ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— разведывательно-поисковые мероприятия. осуществляемые специальными органами путем негласных средств и методов.
Источник: Юридическая психология словарь терминов
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, законодательно уполномоченных на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты здоровья, прав, свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
Оперативно-розыскная деятельность
вид служебной деятельности уполномоченных государством в соответствии с законом компетентных органов (органов безопасности, специальных служб, правоохранительных органов), осуществляющих гласные и негласные мероприятия в целях зашиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных, в том числе террористических, посягательств.
Источник: Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. 2003
Оперативно-розыскная деятельность
вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченныхна то Федеральным законом «Об оперативнорозыскнойдеятельности» от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ, в пределах ихполномочий посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав исвобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступныхпосягательств.
Источник: Понятия современного уголовного процесса
Оперативно-розыскная деятельность
это система гласных и негласных розыскных, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, которые осуществляются с применением оперативных и оперативно-технических средств. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел, органами службы безопасности, пограничными войсками, управлением охраны высших должностных лиц. Правовой основой оперативно-розыскной деятельности является Конституция, Закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, законы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры, милиции, службы безопасности, пограничных войск, управления охраны высших должностных лиц, а также иные законодательные акты, международно-правовые соглашения и договоры.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ОПЕРАТИВНО—РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи О.—р.д.: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан. Правовой основой О. —р.д. служит закон «Об оперативно—розыскной деятельности в РФ» 1995), а также иные правовые и специальные акты. О.—р.д. не имеет процессуального характера; получаемая в процессе оперативно—розыскных мероприятий информация носит ориентирующий характер и может приобрести доказательственное значение лишь в порядке, установленном процессуальным законом.
Источник: Криминалистическая энциклопедия
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
совокупность негласных и гласных оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых вне уголовно- процессуальной формы специальными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскными мероприятиями являются: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, перлюстрация почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. ОРД вправе осуществлять оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции. Порядок, цели и основания проведения ОРД устанавливает закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995. А.М. Ларин
Источник: Юридическая энциклопедия
Оперативно-розыскная деятельность
вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Правом осуществлять оперативно розыскную деятельность на территории Российской Федерации предоставлено оперативным подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, службы внешней разведки Российской Федерации, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение , отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент (ст. 1, 6, 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в процессе доказывания при производстве по уголовным делам только при условии, что они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ (ст. 89 УПК РФ).
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г., в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях зашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами О.-р.д. являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а т.ж. выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а т.ж. розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. При осуществлении О.-р.д проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение, отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент На территории РФ право осуществлять О.-р.д предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел РФ; 2) органов федеральной службы безопасности; 3) федеральных органов налоговой полиции; 4) федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ; 5) органов пограничной службы РФ; 6) таможенных органов РФ; 7) Службы внешней разведки РФ. Перечень органов, осуществляющих О.-р.д., может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; защиты собственности; обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В процессе О.-р. д. могут выполняться следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Этот перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим. Он может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
О.-р. д., ограничивающая конституционные права и свободы человека и гражданина, должна производиться с соблюдением дополнительных гарантий. К примеру, прослушивание телефонных переговоров допускается, как правило, при наличии соответствующего судебного решения, полученного по ходатайству руководства того органа, которому требуется произвести такое действие. Данные, полученные в ходе О.-р. д., могут быть использованы в качестве доказательства по уголовному делу в том случае, если законность их получения будет проверена в порядке, установленном уголовно-процес-суальным законодательством.
Право осуществлять О.-р. д. предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел; органов службы безопасности; органов налоговой полиции; Федеральной службы охраны; органов пограничной службы; таможенных органов;
Федеральной службы внешней разведки, Министерства юстиции РФ, а также оперативным подразделениям органа внешней разведки Министерства обороны РФ и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.(К. Г.)
Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь
Деятельность оперативно-розыскная
Др. назв. — негласный розыск, розыск, дело, секретная работа, сыск, уг.-розыск. деятельность и др.) 1. Вид деятельности сыскной. Вид гос. сыска (наряду с КРД и развед. деятельностью). Вид профес. юр. деятельности, предназначенной воздействовать на преступность. Направление правоохр. деятельности. Дозволенное законодателем эффективное гос. организац.-правовое средство воздействия как на преступность, так и на позитивную часть социума (при решении основной задачи— предупреждение совершения преступлений), специфика кот. состоит в системной реализации в этих целях гласных и негласных возможностей. Различают определение Д.о.-р., изложенное в ФЗ и выработанное теорией. Законодатель изложил определение Д.о.-р. в ст. 1 ФЗ об ОРД. В соотв. с ней это вид деятельности, осуществл. гласно и негласно опер, подразделениями гос. органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гр-на, собственности, обеспечения безопасности общества и гос-ва от преступных посягательств. В опред. законодателем ОРД возникают, длятся и прекращаются обществ, отношения: а) регулируемые нормами различных общепризнанных отраслей права (прежде всего уг. и адм., а также уг.-и адм.-процес.). Отдельные правила (части норм) законодатель включил в ФЗ об ОРД, напр. уг.-правовые предписания (ч. 4 ст. 18), адм. (ч. 2 ст. 7), гражд. (п. 3 ч. 1 ст. 15), трудовые (ст. 17 и др.), финансовые (ст. 19); б) не урегулированные должным образом ни одной из вышеуказанных отраслей права уг.-розыск. правоотношения. В науч. лит. единства о понятии совр. Д.о.-р. не достигнуто. Представляется, что ее можно рассматривать в различных аспектах. В социально-полит, аспекте Д.о.-р. — разновидность социально полезной деятельности, труда. Вместе с тем Д.о.-р. — вид юр. деятельности, т.е. часть опосредованной правом гос.-властной деятельности компетентных гос. органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Одновременно Д.о.-р. — разновидность деятельности гос-ва. Только РФ в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осу-ществл. Д.о.-р. к.-л. субъектов, возлагать на них опред. обязанности и контролировать реализацию норм ФЗ об ОРД. Таким образом, Д.о.-р. есть основывающийся на ФЗ вид социально полезной юр. гос. Деятельности В онтологическом (предметно-практическом) аспекте Д.о.-р. понимается в «широком» и «узком» смысле слова. Д.о.-р. в «узком» смысле слова (иначе уг.-розыск.) — система опер.-розыск. средств, действий и решений, применяемых, совершаемых и принимаемых уполномоченными на то законодателем субъектами с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при условии наличия объективного затруднения (или невозможности) достижения этой цели посредством реализации иных законных мер. В «широком» смысле слова в определении Д.о.-р. (иначе деятельности сыскной) целью является обеспечение безопасности человека и общества (включая гос-во). В гносеологическом (информ.-позна-вательном) аспекте Д.о.-р. — это система субъектов, методов и средств получения опер, значимой информации (процесс) и, одновременно, ее результат — сама информация, как правило, документально оформленная (см. Доказательство сыскное). В морально-нравственном аспекте Д.о.-р. — это небезупречное в этическом отношении (по мнению некот. авторов) вынуждено допускаемое обществом (гос-вом) защитное средство достижения социально значимых целей. В «статистическом» аспекте Д.о.-р. — это совокупность опер.-розыск. деяний (действий, мероприятий и операций), объединенных пространством и временем, т.е. совершаемых за конкретный п-д (месяц, год и т.п.) и на соотв. территории (в целом РФ или ее части). Термин «Д.о.-р.» и производные от него, напр. «ОРД ОВД», стал входить в науч.-практический оборот в СССР в конце 50-х — нач. 60-х XX в. после принятия в 1958 Основ уг. судопроизводства Союза ССР и союзных республик, а затем и УПК союзных республик, в кот. на органы дознания возлагались обязанности принимать опер.-розыск. меры (ст. 29 Основ и ст. 118 УПК РСФСР). Данный термин «приживался» непросто. Если в ОВД он в основном заменил широко употреблявшиеся ранее в подзаконных НПА и спец. лит. такие термины, как «сыск», «уг. сыск», «негласное расследование», «уг.-розыск. работа», «агентурно-опер. деятельность» или «опер.» работа, то в органах гос. безопасности, а также в органе военной разведки Минобороны этот термин широкого распространения не получал вплоть до принятия в 1992 Закона об ОРД. Виды ОРД. С учетом регул. ФЗ об ОРД различных правовых отношений ОРД является комплексной. В ней можно выделить опред. виды, основными из кот. являются уг.-розыск. работа — часть уг.-розыск. деятельности, протекающая в форме опер.-розыск. процесса (уг.-розыск. процесса), и опер.-проверочная работа (адм.). Соотношение ОРД со смежными и частично совпадающими с ней видами юр. гос. деятельности, а также с сыскной. Д.о.-р. имеет общие черты с уг.-процес. деятельностью: наличие единой цели — защита от преступных посягательств; ряд единых задач — в част., предупреждение преступлений и быстрое их раскрытие, а также розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда. Существенные отличия от уг.-процес. деятельности состоят в следующем: ОРД осуществл. опер, подразделениями гос. органов, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД, а уг.-процес. — искл. объектами, указанными в УПК (органами предварительного расследования, прокуратурой и судом); ОРД проводится в порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных НПА, а уг.-процес.— УПК; в ОРД широко применяются негласные силы и средства, а в уг.-процес. их применение недопустимо; в результате следственных и судебных действий могут быть получены уг.-процес. доказательства, а в результате ОРМ — только фактич. данные, не имеющие уг.-процес. доказательственного значения; одним из последствий уг.-процес. деятельности может стать привлечение виновного в совершении обществ, опасного деяния к наказанию. Наступление такого правового последствия в ОРД искл. в силу положения, содержащегося в ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОРД. Д.о.-р. имеет некот. основные отличия от ЧСД: ОРД осуществл. искл. гос. органами, а ЧСД — негос. организациями и частными лицами (детективами); целью ОРД является защита указанных в ст. 1 ФЗ об ОРД объектов от преступных посягательств, а ЧСД — получение прибыли посредством совершения действий по защите законных прав и интересов своих клиентов. Отличается Д.о.-р. от КРД тем, что: целью ОРД является защита человека, общества и гос-ва от преступных посягательств, а КРД — обеспечение безопасности РФ посредством противодействия развед.-подрывной и иной деятельности, проводимой иностр. спец. службами и организациями (их представителями) в ущерб жизненно важным интересам РФ; круг субъектов, осуществл. ОРД (ст. 13 ФЗ об ОРД), гораздо шире круга гос. органов, проводящих контрразвед. работу; общие правила ОРД изложены в Нормах ФЗ об ОРД, а контрразвед. — в ФЗ о ФСБ и подзаконных актах соотв. спец. служб. Основные отличия Д.о.-р. от развед. деятельности заключаются в том, что: развед. деятельность имеет собственную цель, отличную от цели ОРД; в отличие от ОРД развед. деятельность осуществл. в основном за пределами территории России; основными «контрагентами» развед. деятельности являются, с одной стороны, РФ (в лице своих представителей — СВР России и др. спец. служб), а с др. — иностр. гос-во или междунар. организация; развед. деятельность регламентирована спец. законодательным актом — Законом о внешней разведке, норм, предписания кот. не распространяются на ОРД. Таким образом, ОРД от иных видов сыскной деятельности отличает прежде всего цель — защита от преступных посягательств (субъективный момент), а сближает применение спец. сил, средств и методов (объективный момент). Именно эти моменты являются определяющими при выделении из всех перечисленных видов сыскной деятельности общей сферы правоотношений — уг.-розыск. Значительный вклад в познание Д.о.-р. внесли такие ученые, как Б.Е. Богданов, А.Ф. Возный, Д.В. Гребельский, В.Я. Дорохов, МЛ. Карпушин, Б.П. Курашвили, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, С.С. Овчинский, В.Г. Самойлов, Г.К. Синилов, А.А. Чувилев и др. См. Воздействие на преступность, Деяние опер.-розыск., Задачи ОРД, Обусловленность деятельности сыскной социальная, Принципы ОРД, Теория ОРД, Уг.-розыск. деятельность, Цель ОРД. Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. — М., 1891. — Вып. 1; Санчов В.Л. Логика в уголовно-розыскном деле //Адм. вестник. — 1925. — № 1; Якимов КН. Криминалистика: Руководство по уголовной технике и тактике. — М., 1925; Осипов А.Ф. Вопросы соотношения уголовно- процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. — М., 1976; [6]; Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность как процесс познания. — М, 1994; Сурков КВ. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующим сыск. — СПб., 1996; [5]; Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. — Н. Новгород, 1997; Попов В.Л. Теоретико- правовые аспекты проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности: Моногр. — Калининград, 1998; Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов /Под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опале-ва. — М., 1998; [27]; [19]; [33]; Шумилов А.Ю. Основы уголовно- розыскного права (правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности). Общая часть. — М., 2000; [4]; [16]; Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук. — Волгоград, 2001; [14]; Атма-житов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. — М., 2003; [39]; [17].
Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия