ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Источник: Большой юридический словарь
- сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения.
Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 29.10.93 N 1792, п.2
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Словарь выборных терминов.
В соответствии с избирательными законами правом на П.а. обладают граждане РФ, общественные объединения, политические партии. При этом им разрешается в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за любого зарегистрированного кандидата (список кандидатов) или против него. П.а. начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов, т.е. за сутки до дня голосования. В день выборов и в предшествующий ему день любая П.а. законом запрещена. Не допускается в течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами. Проведение П.а. в запрещенный период квалифицируется как административное правонарушение и влечет административную ответственность (ст. 5.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях). П.а. может проводиться в следующих формах: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий и т.п.); путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; в других не запрещенных законом формах. Закон запрещает проведение П.а., сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. За эти и другие нарушения к кандидату может быть применена так называемая санкция ничтожности: по предложению соответствующей избирательной комиссии суд может отменить решение о его регистрации. Кроме того, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.16.) вручение избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров либо безвозмездное или на льготных условиях предоставление услуг, а равно осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах и референдумах влечет применение мер административного взыскания - наложение административного штрафа.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Предвыборная агитация является разновидностью политической агитации.
Правовое регулирование предвыборной агитации осуществляется федеральными и региональными избирательными законами. Общие правила предвыборной агитации содержатся в главе VII Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.
Действия граждан и политических общественных объединений, подпадающие под юридические признаки предвыборной агитации и совершаемые со дня официального опубликования решения о назначении выборов до регистрации кандидатов, списков кандидатов, являются неправомерными и могут явиться основанием для отказа в регистрации соответствующего кандидата или списка кандидатов.
Предвыборная агитация может проводиться:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) в иных не запрещенных законом формах.
Действующее законодательство запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; б) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения; в) воинским частям, военным учреждениям и организациям; г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям; д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения служебных обязанностей время. К свободному от исполнения должностных обязанностей времени относится время отдыха, в том числе отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха. Указанные зарегистрированные кандидаты не вправе проводить предвыборную агитацию во время пребывания в служебных командировках.
Проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) могут не все участники избирательного процесса, а только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), зарегистрировавшие списки кандидатов.
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
Предвыборная агитация может финансироваться только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), зарегистрировавшего список кандидатов.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Источник: Юридическая энциклопедия
Содержание, условия и порядок проведения предвыборной агитации определяются пока законодательными актами субъектов федерации. Одним из наиболее подробных является Избирательный кодекс города Москвы, который законодательно был принят в 2005 году и ежегодно (кроме 2008 г.) получал заметные уточнения (дополнения). В соответствии с этим Избирательным кодексом предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
1)призывы голосовать за или против кандидата, кандидатов, городской (муниципальный) список, городские (муниципальные)
списки кандидатов;
2)выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой городской (муниципальный) список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 47 избирательного Кодекса);
3)описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной городской (муниципальный) список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
4)распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5)распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных)
обязанностей;
6)деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, городской (муниципальный) список кандидатов.
Предвыборная агитация — наиболее политизированная часть избирательной кампании. Предвыборная агитация способна оказывать и оказывает большое влияние на умонастроения избирателей. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил. Предвыборная агитация может проводиться:
— на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
— посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
— посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
— другими не запрещенными законодательством методами.
Формы и методы предвыборной агитации:
1.Пропаганда — формирование общественного мнения как совокупности определенных суждений, базирующееся на той или иной идейной и программной основе. Эффект пропаганды относительно прочен, он рассчитан на долгую избирательную кампанию или ряд кампаний.
2.Реклама — формирование эмоционального отношения к кандидату путем создания запоминающегося образа в условиях дефицита информации и времени. Ключевая роль на выборах принадлежит рекламе, так как она позволяет добиться успеха в сжатые сроки относительно простыми приемами, не требующими длительной подготовки и работы с избирателями. Но это дорогостоящее мероприятие.
В предвыборной агитации методы пропаганды и рекламы во многом одинаковы, в особенности в своих сложных формах. Их объединяет прежде всего обращение к эмоциям избирателей. Общими являются также технологии и средства агитации: средства массовой информации, наглядная агитация, уличные мероприятия, встречи с избирателями. Различие воздействия пропаганды и рекламы на электорат носит скорее общий характер и проявляется в политической перспективе, как правило, выходящей за пределы текущей избирательной кампании.
Предвыборная агитация строится как совокупность нескольких основных проектов, дополняющих друг друга. Основные агитационные проекты осуществляются в течение всей избирательной кампании и составляют реальное содержание ее стратегии и тактики. От их целесообразности и полноты осуществления зависит успех кампании. Взаимосвязь и целесообразность проектов устанавливаются в ходе планирования. В зависимости от продолжительности и сложности кампании число агитационных проектов колеблется от 2 до 8. Среди них: 1) предвыборная газета (2–3 выпуска во все почтовые ящики); 2) кампания «от двери к двери»; 3) информационная кампания в СМИ (включая информационные поводы и обычные материалы); 4) реклама в СМИ (видеоклипы, фильмы); 5) уличные мероприятия (пикеты, митинги); 6) наглядная агитация; 7) рассылка по почте; 8) поездки кандидата по округу и встречи с избирателями.
Основные агитационные проекты могут дополняться кратковременными проектами и акциями (например, инструктивные письма и контрпропагандистские акции за 2–3 дня до выборов). За каждый агитационный проект должен отвечать один менеджер.
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Фактически предвыборная агитация начинается задолго до выборов и выражается в различных формах политической рекламы и пропаганды, не ставящих своей непосредственной целью побудить избирателей к голосованию. Часто она носит форму скрытой рекламы, знакомит избирателей с кандидатом, внедряет в их сознание определенные идеи, мифы, стереотипы, создает устойчивое эмоциональное отношение к нему. Агитация запрещается накануне и в день выборов. Однако иногда продолжается скрытая агитация, протекающая в форме различных информационных мероприятий, призванных напомнить избирателям о кандидате и его позиции (часть последнего дня кампании).
Юридической проблемой является констатация факта предвыборной агитации в запрещенный период, иначе говоря, трудно определить, какие информационные сообщения можно считать предвыборной агитацией, а какие нет.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1)федеральным органам государственной власти, органам государственной власти города Москвы, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2)лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного
положения;
3)воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4)благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациями, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
5)избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего
голоса;
6)иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного частью 12 статьи 4 избирательного кодекса г. Москвы, лицам без гражданства, иностранным организациям;
7)представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
8)международным организациям и международным общественным движениям;
9)лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 55 настоящего Кодекса.
9.Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случая, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
10.Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 4 статьи 54 настоящего Кодекса. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:
1)на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;
2)на использование обнародованных высказываний о кандидатах, избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом, настоящим Кодексом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;
3)на цитирование высказываний об избирательном объединении, кандидате обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;
4)на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц;
11. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, городской (муниципальный) список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном региональном (городском) государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для такой публикации используется печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Кодексом.
Объем затраченных на предвыборную агитацию финансовых средств и их источников регулируется через контроль избирательных фондов. Кроме того, регулируется равенство доступа всех кандидатов (избирательных объединений) к государственным и муниципальным СМИ.
Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (главы), регламентирующие порядок и условия ведения предвыборной агитации.
З. М. Зотова
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия