составная часть управления, разработка и практическая реализация планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Характерно и П. отдельных видов ресурсов (например, социальное П.). В экономике рыночного типа распространено П. на уровне компаний, которое, как правило, носит индикативный, ориентирующий характер. В П. применяются экономико-математические, балансовые методы и экспертные оценки. П. включает принятие плановых решений уполномоченными на это органами, лицами.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Планирование
вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей; формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач; составление программы действий (проектирования); - вариантное составление программы; выявление необходимых ресурсов и их источников; определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них; фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде плана, проекта и т.д.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
ПЛАНИРОВАНИЕ
деятельность органов социалистического государства: а) по установлению народнохозяйственных планов, б) по руководству осуществлением планов, в) по проверке выполнения планов.
Государственное П. представляет собой организацию народнохозяйственных связей в нашем обществе в интересах постепенного перехода от социализма к коммунизму.
Пятый пятилетний план развития СССР на 1951 –1955 годы предусматривает новый мощный подъем народного хозяйства и обеспечивает дальнейший значительный рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Его выполнение явится крупным шагом вперед по пути развития от социализма к коммунизму.
Государственное П., представляющее собой воплощение политики Коммунистической партии и социалистического государства, является постоянно действующим принципом управления и руководства народным хозяйством. Согласно ст. 11 Конституции СССР, хозяйственная жизнь нашей страны определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости Советского Союза и усиления его обороноспособности.
П. всего народного хозяйства составляет особенность социалистической системы хозяйства и социалистического общественного строя. П. в СССР стало возможным лишь благодаря завоеванию пролетариатом власти и сосредоточению в руках социалистического государства орудий и средств производства. Социалистической системе хозяйства в СССР присущи новые экономические законы: основной экономический закон социализма – обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники; закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства.
Государственное П. осуществляется на основе познания и применения в интересах общества объективных экономических законов социализма. Составление плана, в котором правильно отражались объективные требования экономического и культурного развития страны, – дело большой политической и государственной важности. В условиях капитализма народнохозяйственное планирование не осуществимо потому, что не государство управляет хозяйством, а капиталистическое хозяйство держит в руках государство. Капиталистическая экономика, основанная на капиталистической собственности на орудия и средства производства при эксплуатации наемного труда, характеризуется ожесточенной конкуренцией, анархией производства и кризисами, разрушением производительных сил, массовой безработицей, нищетой и разорением трудящихся ради обогащения и расточительства тунеядцев. В силу анархии производства и конкуренции – экономического закона капитализма – капитализм несовместим с планомерным развитием народного хозяйства, ибо буржуазное государство не может уничтожить конкуренцию и анархию производства. «Планы», составляемые буржуазными правительствами, есть лишь планы-прогнозы, которые ни для кого не обязательны и на основе которых невозможно руководить хозяйством страны.
П. в СССР осуществляется в форме законодательных актов, принимаемых сессиями Верховных Советов (напр., утвержденный 1-й сессией Верховного Совета СССР II созыва Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–50 гг.), а также в форме актов управления (напр., утверждаемые Советом Министров СССР пятилетние хозяйственные планы министерств СССР и др.).
По срокам, на которые рассчитаны планы, различаются: перспективные (генеральные и пятилетние) планы и текущие (годовые, квартальные, месячные) планы. По территориальному масштабу действия различаются планы общесоюзные, республиканские (с подразделением на планы союзных и автономных республик) я местные (с подразделением на краевые, областные, окружные, районные, городские и т. д.). По внутреннему содержанию различаются планы комплексные, отраслевые и специальные. Независимо от характера и вида, планы являются юридически обязательными для исполнения. Государственный план – это закон. Все предприятия обязаны выполнять устанавливаемые для них государственные задания и обеспечивать народное хозяйство нужной ему продукцией. Лишь органы, имеющие на то полномочия, могут изменять утвержденные планы. Социалистическая законность требует безусловного и строжайшего соблюдения плановой дисциплины. Лица, виновные в нарушении плановой дисциплины, подлежат ответственности.
Государственное П. представляет собой организацию народнохозяйственных связей в нашем обществе в интересах постепенного перехода от социализма к коммунизму.
Пятый пятилетний план развития СССР на 1951 –1955 годы предусматривает новый мощный подъем народного хозяйства и обеспечивает дальнейший значительный рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Его выполнение явится крупным шагом вперед по пути развития от социализма к коммунизму.
Государственное П., представляющее собой воплощение политики Коммунистической партии и социалистического государства, является постоянно действующим принципом управления и руководства народным хозяйством. Согласно ст. 11 Конституции СССР, хозяйственная жизнь нашей страны определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости Советского Союза и усиления его обороноспособности.
П. всего народного хозяйства составляет особенность социалистической системы хозяйства и социалистического общественного строя. П. в СССР стало возможным лишь благодаря завоеванию пролетариатом власти и сосредоточению в руках социалистического государства орудий и средств производства. Социалистической системе хозяйства в СССР присущи новые экономические законы: основной экономический закон социализма – обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники; закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства.
Государственное П. осуществляется на основе познания и применения в интересах общества объективных экономических законов социализма. Составление плана, в котором правильно отражались объективные требования экономического и культурного развития страны, – дело большой политической и государственной важности. В условиях капитализма народнохозяйственное планирование не осуществимо потому, что не государство управляет хозяйством, а капиталистическое хозяйство держит в руках государство. Капиталистическая экономика, основанная на капиталистической собственности на орудия и средства производства при эксплуатации наемного труда, характеризуется ожесточенной конкуренцией, анархией производства и кризисами, разрушением производительных сил, массовой безработицей, нищетой и разорением трудящихся ради обогащения и расточительства тунеядцев. В силу анархии производства и конкуренции – экономического закона капитализма – капитализм несовместим с планомерным развитием народного хозяйства, ибо буржуазное государство не может уничтожить конкуренцию и анархию производства. «Планы», составляемые буржуазными правительствами, есть лишь планы-прогнозы, которые ни для кого не обязательны и на основе которых невозможно руководить хозяйством страны.
П. в СССР осуществляется в форме законодательных актов, принимаемых сессиями Верховных Советов (напр., утвержденный 1-й сессией Верховного Совета СССР II созыва Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–50 гг.), а также в форме актов управления (напр., утверждаемые Советом Министров СССР пятилетние хозяйственные планы министерств СССР и др.).
По срокам, на которые рассчитаны планы, различаются: перспективные (генеральные и пятилетние) планы и текущие (годовые, квартальные, месячные) планы. По территориальному масштабу действия различаются планы общесоюзные, республиканские (с подразделением на планы союзных и автономных республик) я местные (с подразделением на краевые, областные, окружные, районные, городские и т. д.). По внутреннему содержанию различаются планы комплексные, отраслевые и специальные. Независимо от характера и вида, планы являются юридически обязательными для исполнения. Государственный план – это закон. Все предприятия обязаны выполнять устанавливаемые для них государственные задания и обеспечивать народное хозяйство нужной ему продукцией. Лишь органы, имеющие на то полномочия, могут изменять утвержденные планы. Социалистическая законность требует безусловного и строжайшего соблюдения плановой дисциплины. Лица, виновные в нарушении плановой дисциплины, подлежат ответственности.
Источник: Советский юридический словарь