установленный законом порядок, требующий от истца до предъявления иска в суде или арбитраже предварительного обращения с претензией (рекламацией) непосредственно к контрагенту (должнику) и обязующий последнего в течение указанных в законе сроков (претензионные и рекламационные сроки) дать ответ на претензию. П. (р.) п. имеет целью добиться принятия самими сторонами необходимых мер к непосредственному разрешению спора, освободить органы суда и арбитража от излишних дел, добиться, чтобы истцы обращались с исками только в действительно опорных случаях, когда предпринятые ими предварительные попытки закончить спор взаимным соглашением в указанном в законе порядке не привели к положительным результатам.
П. (р.) п. установлен для определенных категорий споров, характеризуемых однородными отношениями. Данный порядок установлен, напр., по претензиям, вытекающим из применения Устава железных дорог СССР (СЗ 1935 г. №9, ст. 73). Согласно ст.ст. 95– 96 Устава, все претензии такого характера могут быть заявлены в управление железной дороги назначения в 6-месячный срок со дня выдачи груза или багажа или со дня наступления события, послужившего основанием для заявления претензии. Для смешанных перевозок срок для заявления претензий равен 1 году. Управление железной дороги обязано в течение указанного в законе срока (ст. 97 Устава) рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя о результате. При отклонении претензии управление дороги обязано сообщить причины отклонения. Иск к железной дороге может быть предъявлен только в случае отказа (полного или частичного) в удовлетворении претензии или же неполучения от нее ответа в указанные в ст. 97 сроки (см. Перевозка железнодорожная).
Аналогичный порядок установлен по претензиям, вытекающим из применения Кодекса торгового мореплавания СССР (ст. ст. 245–249 Кодекса – СЗ 1929 г. № 41, ст. 366; и СЗ 1933 г. № 53, ст. 310), Воздушного кодекса СССР (ст.ст. 88–90 Кодекса – СЗ 1935 г. № 43, ст. 3596), Устава почтовой, телеграфной, телефонной службы и радиосвязи СССР (ст.ст. 85–88 Устава –СЗ 1929 г. № 22, ст. 194) и др.
При предъявлении исков, вытекающих из поставки недоброкачественной, некомплектной и не соответствующей стандартам и техническим условиям продукции, а также всех остальных исков, связанных с поставкой продукции ненадлежащего качества, арбитраж принимает споры к своему рассмотрению лишь в том случае, если потребитель до обращения в арбитраж предъявил претензию организации, к которой предъявляется иск, но претензия не была удовлетворена ими была удовлетворена этой организацией лишь частично (ст. 9 инструкции Госарбитража от 24 ноября 1952 г. № 70 «О порядке рассмотрения государственными арбитражами имущественных споров, связанных с поставкой недоброкачественной и некомплектной продукции»).
ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК
ПРЕТЕНЗИОННЫЙ (РЕКЛАМАЦИОННЫЙ) ПОРЯДОК
Источник: Советский юридический словарь
ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК
разрешения споров — установленный законом или соглашением сторон порядок, при котором до обращения в суд участники спорного отношения обязаны принять меры к непосредственному урегулированию возникших между ними разногласий. Несоблюдение П.п. влечет неблагоприятные последствия для истца. Судья отказывает в принятии искового заявления от заинтересованного лица, если им не соблюден установленный законом для данной категории дел порядок предвари- т е л ь н о г о внесудебного разрешения спора (ГПК РСФСР, ст. 129), арбитражный суд вправе по этой же причине возвратить исковое заявление (АПК РФ, ст. 108). Отказ в принятии искового заявления судом общей юрисдикции или возвращение его арбитражным судом не лишает заинтересованное лицо права вновь предъявить иск после соблюдения П.п. урегулирования спора. По делам, подведомственным суду общей юрисдикции, соблюдение П.п. всегда было необходимо лишь в случаях, предусмотренных законодательством для некоторых категорий дел, в частности, по спорам, возникающим в связи с перевозкой пассажиров (обязательность досудебного урегулирования разногласий пассажира с перевозчиком предусмотрена транспортными уставами и кодексами), по спорам граждан с органами связи (согласно Федеральному закону «О связи» 1995), по трудовым спорам в случаях, предусмотренных КЗоТ РФ. По спорам, подведомственным арбитражному суду, до 1 июля 1995 все заинтересованные лица обязаны были принимать меры по урегулированию возникших между ними разногласий до обращения с иском в арбитражный суд. Для большинства отношений действовал общий П.п., установленный Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий, утвержденным Советом Министров СССР в 1973. Применительно к отдельным видам отношений (в частности, перевозка грузов, связь) сохранялся П.п., предусмотренный законодательством, регулирующим эти виды отношений (транспортные уставы и кодексы, законодательство о связи). В рыночных условиях сохранение всеобъемлющего П.п. не соответствовало принципу свободы воли контрагентов гражданских правоотношений, сущности предпринимательства и конкуренции, а потому с введением в действие в 1995 нового законодательства об арбитражном суде Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий 1973 на территории России больше не действует. Применение досудебного порядка урегулирования разногласий допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Сохраняется П.п., установленный рядом вышеперечисленных правовых актов. Можно назвать также ст. 452 ГК РФ, согласно которой предъявлению иска об изменении или расторжении договора должно предшествовать предложение одной стороны изменить или расторгнуть договор, отказ другой стороны от этого предложения либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. Обязательность досудебного урегулирования разногласий может быть предусмотрена соглашением сторон. Т.Е. Абова
Источник: Юридическая энциклопедия