ОБЩИНА
ОБЩИНА
муниципальное образование, состоящее из одного, реже - из нескольких населенных пунктов. Население О. считается единым территориальным коллективом, который владеет муниципальной собственностью, сам решает отдельные вопросы жизни О. на собраниях либо путем местных референдумов, а также избирает органы местного самоуправления. Размеры населенного пункта не играют принципиального значения: О. может быть и небольшая деревня, и город.(С. А.)
ОБЩИНА
в современном праве ряда зарубежных государств и в научном конституционном лексиконе о. – муниципальное образование, состоящее чаще из одного, порой из нескольких населенных пунктов. Население о. считается единым территориальным коллективом, который владеет муниципальной собственностью, решает сам отдельные вопросы жизни о. на собраниях либо путем местных референдумов, а также избирает органы местного самоуправления. Размеры населенного пункта не имеют принципиального значения – о. может быть и небольшая деревня, и город с миллионным населением.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Община
организация в докапиталистическую эпоху непосредственных производителей – земледельцев, в собственности или во владении которых находилась земля как главное средство производства. Для общины характерны: наличие верховного права коллектива на свою территорию, распределение коллективом земли между своими членами навечно или на время при сохранении части земли в общинном пользовании, существование общих органов управления (сход всех жителей, старосты) и осознание членами своей общности, выраженное в период древности в культе единого для них божества.
ОБЩИНА
одна из древнейших форм социальной организации общества. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трупом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, в целом характерна для докапиталистического общества. О. обладает полным иди частичным самоуправлением. В дореволюционной России О. была замкнутой сословной единицей, использовалась как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 г. - собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. О. назывались т.ж. и другие исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая О.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ОБЩИНА
1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В дореволюционной России О. была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 г. - собственником земли). В ходе столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. В 1990-е гг. родовая О. коренных малочисленных народов и традиционная казачья О. вновь получили признание в законодательстве некоторых субъектов РФ, в т. ч. как особый субъект права; 2) в ряде стран название местной административно-территориальной единицы (синонимы - коммуна, муниципальное образование); 3) совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п. (религиозная, национальная О.).
Источник: Большой юридический словарь
ОБЩИНА
в научной литературе обобщенное наименование административно-территориальных единиц низового уровня. Этот термин может также непосредственно фиксироваться в конституционном законодательстве (ФРГ, Чехия и др.). Доктрина ряда государств континентального права рассматривает общинные единицы в качестве «естественных» поселений в отличие от административно-территориальных единиц регионального уровня, «искусственно» созданных актами центральных властей. Считается, что первые могут обладать значительными самостоятельными правами и руководствоваться, в первую очередь, местными интересами, в то время как в управлении последними должны преобладать интересы государства. Для стран континентального права типична унифицированная система управления общинными единицами. Правами муниципалитетов здесь пользуются как городские, так и сельские общины независимо от размера территории и численности населения. При дифференцированной системе управления, характерной для стран англосаксонского права, муниципалитеты обычно создаются только в городах. А.И. Черкасов
Источник: Юридическая энциклопедия
ОБЩИНА
форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская) - сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистических формаций. О. обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 г. - собственником земли).
Октябрьская революция 1917 г. не уничтожила сразу крестьянскую О., которая превратилась формально в свободный союз равноправных пользователей национализированной землей. В ходе уравнительных переделов земли крестьянская О. вновь ожила. В 1927 г. на территории РСФСР в общинном пользовании было более 90% крестьянских земель. Советскими законами (Земельный кодекс РСФСР 1922 г., общесоюзные "Общие начала землепользования и землеустройства" 1928 г. и др.) были оформлены и долевой принцип определения размеров землепользования отдельных хозяйств с периодическим уравнением их путем переделов, и совместное использование общих угодий, и организация самоуправления О. в поземельных делах. В 1927-1929 гг. были приняты законы, обеспечившие подчинение О. сельсоветам (утверждение решений, принимаемых сходами, и контроль за их исполнением, передача сельсоветам средств самообложения, лишение "кулаков" права решающего голоса на сходах и права избираться в органы общинного самоуправления и др.). Сплошная принудительная коллективизация сельского хозяйства, проведенная в 1930-1932 гг., уничтожила сами условия существования О. как соседского объединения крестьян-единоличников по совместному пользованию землей. О. ликвидировалась, когда 2/3 ее членов вступали в колхоз. Все земли и имущества общего пользования передавались колхозам либо в распоряжение сельсоветов.
В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. О. назывались также другие исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая О. В настоящее время родовая О. коренных народностей признается субъектом права в соответствии с законодательством некоторых субъектов РФ (например, специальный закон о родовой О. действует в Саха-Якутии).
Октябрьская революция 1917 г. не уничтожила сразу крестьянскую О., которая превратилась формально в свободный союз равноправных пользователей национализированной землей. В ходе уравнительных переделов земли крестьянская О. вновь ожила. В 1927 г. на территории РСФСР в общинном пользовании было более 90% крестьянских земель. Советскими законами (Земельный кодекс РСФСР 1922 г., общесоюзные "Общие начала землепользования и землеустройства" 1928 г. и др.) были оформлены и долевой принцип определения размеров землепользования отдельных хозяйств с периодическим уравнением их путем переделов, и совместное использование общих угодий, и организация самоуправления О. в поземельных делах. В 1927-1929 гг. были приняты законы, обеспечившие подчинение О. сельсоветам (утверждение решений, принимаемых сходами, и контроль за их исполнением, передача сельсоветам средств самообложения, лишение "кулаков" права решающего голоса на сходах и права избираться в органы общинного самоуправления и др.). Сплошная принудительная коллективизация сельского хозяйства, проведенная в 1930-1932 гг., уничтожила сами условия существования О. как соседского объединения крестьян-единоличников по совместному пользованию землей. О. ликвидировалась, когда 2/3 ее членов вступали в колхоз. Все земли и имущества общего пользования передавались колхозам либо в распоряжение сельсоветов.
В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. О. назывались также другие исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая О. В настоящее время родовая О. коренных народностей признается субъектом права в соответствии с законодательством некоторых субъектов РФ (например, специальный закон о родовой О. действует в Саха-Якутии).
Источник: Энциклопедия юриста
ОБЩИНА
наименование различных социальных коллективов, основанных на общем владении всеми или основными (напр., землей) средствами производства. О. является повсеместным институтом и характерна для всех народов, находящихся в стадии первобытно-общинного строя. Она остается в виде пережитка в классовом обществе, сохраняясь во многих странах и в эпоху капитализма.
В процессе развития первобытно-общинного строя О. изменяла свои формы и содержание. Наиболее древней формой О. является родовая О. – кровнородственный союз, основанный на общем владении примитивными средствами производства и общем присвоении продуктов труда. По мере развития производительных сил, усовершенствования земледелия и развития скотоводства родовая О. распадается на боль-шесемейные О. («задруга», «жупа»). Производственной единицей становится не род, а большая патриархальная семья. Начало систематического использования в качестве тягловой силы скота и применение плуга приводят к выделению индивидуальной семьи в-качестве хозяйствующей единицы и к распаду родовых связей. На этой основе складывается территориальная, или соседская, О. Соседская О. является переходом от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности. Ее образование знаменует переход от первобытно-общинного строя к классовому обществу. Различают два вида соседской О.: первый, когда вся земля считается владением О. и систематически переделяется между отдельными семьями (Россия); и второй, когда пахотная земля уже перешла в частную собственность отдельных домохозяев, в то время как леса, пастбища, пустоши и пр. остаются еще собственностью О. (германская марка).
В период феодализма О. всецело подчиняется феодалам, захватившим в свои руки общинные земли я ставшим монопольными собственниками земли. По мере развития товарного обращения происходит разложение О. Внутри нее наряду с кучкой богатеев, прибирающих к рукам общинные земли, выделяется беднота, эксплуатируемая ими. Общинная собственность на землю постепенно вытесняется частной.
В России интересы царского правительства и помещиков диктовали им политику искусственной поддержки О. в целях связывания крестьян круговой порукой для взимания податей и оброков. После первой русской революции 1905–07 гг. царизм, увидев в лице крестьянства грозную силу, поднявшуюся под руководством пролетариата на революционную борьбу против пережитков крепостничества, сделал ставку на кулака и начал в его интересах разрушение крестьянской О., разрешив выход на хутора и отруба и закрепление в личное владение общинных земель (см. Столыпинская аграрная реформа). «Если при „освобождении" крестьян помещики грабили крестьянскую землю, то теперь кулаки стали грабить-общинную землю, получая лучшие участки, скупая по дешевой цене наделы у бедноты» (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 94). Русские революционные демократы рассматривали О. как зародыш социалистического строя (Герцен) или как организацию, облегчающую переход к социализму (Чернышевский). Эта ошибочная оценка О., обусловленная слабой степенью развития капитализма в России 60-х гг. 19 в., была раздута народниками уже при более зрелых условиях капиталистического развития и послужила теоретической основой т. н. «крестьянского социализма» народников. Ленин и Сталин разоблачили народническую идеализацию О. и показали, что О. не была и не могла быть ни базой, ни зародышем социализма, так как в ней господствовали кулаки, «мироеды», эксплуатировавшие бедняков, батраков, маломощных середняков. Крестьянская О. была на деле удобной формой для прикрытия кулацкого засилия и средством в руках царизма для сборов налогов с крестьян по принципу круговой поруки. Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла крестьянству возможность перехода на путь социалистического коллективного хозяйства.
В процессе развития первобытно-общинного строя О. изменяла свои формы и содержание. Наиболее древней формой О. является родовая О. – кровнородственный союз, основанный на общем владении примитивными средствами производства и общем присвоении продуктов труда. По мере развития производительных сил, усовершенствования земледелия и развития скотоводства родовая О. распадается на боль-шесемейные О. («задруга», «жупа»). Производственной единицей становится не род, а большая патриархальная семья. Начало систематического использования в качестве тягловой силы скота и применение плуга приводят к выделению индивидуальной семьи в-качестве хозяйствующей единицы и к распаду родовых связей. На этой основе складывается территориальная, или соседская, О. Соседская О. является переходом от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности. Ее образование знаменует переход от первобытно-общинного строя к классовому обществу. Различают два вида соседской О.: первый, когда вся земля считается владением О. и систематически переделяется между отдельными семьями (Россия); и второй, когда пахотная земля уже перешла в частную собственность отдельных домохозяев, в то время как леса, пастбища, пустоши и пр. остаются еще собственностью О. (германская марка).
В период феодализма О. всецело подчиняется феодалам, захватившим в свои руки общинные земли я ставшим монопольными собственниками земли. По мере развития товарного обращения происходит разложение О. Внутри нее наряду с кучкой богатеев, прибирающих к рукам общинные земли, выделяется беднота, эксплуатируемая ими. Общинная собственность на землю постепенно вытесняется частной.
В России интересы царского правительства и помещиков диктовали им политику искусственной поддержки О. в целях связывания крестьян круговой порукой для взимания податей и оброков. После первой русской революции 1905–07 гг. царизм, увидев в лице крестьянства грозную силу, поднявшуюся под руководством пролетариата на революционную борьбу против пережитков крепостничества, сделал ставку на кулака и начал в его интересах разрушение крестьянской О., разрешив выход на хутора и отруба и закрепление в личное владение общинных земель (см. Столыпинская аграрная реформа). «Если при „освобождении" крестьян помещики грабили крестьянскую землю, то теперь кулаки стали грабить-общинную землю, получая лучшие участки, скупая по дешевой цене наделы у бедноты» (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 94). Русские революционные демократы рассматривали О. как зародыш социалистического строя (Герцен) или как организацию, облегчающую переход к социализму (Чернышевский). Эта ошибочная оценка О., обусловленная слабой степенью развития капитализма в России 60-х гг. 19 в., была раздута народниками уже при более зрелых условиях капиталистического развития и послужила теоретической основой т. н. «крестьянского социализма» народников. Ленин и Сталин разоблачили народническую идеализацию О. и показали, что О. не была и не могла быть ни базой, ни зародышем социализма, так как в ней господствовали кулаки, «мироеды», эксплуатировавшие бедняков, батраков, маломощных середняков. Крестьянская О. была на деле удобной формой для прикрытия кулацкого засилия и средством в руках царизма для сборов налогов с крестьян по принципу круговой поруки. Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла крестьянству возможность перехода на путь социалистического коллективного хозяйства.
Источник: Советский юридический словарь