ПЕРЕВОЗКА МОРСКАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МОРСКАЯ ПЕРЕВОЗКА
в соответствии со ст. 2 КТМ под морской перевозкой понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций по перемещению пассажиров, грузов и багажа морским транспортом.
См. также Договор морской перевозки груза; Договор морской перевозки пассажира.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

ПЕРЕВОЗКА МОРСКАЯ
перевозка морем грузов и пассажиров, осуществляемая государственными пароходствами на судах, принадлежащих СССР. К П. м. в заграничном плавании допускаются на началах взаимности и суда, плавающие под иностранным флагом. В большом и малом каботаже (см.) использование иностранных судов допускается только в исключительных случаях, по согласованию министерств внутренней и внешней торговли и морского и речного флота. П. м. регулируется Кодексом торгового мореплавания СССР (СЗ 1929 г. Х°. 41, ст. 366 с последующими изменениями), постановлениями Правительства СССР, приказами и инструкциями (правилами перевозок, тарифными руководствами) Министерства морского и речного флота, а также приказами Министерства внутренней и внешней торговли.
Кодекс торгового мореплавания СССР (см.) различает следующие виды П. м.: перевозку грузов, перевозку пассажиров, фрахтование судна на время и воинские перевозки.
П. м. производятся на основе утверждаемого Советом Министров СССР гос. плана П. м. По установленному порядку наряду с годовым планом утверждаются квартальные планы П. м. с помесячной их разбивкой. Утвержденное плановое задание доводится до морского перевозчика и грузоотправителя. Выполнение его составляет основную обязанность предприятий морского транспорта (пароходства, порта, судна) и грузоотправителей. Непосредственно из гос. плана П. м. в его месячном уточнении между государственным морским пароходством и указанным в плане грузоотправителем возникает обязательство.
Содержание его заключается в обязанности пароходства в установленные сроки предоставить годные к использованию по назначению суда и в обязанности грузоотправителя в установленные сроки использовать эти суда для загрузки их грузами, предусмотренными планом. За неисполнение обязательства установлена гражданско-правовая санкция. Пароходство уплачивает штраф за непредоставление тоннажа по установленному графику и за опоздание в подаче судов. Грузоотправитель уплачивает штраф за непредъявление грузов к перевозке и за простой судов вследствие несвоевременного предоставления грузов, задержки грузовых работ, производимых отправителем, или других зависящих от него причин.
Размеры указанных штрафов, порядок их взыскания, условия освобождения от них установлены действующими нормами (см. СЗ 1934 г. № 35, ст. 281; № 51, ст. 402).
П. м. осуществляется по договорам. Договорные отношения по перевозке грузов между государственными морскими пароходствами и хозяйственными организациями устанавливаются следующим образом. На основе годового плана между пароходством а грузоотправителем заключается специальный договор, имеющий целью правильную организацию отношений между сторонами по выполнению плана и определяющий порядок предъявления грузов, подачи судов, их использования и т. п. Однако незаключение такого договора не освобождает стороны от исполнения указанного выше обязательства, возникающего непосредственно из планового задания, и от ответственности за его невыполнение. В развитие и во исполнение упомянутого годового договора между пароходством и грузоотправителем заключаются договоры морской перевозки грузов, по которым перевозчик (фрахтовщик) обязуется перевезти данный груз из одного места в другое морским путем, а отправитель (фрахтователь) обязуется уплатить за это установленную плату (фрахт).
Догооор П. м. может быть заключен либо с условием предоставления для перевозки всего или части судна, либо без такого условия. В первом случае имеет место договор цертепартии (чартер). Чартер заключается при морской транспортировке массовых грузов, когда отправитель может своим грузом заполнить все судно или определенную часть его. При договоре чартера судно предоставляется на определенный рейс. В чартере устанавливаются все основные условия перевозки. Кодекс торгового мореплавания требует, чтобы во всяком случае в чартере были указаны: наименование сторон, размер фрахта, обозначение груза, место погрузки, место назначения или направления судна. В практике торгового мореплавания большим распространением пользуются типовые формы чартеров для разных грузов и разных направлений перевозок.
Договор П. м. может быть заключен и в форме предоставления судна не на определенный рейс (или рейсы), а на определенное время. В этом случае договор называется тайм-чартер. Когда груз является не массовым и перевозится без условия о предоставлении грузоотправителю всего судна или определенной части его, то договор П. м. совершается путем выдачи перевозчиком грузоотправителю коносамента {см.). Но и при П. м. по чартеру перевозчик по требованию отправителя должен выдать коносамент. Перевозки только по коносаменту (без составления чартера) применяются при регулярных рейсах.
Сторонами в договоре П. м. являются перевозчик (фрахтовщик) и отправитель (фрахтователь).
Получатель груза, не будучи стороной в договоре, участвует в отношениях по перевозке: его права основываются на коносаменте. При договоре П. м. перевозчик обязан предоставить судно, своевременно доставить в обусловленное место груз и сдать его в порту назначения, а отправитель – сдать обусловленный груз к перевозке, уплатить фрахт (провозную плату), обеспечить своевременное принятие перевезенного груза. Предоставляемое для перевозки судно должно быть заблаговременно приведено судовладельцем в мореходное состояние, т. е. полностью подготовлено к совершению данного конкретного рейса с обусловленным грузом. Должно быть предоставлено именно то судно, которое предусмотрено договором.
Государственное морское пароходство при перевозке грузов государственных и кооперативных организаций СССР имеет право заменить обусловленное судно другим судном, полностью удовлетворяющим условиям перевозки груза, предусмотренного для заменяемого судна, и без ущерба для своевременной доставки груза (СЗ 1934 г. № 51, ст. 402).
Как правило, отправитель обязан подать груз к борту судна. Подъем груза на судно, а также укладка (т. н. стивидорные работы) производятся перевозчиком. Но по соглашению сторон или в соответствии с обычаями порта эти обязанности могут быть распределены между сторонами и иначе. За простой судна по вине отправителя последний должен заплатить перевозчику контрсталийные, или демередж (штраф за простой), размеры которого определяются договором либо обычаями порта, а в некоторых случаях – утвержденными тарифами. При досрочной погрузке судовладелец уплачивает отправителю премию-диспач, устанавливаемую обычно в половинном против демереджа размере.
При перевозке грузов государственных и кооперативных организаций на советских судах размер контрсталийных (демереджа) и диспача определяется: по заграничным перевозкам – договором, по перевозкам в большом и малом каботаже – в тарифном порядке.
Фрахт (провозная плата) уплачивается, как правило, не вперед, а только за перевезенный груз, по принципу: «нет груза – нет фрахта». Размер фрахта устанавливается в договоре или в тарифном порядке. Государственные и кооперативные организации уплачивают фрахт и при сдаче груза к перевозке в порядке, определенном правилами о расчетах между социалистическими организациями (лимитированными чеками Госбанка, в порядке централизованных или особых расчетов через Госбанк).
Принятие доставленного в порт назначения груза производится грузополучателем. Ответственность перед перевозчиком за непринятие груза, если она не будет снята включением в договор специальной оговорки, несет грузоотправитель.
Морской перевозчик отвечает за утрату и повреждение груза с момента принятия его к перевозке и до момента выдачи его. Ответственность морского перевозчика за сохранность груза ограничена в двух отношениях. Он освобождается от ответственности за утрату и повреждение груза и за задержку в доставке груза в срок, если эти явления произошли вследствие обстоятельств, которые не могли быть устранены заботами добросовестного перевозчика. В ст. 116 Кодекса торгового мореплавания к таким обстоятельствам отнесены непреодолимая сила, опасности или случайности на море, свойства груза и др.
Ограничен также размер ответственности морского перевозчика (см. ст. 118 и гл. 10 Кодекса торгового мореплавания).
Во время нахождения судна в море ему и грузу, находящемуся в нем, непредвиденными обстоятельствами могут быть причинены всякого рода потери и повреждения. Эти потери и повреждения носят название аварии (см.).
Для рассмотрения требований, вытекающих из договора П. м., установлен претензионный порядок. Морское пароходство обязано ответить на заявленную претензию в трех- или шестимесячный срок, в зависимости от характера требования. В случае полного или частичного отклонения претензии или нерассмотрения претензии в указанные сроки может быть предъявлен иск. Ст. 241 Кодекса торгового мореплавания устанавливает одно- и двухгодичный срок давности и определяет начало течения этих сроков в зависимости от предъявленного требования. Иски, вытекающие из договора П. м., предъявляются в суде – по месту нахождения морского пароходства. Споры о переборах разрешаются не в судебном, а в административном порядке. Споры, вытекающие из морских экспортно-импортных перевозок, как правило, рассматриваются Морской арбитражной комиссией (см.) при Всесоюзной торговой палате. О международной П. м. см. Советское морское право.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
129.48 кб

Морские перевозки — на повестке дня

Читать PDF
161.34 кб

Правовая природа договора морской перевозки груза

Тихенко Татьяна Юрьевна
В статье раскрывается сущность договора морской перевозки груза.
Читать PDF
616.56 кб

Удержание груза по договору морской перевозки груза

Маркалова Наталья Георгиевна
Исследование природы права на удержание груза проводится в сравнении с залогом. Предложен дополнительный довод в пользу существующего мнения о праве на удержание груза как мере оперативного воздействия.
Читать PDF
173.02 кб

Перевозки внешнеторговых грузов морским торговым флотом

Заостровских Елена Анатольевна
В статье рассмотрены основные принципы сбалансированного развития национальной грузовой базы отечественного морского торгового флота и морского порта.
Читать PDF
3.68 мб

Мореходное состояние судна по договору морской перевозки груза

Калпин Александр Григорьевич
В статье дается определение мореходного состояния судна по договору морской перевозки груза, определяется момент приведения судна в мореходное состояние, правовые последствия немореходности судна, По праву большинства европейских
Читать PDF
338.26 кб

Морские перевозки мировым торговым флотом: спрос и предложение

Бычковский А.Ю., Bychkovskyi A.Yu.
Рассматриваются вопросы спроса и предложения на мировом рынке морских торговых перевозок в контексте глобалистической трансформации и посткризисных тенденций.
Читать PDF
362.29 кб

Инновации в области морской перевозки сжиженного природного газа

Вербо А. М.
Читать PDF
2.79 мб

Международная морская перевозка пассажиров и багажа: новации права

Оселедец Д.А.
Проведен сравнительный анализ международных и национальных актов в сфере перевозки пассажиров и их багажа. Особое внимание уделено ключевым изменениям, внесенным Протоколом 2002 г.
Читать PDF
299.51 кб

О правовом регулировании международной морской перевозки пассажиров

Стригунова Дина Павловна
Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых вопросов, связанных с международной морской перевозкой пассажиров.
Читать PDF
218.40 кб

Морские перевозки: тенденции развития в мировой и Российской экономике

Бабурина О.Н., Кондратьев С.И.
Актуальность выбранной темы объясняется зависимостью морского транспорта России от темпов роста мировой экономики и международной торговли, что требует выявления тенденций их развития с целью прогнозирования грузооборота и объема
Читать PDF
123.88 кб

Правовое регулирование международной перевозки грузов в морском сообщении

Бразовская Яна Евгеньевна
В настоящей статье на основе анализа международно-правовых и национально-правовых источников излагаются основные положения международной перевозки грузов в морском сообщении.
Читать PDF
358.87 кб

Транзитные перевозки и факторы эффективного развития морских портов Украины

Мезина Л. В.
Проанализированы условия формирования транзитного потенциала Украины. Уточнены новые тенденции функционирования рынка транспортных услуг.
Читать PDF
85.94 кб

Идентификация и правовое регулирование рисков морской перевозки опасных грузов

Скачков Н. Г.
Article is devoted to the relationship between risks and value of sea transportation of hazardous cargoes. An attempt to avoid the maximum risk is highly conjectural.
Читать PDF
867.55 кб

Особенности управления морскими перевозками на условиях государственного контракта

Поваляев Александр Анатольевич
В статье анализируются нормы законодательства РФ, определяющие условия государственного контракта применительно к перевозке грузов морским транспортом, предлагаются некоторые рекомендации государственным заказчикам при составлении
Читать PDF
18.75 мб

Системность рисков и страхования в трансграничной морской перевозке опасных грузов

Скачков Н.Г.
Трансграничная морская перевозка опасных грузов нередко подразумевает появление колоссальных прямых убытков.