ОБЫЧНОЕ ПРАВО
Обычное право
система норм (правил поведения), основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в государстве, в определенной местности либо в этнической или социальной группе.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ОБЫЧНОЕ ПРАВО
англ. customary lаw) Совокупность неписаных правил поведения, основывающихся на обычаях, сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государственной властью. В юридическую систему входит только тот обычай, который выполняет функции правовой нормы.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Обычное право
система правовых норм, оформленных в виде устных обычаев, применявшихся для регулирования разного рода отношений между людьми в первобытном обществе, в том числе, и при определении ответственности виновных лиц за совершенные правонарушения. Обычное право служило воплощением справедливости, признанной таковой лишь в кругу лиц, пользовавшихся таким правом, в рамках рода и племени.
ОБЫЧНОЕ ПРАВО
совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государственной властью. Исторически первая форма права. Переходной ступенью к современному писаному праву явились упорядоченные сборники О. п. (напр., Двенадцати таблиц законы, "Русская правда"). В развитых государствах О. п. существенного значения не имеет. Несколько большую роль оно играет в международных отношениях.
Источник: Большой юридический словарь
ОБЫЧНОЕ ПРАВО
от англ. customary law) – система норм (правила поведения), основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо отношения, свойственные определенной этнической или социальной группе. Обычай становится юридическим, когда он тем или иным образом санкционируется государством (ссылкой к обычаю в законе или судебном решении). Совокупность таких обычаев принято называть О.п.
По мере развития законодательства сфера применения О.п. сужается. Вместе с тем, в развитых государствах правовые обычае продолжают применяться преимущественно в гражданском, торговом и конституционном праве. Особое значение имеют обычаи в международном праве.
По мере развития законодательства сфера применения О.п. сужается. Вместе с тем, в развитых государствах правовые обычае продолжают применяться преимущественно в гражданском, торговом и конституционном праве. Особое значение имеют обычаи в международном праве.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
ОБЫЧНОЕ ПРАВО
система норм, правил поведения, основывающаяся на обычае и санкционированная государственный властью. О.п. возникло в догосударственный период развития стран и народов, оно было широко распространено в рабовладельческие и феодальные времена. К О.п. относятся законы Двенадцати таблиц, средневековые Русская правда, Алеманнская правда, Салшеская правда т.п. По мере развития государств и их правовых систем О.п. уступает место закону В настоящее время О.п. не играет существенной роли в системе права современных развитых государств (за исключением судебной практики, где его нормы используются для разрешения судебных дел в соответствии со сложившимися обычаями). Несколько большую роль О. п. играет в международных отношениях.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ОБЫЧНОЕ ПРАВО
Обычай — исторически самый ранний (в ранние периоды существования государственности обычай — преобладающий) источник права, который фиксирует правила, вырабатываемые членами общества. Обычаи носят обязательный характер, а их нарушение влечет за собой меры принудительного воздействия со стороны общественной власти. Обычай становится правовым, когда упорядочивает отношения по принципу формального равенства. В легист- ском правопонимании обычай становится юридическим, когда он тем или иным образом санкционируется государством (ссылкой к обычаю в законе или судебном решении). Совокупность таких обычаев принято называть О.п. К свойствам О.п. относятся двойная (внутренняя и внешняя) обязательность, религиозное значение, традиционный и консервативный характер, в то же время отмечается большая гибкость О.п. по сравнению с позитивным. По мере развития законодательства сфера применения О.п. сужается, оно почти повсеместно полностью вытесняется законом, за исключением стран с традиционными правовыми системами. В развитых государствах правовые обычаи продолжают применяться преимущественно в гражданском, торговом и конституционном праве. Особое значение имеют обычаи в международном праве. Существует также корпоративное О.п. Так, под обычным церковным правом подразумевается совокупность правил, которые соблюдаются в жизни церкви вследствие убеждения в их правильности. Лит.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1996. Л.Е. Лаптева
Источник: Юридическая энциклопедия
ОБЫЧНОЕ ПРАВО
совокупность норм, которые не устанавливаются органами гос. власти, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-нибудь общественной среде (класс, профессия, группа и т. п.) и становятся юридическими, получив закрепление тем или иным способом со стороны органов гос. власти, обеспечивающей своей принудительной силой их соблюдение. (См. Источники права.)
О. п. складывается при образовании классового общества и государства. История права свидетельствует, что самыми первоначальными формами права являлись обычаи, которые подвергались соответствующей переработке в интересах господствующего класса. Яркой иллюстрацией, подтверждающей это, являются такие памятники права, как Законы Двенадцати таблиц, Салическая правда, Русская правда (см.). В классовом обществе обычай в случае признания его государством превращается в юридическую норму, охраняемую органами гос. власти; при этом только те обычаи становятся нормами О. п., в которых так или иначе заинтересован господствующий класс и применение которых требует особой защиты со стороны государства. Правовые обычаи являлись наиболее характерной формой права при феодальном строе до абсолютизма (см.).
О. п., игравшее огромную роль в древности и в средневековье, в современном буржуазном обществе оттеснено на задний план. Но и теперь в буржуазных государствах часто можно встретить случаи, когда судам предоставляется право при решении дел ссылаться на местные обычаи, – это имеет место гл. обр. в колониальных владениях этих государств. Больше того, в буржуазных государствах намеренно консервируются реакционные обычаи, так как буржуазия заинтересована в сохранении всего отсталого у порабощенных народов.
В советском законодательстве лишь в очень редких случаях имеет место отсылка к определенным обычаям, признание за ними значения юридического обычая. Так, ст. 90 Кодекса торгового мореплавания допускает определение продолжительности погрузки, простоя и размера платы за простой по срокам и нормам, в соответствии с обычаями, установленными в данном порту (если эти вопросы не предусмотрены в договоре морской перевозки). Ст. 77 Земельного кодекса РСФСР разрешает судам руководствоваться местными обычаями при решении вопроса о разделе имущества двора.
Обычаи, представляющие собой вредные пережитки прошлого, преследуются советским законодательством. Так, в УК имеются разделы, посвященные преступлениям, составляющим вредные пережитки родового быта, старого О. п.
О. п. складывается при образовании классового общества и государства. История права свидетельствует, что самыми первоначальными формами права являлись обычаи, которые подвергались соответствующей переработке в интересах господствующего класса. Яркой иллюстрацией, подтверждающей это, являются такие памятники права, как Законы Двенадцати таблиц, Салическая правда, Русская правда (см.). В классовом обществе обычай в случае признания его государством превращается в юридическую норму, охраняемую органами гос. власти; при этом только те обычаи становятся нормами О. п., в которых так или иначе заинтересован господствующий класс и применение которых требует особой защиты со стороны государства. Правовые обычаи являлись наиболее характерной формой права при феодальном строе до абсолютизма (см.).
О. п., игравшее огромную роль в древности и в средневековье, в современном буржуазном обществе оттеснено на задний план. Но и теперь в буржуазных государствах часто можно встретить случаи, когда судам предоставляется право при решении дел ссылаться на местные обычаи, – это имеет место гл. обр. в колониальных владениях этих государств. Больше того, в буржуазных государствах намеренно консервируются реакционные обычаи, так как буржуазия заинтересована в сохранении всего отсталого у порабощенных народов.
В советском законодательстве лишь в очень редких случаях имеет место отсылка к определенным обычаям, признание за ними значения юридического обычая. Так, ст. 90 Кодекса торгового мореплавания допускает определение продолжительности погрузки, простоя и размера платы за простой по срокам и нормам, в соответствии с обычаями, установленными в данном порту (если эти вопросы не предусмотрены в договоре морской перевозки). Ст. 77 Земельного кодекса РСФСР разрешает судам руководствоваться местными обычаями при решении вопроса о разделе имущества двора.
Обычаи, представляющие собой вредные пережитки прошлого, преследуются советским законодательством. Так, в УК имеются разделы, посвященные преступлениям, составляющим вредные пережитки родового быта, старого О. п.
Источник: Советский юридический словарь
ОБЫЧНОЕ ПРАВО
совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся под такой же правовой защитой со стороны власти, как и нормы закона (писаного права). Исторически О.п. складывалось в процессе долгого и однообразного соблюдения определенных норм и правил, которые олицетворяли собой преобладающие в обществе правовые воззрения. Именно регулярность превращала неписаные нормы поведения в реально действующее право, которое регулировало широкий круг отношений - семейных (формы брака, систему воспитания), имущественных (например, формы сделок), административных и др. С этой точки зрения О.п. как систему обязательных действий и юридических воззрений народа следует отличать от простых традиций и обычаев, сохранившихся, например, в виде обрядов. Таким образом, О.п. - это форма естественного права, возникшего в силу объективной необходимости. На ранних этапах развития общества любое право зарождалось именно в форме О.п., притом неписаного. Хранителями его являлись старейшины социальных групп, наиболее уважаемые люди. По мере развития общества О.п. постепенно превращается в право законное. Однако по мере усложнения общественных отношений все более проявляются такие недостатки О.п., как его несистемность, ограниченность действия, локальность, частный характер, недостаточность. Самостоятельной формой права О.п. было признано лишь в XIX в., когда оно вошло, например, в правовую систему Германии как выражение юридической свободы народа. Тогда же началось и его научное исследование, прежде всего, в рамках исторической школы права.
Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школами юриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта), провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболее чистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и к тому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачу законодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок и систематизации уже сложившихся в народе правовых норм.
О.п. - главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права. Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п. существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. не может быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время в ряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянии охватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную систему законодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнего времени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях,
Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школами юриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта), провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболее чистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и к тому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачу законодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок и систематизации уже сложившихся в народе правовых норм.
О.п. - главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права. Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п. существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. не может быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время в ряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянии охватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную систему законодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнего времени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях,
Источник: Энциклопедия юриста