ПРАВО
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Некоторые юридические термины
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
В современной науке:
Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.
Императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества.
– система общеобязательных формально-определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Имеет смысл деление права на международное и национальное; национального права - в зависимости от предмета регулирования - на конституционное, гражданское, уголовное, административное, финансовое и т.п.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Отличительные признаки права:
1) волевой характер - результат осознанной, волевой деятельности людей (большинства членов общества и государства в целом);
2) неразрывная связь с государством - с одной стороны, именно от государства исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой стороны, именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности);
3) общеобязательность - только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов и других участников общественных отношений;
4) нормативность - право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в важнейших сферах социальной жизни;
5) формальная определенность - правовые нормы имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления во вне;
6) системность - представляет собой единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.
Различают право в объективном и субъективном смысле. Объективное право (или собственно право) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Источник: Большой юридический словарь
При анализе права как явления и понятия выделяются следующие его признаки и черты.
1. Право - прежде всего совокупность, а точнее - система норм или правил поведения. Это - не случайный набор норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность определенных правил поведения. Как и любая система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Связи, возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами, - как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение регулятивных и иных функций, на достижение единых целей.
2. Право - система норм, установленных или санкционированных государством. Существует множество различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными - общественными, партийными и иными - органами и организациями. Правовые акты могут приниматься также путем референдума.
3. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, в свою очередь, согласно существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает волю класса, правящей группы, общества, народа или нации.
Мировой опыт существования и функционирования государства и права показывает, что в праве выражается прежде всего воля правящей элиты. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что последняя, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.
4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и изменяется.
5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, поддерживается государственным принуждением. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым или санкционируемым им: создает все условия для их реализации, охраняет от нарушений и гарантирует их. Одним из широко используемых при этом методов является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках и на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.(М. М.)
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Отличительными признаками права являются:
- волевой характер – результат осознанной, волевой деятельности людей (большинства членов общества и государства в целом);
- неразрывная связь с государством – с одной стороны, именно от государства исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой стороны, именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности);
- общеобязательность – только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов и других участников общественных отношений;
- нормативность – право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в важнейших сферах социальной жизни;
- формальная определенность – правовые нормы имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления вовне;
- системность – представляет собой единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.
Право влияет на общественные отношения посредством:
- информационно-психологического воздействия, определяющее мотивы поведения субъектов;
- воспитательное воздействие – повышение юридической культуры, привитие прогрессивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом;
- социальное воздействие.
Право различают в объективном и субъективном смысле. Объективное право (или собственно право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания (например, право на образование).
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
Российское П. относится к континентальному. П. самым неразрывным образом связано с государством. Оно принадлежит столь же сложному классу понятий, как и государство, общество, человек, нравственность и т.д. Представления о П. (как и о государстве) зависят от научных и идеологических позиций людей. Для марксистов П. - это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих - промысел Божий. Для рационалистов - сравнительно удачное орудие регулирования общественных отношений и т.д. Вне всякого сомнения, П. - это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Объективное П. является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных или санкционированных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы Я., но и обеспечивает их исполнение, наказывает за их нарушение и т.д. Формой выражения и закрепления норм П. является законодательство.
Признаками П. являются: наличие норм, общая обязательность их исполнения, утверждение и гарантированность этих норм государством, многократность применения; 2) термин "право" используется и в значении "обеспеченной законом возможности что-то делать, имел" и т.д.". В этом случае мы имеем в виду П. на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это - субъективное П.; 3) императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества, т.е. в неюридическом смысле: мы говорим о праве на уважение, праве на внимание и т.п.; 4) совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее. Коллизия между правом и писаным законом в РФ разрешается посредством Конституции РФ. Нормы гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя" выступают высшей формой писаного права и посредником между императивом права и писаным законом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ; 5) привилегия, предоставляемая компанией своим акционерам, состоящая в том, что последние могут приобрести в конкретный период по определенной цене дополнительное количество обычных акций пропорционально количеству акций, которыми они владеют. П. продаются и покупаются, являясь тем самым самостоятельным типом ценных бумаг.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Отличие П. от других систем общественных норм (морали, религии, эстетики, обычаев или правил общежития, не имеющих юридического характера) заключается в первую очередь в том, что оно представляет собой совокупность норм, установленных либо санкционированных государственной властью. Как указывал Ленин, «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» (Соч., т. 25, стр. 442).
Марксистско-ленинское учение вскрыло классовую сущность П., его надстроечный характер, закономерности, определившие его возникновение, развитие и смену одних типов П. другими. Возникнув в результате появления частной собственности, классов, классовой борьбы и государства, как аппарата классового господства, П. представляет собой важную часть надстройки над базисом общества (экономическим строем общества на данном этапе его развития). Выражаемая в П. воля господствующего класса обусловлена в конечном счете материальными условиями существования этого класса.
Разоблачая антинаучность буржуазных учений о П., маскирующих классовую сущность П. и выводящих последнее из отвлеченных идей, Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали в адрес буржуазии: «ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» (Манифест Коммунистической партии, 1952, стр. 51). В этих словах содержится ключ к уяснению сущности П., а именно то, что каждый из исторических типов П. может быть правильно понят во всей своей специфике лишь при условии учета всех особенностей базиса соответствующего общества.
Марксистско-ленинскому пониманию П. одинаково чужды как «волюнтаризм» – буржуазное учение, рассматривающее выражаемую в П. волю как нечто самодовлеющее, ничем не связанное и не обусловленное, так и вульгарный экономический материализм, сводящий П. к пассивному отражению требований экономики.
В трудах Ленина и Сталина вопросы о соотношении П. и экономики получили свое дальнейшее развитие. Важное значение для уяснения роли П. как части надстройки имеют труды И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» и «Экономические проблемы социализма в СССР».
П., как и надстройка в целом, не только отражает базис. Оно не пассивно, не нейтрально, не может безразлично относиться к судьбе своего базиса, к судьбе классов, к-характеру строя. П., как и надстройка в целом, возникнув, становится величайшей активной силой, содействующей своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю ликвидировать старый базис и старые классы.
Характер активного воздействия П. на базис, а через него на производство не всегда одинаков. Он зависит от того, что представляет собой базис, а соответственно и тот класс, воля которого находит свое выражение в П.
В тех случаях, когда П. обслуживает, закрепляет и охраняет базис, изживший себя, превратившийся в тормоз для развития производительных сил, оно приносит огромный вред экономическому развитию, может надолго задержать его и причинить этим лишения и бедствия обществу. Убедительным доказательством этого может служить современное буржуазное П., вместе со всей буржуазной надстройкой искусственно задерживающее крушение капиталистического базиса. Но в конечном счете П., задерживающее развитие общества, всегда сметается социальной революцией вместе с соответствующим государством. Так было с системами П. в рабовладельческом обществе и с феодальными системами П., сметенными в ходе социальных революций. Так было с буржуазно-помещичьим П. царской России, ликвидированным в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. То же произошло в народно-демократических государствах Европы и Азии, отпавших от системы империализма.
При определенных условиях сила обратного воздействия П. на экономику может гигантски возрастать. Опыт нашей страны и стран народной демократии показывает эту огромную силу воздействия П. на экономику в условиях, когда государственное руководство обществом принадлежит рабочему классу, являющемуся всегда знаменосцем использования открытых экономических законов в интересах общества, когда имеется в лице союза рабочего класса и крестьянства та общественная сила, которая способна преодолеть сопротивление отживающих сил общества. К П. полностью относится классическая формулировка И. В. Сталина, данная в труде «О диалектическом и историческом материализме», об организующей, мобилизующей и преобразующей роли новых общественных идей и теорий, новых политических учреждений, возникших на базе новых задач, поставленных развитием материальной жизни. Когда в П. находят свое отражение эти новые передовые теории, идеи, взгляды, П., как об этом свидетельствует опыт социалистического П. в СССР, становится огромной прогрессивной силой, творчески воздействующей на материальную жизнь общества. Но как бы ни было велико обратное воздействие П. на экономику, П. не может быть выше экономического строя и обусловленного им культурного развития общества.
Выполняя свою служебную роль в отношении базиса общества, П. активно способствует осуществлению требований основного экономического закона, действующего в этом обществе, равно как и других характерных для данного способа производства экономических законов.
Экономические законы имеют объективный характер, отражают объективные процессы в экономической жизни общества, не зависят от воли людей. Их нельзя смешивать с законами, устанавливаемыми государством в лице соответствующих органов и имеющих лишь юридическую силу. Экономические законы, действующие в данном обществе, и прежде всего основной экономический закон, находят самое полное отражение в П., как и во всей надстройке в целом. Так, в П. империалистических государств находит самое широкое отражение основной экономический закон современного капитализма. П. этих государств, выражая волю буржуазии, является одним из важнейших орудий в деле обеспечения максимальных капиталистических прибылей монополистическим объединениям, способствуя усилению эксплуатации, разорению и обнищанию большинства населения данной страны, закабалению и систематическому ограблению народов других стран. Социалистическое П. отражает основной экономический закон социализма. Оно способствует обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей советских граждан.
Не всякий базис обусловливает возникновение и существование в системе общественной надстройки такой ее составной части, как П. Первобытно-общинный строй не знал П. Поведение людей регулировалось там обычаями (см.), выражавшими волю всех членов рода и племени и не нуждавшимися для обеспечения их применения в особом аппарате принуждения. Не будет П. и при полном коммунизме, т. е. на той высшей стадии развития общества, когда полностью отпадут причины, обусловливающие появление и существование П. в течение тысячелетий. Таким образом, П. вовсе не представляет собой, как уверяют буржуазные теоретики, вечного явления, без которого немыслимо существование общества! П. возникло лишь на определенной ступени развития человеческого общества, будучи вызвано исторически теми же причинами, которые обусловили и возникновение государства – появлением частной собственности, классового деления общества и классовой борьбы. Так же как и государство, право отомрет, когда с полной повсеместной победой коммунизма люди будут всюду работать. на общество без всяких норм права, без государственного контроля и принуждения.
Истории известно 4 исторических типа П., каждый из которых соответствует определенному базису и обусловленному данным базисом типу государства. Этими историческими типами П. являются: 1) рабовладельческое право (см.); 2) феодальное право (см.); 3) буржуазное право (см.) и 4) социалистическое право (см.). Первые 3 типа П., при всей специфике каждого из них, имеют ту сближающую и объединяющую их черту, что все они являются различными ступенями в развитии эксплуататорского П., будучи формами закрепления эксплуатации человека человеком. Так, рабовладельческое П. представляло собой выражение золи рабовладельческого класса; феодальное П. выражало волю помещиков-феодалов; буржуазное П. является выражением воли класса капиталистов.
Все эти типы эксплуататорского П. являются не чем иным, как орудиями закрепления эксплуатации большинства меньшинством. «При рабстве „закон" разрешал рабовладельцам убивать рабов. При крепостных порядках „закон" разрешал крепостникам „только" продавать крепостных... При капиталистических порядках „закон" разрешает „только" обрекать трудящихся на безработицу и обнищание, на разорение и голодную смерть» (Сталин И. В., Соч., т. 13, стр. 240).
Лишь социалистическое П. – этот новый, высший и последний исторический тип П., принципиально отличный от всех эксплуататорских типов П., – является возведенной в закон волей трудящихся масс, волей большинства, орудием полного уничтожения эксплуатации человека человеком. Социалистическое П. активно, творчески содействует построению коммунистического общества, в котором (в условиях ликвидации капиталистического окружения) не будет надобности в П., как и в государстве, в силу полного устранения всех остатков классового деления и осуществления принципа: «от каждого по его способности, каждому – по его потребностям».
Советское П., установившееся в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, представляет собой первое в мире социалистическое право (см.). Социалистического типа является и П. европейских стран народной демократии, использующих в осуществлении задач построения фундамента социализма опыт Советского государства и П.
Различие между советским П. и П. европейских стран народной демократии обусловлено гл. обр. тем, что советское П. есть П. уже построенного социалистического общества, успешно продвигающегося к коммунизму, в то время как П. европейских стран народной демократии есть П. общества, строящего фундамент социализма.
Маркс и Энгельс заложили основы единственной подлинно научной теории П., раскрыв происхождение, сущность и роль П. в жизни общества, разоблачив антинаучность и назначение добуржуазных и буржуазных учений о П., как идеологических средств эксплуататорских классов. Ленин и Сталин подняли марксистское учение о П. на новую, высшую ступень путем глубокого изучения и обобщения не известного Марксу и Энгельсу опыта эпохи империализма и пролетарских революций, опыта существования советского социалистического государства и П.
В условиях современного общего кризиса капитализма, отражающегося в кризисе буржуазной теоретической мысли, с особенной ясностью выступает антинаучность всех без исключения буржуазных учений о П. Современные буржуазные учения о П., отражая поворот империалистической буржуазии от собственной фальшивой ft урезанной демократии к реакции и к ломке буржуазной законности, ставшей стеснительной для буржуазии, выполняют сугубо реакционную роль, теоретически «обосновывая» этот поворот к реакции. Банкротство буржуазной теоретической мысли находит свое яркое проявление в откровенных признаниях современных буржуазных юристов о невозможности дать ответ на коренные вопросы П., в обращении их к средневековым схоластическим учениям богословов вроде Фомы-Аквинского, в проповеди мистицизма, иррационализма, безудержного релятивизма. Многочисленные школки, течения, направления в современной буржуазной правовой псевдонауке (см. Католическое учение о государстве и праве, Нормативистская школа права, Психологическая школа права, Социологическая школа права, Расистские учения о государстве и праве, Реалистическая школа права) отражают идейный разброд буржуазии. Но как бы ни были различны эти школки и направления, их объединяет общность цели – попытка оправдать обреченный историей буржуазный строй и общая для всех этих учений антинаучность, порочные методологические исходные позиции.
Источник: Советский юридический словарь
В правоведении сложилось много школ, по-разному объясняющих происхождение П., понимающих содержание и предназначение их в жизни людей. Под П. можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.
П. присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие. Эти признаки принадлежат так называемому позитивному, положительному праву, которое преимущественно выражено в законодательстве. Это П. связано с государством, что и предопределяет большинство его свойств.
П. представляет собой возведенную в закон волю. Воля — это сознательно обусловленное и психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Воля отражает потребности и интересы человека. Они определяют направленность воли, ее содержание. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами обязательных нормативных предписаний. П. в этом случае получает государственное санкционирование. Истории политико-правовой мысли известны разные ответы на вопрос, чья воля получает закрепление в законе: общенародная, определенного господствующего класса, социальной группы и даже одного человека.
Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности П., о его прогрессивном значении. Так, например, социологический подход к П. предполагает, что государство в лице своих законодательных органов возводит в закон существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы.
П. присущ такой признак, как формальная определенность. Она проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил законодательной техники. Именно поэтому субъекты П. знают границы правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм.
Системность П. означает, что нормы П. для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в П. вносится законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее П. способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность П. находится в прямой зависимости от его системности.
Динамизм П. проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство П. наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые.
П. представляет собой равный масштаб свободы по отношению к разным людям. Благодаря данному принципу П. может выполнять важные социальные функции, проводить равенство всех людей перед законом и судом. Идея социальной справедливости также опосредуется П.
Важным признаком позитивного П. является охрана государством, которое поддерживает П. своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы П. соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что опасается применения государством санкций. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе.
П. свойственны всеобщность, нормативность. П. через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в стране, на данной территории.
Признак письменности характеризует П. именно как институционное образование, так как этот признак характеризует П. как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру.
Таким образом, П. обладает целым рядом признаков, которые позволяют его отделять от иных социальных норм, в частности моральных и религиозных:
1.П. представляет собой определенный вид социальных норм, т. е. правил поведения. Кроме П., в обществе существуют и другие социальные нормы, такие как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако П. имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.
Однако связь П. с государством, характеризующая его сущность, не раскрывает всех черт и характерных особенностей. Поэтому, чтобы более полно понять П., необходимо рассмотреть его основные характеристики.
Характер П. обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества.
2.П. регулирует наиболее важные, главные общественные отношения: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия. П. также запрещает под угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки, такие, например, как убийство, свержение власти насильственным путем, хищение чужого имущества, т. е. те отношения, от которых зависят устойчивость государственной власти, сохранение основных экономических и политических институтов государства, П. на определенное функционирование, безопасная жизнь граждан, общественное спокойствие.
Другие социальные нормы регулируют менее значимые социальные отношения, не имеющие столь важного значения для жизни общества. Например, согласно нормам морали принято уступать место в общественном транспорте пожилым людям и инвалидам. Однако невыполнение этого правила не грозит крупными социальными и государственными потрясениями, не причиняет обществу значительного вреда.
3.П. выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит государственная власть. В современных демократических государствах в П. выражается воля большинства граждан и сочетаются интересы различных слоев, классов, групп общества, которые и защищаются П. Так, например, в демократическом государстве П. закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определяет их полномочия, порядок деятельности, запрещает вмешательство одной ветви власти в дела другой и тем самым не допускает захват одной властью всей полноты власти в государстве, устанавливает независимость судебной власти, предоставляет ей право проверять конституционность и законность деятельности законодательной и исполнительной власти, закрепляет выборность и подконтрольность народу основных органов государства.
В недемократических государствах П., наоборот, устанавливает принадлежность всей полноты государственной власти одному лицу, например, монарху либо небольшой группе лиц, клану, одной партии, религии, закрепляет существование любых других государственных органов, неподконтрольных, не подчиненных центральной власти. Оно также закрепляет формирование ее высших органов независимо от воли населения, например, по наследству либо по решению религиозных или иных органов.
Таким образом, П. является политизированным социальным явлением. Оно выражает и закрепляет политику, проводимую теми, кто осуществляет государственную власть. Эта политика может быть антинародной, направленной на ущемление его прав и интересов, либо, наоборот, соответствовать им.
Другие социальные нормы политически более нейтральны. Они выражают либо общечеловеческие принципы честности, справедливости, добропорядочности, уважения других людей, либо призваны удовлетворять неполитические интересы членов какой-то общественной или иной организации и регулировать их отношения внутри этой организации.
4.П. представляет собой единую иерархичную, систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм. Другие социальные нормы не имеют такой жесткой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящиеся к различным видам общественных отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным религиям, нациям, общественным организациям, и могут иметь существенные различия.
С учетом изложенного можно определить: П. современного демократического государства — это обусловленная материальными и социально-культурными обстоятельствами жизни общества, его социальным и национальным составом, традициями и обычаями воля большинства народа как результат сочетания индивидуальных, коллективных и общих интересов, выраженная в нормах права, содержащихся в письменных актах и являющихся общеобязательными, поддерживаемыми государством правилами поведения и деятельности юридических и физических лиц. При этом необходимо отметить, что если воля большинства народа как осознанная направленность его деятельности является содержанием права, то нормы права, т. е. правила поведения, в которых выражается эта воля, представляют его форму.
В юридической науке выделяют два понимания права: объективное и субъективное. Объективное право определяется как совокупность правовых норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется. Субъективное право — это право конкретного лица в конкретных условиях. Оно включает в себя: а) конкретные права данного субъекта права; б) соответствующие этим правам обязанности других людей; в) определенный порядок реализации гражданина в соответствии с имеющимися у него правами; г) субъективные права лица поддерживаются и защищаются государством.
Ряд теорий включают в П. также правовую политику, принципы права, правосознание. Названные факторы относятся к социальноправовым явлениям, но не к П., поскольку у них нет основных признаков права — нормативности, они не создаются субъектами правотворческой деятельности в процессе правотворчества, у них нет санкций, применяемых государством. Поэтому правовая политика, принципы права и правосознание не могут быть включены в систему правовых норм, образующих право.
П. — очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения П.
К основным концепциям понимания П. относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естественная, классовая, позитивистская и интегративная.
Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность П., одновременно допускает создание норм права судьями, когда их решения соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что П. имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами и выражает волю большинства населения на основе сочетания интересов различных слоев, больших групп населения, различных религий, наций, других социальных формирований.
Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатки — ее эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств П., признаваемых данной концепцией. Например, она признает, что П. — это совокупность определенных правил, которые регулируют поведение многих людей. С другой стороны, эта теория склоняется к тому, что П. являются судебные решения по конкретным делам и относящиеся только к участникам процесса.
И. Н. Барциц
Список литературы
Алексеев С. С. Общая теория права. — М., 1981.
Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. — М., 1999.
Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2000.
Правоведение / под ред. Г. В. Мальцева. — М., 2003.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
Вместе с позитивистским пониманием П. как совокупности юридических норм оно издревле рассматривается многими учеными как императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества. В этом смысле П. есть совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее. Такая точка зрения на сущность П. отражена в естественно-правовой теории.
Функции П. указывают на место и роль П. в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное назначение во многом определяются характером государства. Между государством и П., независимо от того, как трактуется последнее - в позитивистском или естественно-правовом смысле, существует неразрывная связь. Но в то же время они относительно самостоятельны. Если государство издает нормативно-правовые акты, обеспечивает их соблюдение, в том числе принудительно, то П. в свою очередь активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц в организациях правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, субординация, порядок деятельности и взаимоотношений.
По отношению к государству и обществу П., таким образом, выступает, прежде всего, как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения, закрепляет существующий государственный и общественный строй. В этом заключается одна из функций права и его назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, организаций), право вносит определенный порядок в жизнедеятельность общества и государства. Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно еще в таких фундаментальных юридических актах, как кодекс Наполеона, особо указывалось на то, что "законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории": "нельзя нарушить частными соглашениями законы, затрагивающие общественный порядок и добрые нравы".
П. выполняет также воспитательную роль. Она проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Еще Цицерон говорил, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого - укрепить "божественный авторитет закона". Воспитательная роль П. проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел" - с пафосом провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе добрых и злых", служил "мерилом справедливого и несправедливого".
Помимо регулятивной и воспитательной функций П. исполняет также определенную эвристическую и прогностическую роль. Закрепляя сложившуюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для их более глубокого познания, развития и совершенствования.
П. прошло длительный путь. Исторически первым регулятором поведения людей были обычаи, применение которых не требовало государственного принуждения. С образованием государства его органы берут на себя роль такого принуждения, что приводит к отделению норм П. от других социальных норм. Государство и право возникают одновременно и образуют единый, неразрывный феномен. Представители различных научных школ по-разному определяют главную причину появления государства и П.: марксисты видят ее в разделении общества на классы, теологические школы усматривают в качестве причины появления и главного источника П. божественную волю, сторонники теории насилия все сводят к насилию одних групп людей над другими и т.д. В современной отечественной науке преобладает точка зрения, согласно которой появление права было обусловлено взаимодействием ряда причин: это и объективная необходимость в появлении адекватного регулятора усложнившейся хозяйственной жизни общества (особенно в районах ирригации), и подчинение одних социальных групп другими. Таким образом, П. изначально выражало интересы как общества в целом, так и частные интересы его господствующих (экономически или военно-политически) слоев.
Исторически первой формой П. явилось обычное П., которое первоначально передавалась только устно. Но уже в глубокой древности появляется писаное П. (Хаммурапи законы в Вавилонии, XVIII в. до н.э.: Хеттские законы, XIV в. до н.э.: Дракона законы в Афинах, VII в. до н.э.: двенадцати таблиц законы в Древнем Риме, V в. до н.э., и др.). В древнейшем писаном П. наряду с обычным П. важное место занимали записи решений судов. В историческом генезисе П. большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее П. имело религиозную окраску, священные писания нередко являлись и записью правовых норм. П. древних государств закрепляло институт рабства, оформляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев. Наиболее развитой системой П.древности было римское право. Оно оказало огромное влияние на феодальное право и современное П., тем, что выработало универсальную систему норм, регулирующих гражданские имущественные отношения, основанные на частной собственности. Примерно с V в. в Европе начинает формироваться феодальное П. Этот процесс происходил у разных народов континента неодинаково. В некоторых странах П. раннефеодального общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значительного влияния римского П. (англосаксонские правды, Русская Правда и др.). В тех частях Римской, империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытно-общинных отношений, существовал дуализм правовых систем. Так, для галло-римского населения действовало с определенными модификациями римское П., а для завоевателей - обычное П., которое было зафиксировано в варварских правдах. В ряде случаев образование феодального П. происходило путем трансформации римского П. По такому пути пошла, например, Византия, где Свод Юстиниана VI в. был попыткой приспособить классическое римское П. к новым общественным потребностям. Для феодального П. было характерно открытое закрепление юридического неравенства, различия прав сословий, оно выступало обычно как П.-привилегия. С развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе возникло особое городское право, отражавшее специфическое положение города в средние века (см. Магдебургское право). С XI в. происходит рецепция римского права с его детальной регламентацией отношений товарного оборота. Параллельно складывается система канонического права, регулировавшего внутреннюю организацию церкви, брачно-семейные и ряд иных отношений. С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий усиливается роль централизованной власти в формировании П. В процессе развития П. в каждом государстве складывалась собственная система П., отразившая его исторические и национальные особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся в XVII-XIX вв. и сохранившиеся в целом в современных государствах, делят на романо-германскую (см. Континентальная правовая система), основой для которой служило римское П., и англосаксонскую правовую систему, характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде других стран, прежде всего в бывших английских колониях. На территории Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки уже к VIII в. сформировалась собственная правовая система - мусульманское право, основой которого является исламская религия. Своя религиозно-правовая система (индусское право) сложилась в I тысячелетии и в Индии. В Китае на протяжении всего средневековья правители стремились реализовать концепцию "общества без права". Число собственно юридических норм здесь было крайне мало и ограничивалось главным образом уголовными запретами. Практически все общественные отношения должны были регулироваться нормами конфуцианской этики, что на практике нередко означало ничем не ограниченный произвол властей.
Буржуазно-демократические революции XVIII-XIX вв. провозглашают новые принципы П. - свободу, равенство, права личности, народный суверенитет. Для ранней стадии развития современного П. ("буржуазное П.") был характерен разрыв между высокими принципами и реальной законодательной и правоприменительной практикой. Вся история буржуазного П. представляет собой нескончаемую борьбу за осуществление на деле демократических принципов, провозглашенных Великой французской революцией. Развитие товарных капиталистических отношений повлекло за собой быстрое развитие системы частного права, т.е. отраслей П. (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников коммерческого оборота, а также процессуального П., регулирующего порядок разрешения многочисленных конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль П. в процессе политической власти и управления (конституционное и административное П.). Со второй половины XIX в. рабочее движение дает толчок к возникновению новых отраслей законодательства, неизвестных ранее, - трудового права, права социального обеспечения. Происходит быстрая демократизация государственного (конституционного) права путем распространения избирательных прав на средние, а затем и малоимущие слои населения. Впервые в истории П. становится действительно общесоциальным.
Этот процесс, однако, был заторможен и даже в ряде стран отброшен назад полосой острейших социально-политических кризисов в Европе и некоторых других районах, разразившихся в начале XX в. Расширенными демократическими правами и свободами воспользовались леворадикальные, коммунистические движения, попытавшиеся захватить власть в ряде стран. Установление большевистской диктатуры в России в 1917г. показало, что политикой коммунистов является уничтожения всех демократических правовых институтов и принципов, выработанных человечеством за столетия. На место современного П. коммунисты поставили сконструированное ими социалистические право. Демагогически провозглашая многочисленные социально-экономические права "трудящихся" и "народовластие", это П. на деле стало ширмой для беззакония и произвола всесильного тоталитарного государства (особенно до начала 50-х гг.). Тем не менее, социалистическое П. оказало весьма значительное влияние на развитие П. в XX в. Само социалистическое П. претерпело сложную эволюцию, в ряде аспектов сблизившись с П. развитых демократических стран.
В тех странах, где к власти пришли фашистские движения (Италия - в 1922г., Португалия - в 1926 г., Германия - в 1933 г., Испания - в 1936 г.), возникли своеобразные правовые системы, во многих отношениях перекликавшиеся с "социалистическими". Отрицая традиционные либерально-демократические принципы организации государственной власти, третируя политические и личные права и свободы, П. фашистских государств восприняло многие положения социалистического законодательства. В то же время, если не считать ряда репрессивных норм, уголовное П. этих стран было вполне приемлемым с точки зрения демократического П. (например, Уголовный кодекс Италии 1930 г. действует с изменениями и поныне). Гражданское законодательство отличалось от классических образцов только более широким вмешательством государства в экономическую жизнь. Неслучайно поэтому большинство итальянских кодексов Муссолини пережило его режим на десятилетия (с минимальными изменениями).
Поражение фашизма во второй мировой войне, усиление национально-освободительных движений, общемировой экономический и социальный прогресс дали мощный толчок дальнейшему развитию П. 1945 г. можно считать тем рубежом с которого международное П. Превратилось в силу. сопоставимую с национальным П. Последовавшее после 1945 г. динамичное, опережающее развитие международного П.. выражающего волю всего прогрессивного человечества. стало оказывать позитивное ускоряющее воздействие на развитие национальных правовых систем, часто помогая сглаживать цивилизационные и культурно-исторические различия. Исключительно важное значение для формулирования общемировых принципов П. имело принятие Устава ООН, Всеобщей декларации, прав человека (1948).
В рамках национальных правовых систем в последние десятилетия получили развитие социально-экономические права личности. Наряду с традиционными возникли новые отрасли: экологическое, информационное, медицинское, космическое и другие отрасли П.
Источник: Энциклопедия юриста
Источник: Юридическая энциклопедия