совокупность свойств и отношений, характеризующих абстрактного нарушителя уголовно-правового запрета.
ПРЕСТУПНИКА ЛИЧНОСТЬ
Личность преступника
Источник: Термины по криминологии
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА
совокупность психических особенностей индивида, проявляющихся в характере совершенного им преступления.
Источник: Юридическая психология словарь терминов
Личность преступника
совокупность отрицательных, криминогенных качеств личности, которые обусловили или могли обусловить совершение человеком преступления.
Источник: Криминология основные термины и определения. 2017 г.
Личность преступника
совокупность негативных личностно-структурных психических качеств, характерных для преступников определенной криминальной направленности.
Источник: Термины по криминологии
Личность преступника
совокупность негативных личностно-структурных психических качеств, характерных для преступников определенной криминальной направленности. Структура Л. п. – условное разделение свойств и отношений, характеризующих абстрактного преступника, на демографические, социально-ролевые, правовые, психологические, физиологические и иные значимые с криминологической точки зрения однородные группы свойств и отношений; совокупность и соотношение криминологически значимых социальных черт и психологических свойств Л. п. Механизм формирования Л. п. – способ взаимодействия свойств личности и элементов среды, в результате которого происходят негативные изменения данной личности, имеющие уголовно-правовое значение.
Источник: Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы. 2013
Личность преступника
совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления (см. Криминогенные качества личности). Личность преступника — одна из главных криминологических проблем. Занимая центральное место в цепи криминологической причинности, личность преступника является отправной точкой анализа причин преступного поведения и основным объектом профилактического воздействия в целях предупреждения преступлений. Она играет особую роль среди факторов преступного поведения: в криминогенных качествах людей аккумулируются все отрицательные воздействия различных условий, обстоятельств и ситуаций, в которых они жили и воспитывались. Поэтому изучение личности человека, совершившего преступление, имеет существенное значение для ретроспективного анализа объективных факторов преступного поведения (а при широком рассмотрении этой проблемы, т.е. при выделении типичных криминогенных качеств, можно проанализировать причины всей преступности в стране).
Источник: Криминология. Практикум. 2015 г.
Личность преступника
Рассматривается как научная абстракция, обобщенно отражающая такие личностно-психологические характеристики человека, которые определяющим образом сказываются в детерминации противоправного поведения. Речь идет не о личности конкретного индивида, а об обобщенной абстракции (комплексе характеристик), которая лежит в сфере общего (при различной степени общности). Поэтому разведение общего, типичного в ЛП и единично-индивидуального является необходимой предпосылкой криминологического исследования. В то же время абстрактно-общая ЛП не есть нечто противостоящее конкретной личности. Напротив, изучать ЛП можно не иначе, как изучая личность конкретного правонарушителя.
Исходным является положение, согласно которому непосредственные причины и истоки виновного поведения лежат в личности человека, совершившего преступление. В противном случае отсутствуют основания вменения вины, нарушается принцип вины и соответственно совершенное деяние не может рассматриваться как преступление. Другими словами, никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не положены одновременно и как личностные моменты активности человека, т.е. если они не стали внутренними детерминантами человеческой деятельности. Иначе человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, т.к. является лишь пассивным звеном в причинной цепочке, игрушкой в роковом сцеплении внешних сил и обстоятельств, приведших к отрицательным последствиям.
В условиях чрезвычайного многообразия взглядов на специфику психологического изучения личности исходные позиции большинства ученых совпадают. Общими методологическими положениями являются социальность и активность личности, принцип детерминизма, принцип историзма и развития личности, понимание личности как целостности, изучение личности в единстве ее сознания и деятельности. В психологии ЛП в первую очередь обращают внимание на источники побудительности, мотивацию, характеризующую избирательность ее деятельности и поведения. Принципиально важно определить позицию о соотношении социального и биологического в детерминации преступного поведения. Люди преступниками не рождаются, ими становятся под воздействием различных социально обусловленных факторов. Это не означает однако, что психофизиологические и биологические признаки не имеют никакого значения. Они важны, однако не предопределяют характер и направленность юридически значимого поведения. .Из принципа единства сознания и деятельности вытекает, что разные виды деятельности требуют преимущественного участия тех или иных психических свойств, а разные психические свойства наиболее успешно реализуются в соответствующих им видах деятельности. Из этого следует, что разным категориям преступников соответствуют различные типы ЛП, т.е. различные комплексы обобщенных личностно-психологических характеристик.
Модель ЛП не может сводиться к перечню разнородных, но рядоположных признаков, черт, особенностей, факторов (демографических, социо-культурных, уголовно-правовых, нравственных и пр.). Методически оправдано лишь до поры до времени и изолированное рассмотрение личностных свойств, но учитывать искусственность их вычленения и устанавливать их место в структуре личности, соотносить их друг с другом, определять их субординацию и характер взаимного влияния. Необходимо иметь панорамное представление о ЛП как целостности, опираясь на определенную общепсихологическую концепцию личности. Предполагается также обязательным выявление ядра личности, определяющего, детерминирующего и опосредствующего все иные свойства системы, которые выделены для специального рассмотрения, имея в виду необходимость их обратного включения в систему ЛП. "Профессиональный" психолого-юридический подход, обусловленный задачей изучения ЛП, предопределяет акцент на нормативных системах общества и личности. В юридической психологии разработана т.н. ценностно-нормативная концепция, как наиболее адекватная потребностям юридической практики. В соответствии с этой концепцией в качестве системообразующего признака было предложено такое свойство как ценностность, которое выражает "пристрастное" отношение к предметам, людям и к себе. Оно определяет первоисточник социальной активности человека, того ядра личности, которое обусловливает определенное видение действительности и избирательность поведения. Иерархизированная система потребностей человека как общественного существа имеет своей вершиной потребность врастания в социальные ценности (приобщения к ним) и связанную с этим потребность в самоценности своей личности, в которых интегрируется множество других социальных потребностей (общения, признания, статуса, достижения, самоутверждения, успеха и т.п.). Именно указанные высшие потребности определяют смысл жизни человека. Каков же этот смысл - зависит от характера ценностей, удовлетворяющих ведущие потребности, от сформированности ценностно-нормативной сферы личности. Субъект, совершив преступление, т.е. вступив в самый острый конфликт с обществом, отличается в своем понимании смысла жизни от социального нормотипа. Разные категории преступников различаются и между собой в силу специфических акцентов и предпочтений в этом понимании.
Многослойная структура оценок и ценностей ясно прослеживается при эмпирическом исследовании ЛП и преступного поведения. В мотивационном механизме каждого преступления обычно представлен широчайший набор ценностных отношений и позиций субъекта.
(Г.Х. Ефремова, А.Р. Ратинов)
Литература: Психологическое изучение личности преступника. - М.,1981; Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979.
Исходным является положение, согласно которому непосредственные причины и истоки виновного поведения лежат в личности человека, совершившего преступление. В противном случае отсутствуют основания вменения вины, нарушается принцип вины и соответственно совершенное деяние не может рассматриваться как преступление. Другими словами, никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не положены одновременно и как личностные моменты активности человека, т.е. если они не стали внутренними детерминантами человеческой деятельности. Иначе человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, т.к. является лишь пассивным звеном в причинной цепочке, игрушкой в роковом сцеплении внешних сил и обстоятельств, приведших к отрицательным последствиям.
В условиях чрезвычайного многообразия взглядов на специфику психологического изучения личности исходные позиции большинства ученых совпадают. Общими методологическими положениями являются социальность и активность личности, принцип детерминизма, принцип историзма и развития личности, понимание личности как целостности, изучение личности в единстве ее сознания и деятельности. В психологии ЛП в первую очередь обращают внимание на источники побудительности, мотивацию, характеризующую избирательность ее деятельности и поведения. Принципиально важно определить позицию о соотношении социального и биологического в детерминации преступного поведения. Люди преступниками не рождаются, ими становятся под воздействием различных социально обусловленных факторов. Это не означает однако, что психофизиологические и биологические признаки не имеют никакого значения. Они важны, однако не предопределяют характер и направленность юридически значимого поведения. .Из принципа единства сознания и деятельности вытекает, что разные виды деятельности требуют преимущественного участия тех или иных психических свойств, а разные психические свойства наиболее успешно реализуются в соответствующих им видах деятельности. Из этого следует, что разным категориям преступников соответствуют различные типы ЛП, т.е. различные комплексы обобщенных личностно-психологических характеристик.
Модель ЛП не может сводиться к перечню разнородных, но рядоположных признаков, черт, особенностей, факторов (демографических, социо-культурных, уголовно-правовых, нравственных и пр.). Методически оправдано лишь до поры до времени и изолированное рассмотрение личностных свойств, но учитывать искусственность их вычленения и устанавливать их место в структуре личности, соотносить их друг с другом, определять их субординацию и характер взаимного влияния. Необходимо иметь панорамное представление о ЛП как целостности, опираясь на определенную общепсихологическую концепцию личности. Предполагается также обязательным выявление ядра личности, определяющего, детерминирующего и опосредствующего все иные свойства системы, которые выделены для специального рассмотрения, имея в виду необходимость их обратного включения в систему ЛП. "Профессиональный" психолого-юридический подход, обусловленный задачей изучения ЛП, предопределяет акцент на нормативных системах общества и личности. В юридической психологии разработана т.н. ценностно-нормативная концепция, как наиболее адекватная потребностям юридической практики. В соответствии с этой концепцией в качестве системообразующего признака было предложено такое свойство как ценностность, которое выражает "пристрастное" отношение к предметам, людям и к себе. Оно определяет первоисточник социальной активности человека, того ядра личности, которое обусловливает определенное видение действительности и избирательность поведения. Иерархизированная система потребностей человека как общественного существа имеет своей вершиной потребность врастания в социальные ценности (приобщения к ним) и связанную с этим потребность в самоценности своей личности, в которых интегрируется множество других социальных потребностей (общения, признания, статуса, достижения, самоутверждения, успеха и т.п.). Именно указанные высшие потребности определяют смысл жизни человека. Каков же этот смысл - зависит от характера ценностей, удовлетворяющих ведущие потребности, от сформированности ценностно-нормативной сферы личности. Субъект, совершив преступление, т.е. вступив в самый острый конфликт с обществом, отличается в своем понимании смысла жизни от социального нормотипа. Разные категории преступников различаются и между собой в силу специфических акцентов и предпочтений в этом понимании.
Многослойная структура оценок и ценностей ясно прослеживается при эмпирическом исследовании ЛП и преступного поведения. В мотивационном механизме каждого преступления обычно представлен широчайший набор ценностных отношений и позиций субъекта.
(Г.Х. Ефремова, А.Р. Ратинов)
Литература: Психологическое изучение личности преступника. - М.,1981; Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979.
ПРЕСТУПНИКА ЛИЧНОСТЬ
одна из ключевых проблем криминологии. Данные многочисленных криминологических исследований позволяют выделить следующую структуру П.л., в которую входят действительно социально значимые и социально обусловленные признаки, являющиеся "ядром" личности, лежащие в основе ее поведения. Это следующие блоки характеристик: ценностно-нормативная сфера сознания (взгляды, представления, убеждения, установки, ценностные ориентации и установки); потребностно-мотивационная сфера: потребности, интересы, мотивация поведения в различных ситуациях; социальные позиции личности, ее роли и деятельность.
Ценностные ориентации - это целостная система мировоззренческих, политических, нравственных и правовых воззрений, убеждений человека, которые определяют принципы его жизни, ее цели, понимание успеха, счастья; это интеграция личностных убеждений и волевой направленности, проявляемой в деятельности. Криминологические исследования П.л. показали: наиболее значимыми, занимающими высшие места в системе ценностных ориентации у него являются те, которые отражают личные или групповые интересы. Это ничем не ограниченное проявление собственного "Я", достижение как можно более высокого материального благополучия, возможность жить, игнорируя интересы других лиц, нормы общественной морали и права. В 90-х гг. криминологи начинают отмечать сформированность ценностных ориентации преступников уже в достаточно раннем возрасте, сознательный выбор ими криминального поведения как средства достижения желаемого образа жизни, как вида деятельности. Свидетельствуют об этом и данные современных социологических опросов: «26% опрошенных молодых людей своей единственной реальной ценностью назвали деньги. 40% заявили, что они готовы добиваться цели, используя любые средства». Существенно деформировано у лиц, совершающих преступления, отношение к закону, правовым предписаниям.
Потребностно-мотивационная сфера П.л. формирует конкретную побудительную силу действия, поведения, направленного на реализацию ценностей личности. Выявление мотивационно-потребностной сферы П.л., мотивов конкретного преступного поведения позволяет получить "эмоционально окрашенный" портрет преступника.
Криминология выделяет мотивы: общественно-политические, социально-экономические (корыстные), агрессивные, легкомысленно-индивидуалистические. Возможен комплекс мотивов. В последние годы на первое место выходит корыстная мотивация (в сочетании с насильственно-эгоистической). Растет национальная мотивация - посягательство на жизнь, честь, достоинство и имущество людей иной национальности.
Социальные позиции и роли личности отражают комплекс связей личности в социальных отношениях и содержание требований, предъявляемых к ней обществом, группой. У преступников чаще наблюдается деформация позиций в основных сферах жизни и деятельности, рассогласование ролей, т.е. конфликт норм и ожиданий, негативное влияние прежних социальных ролей и занимаемых позиций (например, длительное вхождение в криминогенную досуговую группу существенно затрудняет последующую социальную адаптацию в трудовом коллективе).
Разработка и выделение структуры П.л. находит свое наиболее полное выражение в типологии, основывающейся на существенных признаках, причинно связанных с преступным поведением. Обычно выделяются "случайные" преступники, чье преступное поведение обусловливается влиянием крайне неблагополучной социальной ситуации и не связано с наличием стойких негативных личностных характеристик, и преступники, отличающиеся устойчивой системой противоправных взглядов, убеждений, реализуемых в поведении. При более детальной классификации выделяются следующие типы преступников: а) случайные; б) ситуационные; в) неустойчивые; г) злостные; д) особо опасные. В 80-90-х гг. выделен социальный тип криминогенной личности, выражающий определенную целостность личностных характеристик. Внутри его выделяют подтипы. Раскроем их.
Последовательно-криминогенный подтип характеризуется тем, что личность подобного преступника формируется в среде, где принято систематическое нарушение норм морали и права; эта среда оказывает решающее воздействие на формирование устойчивой ценностно-нормативной системы личности. Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловлено личностными характеристиками преступника: поведение преступника активно и практически не связано с обстоятельствами и конкретной ситуацией жизни. Личность способна целенаправленно выбирать преступные варианты поведения, создавать ситуацию совершения преступления, приспосабливать (при необходимости) конкретную среду в собственных интересах; ее преступное поведение относительно автономно.
Ситуативно-криминогенный подтип отличается тем, что личность формируется в противоречивых условиях, отмечаемых нарушениями непреступного характера, ненадлежащим выполнением общественно приемлемых социальных ролей, норм и требований, предъявляемых обществом. Совершение преступления в существенной мере обусловлено неблагоприятной в нравственно-правовом, социально-экономическом плане ситуацией; решающим является взаимодействие характеристик личности и социальной среды. Преступление становится как бы итогом длительного воздействия неблагоприятной окружающей среды, ее норм и предшествующего образа жизни индивида. Ценностно-нормативная система личности относительно неустойчива: наряду с преобладанием общественно негативных взглядов, представлений, убеждений присутствуют и ориентации на общественные ценности, но при противоречии личных и общественных интересов лицо действует противоправно.
Ситуативный подтип характеризуется относительно позитивной с точки зрения интересов общества ценностно-нормативной системой личности при наличии неустойчивой и неявно выраженной ориентации на возможное нарушение предписаний общественной морали и права в определенной сложной ситуации; дефектами правового сознания, связанными или с недостаточно полным знанием законов, или же с некоторым нигилистическим отношением к их исполнению. Формируется в достаточно благополучной микросреде, прямо не ориентирующей на аморальное или противоправное поведение. Преступление совершается под решающим влиянием ситуации, возникшей чаще всего не по вине самой личности.
Ценностные ориентации - это целостная система мировоззренческих, политических, нравственных и правовых воззрений, убеждений человека, которые определяют принципы его жизни, ее цели, понимание успеха, счастья; это интеграция личностных убеждений и волевой направленности, проявляемой в деятельности. Криминологические исследования П.л. показали: наиболее значимыми, занимающими высшие места в системе ценностных ориентации у него являются те, которые отражают личные или групповые интересы. Это ничем не ограниченное проявление собственного "Я", достижение как можно более высокого материального благополучия, возможность жить, игнорируя интересы других лиц, нормы общественной морали и права. В 90-х гг. криминологи начинают отмечать сформированность ценностных ориентации преступников уже в достаточно раннем возрасте, сознательный выбор ими криминального поведения как средства достижения желаемого образа жизни, как вида деятельности. Свидетельствуют об этом и данные современных социологических опросов: «26% опрошенных молодых людей своей единственной реальной ценностью назвали деньги. 40% заявили, что они готовы добиваться цели, используя любые средства». Существенно деформировано у лиц, совершающих преступления, отношение к закону, правовым предписаниям.
Потребностно-мотивационная сфера П.л. формирует конкретную побудительную силу действия, поведения, направленного на реализацию ценностей личности. Выявление мотивационно-потребностной сферы П.л., мотивов конкретного преступного поведения позволяет получить "эмоционально окрашенный" портрет преступника.
Криминология выделяет мотивы: общественно-политические, социально-экономические (корыстные), агрессивные, легкомысленно-индивидуалистические. Возможен комплекс мотивов. В последние годы на первое место выходит корыстная мотивация (в сочетании с насильственно-эгоистической). Растет национальная мотивация - посягательство на жизнь, честь, достоинство и имущество людей иной национальности.
Социальные позиции и роли личности отражают комплекс связей личности в социальных отношениях и содержание требований, предъявляемых к ней обществом, группой. У преступников чаще наблюдается деформация позиций в основных сферах жизни и деятельности, рассогласование ролей, т.е. конфликт норм и ожиданий, негативное влияние прежних социальных ролей и занимаемых позиций (например, длительное вхождение в криминогенную досуговую группу существенно затрудняет последующую социальную адаптацию в трудовом коллективе).
Разработка и выделение структуры П.л. находит свое наиболее полное выражение в типологии, основывающейся на существенных признаках, причинно связанных с преступным поведением. Обычно выделяются "случайные" преступники, чье преступное поведение обусловливается влиянием крайне неблагополучной социальной ситуации и не связано с наличием стойких негативных личностных характеристик, и преступники, отличающиеся устойчивой системой противоправных взглядов, убеждений, реализуемых в поведении. При более детальной классификации выделяются следующие типы преступников: а) случайные; б) ситуационные; в) неустойчивые; г) злостные; д) особо опасные. В 80-90-х гг. выделен социальный тип криминогенной личности, выражающий определенную целостность личностных характеристик. Внутри его выделяют подтипы. Раскроем их.
Последовательно-криминогенный подтип характеризуется тем, что личность подобного преступника формируется в среде, где принято систематическое нарушение норм морали и права; эта среда оказывает решающее воздействие на формирование устойчивой ценностно-нормативной системы личности. Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловлено личностными характеристиками преступника: поведение преступника активно и практически не связано с обстоятельствами и конкретной ситуацией жизни. Личность способна целенаправленно выбирать преступные варианты поведения, создавать ситуацию совершения преступления, приспосабливать (при необходимости) конкретную среду в собственных интересах; ее преступное поведение относительно автономно.
Ситуативно-криминогенный подтип отличается тем, что личность формируется в противоречивых условиях, отмечаемых нарушениями непреступного характера, ненадлежащим выполнением общественно приемлемых социальных ролей, норм и требований, предъявляемых обществом. Совершение преступления в существенной мере обусловлено неблагоприятной в нравственно-правовом, социально-экономическом плане ситуацией; решающим является взаимодействие характеристик личности и социальной среды. Преступление становится как бы итогом длительного воздействия неблагоприятной окружающей среды, ее норм и предшествующего образа жизни индивида. Ценностно-нормативная система личности относительно неустойчива: наряду с преобладанием общественно негативных взглядов, представлений, убеждений присутствуют и ориентации на общественные ценности, но при противоречии личных и общественных интересов лицо действует противоправно.
Ситуативный подтип характеризуется относительно позитивной с точки зрения интересов общества ценностно-нормативной системой личности при наличии неустойчивой и неявно выраженной ориентации на возможное нарушение предписаний общественной морали и права в определенной сложной ситуации; дефектами правового сознания, связанными или с недостаточно полным знанием законов, или же с некоторым нигилистическим отношением к их исполнению. Формируется в достаточно благополучной микросреде, прямо не ориентирующей на аморальное или противоправное поведение. Преступление совершается под решающим влиянием ситуации, возникшей чаще всего не по вине самой личности.
Источник: Энциклопедия юриста