполнявшуюся в режиме военной дисциплины. Конгресс учредил Администрацию по освоению долины Теннеси, которая должна была реализовать программу по экономическому освоению долины реки Теннеси в интересах навигации и контроля за в е с е н н и м и паводками и о б е с п е ч е н ия электроэнергией широкой области юго-восточной части страны. Самыми значительными в 1933 стали законы, регулировавшие деятельность экономического сектора. Вся экономика была поделена на 17 отраслей, для каждой отрасли были приняты специальные регулятивные установления; был принят Закон о сельскохозяйственном регулировании, который предусматривал ряд механизмов по подъему цен на сельхозпродукты. Самым радикальным стало вовлечение фермеров в добровольные соглашения об уменьшении доли товарной сельхозпродукции в обмен на денежные компенсации со стороны правительства. Что касается Закона о восстановлении национальной экономики (НИРА), то в него были включены два важных предложения — о значительном расширении объема публичных (общественно полезных) работ и комплексная программа по регулированию американского бизнеса и внедрению честной конкуренции. Однако надежды 1933 на скорое восстановление оказались иллюзорными; многие из спешно подготовленных законов были объявлены неконституционными Верховным судом. Эти факты и растущая оппозиция «Н.к.» вызвала подъем законодательной и реформаторской активности, который начался с 1935 (его иногда называют Вторым Новым курсом). Рузвельт использовал рост классовых размежеваний и сформировал более тесный альянс с организованными рабочими и таким образом нейтрализовал оппозицию большого бизнеса программам «Н.к.» Среди новых мер особое значение приобрели более высокие налоги для богатых, более строгое регулирование частных коммунальных услуг, субсидии для сельской электрификации, свод прав для организованных в профсоюзы рабочих. По Закону о национальных трудовых отношениях 1935 была обеспечена федеральная защита договорного процесса и установлены стандарты честного найма. По Закону о честных трудовых стандартах 1938 предусматривались максимум рабочего времени и минимальные выплаты для большинства категорий наемных рабочих. 1935 стал годом огромных федеральных расходов по удовлетворению насущных проблем за счет создания бюджетного дефицита. Особенно велики были траты по обеспечению занятости безработных и сходным программам, что потребовало почти 5 млрд долларов. В том же году был принят Закон о социальном страховании, который предусмотрел три основных целевых программы — создание фонда выплат по случаю увольнения (ухода в отставку); страхование на случай безработицы; благотворительные гранты для местного распространения (включая помощь нуждающимся в уходе детям). Эти программы, в сочетании с новой политикой материальной поддержки в жилищном строительстве, положили начало тому, что сегодня именуется государством благосостояния (или социальным государством в европейском политико-правовом лексиконе). В.Г. Графский
Источник: Юридическая энциклопедия