ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
форма массового сознания, определенный итог мыслительной деятельности, характеризующиеся устойчивостью, в которых фиксируется отношение людей к фактам повседневной жизни, оценка происходящего.
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
оценки происходящих экономических, политических, правовых, художественных и иных событий, фактов, поступков людей, которые даются общественным сознанием с позиций морали. О. м. формируется стихийно, но всегда отражает господствующие в обществе или в отдельной социальной группе ценностные ориентации, нормы, идеалы, вкусы и нравы. О. м. в каждом отдельном случае складывается из знаний, оценок и моральных требований или предписаний. О. м. является одним из основных способов моральной регуляции, а также социально-психологическим «механизмом» общественного воздействия на индивидуальное сознание.
Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
совокупность существующих в сознании общества представлений и суждений по вопросам политики, отношений между людьми, социальной сферы. Помимо прочего, является одним из важных факторов, определяющих поведение электората, а потому требует постоянного учета при проведении избирательной кампании. Представляя собой совокупность индивидуальных суждений, общественное мнение является подвижным и неустойчивым. В результате столкновения и сравнения различных взглядов формируется доминирующее общественное мнение. Целый ряд факторов влияет на формирование общественного мнения опосредовано: уровень экономического развития, уровень жизни, социальное деление общества, степень общественной активности граждан, уровень гласности и возможность реализации права на свободу слова, тип политической культуры. Непосредственное влияние на формирование общественного мнения оказывает политическая пропаганда, целенаправленно воздействующая на общественное сознание. На формирование общественного мнения также непосредственно влияет публичное выражение личного мнения гражданами, чей авторитет в глазах общества очень велик, например священниками, деятелями культуры. Средства массовой информации, как учреждения, публично распространяющие информацию, также оказывают непосредственное влияние на общественное мнение. Существует точка зрения, согласно которой именно появление общенациональной прессы сформировало единое общественное мнение, ранее же существовало множество отдельных мнений, не соприкасавшихся друг с другом. Пресса сформировала и широкий общественный интерес к политическим явлениям, а журналисты стали настоящими лидерами общественного мнения. Исследование проблем демократии ставит перед учеными вопрос о возможности манипулирования общественным мнением. По мнению американского политолога Уолтера Липмана, общественное мнение формируется не на основе достоверных сведений об общественно−политической жизни, а во многом на основе мыслительных конструкций, созданных самими гражданами и далеких от политической реальности. Как следствие, даже в демократическом обществе политики оперируют ложными представлениями и стереотипами, закрепившимися в общественном сознании, и таким образом манипулируют обществом. Его коллега Гарольд Лассуэлл полагал, что политики сознательно внедряют в общественное мнение политические символы для упрочения своего влияния на граждан. Распространяемыми символами могут быть научные теории, нормы законодательства, произведения искусства и многое другое. В конкретных случаях общественное мнение, как правило, определяется через оценочные суждения и практические действия людей или групп, в которых выражается их реакция на явления социально−политической действительности. Инструментами выявления состояния общественного мнения являются опросы и различные социологические исследования.
Источник: Словарь выборных терминов.