ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Обнародование закона
опубликование принятого закона в официальном печатном издании или доведение его содержания до адресата (государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан) иным способом. Различают поэтому официальное и неофициальное обнародование закона. Официальное обнародование закона состоит в объявлении от имени законодательной власти полного и точного текста принятого закона через его опубликование в официальном издании (например, в "Российской газете"), а в случае немедленного вступления в действие - по телевидению, радиовещанию, телетайпу, телефаксу, путем рассылки адресатам. Неофициальное обнародование закона - объявление текста закона в других печатных изданиях и средствах массовой информации путем изложения содержания принятого закона.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА (ПРОМУЛЬГАЦИЯ)
от лат. "promulgatio" - оглашение, обнародование) - официальное скрепление (санкционирование) главой государства закона в конституционные сроки и последующее его опубликование в официальном издании. Посредством промульгации акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти О.з. охватывает две взаимосвязанные процедуры: 1) подписание закона, т.е. санкционирование главой Российского государства принятого парламентом закона, и 2) опубликование федерального закона в официальных изданиях (в РФ - "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Парламентская газета"). В строгом конституционно-правовом смысле понятия "О.з " и "промульгация" не идентичны В РФ промульгация не используется как обязательное условие обнародования федеральных законов и законов субъектов РФ. О.з. означает его (закона) вступление в законную силу. Конституция РФ (ч. 1, 2 ст. 107) интерпретирует обнародование значительно уже, употребляя этот термин в значении опубликования федерального закона.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА
официальное доведение закона до всеобщего сведения компетентными органами и (или) должностными лицами.
ФЗ обнародует Президент РФ. Получив закон из СФ, Президент РФ, если он не налагает свое вето на принятый закон, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). То же касается ФКЗ, но в отношении них он права вето не имеет. Главные способы О.з.: опубликование закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа.
Поскольку опубликование - наиболее распространенный вид О.з., иногда оно отождествляется с другими видами, хотя, как можно видеть, реестр способов О.з. достаточно широк: они могут быть переданы по телевидению, по радио, разосланы, переданы по различным каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Следовательно, О.з. в виде информации либо текста, передаваемого по телевидению, радио, вручаемого исполнителям и т.п., не заменяет собой основной формы - опубликования закона, которое в любом случае является обязательным.

Источник: Энциклопедия юриста

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА
официальное доведение закона до всеобщего сведения компетентными органами и (или) должностными лицами.
Что касается федеральных законов (Ф. з.), обязанность их обнародования возложена на Президента РФ. Получив из Совета Федерации принятый закон. Президент РФ, если он не налагает на него вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). В такой же срок Президент подписывает и обнародует федеральные конституционные законы (Ф. к. з.), причем в отношении их он права вето не имеет.
Главным способом О. з. является опубликование текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа. В соответствии с Федеральным законом О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г. Ф. к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Кроме того, Ф. к. з., Ф. з. могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов.
Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, по общему правилу проходит 17 дней после дня подписания закона Президентом РФ и вступления его в силу. Причем не следует путать даты подписания закона и его вступления в силу с датой принятия закона. Датой принятия Ф. з. считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. В отношении даты принятия Ф. к. з. нет полной ясности. Согласно ст. 2 упомянутого Закона 1994 г., датой принятия Ф. к. з. считается день, когда он был одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Но поскольку каждая палата принимает Ф. к. з. не в один и тот же день, неясно, какой из них считать датой принятия закона. Поэтому основной является дата вступления закона в силу.
Поскольку опубликование является наиболее распространенным видом О. з., они иногда отождествляются. Согласно ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Следовательно, О. з. в виде информации либо текста, передаваемого по телевидению, радио, вручаемого исполнителям и т.п., не заменяет собой основной формы обнародования - опубликования закона, которое в любом случае является обязательным.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА
официальное доведение его до всеобщего сведения компетентными органами и (или) должностными лицами. О.з. является также условием введения закона в силу, в действие.
В Российской Федерации в отношении федеральных законов обязанность их обнародования возложена на Президента РФ. Получив из Совета Федерации закон, Президент РФ, если он не налагает свое вето (см.) на принятый закон, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ). В такой же срок он подписывает и обнародует федеральные конституционные законы, причем в отношении их права вето не имеет.
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» позволяет сделать вывод о том, что есть несколько понятий, характерных для данной стадии законодательного процесса: подписание акта – Президент РФ должен поставить свою подпись (роспись) под текстом – напротив своих инициал и фамилии (но никак не над текстом). Причем ничего более здесь не может быть, дата подписания проставляется в документе;
официальное опубликование: согласно ст. 4 Закона в изначальной редакции официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считалась первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации». Новеллами от 21 октября 2011 г. и 25 декабря 2012 г. были сюда же добавлены слова «или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернетпортале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)»;
обнародование: это понятие можно толковать на основании части второй пункта 5 названного Закона, где записано: «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме».
Других понятий в Конституции и Законе 1994 г. нет. В литературе зачастую используется понятие «промульгация». Одни дают ему самое узкое толкование – это всего лишь подписание закона главой государства; другие чуть расширяют его – это подписание закона и его опубликование (обнародование); третьи идут дальше и объединяют понятием «промульгация» все действия – поступление закона Президенту, подписание закона, опубликование закона в официальном издании, обнародование иными средствами. Но всетаки наше законодательство это понятие не применяет.
Нельзя сказать, что у нас полная ясность с используемой терминологией. Так, в интерпретациях термина «обнародование» нельзя оставить без внимания положение Закона о том, что это доведение сведений об акте иными средствами по сравнению с официальным опубликованием. Следовательно, положение Конституции о том, что Президент обнародует законы, в Законе понимается расширительно – глава государства обеспечивает прежде всего их официальную публикацию и помимо этого может обнародовать их иными способами. Не у всех именно такое толкование конституционного термина «обнародование»; например, Совет Федерации функцию Президента по обнародованию закона прямо связывает как раз с официальным опубликованием акта – в Регламенте Совета Федерации (ст. 110) говорится о направлении палатой закона Президенту для подписания и официального опубликования.
При прежних технических возможностях «опубликование» нельзя было толковать иначе как публикацию текста акта в печатном издании, какими были и остаются названные в Законе «Российская газета», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». А имевшиеся технические средств (радио, телевидение и т. п.) публикацию заменить не могли, лишь дополняли ее.
Технические возможности наших дней отразились в дополнении Закона 1994 г. положениями от 21 октября 2011 г. (действуют в ред. от 25 декабря 2012 г.), согласно которым «Официальный интернетпортал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативноправовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. На «Официальном интернетпортале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).
Конечно, возникает вопрос: насколько оправданно размещение акта на интернетсайте можно считать его официальным опубликованием. Это ведь имеет прямое значение для начала отсчета сроков по вступлению акта в действие.
Названный Закон 1994 г. различает несколько дат и сроков.
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (ч. 1 ст. 2 названного Закона). Эта формулировка исходит из того, что по Конституции законы «принимает» Государственная Дума, а Совет Федерации их только «одобряет». Однако до окончательного принятия мы всетаки имеем дело еще не с законом, а с его проектом. Конечно, при преодолении Думой вето верхней палаты в законе действительно указан этот день как дата его принятия. Но если процесс идет «мирно», в законе указаны две даты – принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ (ч. 2 ст. 2). Эта формула не ясна. Ведь федеральный конституционный закон принимается каждой палатой не в один день, а в разное время. И выходит, что у закона есть не день, как говорит Закон, а «дни» принятия.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после подписания Президентом. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня принятия. Международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу.
Итак, применительно к закону РФ приходится различать пять дат: принятие Думой, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом, официальное опубликование, вступление в силу. Для простого гражданина важнейшей является последняя дата – день вступления закона в силу. На практике датой акта чаще всего считают день его подписания Президентом.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Похожие термины:

  • Опубликование (обнародование) законов

    доведение в установленном порядке до всеобщего сведения принятых уполномоченным на то государственным органом законов, а также иных нормативно-правовых актов. — См. также: «Промульгация».