ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРЕТЕНЗИОННЫЙ (РЕКЛАМАЦИОННЫЙ) ПОРЯДОК
установленный законом порядок, требующий от истца до предъявления иска в суде или арбитраже предварительного обращения с претензией (рекламацией) непосредственно к контрагенту (должнику) и обязующий последнего в течение указанных в законе сроков (претензионные и рекламационные сроки) дать ответ на претензию. П. (р.) п. имеет целью добиться принятия самими сторонами необходимых мер к непосредственному разрешению спора, освободить органы суда и арбитража от излишних дел, добиться, чтобы истцы обращались с исками только в действительно опорных случаях, когда предпринятые ими предварительные попытки закончить спор взаимным соглашением в указанном в законе порядке не привели к положительным результатам.
П. (р.) п. установлен для определенных категорий споров, характеризуемых однородными отношениями. Данный порядок установлен, напр., по претензиям, вытекающим из применения Устава железных дорог СССР (СЗ 1935 г. №9, ст. 73). Согласно ст.ст. 95– 96 Устава, все претензии такого характера могут быть заявлены в управление железной дороги назначения в 6-месячный срок со дня выдачи груза или багажа или со дня наступления события, послужившего основанием для заявления претензии. Для смешанных перевозок срок для заявления претензий равен 1 году. Управление железной дороги обязано в течение указанного в законе срока (ст. 97 Устава) рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя о результате. При отклонении претензии управление дороги обязано сообщить причины отклонения. Иск к железной дороге может быть предъявлен только в случае отказа (полного или частичного) в удовлетворении претензии или же неполучения от нее ответа в указанные в ст. 97 сроки (см. Перевозка железнодорожная).
Аналогичный порядок установлен по претензиям, вытекающим из применения Кодекса торгового мореплавания СССР (ст. ст. 245–249 Кодекса – СЗ 1929 г. № 41, ст. 366; и СЗ 1933 г. № 53, ст. 310), Воздушного кодекса СССР (ст.ст. 88–90 Кодекса – СЗ 1935 г. № 43, ст. 3596), Устава почтовой, телеграфной, телефонной службы и радиосвязи СССР (ст.ст. 85–88 Устава –СЗ 1929 г. № 22, ст. 194) и др.
При предъявлении исков, вытекающих из поставки недоброкачественной, некомплектной и не соответствующей стандартам и техническим условиям продукции, а также всех остальных исков, связанных с поставкой продукции ненадлежащего качества, арбитраж принимает споры к своему рассмотрению лишь в том случае, если потребитель до обращения в арбитраж предъявил претензию организации, к которой предъявляется иск, но претензия не была удовлетворена ими была удовлетворена этой организацией лишь частично (ст. 9 инструкции Госарбитража от 24 ноября 1952 г. № 70 «О порядке рассмотрения государственными арбитражами имущественных споров, связанных с поставкой недоброкачественной и некомплектной продукции»).

Источник: Советский юридический словарь

ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК
разрешения споров — установленный законом или соглашением сторон порядок, при котором до обращения в суд участники спорного отношения обязаны принять меры к непосредственному урегулированию возникших между ними разногласий. Несоблюдение П.п. влечет неблагоприятные последствия для истца. Судья отказывает в принятии искового заявления от заинтересованного лица, если им не соблюден установленный законом для данной категории дел порядок предвари- т е л ь н о г о внесудебного разрешения спора (ГПК РСФСР, ст. 129), арбитражный суд вправе по этой же причине возвратить исковое заявление (АПК РФ, ст. 108). Отказ в принятии искового заявления судом общей юрисдикции или возвращение его арбитражным судом не лишает заинтересованное лицо права вновь предъявить иск после соблюдения П.п. урегулирования спора. По делам, подведомственным суду общей юрисдикции, соблюдение П.п. всегда было необходимо лишь в случаях, предусмотренных законодательством для некоторых категорий дел, в частности, по спорам, возникающим в связи с перевозкой пассажиров (обязательность досудебного урегулирования разногласий пассажира с перевозчиком предусмотрена транспортными уставами и кодексами), по спорам граждан с органами связи (согласно Федеральному закону «О связи» 1995), по трудовым спорам в случаях, предусмотренных КЗоТ РФ. По спорам, подведомственным арбитражному суду, до 1 июля 1995 все заинтересованные лица обязаны были принимать меры по урегулированию возникших между ними разногласий до обращения с иском в арбитражный суд. Для большинства отношений действовал общий П.п., установленный Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий, утвержденным Советом Министров СССР в 1973. Применительно к отдельным видам отношений (в частности, перевозка грузов, связь) сохранялся П.п., предусмотренный законодательством, регулирующим эти виды отношений (транспортные уставы и кодексы, законодательство о связи). В рыночных условиях сохранение всеобъемлющего П.п. не соответствовало принципу свободы воли контрагентов гражданских правоотношений, сущности предпринимательства и конкуренции, а потому с введением в действие в 1995 нового законодательства об арбитражном суде Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий 1973 на территории России больше не действует. Применение досудебного порядка урегулирования разногласий допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Сохраняется П.п., установленный рядом вышеперечисленных правовых актов. Можно назвать также ст. 452 ГК РФ, согласно которой предъявлению иска об изменении или расторжении договора должно предшествовать предложение одной стороны изменить или расторгнуть договор, отказ другой стороны от этого предложения либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. Обязательность досудебного урегулирования разногласий может быть предусмотрена соглашением сторон. Т.Е. Абова

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
235.96 кб

Претензионный порядок

Лисенкова Наталья Александровна
В статье анализируются определение претензионного порядка, разновидности претензионного порядка по законодательству Российской Федерации.
Читать PDF
237.23 кб

Претензионный порядок разрешения споров и конфликтов

Брыжинская Галина Викторовна, Давыдова Елена Сергеевна
В данной статье дается описание претензионного порядка, раскрывается характеристика альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов. Рассматриваютсятрудности, возникающие прилокализации и урегулировании конфликтов
Читать PDF
156.37 кб

Претензионный порядок как элемент гражданской процессуальной формы

Нехороших А. М.
Судебная форма защиты является универсальной, но не единственной. В российской правовой традиции использование претензионного порядка. Однако не всегда в системе знаний о цивилистическом процессе ему уделяется должное внимание.
Читать PDF
241.38 кб

Претензионный порядок как альтернативная форма разрешения правовых споров и конфликтов

Кручинкина Ирина Сергеевна
В статье рассматривается развитие претензионного порядка как альтернативная форма разрешения юридического конфликта.
Читать PDF
315.97 кб

Претензионный порядок как негосударственная форма урегулирования правовых споров и конфликтов

Худойкина Татьяна Викторовна, Курынова Людмила Александровна
В статье рассматриваются направления эффективного использования претензионного порядка, как негосударственной формы разрешения споров и конфликтов, возникающих в экономической – правовой сфере.
Читать PDF
315.97 кб

Претензионный порядок как негосударственная форма урегулирования правовых споров и конфликтов

Худойкина Татьяна Викторовна, Курынова Людмила Александровна
В статье рассматриваются направления эффективного использования претензионного порядка, как негосударственной формы разрешения споров и конфликтов, возникающих в экономической правовой сфере.
Читать PDF
8.56 мб

Претензионный порядок урегулирования споров в гражданских правоотношениях. Проблемы и направления ра

Щербаков Ярослав Евгеньевич
В статье поднимается вопрос о целесообразности развития частноправовых альтернатив судебному разбирательству в арбитражном и гражданском процессе при урегулировании споров на примере претензионной процедуры.
Читать PDF
409.76 кб

Претензионный порядок урегулирования договорных споров в контексте общих проблем правовой работы в к

Варламова Алла Николаевна
Статья посвящена одному из важнейших правовых средств, повышающих эффективность деятельности коммерческой организации, претензионному порядку урегулирования договорных споров, который в настоящее время в значительной степени наход
Читать PDF
165.52 кб

Претензионный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе: проблемы применения и направления

Кириченко Светлана Васильевна, Шумилина Анастасия Борисовна
В статье исследуется претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора в арбитражном процессе как одна из форм защиты гражданских прав.

Похожие термины:

  • ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

    форма защиты гражданских прав, представляющая собой урегулирование спорных вопросов между кредитором и должником до передачи спора в суд или арбитражный суд. В соответствии с П. п. у. с. кредитор о