ОГРАНИЧЕНИЕ И СОКРАЩЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОГРАНИЧЕНИЕ И СОКРАЩЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ
комплекс мер, направленных на количественное снижение производства и накопления ракетно-ядерного оружия, сокращение сферы или районов их развертывания и сужение возможности качественного совершенствования стратегических вооружений; одно из важнейших направлений международной политики по устранению угрозы ядерной войны, укреплению доверия и безопасности. К стратегическим вооружениям относятся: наземные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР); баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ); крылатые ракеты (КР) большой дальности различного базирования; их пусковые установки (ПУ); ракетные подводные крейсеры стратегического назначения; тяжелые бомбардировщики (ТБ); боезаряды МБР, БРПЛ и КР, вооружения ТБ; средства ПРО; средства противокосмической обороны (ПКО); системы обнаружения и предупреждения о ракетном нападении и др. Для ограничения и сокращения стратегических вооружений СССР и США заключили Договор об ограничении систем ПРО 1972, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 (ОСВ-1), Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 (ОСВ-2), Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987, Договор о соглашении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 (СНВ-1), Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 (СНВ-2), а также ряд др. российско-американских документов (меморандумов, соглашений), уточняющих и расширяющих содержание подписанных ранее документов. Этот процесс способствует улучшению российско-американских отношений и снижению международной напряженности. Позиция РФ в этом вопросе — сократить накопленные в годы «холодной войны » избыточные арсеналы стратегических вооружений, оставив необходимые средства для эффективной обороны и политики сдерживания агрессора.

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ ОГРАНИЧЕНИЕ И СОКРАЩЕНИЕ
регулирование различных видов оружия, информационно-управляющих и обеспечивающих средств, предназначенных для предотвращения широкомасштабного вооруженного нападения, угрожающего существованию государства, или решения стратегических задач в войне, т.е. причинения неприемлемого ущерба вооруженным силам, экономической инфраструктуре, системе государственного управления противника. С международно-правовой точки зрения термин "стратегические вооружения" условен и охватывает межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с дальностью полета свыше 5500 км, тяжелые бомбардировщики (ТБ) как носители бомб, баллистических ракет и крылатых ракет, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок (БРПЛ), а также средства стратегической противоракетной обороны. Сопоставимые задачи способны решать крылатые ракеты морского базирования большой дальности. Примыкающие к стратегическим наступательным вооружениям баллистические и крылатые ракеты с дальностью полета менее 5500 км запрещены в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г.
Международно-правовое регулирование стратегических вооружений до прекращения существования СССР относилось исключительно к сфере советско-американских отношений, поскольку только СССР и США обладали всем диапазоном таких вооружений. Первые договоры - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений были заключены 26 мая 1972 г. и предусматривали соответственно разрешение сторонам иметь по два наземных стационарных позиционных района ПРО, включающих ракеты, пусковые установки и радиолокационные станции, и количественные пределы на стационарные пусковые установки МБР и пусковые установки БРПЛ и сами подводные лодки с баллистическими ракетами. В дальнейшем были заключены Протокол к Договору по ПРО, сокращавший разрешенные позиционные районы ПРО до одного (3 июля 1974 г.), Протокол к Договору об ограничении стратегических наступательных вооружений (18 июня 1979 г.), расширивший номенклатуру регулируемых вооружений и ограничивший их модернизацию, который не вступил в силу из-за отказа США его ратифицировать, хотя по договоренности сторон частично применялся на протяжении нескольких лет, Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г., предусмотревший ограничение и сокращение боезарядов и средств доставки до равных согласованных уровней. После распада СССР определенные обязательства в этой области были возложены на бывшие союзные республики - Белоруссию, Казахстан, Россию и Украину, что было оформлено подписанным ими и США 23 мая 1992 г. Протоколом к Договору 1991 г. При этом полноправным участником переговоров осталась только Россия. Участие остальных трех государств было обусловлено необходимостью завершения процесса ликвидации или удаления остававшихся на их территориях регулируемых средств.
3 января 1993 г. был подписан Договор о дальнейшем ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений, ратифицированный Россией 4 мая 2000 г. США отказались ратифицировать данный Договор, а также ряд актов, подписанных 26 сентября 1997 г. и направленных на повышение его эффективности, а также на укрепление режима Договора по ПРО. В 2002 г. США вышли из Договора по ПРО, расширяя деятельность, прежде запрещенную Договором. В этих условиях Россия сочла невозможным быть связанной обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить объекта и цели Договор 1993 г.
С целью обеспечить преемственность и последовательность процесса регулирования стратегических наступательных вооружений Россия и США 24 мая 2002 г. подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, имевший промежуточный характер, но позволивший продолжать диалог, приведший к подписанию 8 апреля 2010 г. Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Договор, вступивший в силу 5 февраля 2011 г., предусмотрел достижение по прошествии семи лет его действия согласованных пределов на развернутые МБР, развернутые БРПЛ и развернутые ТБ, развернутые и неразвернутые пусковые установки МБР и БРПЛ, а также ТБ, боезаряды на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ. Осуществление предусмотренных Договором 2010 г. мер приведет к сокращению на треть имеющихся у сторон боезарядов и более чем в 2 раза - средств их доставки.
Договоры о регулировании стратегических вооружений включали протоколы, детализирующие обязательства сторон, им сопутствовали соглашения о мерах доверия, содействовавших их заключению и выполнению. При заключении договоров были разработаны методы проверки соблюдения обязательств с применением национальных технических средств и инспекций на местах развертывания, складирования, производства и ликвидации регулируемых средств, были образованы двусторонние органы для разработки предложений по совершенствованию договоров и урегулирования неясностей, связанных с их выполнением.
Сложности в данной сфере регулирования обусловлены продолжением работ в области противоракетной обороны, проводимых США как самостоятельно, так и совместно с их военно-политическими союзниками. Кроме того, ряд др. государств, обладающих отдельными категориями стратегических вооружений, - Китай, Соединенное Королевство, Франция до сих пор не вовлечены в процесс ограничения или сокращения стратегических вооружений. Работы над баллистическими ракетами большой дальности ведутся испытавшими ядерные боезаряды Индией и Пакистаном.

Источник: Словарь международного права.

Реклама