ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ
ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ
установленные законом направления и формы деятельности парламента. Будучи представительными органами власти, современные парламенты являются инструментом выражения воли народа. В то же время это не значит, что парламент обладает всеми властными полномочиями. Как правило, круг полномочий парламента более или менее четко определяется конституцией или другими нормативными актами. В демократических странах парламенты обладают, в первую очередь, законодательными полномочиями. Именно в недрах парламента протекает законотворческий процесс, именно парламент, и только парламент имеет право принимать законы. Это, однако, не исключает того, что в законотворчестве принимают участие и другие субъекты. Очень часто законопроекты готовит правительство. Кроме того, представители правительства, политических партий, общественных организаций, эксперты и т. д. приглашаются в состав рабочих групп, которые создают депутаты парламента в ходе работы над законопроектом. Во многих странах закон, принятый парламентом, не имеет силы до тех пор, пока он не подписан главой государства, например, президентом, причем последний может иметь право вето. Другая группа полномочий парламента связана с контролем над правительством. Степень и формы такого контроля чрезвычайно разнообразны. В так называемых «парламентских системах» при формировании правительства оно должно получить «вотум доверия» со стороны парламента. Фактически, это означает, что правительство формируется той партией, которая располагает парламентским большинством. Если это большинство устойчивое, правительство будет работать вплоть до истечения срока полномочий парламента. Если же ни одна партия не имеет парламентского большинства, создается коалиция из нескольких партий, их лидеры формируют правительство, получив поддержку «своих» депутатов. Такое правительство менее стабильно, так как в случае разногласий между партнерами по коалиции и выхода одной (или нескольких партий из состава правительства депутаты от этих партий в парламенте могут инициировать голосование против правительства («вотум недоверия»), и правительство обязано уйти в отставку. В так называемых «президентских системах» полномочия парламента в области контроля над правительством значительно слабее. Здесь парламент не влияет на формирование правительства и не может отправить его в отставку. Тем не менее, и в этих случаях парламент имеет механизмы контроля за работой правительства: парламентский запрос (правительство обязано давать депутатам внятные ответы по поводу своих действий), создание комитетов по расследованию действий правительства в той или иной области, утверждение бюджета (правительство ограничено теми финансовыми ресурсами, которые парламент предоставил ему для тех или иных целейи т. д.
Источник: Словарь парламентских терминов